Авторы: Елена Викторовна Шамраева, Ходюшина Виктория Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: учитель физической культуры
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Развитие скоростно-силовых способностей у учеников начальной школы
Раздел: начальное образование
Развитие скоростн-силовых качеств у учеников начальных
классов.
Автор, учитель физической культуры высшей категории, МАОУ СОШ
№12 г. Таганрог Ростовской области, Шамраева Елена Викторовна.
Школьная
программа-многолетний,
многофункциональный,
многогранный
процесс,
позволяющий
развиваться
учащимся
школы
физически
здоровыми
людьми.
Учебный
процесс
в
школе,
создает
гармонично развитых людей, физически готовых к трудовой деятельности.
Занятие
физкультурой
создает
жизненно
важные
навыки
у
учащихся,
и
закладывает основы для занятий спортом.
Управление
учебным
процессом,
которое
осуществляется
через
моделирование
учебных
занятий
-
это
целенаправленное,
регулируемое,
контролируемое
изменение
функционального
состояния
такой
сложной
биологической системы, как организм учащегося. Что создает предпосылки
для укрепления здоровья и работоспособности учащихся. Одним из важных
физических
качеств
человека
являются
скоростные
способности.
Под
скоростными способностями понимают возможность человека, выполнить
двигательное
действие
в
минимальный
для
данных
условий
промежуток
времени.
С
биохимической
точки
зрения
быстрота
движений
зависит
от
содержания
аденозинтрифосфорной
кислоты
в
мышцах,
скорости
ее
расщепления и Ресин теза. В скоростных упражнениях ресинтез
АТФ
происходит
за
счет
фосфор
креативного
и
гликолитического
механизмов
(анаэробного - без участия кислорода). Доля аэробного
( кислородного)
источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности
составляет 0-10%. Запас АТФ в организме хватает на 35-45 секунд, поэтому
скоростная
работа
выполняется
сериями
по
5-10
секунд
с
дальнейшим
отдыхом для восстановления АТФ.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две
группы: простые и сложные.
К простым относятся все действия, выполненные без сопротивления и
по
за
ранние
известному
сигналу
(старт,
выстрел
пистолета,
звуковой
сигнал).
К сложным двигательным реакциям относятся действия ученика по
реакции выбора (поймать мячик, принять эстафету).
Для
практики
физического
воспитания
наибольшее
значения
имеет
скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге,
плавании, а не элементарные формы ее проявления.
Стремление к быстрым движениям, отмечающиеся у детей младшего
школьного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития
нервно-мышечной
системы,
кратковременностью
и
быстрой
сменой
процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к
утомлению,
негативностью
к
проявлению
предельных,
максимальных
нагрузок.
Вопрос
о
рациональном
чередовании
физических
упражнений
с
отдыхом является фактором, который позволяет повысить работоспособность
учащихся
в
течение
всего
занятия.
Что
в
конечном
итоге
позволяет
з н а ч и т е л ь н о
п о в ы с и т ь
д о с т и ж е н и я
п о с т а в л е н н ы х
ц е л е й .
Наиболее
благоприятными
периодами
для
развития
скоростных
способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11
лет.
Целенаправленные воздействия и занятия различными видами спорта
оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей.
Задача
педагога
состоит
в
необходимости
разностороннего
развития
скоростных
способностях,
в
сочетании
с
приобретением
двигательных
умений и навыков, которые осваивают учащиеся в образовательных школах.
Быстрота развивается в процессе обучения детей основными движениями.
Причем упражнения, которые используются для развития быстроты, должны
быть
знакомы
детям
и
отно сительно
хорошо
о сво ены
и м и .
Скорость выполнения движений зависит:
1. Правильность выполнения движений (техника).
2. Сила.
3. Умение правильно и быстро совершать разгибание рычагов тела
( работы стопы, коленного сустава).
Основные методы развития быстроты:
1. Метод повторного упражнения.
2. Метод переменного упражнения (с чередованиям смены темпа).
3. Игровой.
4.Соревновательный.
Основная задача преподавателя на начальном этапе (1 класс)- это обучение.
Преподаватель
создает
основы
техники
движений.
Создает
стереотипы
выполнения движений. Закладываются основы правильного движения рук,
туловища, ног в беге, в гимнастических упражнениях, что в дальнейшем
создает предпосылки для развития таких физических качеств как ловкость,
быстрота, выносливость.
Учащийся может только тогда выполнить то или иное движение, когда
его мышечный корсет способен это сделать. А быстрое выполнение движения
требует
мышечной
силы.
Что
бы
была
скорость
нужна
сила.
Для
этого
необходимо,
в
учебный
процесс,
вводить
целый
комплекс
укрепляющих,
физически развивающих упражнений. Ценность силовых упражнений для
развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться
существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений
трудно, а задача повышение силовых возможностей решается более просто.
Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых
движений.
Укрепление
стопы,
мышц
туловища
создает
предпосылки
к
увеличению
скорости.
Рассмотрим
упражнения
для
их
развития
и
укрепления.
В первом классе мы используем простые упражнения для укрепления
стопы:
Ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на внешней части стопы,
прыжки на месте, в движении.
Для укрепления туловища:
Лежа на спине, делать движение ногами из стороны в сторону, лежа на
спине, руки в стороны поднимать и медленно опускать ноги, лежа на спине,
делать движение ногами вверх-вниз, лежа на животе поднять ноги вверх,
подержав несколько секунд опустить.
Для укрепления рук:
Сгибание-разгибание рук в упоре.
В дальнейшем мы переходим к более сложным упражнениям:
1. Выпрыгивание на гимнастической скамейки.
2. Подъем ног на гимнастической стенки.
3. Прыжки со скакалкой короткой и длинной.
Закладывая основы развития скорости, преподаватель, обучает основам
стартового ускорения. Простейшие старты под команду, в игровой ситуации
закладывают
устойчивые
стереотипы
движений.
Так
используются
«Шуточные
старты».
Когда
учащиеся
принимают
старты
из
различных
положений:
1. Стоя ноги вместе-руки вверх.
2. Стоя ноги врозь-руки на груди.
3. Сидя на полу руки в стороны.
4. Лежа на животе руки за головой и другие.
Сочетая старты с эстафетами можно добиться серьезного увеличения
скорости. Эстафеты делятся на простые и сложные. Простые когда учащиеся
совершают бег без предметов в руках:
1. Бег до фишки с поворотом.
2. Бег до фишки возвращение спиной.
3. Бег приставными шагами до фишки и обратно и другие.
Сложные эстафеты: бег с предметами.
Для развития скоростных возможностей, широко используются сложные
эстафеты для работы ног:
Бег с мячом
а. руки с мячом над головой
б. мяч прижат к груди
в. мяч за спиной
г. бег до фишки мячик впереди после, фишки за спиной.
Для работы рук - эстафеты с кеглями и кубиками.
Во
вторых
и
третьих
классах
широкое
применение
получает
гимнастическая скамейка.
Для укрепления рук - переползание: двумя одновременно, поочередно.
Для укрепления спины - живота: парные и одиночные упражнения. Огромное
значение
имеют
упражнения
на
разгибание
суставов,
т.е.
скоростные
упражнения:
а. лавка между ног - прыжки вдоль лавки и обратно спиной вперед
б.
лавка
между
ног
-
поочередное
запрыгивание
и
спрыгивание
с
продвижением
в. лавка сбоку - прыжки на правой и левой ноге
г.
лавка
сбоку
-
запрыгивание
на
лавку
с
лавки
двумя
ногами,
в
дальнейшем одной ногой.
После
освоения
и
правильного
выполнения
этих
упражнений,
необходимо включать их в эстафетный бег.
Использование медбола (1килограмм) на уроках создает условия для
улучшения стартового ускорения:
1.Ноги вместе – бросок мяча двумя руками вперед.
2.Одна нога впереди – бросок мяча двумя руками вперед.
3. Одна нога впереди - бросок мяча вперед с пробеганием вперед.
4. Броски мяча от груди двумя руками.
5. Броски мяча правым (левым) бедром.
6.
Мячик
между
стоп,
с
прыжком,
подбросить
его
вверх.
Всевозможные прыжковые упражнения, развивают скорость отталкивания.
Прыжки выполняются одной или двумя ногами:
1. Прыжки с лавки на лавку.
2. Прыжки через лавки (1,2,3,4,5, и т. д.).
3. Прыжки со скакалкой.
Отталкивания одной ногой:
1.Прыжки в длину.
2. Прыжки в высоту.
3. Прыжки с доставанием подвешенного предмета.
Для развития частоты движения широко используется бег по разметки:
1. Кружочки, нарисованные на асфальте.
2. Фишки.
3. Мячики.
Для каждой возрастной группы используется свое расстояние между
фишками.
Сочетание гимнастических упражнений и бега развивает у
детей
координационные навыки с увеличением скорости их выполнения.
Как правило, это используется в эстафетах:
1. Кувырок вперед + бег до фишки.
2. Кувырок вперед + кувырок назад + бег до фишки.
3. Кувырки боком + бег до фишки.
Использование на укорах подвижных игр, также развивает скоростные
способности у учащихся.