Напоминание

Роль игровой деятельности при коррекции речевого дыхания у обучающихся с ОВЗ


Автор: Елисеева Надежда Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ С(К)Ш № 107
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Роль игровой деятельности при коррекции речевого дыхания у обучающихся с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Роль игровой деятельности при коррекции

речевого дыхания у обучающихся с ОВЗ.

Учитель-логопед МКОУ С(К)Ш №107 Надежда Геннадьевна Елисеева

Проблема постановки дыхания у детей с нарушениями речи продолжает логопатов

наблюдаются значительные изменения в функции дыхания. Как известно, само

дыхание, его чистота, ритм и глубина имеют большое значение в речевом акте. Одним

из условий нормального формирования звуков речи является образование воздушной

струи.

Эффективность вентиляции легких у детей зависит от состояния носового

интересовать различных специалистов: логопедов, воспитателей и др., потому что у

дыхания. Негативное влияние на функцию внешнего дыхания могут оказывать

аденоиды, деформация носа, искривление носовой перегородки, гипертрофические

риниты, гипертрофированные миндалины. Так как у детей с нарушением речи

функция внешнего дыхания снижена, то работу следует начинать с воспитания

нижнего диафрагмального дыхания, удлиняя фазы выдоха, координирования выдоха с

фонацией и артикуляцией.

Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание,

характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями .

Поэтому сначала нужно определить, достаточно ли хорошо дышит каждый ребенок,

чтобы обеспечить дыхательную поддержку речи. Тем, у кого неправильное дыхание

(ключичное), показаны индивидуальные занятия с педагогом, так как этот тип

дыхания часто приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч.

Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной

последовательности:

Формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;

Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма

речевого дыхания);

Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность

и целенаправленность.

Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить

Внимание на положение корпуса ребенка. Воспитание навыков правильного дыхания

возможно только при хорошей осанке. Осанка зависит от тонуса мышц спины,

поэтому начинать выработку речевого дыхания следует с формирования правильной

осанки и тренировки мышц спины.

Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, т.к. в этом

положении легче дышать правильнее, чувствовать паузу, а затем – в положении сидя и

стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься верх,

а если он сидит или стоит, - выдвигаться вперед. При вдохе живот должен

втягиваться.

В фонетической ритмике используются следующие исходные положения

(ИП) для автоматизации, коррекции неправильного

физиологического

дыхания.

1.

Встать, ноги вместе, руки опущены.

2.

Встать, ноги вместе, левую руку положить на область

диафрагмы, правую чуть отвести в сторону.

Это

помогает

сконцентрировать

внимание

ребенка

на

работе

мышц

дыхательного

аппарата.

В

дальнейшем

дыхательные упражнения сочетаются с

движениями рук, поворотами туловища, наклонами вправо-влево, наклонами и пово-

ротами головы.

В качестве примера остановимся на следующем упражнении.

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхая воздух через рот,

произнести

звук

«а»

без

голоса. Выдох контролируется рукой. Левая рука при

этом находится на животе (выдох — живот втягиваем). Правую руку можно в это

время

поднести

ко

рту

и

на

тыльной

стороне ладони

почувствовать

теплую

воздушную струю.

Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:

вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот;

вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох

через нос; вдох и выдох через рот.

Как

только

первоначальные

упражнения

по

развитию

и

коррекции

физиологического дыхания освоены, следует перейти к работе над фонационным

дыханием. Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна

находиться на диафрагме, а правая рука — выполнять плавное простое движение.

Позднее

дыхательные

движения

могут

сопровождать

более

сложные

двигательные

серии.

Например,

руки

развести

в

стороны

(вдох),

соединить

медленно перед

грудью

на

уровне

плеч

до

смыкания

ладоней

(выдох) при

одновременном произнесении звука [ш] с вытянутыми

вперед губами.

Также можно использовать упражнения с музыкальным сопровождением.

Например, упражнение «Косари» сопровождается соответствующими

пантомимическими движениями с произнесением на выдохе междометий ух, эх, ах

и т.д. Это дыхательное упражнение можно выполнять под мелодию марша: на

слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную

-выдох и «взмах косой».

Постепенно в систему занятий по ритмике можно включать более сложный

речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги, слогосочетания, слова и

т.д.).

Движения слитные, плавные, переходящие одно в другое, выполняются

во

время произнесения гласного звука.

Вдох

Выдох: па

Для тренировки удлиненного вдоха применяется прием наращивания

слогов.

Вдох

Выдох: па

папа

упражнение с одним гласным «а»

папапа

папапапа

Как вариант, упражнение выполняется с произнесением гласных «о», «у», «и»,

«э». Этот вид работы можно усложнить,

если

каждый

ряд

слогов

повторить

на

одном выдохе дважды, трижды.

Вдох

Выдох: папапопопупупипипэпэ и т.д.

После обучения навыкам релаксации описанные приемы работы продолжают

использоваться по мере необходимости на каждом этапе нейропсихологической

коррекции.

Понимая смысл народной мудрости, что «один в поле — не воин», в своей работе

необходимо

уделять

большое

внимание организации предметно-пространственной

среды, стимулирующей

речевое

развитие,

оказывающей

влияние

на

воспитание

(совместно

с

воспитателями

и

другими

специалистами

детского

дома)

целенаправленной

воздушной

струи,

дифференцированного

ротового

и носового

выдоха. Большую помощь в этом оказывают игрушки на поддувание. В групповой

комнате можно подвесить обручи с легкими игрушками (птички, осенние листья,

снежинки,

бабочки, рыбки), которые изготовлены из тонкой бумаги совместно с

детьми, что делает эти пособия еще более

ценными.

В

соответствии

с

сезоном

необходимо

своевременно

обеспечивать

сменяемость

материала,

что

постоянно

поддерживает

интерес,

эмоциональный

настрой

среди детей

и

украшает

групповую комнату. Зимой дети охотно играют в метелицу, дуют на рой снежинок

и л и

с д у в а ю т

и х

с

р а з н о ц в е т н о й

в а р е ж к и ,

с о п р о в о ж д а я выработку

целенаправленной воздушной струи строчками

из

стихотворения-загадки:

Что за звездочка такая на пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная, а возьмешь — вода в руке. Или:

Белый снег пушистый по ветру кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Весной

и

осенью

можно

к

обручам

прикрепить

«стайку»

птиц,

хоровод

листочков

и

т.

д.

Летом

появляются одуванчики,

бабочки,

жуки

и

другие

насекомые.

Параллельно

с

постановкой

дыхания

уточняется

и

расширяется

словарь: летят, парят, кружат, порхают. Особенно популярны среди

детей игры с

водой:

«Буря

в стакане»,

«Капитаны»,

«Пушки

с

пристани

палят,

кораблю

пристать

велят».

Для

этого

можно

использовать

тазики

и

мелкие

легкие

пластмассовые

игрушки:

лодочки, уточки,

рыбки.

Совместно

с

детьми

можно

построить

целую

флотилию, использовать

ореховую и яичную скорлупу, бумагу,

щепки, спички для мачт и плота. С помощью детей вызывается попутный «ветер»,

изготовленные

детьми

фрегаты

под

напором воздушной

струи

отправляются

в

плаванье:

Как провожают пароходы?

Совсем не так, как поезда.

Большие медленные воды

не то, что рельсы в два ряда.

Вода, вода. Кругом вода.

У мальчиков неизменным успехом пользуется дидактическая игра «Футбол», в

которой

дети

с

помощью целенаправленной

воздушной

струи

и

ватного

шарика

«забивают»

гол

в

обозначенные

кубиками

ворота.

Предварительно

на

стол

расстилается

скатерть,

расчерченн а я

п од

фу т б о л ь н о е

п о л е .

З в у ч и т

соответствующая

музыка,

что

создает

определенный

положительный

психо-

логический настрой. Параллельно со специально организованными играми можно

использовать природный материал: игры «Понюхай цветок*, «Аромат чая (духов)»,

«Остуди

пищу»,

«Подуй

на

одуванчик».

Игру

«Подуй на

одуванчик»

хорошо

сочетать с работой по воспитанию бережного отношения к природе, так как сдувать

семена одуванчика необходимо не на асфальт, где их затопчут, а на землю. При

этом целесообразно использовать художественное слово:

Шел слоненок по дорожке,

Встретил белый шар на ножке,

А потом, как на картинке,

В небо понеслись снежинки.

Не слоненок и не мальчик —

Кто подул на одуванчик?

Таким образом, воспитание правильного дыхания у детей с речевой патологией

занимает существенное место в коррекционно-развивающей и профилактической

работе. Взаимодействие специалистов позволяет сократить сроки и энергетические

затраты со стороны детей. Все это достигается следующими приемами: дутьем на

бумажку, ватку, в трубку на воду до образования брызг, на легкие целлулоидные

игрушки, задуванием зажженной спички, свечи, пусканием мыльных пузырей,

надуванием шаров, мелких резиновых игрушек. Длительность выдоха

контролируется счетом, отклонением ватки



В раздел образования