Напоминание

«Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению »


Автор: Зуева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: «Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению »
Раздел: начальное образование





Назад




Зуевой С.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

«Здоровье младшего школьника: аспекты работы

по здоровьесбережению »

«Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества

государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на

будущее».

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании

всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного

возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления

физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа

жизни.

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что

для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Такая озабоченность вполне понятна.

Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Состояние здоровья

подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы:

экономические, социальные, наследственные.

В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена

аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч.

здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в

процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.

Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны,

первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей

российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой.

Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и

родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и

собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несѐт и система

образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения.

Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нѐм

присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. И первым -

самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление

здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и

социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От

состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-

15%.

Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей.

Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки

гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для

осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей

необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.

Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание

ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и

культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно

сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем

направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие

приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование

умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких,

противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным

направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра,

переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса,

поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье

ребенка.

Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических,

психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной,

социальной средой обитания.

Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития

ребенка, направленный на формирование эмоционально-положительного отношения к природе,

окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей

среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.

Здоровьесберегающий подход в образовании детей – это комплекс психолого-педагогических,

медицинских и других мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического

процесса.

Технология здоровьесберегающего образования – совокупность организационных решений,

средств, методов и приемов здоровьесберегающего образования детей, охватывающих важную

часть воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и

медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование

осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.

Система здоровьесбережения – это педагогическая система, основанная на разумном

приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и

формировать в ходе образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и

обеспечивающего его технологически.

Очевидно, что система здоровьесбережения не может выражаться в какой-то одной, конкретной

образовательной технологии. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии»

объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по

формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это может быть достигнуто с

помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм,

методов, средств и приемов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья

детей и педагогов.

Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и

подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, –

признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в

данном направлении. По многим другим признакам и принципам система здоровьесбережения

занимает общее поле с гуманистической, личностноориентированной, развивающей и другими

инновационными образовательными системами.

Цель здоровьесбережения состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость

физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для

будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного

становления. Наметившаяся во всем мире тенденция инновационных подходов в вопросах

формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных

программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка

закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы

ориентированы на формирование у ребенка позиции признания здоровья, как важнейшей

ценности, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья,

расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Технологическую основу системы

здоровьесбережения составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику

возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него

необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать

полученные знания в повседневной жизни.

Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ.

Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические

и специфические принципы. Это:

1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных

повторений вырабатываются динамические стереотипы);

2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);

3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и

вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и

заданий);

4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как

целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха);

5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий);

6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в

процессе обучения и воспитания);

7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие

педагогов и медицинских работников);

8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов

обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной,

групповой, парной и др.);

9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).

Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя»,

психогимнастика, тренинги и др.);

2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия

и др.);

3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа

жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во

избежание переутомления и др.);

4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия

и др.).

В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные

условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё

здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств

позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ. Решение

задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии

реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно

сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений

с природой и с окружающим миром. В основе здоровьесбережения лежат представления о

здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и

рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ

жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных,

общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, формированию,

сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья. Таким образом,

система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии,

валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-

терапию, артпедагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные

технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.



В раздел образования