Автор: Киданова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Белгородская область Корочанский район с.Бехтеевка
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Раздел: начальное образование
УДК 3724
Е.М. Киданова
Учитель начальных классов
МБОУ Бехтеевская СОШ
Корочанский р-н Белгородская обл. Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Образование
в
начальной
школе
является
базой,
фундаментом
всего
последующего обучения, поэтому на формирование универсальных учебных действий
(УУД)
на
этой
ступени
образования
нацеливает
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования.
Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся
а к т и в н о
р а с с м а т р и в а ю т с я
А . Г .
А с м о л о в ы м ,
Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.
В
широком
значении
термин
«универсальные
учебные
действия»
означает
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. умение учиться
[1, с.27].
Формирование
УУД
в
урочной
деятельности
осуществляется
в
контексте
усвоения
разных
предметных
дисциплин.
Требования
к
формированию
универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах
освоения
программ
учебных
предметов
«Русский
язык»,
«Математика»,
«Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» и т.др.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД:
личностных
(обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся:
знание
моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами,
умение
выделить
нравственный
аспект
поведения,
ориентацию
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях);
регулятивных
(обеспечивают
учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты: цель,
мотив,
прогноз,
средства,
контроль,
оценка);
коммуникативных
(обеспечивают
возможность
сотрудничества:
умение
слышать,
слушать
и
понимать
партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно
выражать
свои
мысли,
оказывать
поддержку
друг
другу,
эффективно
сотрудничать
с
учителем
и
сверстниками.);
познавательных
(система
способов
познания
окружающего
мира,
построения
самостоятельного
процесса
поиска,
исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и
использованию полученной информации) которые должны стать базой для овладения
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна
для
построения
учебного
процесса,
т.к.
в
начальной
школе
необходимо
привить
ученику
стремление
к
постоянному
пополнению
своих
знаний
с
помощью
самообразования,
самостоятельного
расширения
своего
общего
и
специального
кругозора.
Понятие познавательная активность трактуется по-разному: как разновидность
или
качество
умственной
деятельности
(А.А.
Люблинская,
Т.И.
Шамова),
как
е с т е с т в е н н о е
с т р е м л е н и е
р е б е н к а
к
п о з н а н и ю
(Д.Б.
Годовикова,
Е.И.
Щербакова),
как
состояние
готовности
к познавательной
деятельности (М.И. Лисина), как свойство или качество личности (Г.И. Щукина).
Для
успешного
развития
познавательной
активности
младших
школьников
необходимо
уделять
внимание
формированию
познавательных
универсальных
учебных
действий,
т.к.
познавательные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
учебно-познавательную
компетентность,
организацию
учебно-
познавательной деятельности и направлены на активное познавательное развитие
личности младшего школьника.
Познавательные УУД обеспечивают познание окружающего мира, организацию
самостоятельного
построения
процесса
поиска,
обработку,
систематизацию,
обобщение
и
использование
полученной
информации.
Познавательные
УУД
обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных
ситуативных
значений);
включают
в
себя
конкретные
способы
преобразования
учебного
материала,
действия
моделирования,
умение
выявлять
существенное:
умения
осознавать
познавательную
задачу;
читать
и
слушать,
извлекая
нужную
информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих
тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-
следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные
действия
в
материализованной
и
умственной
форме;
понимать
информацию,
представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать
знаково-символичные средства для решения различных учебных задач [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования
прописаны
следующие
требования,
предъявляемые
младшим
школьникам относительно познавательных универсальных учебных действий:
1)
овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
для
создания
моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)
использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое
выступление
и
выступать
с
аудио-
видео
и
графическим
сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии
с
целями
и
задачами;
осознанно
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов
и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11)
овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12)
умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего
образования
(в
том
числе
с
учебными
моделями)
в
соответствии
с
содержанием конкретного учебного предмета [3].
Результаты
в
формировании
познавательных
УДД,
которых
должен
достичь
младший школьник делятся на три группы:
1.
Познавательные
универсальные
учебные
действия,
отражающие
методы
познания окружающего мира: различать методы познания окружающего мира по его
целям
(наблюдение,
опыт,
эксперимент,
моделирование,
вычисление);
выявлять
особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания
(наблюдения);
анализировать
результаты
опытов,
элементарных
исследований;
фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую
для
решения
учебной
задачи;
проверять
информацию,
находить
дополнительную
информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели
для получения информации; презентовать подготовленную информацию в наглядном
и вербальном виде.
2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные
операции: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько
объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики предметов
и
объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и
различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному
признаку);
приводить
примеры
в
качестве
доказательства
выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости
между
объектами,
их
положение
в
пространстве
и
времени;
выполнять
учебные
задачи, не имеющие однозначного решения.
3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую
и
исследовательскую
деятельность:
высказывать
предположения,
обсуждать
проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; выбирать решение из
нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему
выбрал именно этот способ?»); выявлять (при решении различных учебных задач)
известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием
учебного
материала
и
поставленной
учебной
целью;
моделировать
различные
отношения
между
объектами
окружающего
мира
(строить
модели),
с
учетом
их
специфики
(природный,
математический,
художественный
и
др.);
исследовать
собственные
нестандартные
способы
решения;
преобразовывать
объект:
импровизировать, изменять, творчески переделывать [2, с.48].
Таким
образом,
под
УУД
в
современной
педагогической
науке
понимается
совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и
навыков
учебной
работы,
обеспечивающих
способность
субъектов
к
самостоятельному
усвоению
новых
знаний,
умений
и
компетентностей,
к
саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование
познавательных
универсальных
действий
составляет
важную
задачу
современного
начального
образования.
Познавательные
УУД
развивают
пытливость, любознательность, готовность к познанию. Педагогический подход к
решению проблемы развития и активизации познавательной активности в начальном
обучении
школьников
должен
состоять
в
том,
чтобы
возбуждать
и
постоянно
поддерживать
у
учащихся
состояние
активного
интереса
к
изучаемым
явлениям,
поисковой и исследовательской деятельности.
Список использованной литературы:
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе:
от
действия
к
мысли:
пособие
для
учителя
[Текст]
/
А.Г.
Асмолов,
Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.
2.Павлова
В.В.
Диагностика
качества
познавательных
универсальных
учебных
действий в начальной школе [Текст] / В.В. Павлова // Начальная школа. – 2011. – №5.
– С. 26-31.
3.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.
© Киданова Е.М., 2015