Автор: Зуева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: «Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению »
Раздел: начальное образование
Зуевой С.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья
«Здоровье младшего школьника: аспекты работы
по здоровьесбережению »
«Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества
государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на
будущее».
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании
всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного
возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления
физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа
жизни.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что
для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Такая озабоченность вполне понятна.
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Состояние здоровья
подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы:
экономические, социальные, наследственные.
В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена
аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч.
здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в
процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны,
первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей
российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой.
Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и
родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и
собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несѐт и система
образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения.
Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нѐм
присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. И первым -
самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление
здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и
социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От
состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-
15%.
Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей.
Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки
гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для
осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей
необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание
ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и
культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно
сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем
направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие
приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование
умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких,
противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным
направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра,
переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса,
поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье
ребенка.
Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических,
психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной,
социальной средой обитания.
Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития
ребенка, направленный на формирование эмоционально-положительного отношения к природе,
окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей
среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.
Здоровьесберегающий подход в образовании детей – это комплекс психолого-педагогических,
медицинских и других мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического
процесса.
Технология здоровьесберегающего образования – совокупность организационных решений,
средств, методов и приемов здоровьесберегающего образования детей, охватывающих важную
часть воспитательно-образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и
медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование
осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.
Система здоровьесбережения – это педагогическая система, основанная на разумном
приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и
формировать в ходе образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и
обеспечивающего его технологически.
Очевидно, что система здоровьесбережения не может выражаться в какой-то одной, конкретной
образовательной технологии. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии»
объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по
формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это может быть достигнуто с
помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм,
методов, средств и приемов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья
детей и педагогов.
Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и
подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, –
признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в
данном направлении. По многим другим признакам и принципам система здоровьесбережения
занимает общее поле с гуманистической, личностноориентированной, развивающей и другими
инновационными образовательными системами.
Цель здоровьесбережения состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость
физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для
будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного
становления. Наметившаяся во всем мире тенденция инновационных подходов в вопросах
формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных
программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка
закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы
ориентированы на формирование у ребенка позиции признания здоровья, как важнейшей
ценности, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья,
расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Технологическую основу системы
здоровьесбережения составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику
возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ.
Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические
и специфические принципы. Это:
1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы);
2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);
3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и
вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и
заданий);
4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как
целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха);
5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий);
6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в
процессе обучения и воспитания);
7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие
педагогов и медицинских работников);
8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов
обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной,
групповой, парной и др.);
9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).
Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя»,
психогимнастика, тренинги и др.);
2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия
и др.);
3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа
жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во
избежание переутомления и др.);
4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия
и др.).
В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные
условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё
здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств
позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ. Решение
задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии
реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно
сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений
с природой и с окружающим миром. В основе здоровьесбережения лежат представления о
здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и
рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ
жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных,
общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, формированию,
сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья. Таким образом,
система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии,
валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-
терапию, артпедагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные
технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.