Автор: Румянцева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 11
Населённый пункт: г. Боровичи
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по развитию речи и подготовки детей к письму в период адаптационных курсов для будущих первоклассников
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь
ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодей-
ствии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, пере-
давая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действи-
тельности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на
смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его
лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых яв-
лений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При сти-
хийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому
необходимо специальное обучение в школе раннего развития.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной
проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не
умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллю -
страции и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-
3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамот -
но построенное обучение родной речи.
Данная рабочая программа рассчитана на 32 часа. Курс нацелен на разностороннее раз-
витие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, коорди -
нации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет
вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки
культуры речи.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде -
ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано,
что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период
адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо
развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, срав-
нивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элемен-
тарному контролю над собой.
Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребен-
ка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способ -
ностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать
свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников
и формирование готовности к школьному обучению.
На занятиях используются специальные задания
на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
выделение одинаковых предметов из группы предметов;
выделение лишнего предмета;
объединение различных предметов в группы;
выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Задачи:
- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексиче-
ского, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие
связанной речи, развитие речевого общения;
- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимна-
стики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;
- формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивиду-
альных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстни-
ками и взрослыми;
- развитие воображения и творческих способностей.
- адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что
позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их
использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побу-
ждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться
их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Та-
ким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребен -
ка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формиро -
ваться потребность владения языком, совершенствования речи.
При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности
высказываний рассматривается умение ребёнка структурно правильно строить текст и ис -
пользовать необходимые для этого средства связи. Путь к формированию этого умения
ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководя-
щую роль, направляя ход мысли детей и подсказывая способы выражения, к развёрнутой
монологической речи самого ребёнка.
В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика. Взрослый учит ре -
бенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом
речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирова-
ния. Это даёт возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа.
Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий
успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирова-
ния у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое
слово, предложение, как они строятся. Осознание звукового состава слова и словесного со-
става предложения подводит ребёнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает
основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.
Основные аспекты сочетаемости задач
Словарная работа направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на
углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в
слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном выска-
зывании. Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальной работы по
ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углуб -
лению знаний о них.
Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием
связной речи и с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время
рассматривании картин, придумывании самостоятельных рассказов дети учатся распозна-
вать смысловые оттенки слова, а задания, которые им предлагаются, направлены на обуче-
ние
согласованию
существительных
и
прилагательных
в
роде,
числе,
падеже.
Такие
упражнения способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать грамматические формы
и правильно использовать их при составлении рассказов
Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культу-
ры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила
голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложе-
ния того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть,
что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между
словами, предложениями, между частями высказывания),
На занятиях на первый план выступает не очерёдность, того или иного вида рассказы-
вания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творче -
ских рассказов), а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, не -
которые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения
детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания уме -
ния отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и состав-
лять самостоятельные рассказы
Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педа-
гог (спасибо за рассказ, было очень интересно). В 5-7 лет дети могут сами оценивать свои
рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания.
На каждом занятии решаются и воспитательные задачи: развитие культуры речевого об-
щения; формирование нравственных качеств личности (сопереживание, сочувствие), при
этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литера-
турных произведений, картин.
При обучении дошкольников пересказу литературных произведений их внимание спе-
циально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в
нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и
нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной мо -
нологической речи способствуют формированию нравственного поведения.
При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин)
дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто
продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других
детей выступает «живая модель» структуры рассказа, с другой – происходит формирова-
ние взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности. Рассказы -
вание группами учит дошкольников договариваться между собой, в случае необходимости
помогать друг другу, уступать и т. д.
Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:
1.
При выборе рассказчиков педагогом.
2.
Группой детей.
3.
Одним из детей.
Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о
воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными,
эстетическими) задачами.
У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые
умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для пла-
нирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.
Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности.
Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, что -
бы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь
ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким об -
разом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми
на занятиях к естественным условиям.
Еще одна сторона коммуникативно - деятельностного подхода к речи заключается в
том, что она всегда входит в какую-то другую – целиком теоретическую, интеллектуаль-
ную или практическую деятельность. В каждой из них она может использоваться по-раз-
ному. Для развития речи это означает, что оно происходит не только в коммуникативной,
но и в других видах деятельности ребенка. Следовательно, нужно определить, с помощью
каких приемов, при использовании каких языковых средств, применительно к каким ви-
дам детской деятельности можно решить задачу совершенствования мыслительной, рече-
вой и практической деятельности ребенка.
Содержание программы
Содержание обучения на предшкольной ступени не дублирует программу первого клас-
са, а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному
обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи раз-
личных разделов речевой работы:
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
6. Развитие связной монологической речи.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наибо-
лее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплекс-
ный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:
1.
Научность.
2.
Учет психологических, возрастных особенностей детей.
3.
Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).
4.
Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной
речи.
5.
Доступность, конкретность.
6.
Концентричность.
Виды занятий:
1.
Рассматривание картины.
2.
Рассматривание предметов.
3.
Загадывание загадок.
4. Дидактические игры:
- пальчиковые;
- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
- артикуляционная гимнастика;
- звуковые игры;
- дыхательная гимнастика.
Картины для детей дошкольного возраста
1.
Значение картин в развитии детей дошкольного возраста.
2.
Структура занятий по рассматриванию картины.
3.
Требования к занятиям по знакомству с картинами.
Задача
педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного
рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов; вос-
питывать чувства детей.
Картины
могут
быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные
темы, рассказы детей по картинкам).
Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:
1.
Для выяснения общего смысла картины: о чем? Как мы назовем картину? Пра -
вильно ли ведут себя дети?
2.
Описание предметов: что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на пер-
вом плане и далее, удаляясь вглубь картины.
3.
Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это
(картина) целое.
4.
Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?
5.
Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины: а у тебя дома
котенок есть?
6.
Для активизации словаря задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов.
Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.
Загадки для детей дошкольного возраста
Загадки были распространены на Руси в древности. Загадкам посвящены разные иссле-
дования.
Типы:
1. Метафоры – употребление слова в переносном значении, на основе сходства каких-
либо отношений или явлений.
2. Загадка-сказка звукоподражательного образа, например, медведь, лиса, какие звуки
издают? А заяц?
3. В виде шутливого вопроса.
4. Загадки-задачки.
Нет точных указаний, когда загадка перешла к детям. Но уже в XIX веке она быто-
вала в репертуаре взрослых и детей и была введена в учебную литературу. Это было фак-
том признания педагогической ценности загадки.
Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что они знакомят
ребенка с «радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выда-
ющиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих при-
знаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения.
Решающую роль в поддержании интереса к загадке играют:
- конкретность;
- доступность;
- красочность образов;
- звучность рифм.
Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного до-
стоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если загадка не раз-
гадана, это вызывает у ребенка жажду познания.
Дидактические игры
Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство обогаще -
ния, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Методика проведения игр.
1. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор опре -
деляется как уровнем умственного развития детей дошкольного возраста, так и задачами
воспитания.
2. В начале игры необходимо создать:
- игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;
- если надо две группы детей, то делят на две группы и выбирают считалкой вожа-
ков, а также считалкой распределяют роли;
3. Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так,
чтобы были задействованы все дети.
4. В каждую игру варианты усложняются.
5. Объяснение правил для дошкольников.
«Подбор слов синонимов, антонимов», например, при рассматривании картинок выде-
лить то слово, которому учим: мальчик огорчен (печален, не веселый), неуклюжий щенок
(спотыкающийся, его не держат лапы).
«На подбор прилагательных».
«Добавим слово»: хлеб – хлебушка; поле – полюшко.
«Как назвать вторым словом», например, шуба – одежда, чашка – посуда.
«Из чего сделан предмет»: металлические, резиновые, деревянные.
О смысле слов:
«Объяснение смысла слов, например, день был пасмурный, солнечный.
«Вершки – корешки».
«Кто, что лишнее». Карточки: насекомые – одна рыба; лесные цветы – домашние; ли-
стья осины – береза. Кубики: голова, хвост, лапы в одном существе от разных животных.
«Определи на ощупь» (бархат, шерсть, шелк).
«Кто заметит, услышит больше», показывать предметы, на что это похоже.
«Составление детьми небылиц»
- 15 лягушек палили из пушек дубовый пенек;
- ой, врешь, куманек.
«Кто веселее?»
«Мимические картинки»
«Кто старше?». Карточки с выражением лица: дед, папа, сын.
«Что теплее?»: зимнее платье, летнее платье, купальник.
«Кто сильнее?»: слон, обезьяна, зебра.
«Что выше?»: дерево, жираф, небо.
«Что тверже?»: камень, глина, земля.
«Что ярче светит?»: свеча, люстра, солнце, прожектор, луна.
«Кто назовет больше качеств предмета», арбуз – разрезать.
«Чем похожи, не похожи предметы».
«Как сказать иначе».
«Угадай, кто пришел», например, Миша! Кто к тебе подошел? – описывают девочку
(мальчика), как одеты, особенности.
«Кто ловкий?»: кто больше соберет воздушных шаров. В ложечке принести воду, не раз-
лить.
«Отгадай, какой цветок?», например, серединка желтая, лепестки белые.
Воспитание звуковой культуры речи:
1.
Четкое, ясное произношение звуков.
2.
Артикуляционная гимнастика.
3.
Предлагая произносить звук, соотносить с песенкой (комара, жука).
4.
Произношение данного звука отрабатывать в словах, слоге, в речи.
5.
С дошкольниками проводить работу над развитием интонационных средств
самовыражения (грустно, весело, медленно, быстро) с учетом естественной высоты голо-
са.
Формирование диалогической речи:
1.
Постоянно обращать внимание: о чем говорят дети и как?
2.
Как разговаривают друг с другом дети и со взрослыми. Есть ли в речи детей веж-
ливые слова.
3.
Перед проведением с детьми беседы на определенную тему учитывать предше-
ствующую работу и вопросы исходят из темы.
Обучение детей рассказыванию
1. Можно предложить всем детям составить рассказ описательного или сюжетного
характера, используя игрушки, предметы, иллюстрации, картинки. Например, игрушка
Мишка.
2. Лучше дети составляют рассказы через дидактические или сюжетные игры.
Например, магазин игрушек, письмо принес почтальон.
3. Использовать следующие приемы обучения при составлении рассказов:
- образец педагога (должен повторить, не выдумывая).
- план педагога (3-4 вопроса).
- указание и оценка рассказов.
Ознакомление с художественной литературой
1.
Чтение целого произведения (рассказывание);
2.
Чтение художественных произведений (рассказывание), объединенных одной
целью;
3.
Слушание дисков, записей;
4.
Показ настольного, кукольного театров и др.
5.
Показ фильмов, просмотр телевизионных передач, компьютерных игр.
Цель: научить ребенка выражать свое отношение к поступкам героев, различать
жанры произведения, видеть в тексте свойства художественной выразительности. Незнако-
мые слова нужно внести в речь ребенка до занятия, даже если они будут мало использова -
ны на самом занятии.
Рассматривание иллюстраций
Рассматриваются до занятия. В ходе занятия – это книги познавательного харак-
тера. Есть книжки-игрушки, каждая страница – это новое стихотворение.
Заучивание стихотворения наизусть
Прежде чем предложить стихотворение детям, оно:
- должно радовать детей;
- запоминать стихотворение из любви самого педагога;
- хором нельзя учить;
- сначала спрашивают тех, кто лучше выучил, быстрее, затем тех, кто хуже. Спросить от
начала до конца.
- перед заучиванием не делать установку на заучивание;
- придумать (или взять образец движений) при разучивании слов стихотворения.
Формирование грамматически правильной речи
1.
Общие понятия о грамматическом строе речи.
2.
Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи детей, их причи -
ны.
3.
Задачи педагога в овладении грамматических навыков в разном возрасте.
При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу
над ее морфологической и синтаксической стороной.
Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:
1. Окончание существительных множественного числа Р.п. (ов), например, не матреш-
ков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.
2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей
животных, например, не львенки, а львята.
3. Употребление несклоняемых имен существительных.
4. Не различают род существительных, особенно средний род.
5. Не умеют ставить ударения при склонении существительных:
- постоянное ударение, его место во всех падежах существительных;
- подвижное ударение (волк - волков)
- перенос ударения на предлог (на голову, на пол, из лесу).
6. Образование сравнительной степени прилагательного.
- простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е), например, резкий – резче;
сладкий – сладче; дорогой – дороже.
- при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.
7. При образовании глагольных форм:
- в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет - скакал);
- спряжение глаголов;
- спряжение глаголов с особым окончанием (есть, дать);
- повелительное наклонение (поезжай).
Требования к занятиям по проведению формирования грамматически правиль-
ной речи:
1. Выбор содержания занятий для детей дошкольников на длительный срок (на занятия
берутся лишь те формы, употребление которых затрудняют детей).
2. Подбор материала для одного занятия. Для занятия выбирается только одна речевая
задача.
3. Повторность материала на занятии. Одно и тоже содержание повторяется до полного
исчезновения данной грамматической ошибки на таких занятиях.
4. Характер занятия. Занятия по формированию грамматически правильной речи носят
характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Прово -
дится занятие непринужденно, живо. Педагогу не следует употреблять при объяснении
грамматическую терминологию, больше персонажей.
Приемы обучения:
Активными приемами педагога являются:
1. Объяснение.
2.
Повторение.
3.
Пример правильной речи ребенка.
4.
Прием сравнения.
5.
Подсказка.
6.
Исправление.
Методы и приемы:
1. Упражнения на составление предложений с трудными словами (пальто, кофе, пи-
анино, какао).
2. Словесные упражнения (определить род существительных). Например, что голу-
бое? О чем еще можно сказать, что голубое? Голубая? «Докончи предложение», например,
пловец ныряет глубоко, а водолаз глубже. Красивый – красивее. Я хочу, мы хотим. Стре-
лять! – мы стреляем; скакать – скачем; ездить – ездим; жечь – жжем.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ре-
бенка:
1. Ребенок становится замкнутым, резким, неусидчивым, возможны умственное отста -
вание и неуспеваемость в школе.
2. У дошкольников существует неправильное произношение отдельных звуков, особен-
но шипящих, перестановка звуков в слове или опускание звуков в слове.
3. Наблюдается речь быстрая, нечеткая, при которой дети недостаточно открывают рот,
слабо артикулируют звук.
4. Есть свои особенности у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными ча -
стыми вдохами, без пауз. Эти особенности не являются патологическими, они объясняют -
ся медленным развитием моторики, речедвигательного аппарата ребенка.
Пути формирования правильного звукопроизношения:
1. Обследование речи детей.
2. Развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гигие-
на).
3. Занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка.
4. Предупреждение и ускорение нарушения речи у детей.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи имеют следующую структуру:
1. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности орга-
нов артикуляционного аппарата, и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное
произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.
2. Знакомят детей с новым звуком или звукоподражанием. Если возможно, педагог
связывает звук с конкретным образом (жук – з-з, ж-ж).
3. Педагог побуждает детей к произношению данного звука, предлагая 3-4 варианта
заданий.
4. Звук помещается в слог. Дети выполняют задания на различение звукоподража-
ний, высоты и силы голоса, темпа дыхания.
5. Детей упражняют в произношении звука в словах фразовой речи: читает расска -
зы, стихи, игры, где используемый звук встречается.
Методы и приемы формирования звуковой культуры речи
Методы:
1. Дидактические игры («Чей домик», «Оркестр»).
2. Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям.
Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и ме -
тодами упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, потешек.
Игровые упражнения «Подуем на пушинку». Пользуясь указанными методами, педагог
применяет разнообразные приемы:
Образец правильного произношения, выполнения задания, которое дает педагог.
Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речевого аппарата.
Образное называние звука или звукосочетание (з-з-з – песня комара, туп-туп-туп –
поет козленок).
Обоснование необходимости выполнить задания педагога повышает качество отве-
тов, оно дается в эмоционально-шутливой форме (давай научим индюка петь веселую пе-
сенку) или деловой форме (надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово «шо-
фер»).
Совместная речь ребенка и педагога, а также отраженная (незамедлительное повто-
рение ребенком речи образца).
Оценка ответа или действия.
Образная физическая пауза, которая служит отдыхом и закреплением учебного мате-
риала.
Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Обучение детей связной речи
1.Разговор с детьми в повседневной жизни.
2. Виды занятий по обучению детей разговорной речи. Беседа, экскурсии, беседы по
картинам, игрушкам, дидактические игры.
3. Беседа – основное средство обучения детей связной диалогической речи
- значение беседы для умственного, нравственного и эстетического влияния детей
- тематика бесед:
а) беседы на общие темы;
б) бытовые темы;
в) этические беседы.
- подготовка детей и педагога к беседе (выбор темы, определение программного со -
держания, составление плана беседы, подбор иллюстраций и художественного материала).
- структура беседы.
- методические приемы:
а) вопросы
б) указания
в) объяснения
г) рассказ педагога
д) использование литературы и наглядного материала.
Значение: в беседе педагог уточняет опыт детей, который они приобрели во время
наблюдений и в разнообразной деятельности в семье. Приучать детей целеустремленно и
последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы, учить просто и понятно излагать
свои мысли.
Беседа предполагает обоюдную активность: дети могут обращаться с вопросами и
высказывать свои суждения и плохо, когда беседа превращается в опрос. Нужно учить де-
тей в ходе беседы спрашивать, высказываться.
В беседе можно использовать различные приемы словарной работы:
Объяснение значения (иногда и происхождения) отдельных слов педагогом. Как прием
словарной работы, используют хоровое повторение слова вместе с педагогом негромко и
четко.
Обучение детей монологической речи (рассказыванию)
1. Задачи и содержание работы по обучению монологической речи.
2. Виды занятий по обучению детей рассказыванию:
- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;
- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набо -
ру игрушек;
- пересказ народных сказок или рассказов;
- составление рассказа из личного опыта (по памяти);
- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
3. Накопление опыта, как условие, обучение детей рассказыванию. Условия: большой
словарный запас, объем знаний.
4. Приемы обучения детей рассказыванию:
- образец речи (рассказа) педагога;
- план рассказа;
- коллективное составление рассказа;
- составление рассказа по частям;
- вопросы, элементарные указания, упражнения;
- демонстрация наглядного материала;
- оценка рассказа детей.
Приемы обучения детей рассказыванию:
Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или собы-
тия, доступное для восприятия по содержанию и форме.
Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие каче -
ства: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие расска -
зы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украша-
тельства.
План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изло-
жения. Например, день рождение Лисы:
- о том, как звери собираются в гости;
- как договариваются о подарке;
- как справляли, поздравляли.
Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в
основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию.
Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит приду-
мать рассказ.
Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором
слов, они мало обращаются к монологической речи.
Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т.к.
уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее,
глубже, большее количество детей можно спросить.
Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их
задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой,
предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.
Обучение детей рассказыванию по картине
1.Значение картин в обучении детей рассказыванию.
2. Типы, серии картин, требования к ним.
3. Виды рассказывания по картинам в разном возрасте.
4. Требования к рассказыванию детей разных возрастов.
5. Структура занятия по картине.
6. Особенности проведения занятий по обучению рассказыванию по картине в разном
возрасте.
Особенности проведения занятий по обучению рассказыванию по картине:
1.
Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине (простой сюжет – 1- 2
предмета).
2.
Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
3.
Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине усложненного варианта.
4.
Составление рассказов по последовательной серии сюжетной картины.
5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине.
6. Составление описательного рассказа по натюрморту.
Обучение детей рассказыванию по игрушкам
1. Подбор игрушек.
2. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.
3. Виды занятий.
4. Структура занятий.
5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.
Виды занятий:
- Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что
было, что будет).
- Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.
- Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоо -
парке».
Структура занятия:
1. Вводная.
2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).
3. Вопросы к детям.
4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.
5. Указания детям.
6. Составление рассказов детьми.
7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или роди -
тель.
8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность,
в чем успешность?
9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к
успешности по обучению рассказыванию по игрушке).
Обучение детей пересказу народных сказок, коротких рассказов
1. Роль.
2. Требования к детскому пересказу.
3. Произведения для пересказа и требования к ним.
4. Структура занятий.
5. Методические приемы.
6. Особенности обучения пересказыванию в разном возрасте.
Требования к детскому пересказу:
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.
2. Полнота передачи художественного текста, т.е. отсутствие нарушающих логику
отклонений.
3. Использование словаря и оборотов от авторского слова.
4. Удачная замена синонимами.
5. Правильный ритм.
6. Отсутствие длительных пауз.
7. Последовательность.
8. Культура устного рассказа в широком смысле слова:
- поза,
- интонационная выразительность речи.
Требования к произведениям для пересказа:
Произведения для пересказа педагог подбирает самостоятельно, учитывая возраст
детей и учебно-воспитательную работу.
1. Каждое произведение должно учить чему-то полезному.
2. Тексты подбирают доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опы-
ту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию.
3. В произведении должны быть знакомые детям персонажи, с ярким выражением
характера.
4. Произведения нужно подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо вы-
раженной последовательностью действий.
5. Язык произведения для пересказа должен быть образцовым, с доступным детям
словарем, короткими четкими фразами без сложных грамматических форм. Язык вырази -
тельный, наличие богатых и четких сравнений и определений, включающих несложные
формы прямой речи.
6. Произведения для пересказа должны быть доступны по размеру, учитывая осо-
бенность детского внимания и памяти.
Методические приемы:
1. Совместный пересказ педагога с ребенком.
2. Подсказка слова или фразы.
3. Вопросы к детям.
4. Упражнения-указания.
5. Поощрение.
6. Пересказ по частям.
7. По ролям.
8. Игра- драматизация.
Обучение детей рассказыванию из личного опыта (по памяти)
Значение.
2. Требования к рассказыванию детей.
3. Условия: накопление ребенком личного опыта, связь педагога с семьей.
4. Тематика из личного опыта.
5. Методические приемы:
- вопросы на данную тему, предваряющие рассказ;
- вопросы в виде плана;
- выяснение знаний;
- образец рассказа педагога.
- указания.
Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт
передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои
мысли.
Требования:
У детей 6-7 лет рассказы должны быть много фактического материала. Ребенок чаще
сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.
Методические приемы:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога:
- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
- четкость построения, отсутствие лишней детализации;
- динамичность действий, яркие описания;
- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухо-
сти). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, по-
лезны в воспитательном отношении.
3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается
рассказ.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопро-
сов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с на-
чала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помо -
гая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательно-
сти, по четкости повествования.
Обучение детей творческому рассказыванию (по воображению)
1. Своеобразие творческих, придуманных рассказов детей.
2. Высокий уровень мыслительной и речевой подготовки. Богатый опыт, разнообра-
зие жизненных впечатлений, основные условия проведения этого вида рассказывания.
3. Требования.
4. Виды рассказывания: реалистический, фантастический (сказки, небылицы).
5. Тематика рассказов: нравственные темы, о детях, о природе.
6. Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию на разных
этапах обучения.
7. Методические приемы:
- предварительная беседа на тему рассказа;
- план рассказа, составленный педагогом с детьми;
- рассказ педагога (начало рассказа, образец для рассказа по аналогии);
- указания к составлению и анализу рассказа;
- наводящие вопросы и предложения, направленные на развитие сюжета.
Требования к рассказыванию детей:
1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводя-
щих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.
2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без
лишней детализации и перечисления.
3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места дей-
ствия, природы, портрета героя, его настроения.
Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию
1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как услож-
нение данного вида – самостоятельный выбор темы.
2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.
3. Составление рассказа по пейзажной картине.
Ознакомление детей с художественной литературой
1. Значение художественной литературы в воспитании детей.
2. Задачи.
3. Формы работы с книгой с дошкольниками.
4. Подготовка педагога к занятиям по художественному чтению.
5. Виды занятий по художественному чтению:
- чтение и рассказ одного произведения;
- чтение и рассказ нескольких произведений;
- слушание аудио и дисков;
- использование на занятиях по художественному чтению настольного, кукольного,
теневого театра, фланелеграфа.
6. Структура и проведение занятий:
- заинтересованное начало;
- вводная беседа с детьми;
- чтение текста;
- беседа о прочитанном;
- работа с иллюстрацией.
7. Работа с книжной иллюстрацией.
Виды по ознакомлению с художественной литературой:
1.
Чтение.
2.
Рассказ сказки.
3.
Разучивание стихотворения.
- Словесные игры тоже используются в беседе, помогают ребенку войти в образ.
Дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия героев, а проговаривают их. Словес-
ная игра развивает видение образа, например, рассказ Винокурова «Сквозь буран».
- Словесный рисунок помогает детям представить литературный образ, увидеть
его даже тогда, когда нет иллюстраций. Вопросы: Как бы нарисовал Айболита? Какого ро-
ста? Как одет? Дети рисуют в воображении.
- Воображаемый диалог с литературным героем – это один из приемов, стимули-
рующий детей выразить в слове свое отношение к литературному герою. Например, об-
ращение к герою и предполагаемый ответ, который формулирует и проговаривает сам ре-
бенок по рассказу Пермяка «Самое страшное»: Кто хочет подружиться с Вовкой таким?
Почему никто не хочет дружить с ним? Ребенку предлагают доказать герою, что никто не
хочет с ним дружить.
Заучивание литературы наизусть
1. Значение поэзии в воспитании дошкольников.
2. Особенности восприятия и запоминания стихотворений детьми дошкольного воз -
раста.
3. Подбор стихотворения, требования.
4. Структура занятия по обучению заучиванию.
5. Приемы, которые способствуют хорошему заучиванию и запоминанию стихотво -
рения:
- вопросы по тексту для уточнения идеи произведения, его художественных
особенностей;
- эмоциональное чтение текста педагогом;
- досказывание детьми рифмующегося слова;
- чтение по ролям;
- хоровая декламация отдельных строчек;
- игровые приемы;
- использование иллюстративного материала.
Ознакомление с предложением
Предложение – сочетание слов или одно слово, выражающее основную мысль.
Задачи обучения:
1. Научить детей выделять из устной речи предложения и слова.
2. Определять количество слов в предложении.
3. Определять порядковое место слова.
4. Составление предложений из определенного количества слов. Например, серая, бе-
лая, кошка, следит, бежит, мышка (10 разных предложений).
5. Графическое изображение структуры предложения на бумаге.
Приемы обучения:
1. Проговаривание предложения с детьми.
2. Последовательное называние слов в предложении.
3. Подсчитывание слов.
4. Определение места каждого слова в предложении.
5. Игровые приемы.
6. Показ счетного материала по количеству предложений (живые сценки – 1 действие,
другие - предложения).
7. «Живые слова».
Работа над предложением начинается с выделением предложений из речи, для этого
можно использовать короткий рассказ в 3-4 предложения, который составляет педагог или
ребенок. В предложении предмет не просто называется, о нем сообщается что-то такое,
что не известно слушающему. Для того чтобы подчеркнуть осмысленность предложения
дается задание, например, педагог говорит: «Белка грызет орешки», задает вопросы, дети
отвечают. Затем педагог дает набор слов, задает вопросы, дети не отвечают. Схему исполь -
зует педагог или дает задание – использовать схему.
Формы работы:
1. Составление одним ребенком схемы предложения, сказанного педагогом.
2. Составление схемы всеми детьми.
3. Один ребенок говорит предложение, схему дает другой.
4. Педагог чертит схему, а дети составляют разные предложения.
Ознакомление со звуковой стороной речи
1. Задачи и системы работы.
2. Психологические, педагогические, лингвистические аспекты этой работы.
3. Содержание, методика.
Центральным является практическое ознакомление со звуковой стороной слова, т.к.
это необходимая предпосылка для овладения письмом в школе.
Задачи:
1. Ознакомление с характеристикой звуков.
2. Нахождение ударных гласных.
3. Ознакомление со звуковой культурой слова.
Система работы:
- знакомство с гласными буквами и правила написания после мягких и твердых соглас-
ных;
- ознакомление с согласными звуками.
Приемы:
Интонирование – особое произношение звуков в протяженной или усиленной форме.
Моделирование – изображение структуры слова, предметов (фишек).
1. Давать элементарные знания о предложении.
2. Сознательность и активность детей при обучении, задания должны побуждать к
произношению, повторению.
3. Использование таблиц, пособий.
Приемы (фонетические):
1. Показ педагога, как выделять звук в слове. Дети произносят звук.
2. Без педагога.
3. Упражнения в произношении звука.
4. Итог – какое стихотворение выучили, какой звук проходили.
Задачи:
1. Упражнения в нахождении часто встречающегося звука в словах и выделения нужно-
го звука голосом.
2. Упражнения в определении первого звука в слове.
3. Закреплять представления о том, что слова разные, звучат по-разному. Подобрать
слова с разным звучанием.
4. Закреплять умение слушать, припоминать сходно звучащие слова, знакомить с поня -
тием «звук».
5. Упражнять в нахождении часто встречающегося звука в словах, в интонационном его
выделении, учить находить звук в середине слова.
6. Упражнять в нахождении звука, находящегося в начале, середине слова и учить нахо -
дить звук в конце слова.
Определение порядка звука в слове.
Определение отдельного звука, различие по качественной характеристике.
«Теремок» - дети составляют ряды:
- двухзвуковое слово (ау);
- трехзвуковое слово (сом);
- четырехзвуковое (лада).
Задачи по ознакомлению дошкольников со звуковой культурой речи:
К
возрасту
6-7
лет
дошкольники
должны
овладеть
звуковым
анализом
слова,
т.е.
научиться определять последовательность и порядковое место. Различать звуки на мягкие
и твердые, звонкие и глухие. Научить правильно находить ударный звук в слове и графи -
чески изображать слово.
Гласные звуки – красная фишка.
Твердые согласные – синяя фишка.
Мягкие согласные – зеленая фишка.
Ударные согласные – черная фишка (чуть выше, чем остальные).
Например, слон (синяя, синяя, черная, красная, синяя), утки (черная, красная, синяя, зе -
леная, красная).
Приемы обучения:
1. Кроссворды.
2. Ребусы – зашифрованное слово через рисунки.
3. Метограммы – загадка, в которой заданные слова отгадываются по признакам, сфор-
мулированным в сжатом рифмуемом тексте.
4. Анограмма – из одних букв, но обозначающие разное. Например, весна – навес;
банка – кабан.
5. Шарады – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, пред-
ставляющее собой отдельное слово. Например, олень: о! (восклицание) лень (порицание).
Календарно-тематическое планирование
№ Дата
Тема
Использова-
ние
тетради
«Подготовка
к письму» из
серии
«Сол-
нечные
сту-
пеньки» (№2)
1
Знакомство со школой. Кто что знает? (входная диагностика)
2
Чтение стихов про осень. Штриховка по образцу.
Стр. 2
3
Игрушки. Чтение чистоговорок. Штриховка по образцу.
Стр. 3
4
Режим дня. Письмо наклонных линий в узорах.
Стр. 4
5
Составление рассказов по картинкам. Предложение состоит из
слов. Количество слов в предложении. Штриховка по образцу.
Стр. 5
6
Группы слов. Материалы и инструменты. Слова – названия
предметов, действий предметов, признаков предметов. Штри-
ховка по образцу.
Стр. 6
7
Огород. Загадки про овощи. Слово. Деление слов на слоги.
Письмо наклонных линий в узорах.
Стр. 7
8
В. Сутеев «Кораблик». В мире звуков. Звуки речи. Письмо
прямых наклонных линий.
Стр. 8
9
Праздник. Звуки гласные и согласные. Написание вертикаль-
ных и горизонтальных линий. Продолжение узоров.
Стр. 9
10
Что мы видели в лесу. Звуки гласные и согласные. Письмо по
образцу.
Стр. 10
11
Транспорт. Согласные звуки твердые и мягкие. Письмо по об-
разцу.
Стр. 11
12
В деревне. Выделение звуков в словах. Рисование узоров.
Стр. 12
13
Дикие животные. Соотнесение слов с их схемами. Письмо по
образцу.
Стр. 13
14
Обитатели рек и озер. Правила заучивания наизусть. Письмо
овалов.
Стр. 14
15
На лугу. Звуковые схемы. Составление рассказа по серии кар-
тинок. Рисование узоров на основе круга.
Стр. 15
16
Зимующие птицы. Выделение звуков в словах. Письмо узоров
из волнистых линий.
Стр. 16
17
Морские и речные обитатели. Выделение звуков в словах. На-
писание последовательных узоров.
Стр. 17
18
Живой уголок. Составление рассказов о домашних питомцах.
Рисование узоров.
Стр. 18
19
Домашние животные и их детеныши. Определение порядка
звуков в слове. Рисование узоров.
Стр. 19
20
Посуда. Продукты питания. Отгадывание загадок. Написание
последовательных узоров.
Стр. 20
21
Овощи и фрукты – полезные продукты. Определение порядка
звуков в слове. Написание последовательных узоров.
Стр. 21
22
Игрушки. Соотнесение буквы и звука. Написание последова-
тельных узоров.
Стр. 22
23
Мамин день. Составление рассказов по картинке. Рисование
узоров.
Стр. 23
24
Забавы детей. Игры со словами. Написание последовательных
узоров.
Стр. 24
25
Профессии. Фонетические игры. Написание наклонных ли-
ний.
Стр. 25
26
Времена года. Календарь. Весна. Написание последователь-
ных узоров.
Стр. 26
27
Во саду ли, в огороде… Составление звуковых схем. Написа-
ние последовательных узоров.
Стр. 27
28
Перелетные птицы. Заучивание стихов, скороговорок. Продол-
Стр. 28
жение последовательных узоров.
29
В цирке. Соотнесение слов со схемами. Написание последова-
тельных узоров.
Стр. 29
30
Растения. Составление рассказов по серии картинок. Письмо
узоров на основе овалов.
Стр. 30
31
Скоро лето. Игры со словами. Письмо узоров по образцу.
Стр. 31
32
Итоговое занятие. Праздник «Волшебные превращения».
Стр. 32
Результаты к концу обучения
Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к круп-
ным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следую -
щие результаты:
1. Повышается культура речи.
2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно
употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творче-
стве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств
формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших рече-
вых форм его мышления.
3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному язы -
ку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и
письменной.
Требования к подготовке дошкольников
В результате изучения данного курса дошкольники смогут:
- проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;
- ориентироваться в пространстве;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;
- уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;
- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;
- уметь придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра;
- определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним;
- определять жанр произведения;
- уловить наиболее яркие примеры образности языка;
- выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;
- подбирать определения (прилагательные), называть действия (глаголы) – не в каждом за-
нятии, т.к. тексты разные;
- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
Приложение 1
Речевая карта
1.
Дата поступления в группу:
2.
Фамилия, имя ребенка:
3.
Возраст:
4.
Домашний адрес:
5.
Данные о ходе речевого развития:
Первые слова:
Фраза:
Дефект заметили:
6.
Состояние общей мелкой моторики:
7.
Слух:
8.
Общее развитие ребенка:
а) восприятия представления
пространства:
верх – низ:
впереди – сзади:
правая – левая сторона:
цвета:
основные:
оттеночные:
плоскостные:
объемные:
величины и количества:
больше – меньше:
поровну:
столько же:
времени:
времена года:
дни недели:
части суток:
вчера, сегодня, завтра:
до – после:
б) память:
зрительная:
слуховая:
ассоциативная:
словесно- логическая:
в) мышление:
обобщение:
исключение:
причинно-следственные связи:
г) внимание, работоспособность:
9. Общее звучание речи:
10. Состояние артикуляционного аппарата
а) строение нормальное:
б) артикуляционная моторика:
Вывод: Речь по звучанию нормальная, соответствует возрасту.
Список литературы
1.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа,
2007.
2.
Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
3.
Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспита-
телей. М.: Просвещение, 2011.
4.
Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, те-
сты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
5.
Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических
материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
6.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста).
Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М.
Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
7.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа до-
школьного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8.
Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативно-
сти моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций
первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
9.
Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. Педагогическая диагностика в детском
саду. М.: Просвещение, 2006.
Учебно-методический комплект
1.
«Солнечные ступеньки». Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Подготовка к
письму. Часть 2». ООО «ВК «Дакота» г. Киров