Напоминание

"Роль математических олимпиад в современном математическом образовании"


Автор: Дьяконова Светлана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Роль математических олимпиад в современном математическом образовании"
Раздел: среднее образование





Назад




.

Математические олимпиады представляют собой существенную форму

сотрудничества

в

области

образования.

Олимпиады

позволяют

сравнить

уровень математического образования в различных странах и регионах страны,

а также обменяться опытом внеклассной работы с

учениками, в частности

опытом

организации

различных

национальных

олимпиад.

Понятно,

что

постоянные успехи какой-либо страны на олимпиаде показывают, как широко

поставлено в стране дело математического образования, а также насколько

внимательно ученые-математики относятся к работе со школьниками, которые

проявляют разнообразные математические способности.

Кроме этого, для тех школьников, которые участвуют в олимпиадах, эти

международные встречи дают им возможность познакомиться и сдружиться с

такими

же

школьниками

из

других

стран,

с

которыми

их

объединяет

одинаковость

научных

интересов,

верность

математике.

Также

участникам

различных олимпиад предоставляют обширные возможности познакомиться с

той страной, в которой проходит олимпиада.

Для

большинства

молодых

математиков,

принимающих

участие

в

олимпиаде, - это первый шаг в науку. Хотя удачное выступление на олимпиадах

не единственный путь молодых в науку. Кроме математических способностей,

юным

математикам

необходимо

уметь

сконцентрироваться

в

заданный,

достаточно ограниченный отрезок времени и применить все свои усилия для

достижения

намеченной

цели.

Закономерно,

что

большинство

бывших

победителей

всевозможных

математических

олимпиад

в

будущем

стали

крупными учеными-математиками.

Потом

многие

бывшие

участники

международных

олимпиад

сами

активно

работали

со

школьниками,

они

передавали

свою

увлеченность

математикой и наукой подрастающему поколению будущих ученых.

В

2015

году

исполнилось

80

лет

со

времени

проведения

первой

Московской математической олимпиады. Эта олимпиада была организована по

инициативе

Московского

математического

общества,

Московским

государственным университетом и тогдашним

школьным отделом гороно. В

организационный

комитет

этой

первой

олимпиады

тогда

вошли

многие

солидные

ученые:

члены-корреспондент

Академии

наук

СССР

Павел

Сергеевич

Александров,

президент

Московского

математического

общества,

Сергей Львович Соболев, профессор Андрей Николаевич Колмогоров и многие

другие.

Задачи

во

время

первой

олимпиады

были

поделены

на

три

группы:

геометрические задачи, алгебраические и комбинаторные. Может быть, это

было

связано

с

пожеланием

А.

Н.

Колмогорова.

Он

выделял

три

вида

математических

способностей.

Присоединив

к

вообразительным

(геометрическим)

и

логическим

способностям

также

еще

и

способности

алгебраические, т.е. способности вырабатывать различные преобразования и

выкладки.

Возникает вопрос - зачем же нужны олимпиады? Наука - это большое

достояние

человечества,

и

поэтому

для

развития

науки

человечеству

благоразумно

озаботиться

тем,

чтобы

ни

один

математический

талант

не

пропадал бы.

Талантливые люди могут приносить большую пользу своей отчизне, и

поэтому государству необходимо постоянно оказывать внимание, полную и

исчерпывающую помощь и поддержку любому из подрастающих дарований.

Бесспорной правдой является и то, что одной из самых эффективных

форм

поддержки

молодым

талантам

является

организация

и

проведение

олимпиад,

т.

е.

обширного

соревнования

школьников,

увлекающихся

математикой; это состязание должно упрочить их веру в себя и вдохновить на

научный энтузиазм. Таким образом, олимпиады должны

приносить пользу

Личности, Стране и Миру.

Математические олимпиады вырабатывают в юных дарованиях стимул и

дух соперничества. В этом и есть сила и в тоже время слабость математических

олимпиад.

Сила

потому,

что

в

молодом

возрасте

всегда

присутствует

дух

посоревноваться, и он находит отклик практически в душе каждого молодого

человека. Поэтому и имеют олимпиады огромный успех. Они до такой степени

понравились, что за сто лет их существования стиль их проведения практически

не изменился.

В

современном

мире

олимпиады

вновь

обретают

широкое

распространение. Для поступления в престижные высшие учебные заведения

школьники все более чаще прибегают к участию в них, так как шансы при этом

увеличиваются из-за льгот, которые олимпиады дают в период абитуриентской

компании.

Участники

международных

олимпиад

зачисляются

в

вуз

без

вступительных экзаменов по профилю. Если абитуриент принимал участие во

всероссийской олимпиаде, победители и призеры заключительного этапа имеют

возможность

без

вступительных

экзаменов

поступить

на

профильную

специальность. Возможно также результат олимпиады заменить 100 баллами

ЕГЭ

случае,

если

предполагается

поступать

на

специальность

не

по

профилю

олимпиады).

В

нашей

стране

проводятся

р а з л и ч н ы е

интеллектуальные конкуры, однако преимущества дают лишь международные

олимпиады

и

олимпиады

школьников,

которые

входят

в

перечень.

Этот

перечень

каждый

год

утверждается

Министерством

науки

и

высшего

образования РФ.



В раздел образования