Автор: Дьяконова Светлана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Роль математических олимпиад в современном математическом образовании"
Раздел: среднее образование
.
Математические олимпиады представляют собой существенную форму
сотрудничества
в
области
образования.
Олимпиады
позволяют
сравнить
уровень математического образования в различных странах и регионах страны,
а также обменяться опытом внеклассной работы с
учениками, в частности
опытом
организации
различных
национальных
олимпиад.
Понятно,
что
постоянные успехи какой-либо страны на олимпиаде показывают, как широко
поставлено в стране дело математического образования, а также насколько
внимательно ученые-математики относятся к работе со школьниками, которые
проявляют разнообразные математические способности.
Кроме этого, для тех школьников, которые участвуют в олимпиадах, эти
международные встречи дают им возможность познакомиться и сдружиться с
такими
же
школьниками
из
других
стран,
с
которыми
их
объединяет
одинаковость
научных
интересов,
верность
математике.
Также
участникам
различных олимпиад предоставляют обширные возможности познакомиться с
той страной, в которой проходит олимпиада.
Для
большинства
молодых
математиков,
принимающих
участие
в
олимпиаде, - это первый шаг в науку. Хотя удачное выступление на олимпиадах
не единственный путь молодых в науку. Кроме математических способностей,
юным
математикам
необходимо
уметь
сконцентрироваться
в
заданный,
достаточно ограниченный отрезок времени и применить все свои усилия для
достижения
намеченной
цели.
Закономерно,
что
большинство
бывших
победителей
всевозможных
математических
олимпиад
в
будущем
стали
крупными учеными-математиками.
Потом
многие
бывшие
участники
международных
олимпиад
сами
активно
работали
со
школьниками,
они
передавали
свою
увлеченность
математикой и наукой подрастающему поколению будущих ученых.
В
2015
году
исполнилось
80
лет
со
времени
проведения
первой
Московской математической олимпиады. Эта олимпиада была организована по
инициативе
Московского
математического
общества,
Московским
государственным университетом и тогдашним
школьным отделом гороно. В
организационный
комитет
этой
первой
олимпиады
тогда
вошли
многие
солидные
ученые:
члены-корреспондент
Академии
наук
СССР
Павел
Сергеевич
Александров,
президент
Московского
математического
общества,
Сергей Львович Соболев, профессор Андрей Николаевич Колмогоров и многие
другие.
Задачи
во
время
первой
олимпиады
были
поделены
на
три
группы:
геометрические задачи, алгебраические и комбинаторные. Может быть, это
было
связано
с
пожеланием
А.
Н.
Колмогорова.
Он
выделял
три
вида
математических
способностей.
Присоединив
к
вообразительным
(геометрическим)
и
логическим
способностям
также
еще
и
способности
алгебраические, т.е. способности вырабатывать различные преобразования и
выкладки.
Возникает вопрос - зачем же нужны олимпиады? Наука - это большое
достояние
человечества,
и
поэтому
для
развития
науки
человечеству
благоразумно
озаботиться
тем,
чтобы
ни
один
математический
талант
не
пропадал бы.
Талантливые люди могут приносить большую пользу своей отчизне, и
поэтому государству необходимо постоянно оказывать внимание, полную и
исчерпывающую помощь и поддержку любому из подрастающих дарований.
Бесспорной правдой является и то, что одной из самых эффективных
форм
поддержки
молодым
талантам
является
организация
и
проведение
олимпиад,
т.
е.
обширного
соревнования
школьников,
увлекающихся
математикой; это состязание должно упрочить их веру в себя и вдохновить на
научный энтузиазм. Таким образом, олимпиады должны
приносить пользу
Личности, Стране и Миру.
Математические олимпиады вырабатывают в юных дарованиях стимул и
дух соперничества. В этом и есть сила и в тоже время слабость математических
олимпиад.
Сила
потому,
что
в
молодом
возрасте
всегда
присутствует
дух
посоревноваться, и он находит отклик практически в душе каждого молодого
человека. Поэтому и имеют олимпиады огромный успех. Они до такой степени
понравились, что за сто лет их существования стиль их проведения практически
не изменился.
В
современном
мире
олимпиады
вновь
обретают
широкое
распространение. Для поступления в престижные высшие учебные заведения
школьники все более чаще прибегают к участию в них, так как шансы при этом
увеличиваются из-за льгот, которые олимпиады дают в период абитуриентской
компании.
Участники
международных
олимпиад
зачисляются
в
вуз
без
вступительных экзаменов по профилю. Если абитуриент принимал участие во
всероссийской олимпиаде, победители и призеры заключительного этапа имеют
возможность
без
вступительных
экзаменов
поступить
на
профильную
специальность. Возможно также результат олимпиады заменить 100 баллами
ЕГЭ
(в
случае,
если
предполагается
поступать
на
специальность
не
по
профилю
олимпиады).
В
нашей
стране
проводятся
р а з л и ч н ы е
интеллектуальные конкуры, однако преимущества дают лишь международные
олимпиады
и
олимпиады
школьников,
которые
входят
в
перечень.
Этот
перечень
каждый
год
утверждается
Министерством
науки
и
высшего
образования РФ.