Напоминание

Развитие скоростно-силовых способностей у учеников начальной школы


Авторы: Елена Викторовна Шамраева, Ходюшина Виктория Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: учитель физической культуры
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Развитие скоростно-силовых способностей у учеников начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие скоростн-силовых качеств у учеников начальных

классов.

Автор, учитель физической культуры высшей категории, МАОУ СОШ

№12 г. Таганрог Ростовской области, Шамраева Елена Викторовна.

Школьная

программа-многолетний,

многофункциональный,

многогранный

процесс,

позволяющий

развиваться

учащимся

школы

физически

здоровыми

людьми.

Учебный

процесс

в

школе,

создает

гармонично развитых людей, физически готовых к трудовой деятельности.

Занятие

физкультурой

создает

жизненно

важные

навыки

у

учащихся,

и

закладывает основы для занятий спортом.

Управление

учебным

процессом,

которое

осуществляется

через

моделирование

учебных

занятий

-

это

целенаправленное,

регулируемое,

контролируемое

изменение

функционального

состояния

такой

сложной

биологической системы, как организм учащегося. Что создает предпосылки

для укрепления здоровья и работоспособности учащихся. Одним из важных

физических

качеств

человека

являются

скоростные

способности.

Под

скоростными способностями понимают возможность человека, выполнить

двигательное

действие

в

минимальный

для

данных

условий

промежуток

времени.

С

биохимической

точки

зрения

быстрота

движений

зависит

от

содержания

аденозинтрифосфорной

кислоты

в

мышцах,

скорости

ее

расщепления и Ресин теза. В скоростных упражнениях ресинтез

АТФ

происходит

за

счет

фосфор

креативного

и

гликолитического

механизмов

(анаэробного - без участия кислорода). Доля аэробного

( кислородного)

источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности

составляет 0-10%. Запас АТФ в организме хватает на 35-45 секунд, поэтому

скоростная

работа

выполняется

сериями

по

5-10

секунд

с

дальнейшим

отдыхом для восстановления АТФ.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две

группы: простые и сложные.

К простым относятся все действия, выполненные без сопротивления и

по

за

ранние

известному

сигналу

(старт,

выстрел

пистолета,

звуковой

сигнал).

К сложным двигательным реакциям относятся действия ученика по

реакции выбора (поймать мячик, принять эстафету).

Для

практики

физического

воспитания

наибольшее

значения

имеет

скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге,

плавании, а не элементарные формы ее проявления.

Стремление к быстрым движениям, отмечающиеся у детей младшего

школьного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития

нервно-мышечной

системы,

кратковременностью

и

быстрой

сменой

процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к

утомлению,

негативностью

к

проявлению

предельных,

максимальных

нагрузок.

Вопрос

о

рациональном

чередовании

физических

упражнений

с

отдыхом является фактором, который позволяет повысить работоспособность

учащихся

в

течение

всего

занятия.

Что

в

конечном

итоге

позволяет

з н а ч и т е л ь н о

п о в ы с и т ь

д о с т и ж е н и я

п о с т а в л е н н ы х

ц е л е й .

Наиболее

благоприятными

периодами

для

развития

скоростных

способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11

лет.

Целенаправленные воздействия и занятия различными видами спорта

оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей.

Задача

педагога

состоит

в

необходимости

разностороннего

развития

скоростных

способностях,

в

сочетании

с

приобретением

двигательных

умений и навыков, которые осваивают учащиеся в образовательных школах.

Быстрота развивается в процессе обучения детей основными движениями.

Причем упражнения, которые используются для развития быстроты, должны

быть

знакомы

детям

и

отно сительно

хорошо

о сво ены

и м и .

Скорость выполнения движений зависит:

1. Правильность выполнения движений (техника).

2. Сила.

3. Умение правильно и быстро совершать разгибание рычагов тела

( работы стопы, коленного сустава).

Основные методы развития быстроты:

1. Метод повторного упражнения.

2. Метод переменного упражнения (с чередованиям смены темпа).

3. Игровой.

4.Соревновательный.

Основная задача преподавателя на начальном этапе (1 класс)- это обучение.

Преподаватель

создает

основы

техники

движений.

Создает

стереотипы

выполнения движений. Закладываются основы правильного движения рук,

туловища, ног в беге, в гимнастических упражнениях, что в дальнейшем

создает предпосылки для развития таких физических качеств как ловкость,

быстрота, выносливость.

Учащийся может только тогда выполнить то или иное движение, когда

его мышечный корсет способен это сделать. А быстрое выполнение движения

требует

мышечной

силы.

Что

бы

была

скорость

нужна

сила.

Для

этого

необходимо,

в

учебный

процесс,

вводить

целый

комплекс

укрепляющих,

физически развивающих упражнений. Ценность силовых упражнений для

развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться

существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений

трудно, а задача повышение силовых возможностей решается более просто.

Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых

движений.

Укрепление

стопы,

мышц

туловища

создает

предпосылки

к

увеличению

скорости.

Рассмотрим

упражнения

для

их

развития

и

укрепления.

В первом классе мы используем простые упражнения для укрепления

стопы:

Ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на внешней части стопы,

прыжки на месте, в движении.

Для укрепления туловища:

Лежа на спине, делать движение ногами из стороны в сторону, лежа на

спине, руки в стороны поднимать и медленно опускать ноги, лежа на спине,

делать движение ногами вверх-вниз, лежа на животе поднять ноги вверх,

подержав несколько секунд опустить.

Для укрепления рук:

Сгибание-разгибание рук в упоре.

В дальнейшем мы переходим к более сложным упражнениям:

1. Выпрыгивание на гимнастической скамейки.

2. Подъем ног на гимнастической стенки.

3. Прыжки со скакалкой короткой и длинной.

Закладывая основы развития скорости, преподаватель, обучает основам

стартового ускорения. Простейшие старты под команду, в игровой ситуации

закладывают

устойчивые

стереотипы

движений.

Так

используются

«Шуточные

старты».

Когда

учащиеся

принимают

старты

из

различных

положений:

1. Стоя ноги вместе-руки вверх.

2. Стоя ноги врозь-руки на груди.

3. Сидя на полу руки в стороны.

4. Лежа на животе руки за головой и другие.

Сочетая старты с эстафетами можно добиться серьезного увеличения

скорости. Эстафеты делятся на простые и сложные. Простые когда учащиеся

совершают бег без предметов в руках:

1. Бег до фишки с поворотом.

2. Бег до фишки возвращение спиной.

3. Бег приставными шагами до фишки и обратно и другие.

Сложные эстафеты: бег с предметами.

Для развития скоростных возможностей, широко используются сложные

эстафеты для работы ног:

Бег с мячом

а. руки с мячом над головой

б. мяч прижат к груди

в. мяч за спиной

г. бег до фишки мячик впереди после, фишки за спиной.

Для работы рук - эстафеты с кеглями и кубиками.

Во

вторых

и

третьих

классах

широкое

применение

получает

гимнастическая скамейка.

Для укрепления рук - переползание: двумя одновременно, поочередно.

Для укрепления спины - живота: парные и одиночные упражнения. Огромное

значение

имеют

упражнения

на

разгибание

суставов,

т.е.

скоростные

упражнения:

а. лавка между ног - прыжки вдоль лавки и обратно спиной вперед

б.

лавка

между

ног

-

поочередное

запрыгивание

и

спрыгивание

с

продвижением

в. лавка сбоку - прыжки на правой и левой ноге

г.

лавка

сбоку

-

запрыгивание

на

лавку

с

лавки

двумя

ногами,

в

дальнейшем одной ногой.

После

освоения

и

правильного

выполнения

этих

упражнений,

необходимо включать их в эстафетный бег.

Использование медбола (1килограмм) на уроках создает условия для

улучшения стартового ускорения:

1.Ноги вместе – бросок мяча двумя руками вперед.

2.Одна нога впереди – бросок мяча двумя руками вперед.

3. Одна нога впереди - бросок мяча вперед с пробеганием вперед.

4. Броски мяча от груди двумя руками.

5. Броски мяча правым (левым) бедром.

6.

Мячик

между

стоп,

с

прыжком,

подбросить

его

вверх.

Всевозможные прыжковые упражнения, развивают скорость отталкивания.

Прыжки выполняются одной или двумя ногами:

1. Прыжки с лавки на лавку.

2. Прыжки через лавки (1,2,3,4,5, и т. д.).

3. Прыжки со скакалкой.

Отталкивания одной ногой:

1.Прыжки в длину.

2. Прыжки в высоту.

3. Прыжки с доставанием подвешенного предмета.

Для развития частоты движения широко используется бег по разметки:

1. Кружочки, нарисованные на асфальте.

2. Фишки.

3. Мячики.

Для каждой возрастной группы используется свое расстояние между

фишками.

Сочетание гимнастических упражнений и бега развивает у

детей

координационные навыки с увеличением скорости их выполнения.

Как правило, это используется в эстафетах:

1. Кувырок вперед + бег до фишки.

2. Кувырок вперед + кувырок назад + бег до фишки.

3. Кувырки боком + бег до фишки.

Использование на укорах подвижных игр, также развивает скоростные

способности у учащихся.



В раздел образования