Напоминание

Роль загадок в развитии и воспитании детей дошкольного возраста


Авторы: Маскова Альфира Фаатовна, Губайдуллина Гульнара Нурфаязовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ ДС №37
Населённый пункт: г. Нижневартовска
Наименование материала: Статья
Тема: Роль загадок в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Дата публикации: 09.04.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль загадок в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Для

повышения

эффективности

воспитательно-образовательного

процесса в условиях ФГОС ДО необходимы поиск и применение все новых

методов и приемов работы с детьми. На сегодняшний день использование

загадок как метода и средства воспитания и обучения не является новым, но

нужно отметить, что опыт работы с загадками в ДОУ дает положительный

результат. С помощью загадок можно успешнее решать задачи всестороннего

развития детей.

В.А.Сухомлинский

призывал

педагогов

не

упустить

тот

самый

счастливый период, а именно попытаться «…добраться в каждом человеке до

той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И вот здесь, одним

из наиболее эффективных средств развития речи ребенка и его мыслительной

деятельности выступает загадка.

Разгадывание загадок - одно из самых любимых занятий детьми всего

мира.

С этим замечательным жанром народного творчества, где находят свое

отражение и быт русского народа, и его нравы, и окружающая природа,

ребёнка знакомят ещё в раннем

детстве. Загадка всегда заключает в себе

в о п р о с , т р е бу ю щ и й мыслительной

деятельности,

сосредоточенности,

р а б о т ы

в о о б р а ж е н и я

и конечно

д а ё т

ма л ы ш у

с в о е го

р о д а

"концентрированную вытяжку" новых знаний и впечатлений об окружающем

мире. Это знания о новых предметах, о природе и её явлениях, о животных и

их повадках, об отношениях между людьми. Можно сказать, что загадки в

доступной

детям

концентрированной,

символической

форме

отражают

детский опыт познания действительности.

Загадки являются особенным познавательным миром – интересным и

весёлым. В них преподносится абстрактное описание конкретного явления

или

предмета,

которые,

немало

поразмыслив,

требуется

угадать.

Но,

несмотря

на

всю

свою

сложность,

разгадывание

загадок

есть

игра,

рассчитанная

на

веселье

создание

шуточного

настроения

и

радостного

предвкушения правильного ответа.

Изначально,

слово

«гадать»

в

переводе

с

древнерусского

языка

означало «думать», «размышлять». Наши далекие предки так же как и мы

любили загадки и временами даже устраивали «Вечера загадок», которые, как

правило, проходили в зимнее время, так как, по обычаю, в пору посадки,

выращивания, созревания и уборки урожая запрещалось произносить тайные

слова,

к

которым

и

относились

загадки.

Считалось,

что

они

оказывали

нежелательное

воздействие

на

природу.

Но

когда

уборка

на

полях

и

в

огородах заканчивалась, природа засыпала - у людей появлялась возможность

повеселиться и отдохнуть. Именно в эту пору и устраивались по вечерам

праздники загадок.

В современном мире

загадка поч ти пере стала играть культовую,

мистическую,

социальную роль.

Однако,

художественная и культурная,

образовательная

и

развлекательная

функции

остаются.

Загадки

являются

развлечением, применяются в детских играх с образовательными целями,

довольно часто они входят в учебно - методические пособия с дидактической

целью.

Использование загадок воспитателем в воспитательно-образовательной

работе дает возможность сделать обучение занимательным, интересным. А

что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать

новую, свою

собственную? З а г а д к и –

распространенный и

любимый

д е т ьми жанр

народного творчества.

Обращение

к

ним

на

занятиях

неизменно вызывает детскую улыбку, а для многих педагогов -

молодых и

опытных

загадка

является необходимым дидактическим материалом,

по скольку

е

е л а ко н и ч н о с т ь в

с о ч е т а н и и с

художественной

выразительностью позволяет и занятие оживить, и задачи занятия успешно

решить.

Являясь

элементом

игровой

деятельности,

загадка

ненавязчиво,

деликатно

воспитывает

ребенка,

приобщая

к

нравственным

ценностям

русского народа, е г о житейские

мудрости.

Образность,

красочность,

эмоциональность загадок,

развивают поэтическое

чувство,

языковое

чутье,

восторженное отношение

к языку, подготавливают к восприятию

литературы, учат наслаждаться «искусством слова».

Таким образом, обыкновенные загадки можно назвать одним из средств

всестороннего развития ребенка, так как предстают перед детьми не просто

как

забава,

а

как

веселое,

но

вполне

серьезное

занятие

и

полезное

упражнение.

И действительно, разгадывание загадок вместе с ребенком не является

пустой тратой времени, ведь благодаря такому полезному и увлекательному

досугу у ребенка развивается не только сообразительность и смекалка, но и

тренируется память, развивается абстрактное мышление и воображение, что

является весьма значимым в дошкольном возрасте. Загадки являются одной

из самых простых форм развивающих интеллектуальных упражнений. Они

преподносятся коротко и ёмко (как правило, в форме стиха), что адаптирует

информацию

для

детского

восприятия

и

придает

сходство

с

интересной

игрой.

Характер

разгадывания

загадок

носит

игровую

форму,

а

такое

проведение времени вовсе не скучно малышу. Задумываясь и размышляя над

очередной

загадкой,

ребенок

постепенно

осваивает

навыки

анализа

и

сравнения, учится сопоставлять различные признаки предметов и явлений, а

так

же

отфильтровывать

неподходящие

варианты

ответа.

Учитывая,

что

загадки

разнообразны

по

своей

тематике,

то

пополняется

представление

ребенка

об

окружающем

мире,

расширяется

его

кругозор.

Этот

метод

получения знаний является одним из самых эффективных и результативных,

ведь память детей дошкольного возраста отличается особой «цепкостью» к

информации, которую они усваивают в процессе игры.

К.И. Чуковский подчеркивал, что именно период о т двух до пяти лет

ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное

его усвоение. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение

родного языка,

заключающееся

в усвоении

всей е г о морфологической

системы,

связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к

языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и

словоизменениях,

совершаемых ребенком

по

аналогии

с уже усвоенными

формами. Таким образом, особое значение имеет загадка и для развития речи

дошкольника.

Загадки

обогащают

словарь

детей

за с ч е т многозначности

слов,

помогают

увидеть

вторичные значения слов, формируют представления о

перено сном знач ении слова.

Они

помогают

у с в о и т ь з ву ко в о й и

грамматический с т р о й русской

речи, заставляя

сосредоточиться на

языковой

форме и анализировать ее. Стоит отметить, что пользу приносит не

только

разгадывание

загадок,

но

и

их

составление.

Данный

вариант

проведения досуга может быть интересен и малышу, и его родителям, и

педагогу

в

равной

степени.

О т г а д ы ва н и е и

п ри д ум ыва н и е загадок

оказывает

влияние н а разностороннее развитие речи детей. Употребление

для создания в загадке метафорического образа, употребление различных

средств выразительности (приема олицетворения, различных определений,

эпитетов,

сравнений,

особой

ритмической

организации)

способствуют

формированию

образности

речи

детей дошкольного возраста.

Загадка,

возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь

решения

определенной

проблемы.

Разгадывание

загадок

развивает

способность

к

анализу,

обобщению,

формирует

умение

самостоятельно

делать

выводы,

умозаключения.

Загадка

учит

четко

выделять

наиболее

характерные,

выразительные

признаки

предмета

или

явления,

ярко

и

лаконично

передавать

образы

предметов,

развивает

у

детей

поэтический

взгляд на действительность.

Загадки способствует развитию речи детей, образному и логическому

мышлению, умственной реакции, но главная же особенность загадки состоит

в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку,

ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает

признаки различных предметов, находит общее, анализирует предметное и

явления окружающей действительности, классифицирует их. А главное, в

процессе

отгадывания

дети

совершают

своеобразные

«умственные

упражнения» с радостью, воспринимая их как развлечения, и как проверку на

сообразительность.

Загадка

развивает

ум,

смекалку,

будит

мысль.

Но

значение

загадок

в

умственном

воспитании

далеко

не

исчерпывается

развитием мышления. Они также обогащают ум сведениями о природе и

знаниями из различных областей человеческой жизни. Загадки развивают

наблюдательность ребенка, чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и

быстрее отгадывает загадки.

Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет

игры

слов,

рифм,

ритма.

Поэтика

выступает

как

форма

сохранения

и

распространения

народной

мудрости,

по эт ич е с кого в з г л я д а на

действительность.

Работа

с

загадками

также

можно

использовать

для

обогащения

словарного

запаса

детей. Лексика загадок

меткая,

ясная,

общедоступная,

способствует увеличению пассивного и активного словаря детей. Загадка

используется

как

средство

формирования

разных

сторон

речи. Загадки

по строены

н а

повторах,

повторяются

отдельные

слова,

словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов,

а затем и х активному употреблению. В загадках

встречаются слова в

уменьшительно-ласкательной

форме.

Частое

прослушивание

их

помогает

детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы.

Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и

того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или

уменьшительно-ласкательной

форме).

В

загадках

обнаруживается

диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать

в качестве образца для подражания

В

обучении детей обращенной речи. В

з а г а д к а х вст речают ся

количе ственные

ч и с л и т е л ь н ы е ,

которые

употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в

игре,

дети

непроизвольно

запоминают

числовой

ряд.

Загадки

можно

использовать

с

целью

выделения ударных слогов.

Они

способствуют

развитию

фонематического

слуха,

воспитанию

чувства

ритма

и

формы.

Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их

можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных

рассказов.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед.

учеб.

Заведений.

-

3-е

изд.,

стереотип.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2000. - 400 с.

2. Илларионова Ю.Г: Учите детей отгадывать загадки. Пособие для

воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1976. — 128 с



В раздел образования