Автор: Романюк Валентина Фёдоровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 с. Октябрьское Ханкайского района Приморского края
Населённый пункт: Приморский край Ханкайский район с. Октябрьское
Наименование материала: беседа
Тема: Этот "нежный" и "трудный" подростковый возраст
Раздел: среднее образование
Беседа ля родителей учащихся 5-8 классов на тему «Этот «нежный» и
«трудный» подростковый возраст».
Цель: помощь родителям по решению проблемных ситуаций, связанных с
воспитанием детей.
Задачи:
- знакомство с особенностями развития детей подросткового возраста;
- развитие интереса у родителей к совместному решению проблем, связанных
с воспитанием подрастающего поколения.
Ваш ребенок перешел в средние классы школы и вы сетуете на то, что
он совершенно стал другим, перестали его узнавать. И тут же находите
оправдание его действиям: подростковый период – «трудный возраст».
Что такое подростковый возраст? Подростковый период – один из
самых интересных и непростых для каждого человека, это этап жизни между
10 и 17 годами, когда формируется способность самостоятельно мыслить,
рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.
При этом выделяют:
ранний подростковый возраст ( 10 – 14 лет);
старший подростковый возраст ( 15 – 17 лет).
Таким образом, в среднем, подростковый возраст длится от10 до 15 лет,
который можно назвать как «трудный», так и «нежный». Именно в этом
возрасте возникает
повышенная утомляемость,
рассеянность,
вялость,
обидчивость.
В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон
личности:
биологической (половое созревание и физический рост);
психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
когнитивной (мышление);
социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).
Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно
взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их
развитии возникают противоречия личности.
Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не
интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков.
Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не
хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.
К естественным негативным проявлениям возраста относится:
пессимистичный настрой;
повышенная чувствительность и раздражительность;
физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
мечтательность и неопределенность;
амбициозность;
нервозность;
неудовлетворенность собой.
Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося
поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что
характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме
подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних
признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Именно в 5
– 8-х классах больше всего неуспевающих и недисциплинированных,
особенно среди мальчиков. Подростки часто грубы, очень самолюбивы и
обидчивы, неуравновешенны: то по-взрослому серьезны, то начинают
резвиться, как маленькие. Тогда в классе летят ранцы, трещат стулья. В этот
период нередко складываются недружелюбные отношения между
мальчиками и девочками.
Среди школьников подросток растет самым бурным темпом, это и
откладывает отпечаток на его поведение и облик. В подростковое время за
какие-нибудь три-четыре года мальчики и девочки превращаются в юношей и
девушек. В связи с этим возникают ситуации, которые причиняют больше
всего огорчений, беспокойств в семье.
Чем же определяются эти психологические особенности?
Проблема первая – снижение успеваемости. Школьников, именно в этом
возрасте, не волнует полученная оценка, даже к двойкам относятся спокойно.
Родители плохую отметку объясняют: «Ленится, наверное». Но не всегда
отставание в учебе можно объяснить ленью. Дело в том, что учебные
программы с каждым годом труднее: предметов больше, материал сложнее,
объем его больше. И хотя восприятие, внимание стали глубже, острее, к
«зубрежке» появилось презрение, но подросткам еще очень не хватает
умения распределить свое время. И если в семье лишь бранят дочь, сына за
лень вместо того, чтобы посоветовать, как экономнее расходовать время,
подсказать какие-то «выгодные» приемы запоминания, то ребята горько
обижаются.
Проблема вторая- повышенная возбудимость нервной системы. Она делает
подростка легко ранимым. Поэтому на несправедливость, неудачи они
реагируют бурно: потоком дерзких слов, молчанием или непослушанием.
Некоторые ребята даже на какое-то время прекращают систематические
занятия, отстают от одноклассников, и тогда выправить положение
становится еще труднее. Конечно, ленивые, безответственные, равнодушные
ребята тоже есть. Но гораздо чаще не только лень, а множество других
причин, связанных со всевозможными возрастными переживаниями,
выбивают подростка из школьной колеи, мешают учебе.
Проблема третья — стремление к самостоятельности. В этом «ранимом»
возрасте подростки стремятся к самостоятельности и хотят быть волевыми.
Некоторые подростки , чтобы продемонстрировать свою отвагу,
решительность, бесстрашие прыгают с крыши, пробуют переплыть большой
пруд, не умея хорошо плавать. И, конечно, далеко не всегда эти испытания
кончаются благополучно. В школе, в классе они иногда проявляются в
демонстративном отказе подростка отвечать на вопросы учителя, выполнять
какие-то требования.
В таких случаях наказания не помогают, ибо ребята воспринимают их
как продолжение испытаний. Но почему же хорошее стремление воспитывать
сильную волю у подростков принимает нередко такой отрицательный
характер? В 12 – 15 лет обычно не задумываются над целями и мотивами
поступков, а восхищаются их исключительностью. В этом возрасте увлекает
внешняя, необычайная сторона поступка. Между тем ценность волевого
поступка определяется именно его целью, мотивами, тем, что побудило
действовать так, а не иначе.
Драгоценные волевые качества не приходят к человеку сами, они
вырабатываются в действии. Приучая себя работать, отдыхать по строгому
режиму, делать в определенные часы то, что нужно, намечено, ученик
тренирует свою волю. Что-то не дается сразу: не выходит задача, не
получается чертеж, не хочется писать сочинение – значит, надо решать еще и
еще, снова чертить, заставить себя писать сочинение. Это победа над своей
слабостью.
…Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и
добиться, но и умение заставить отказаться от чего-то, когда это нужно.
Волевые действия доставляют человеку не только большие трудности, но и
дают большую радость, которая является стимулом для новых волевых
поступков. Чем больше настойчивости, упорства мы проявляем в какой-то
важной для нас работе или отказываясь от каких-то своих слабостей, дурных
привычек, тем больше удовлетворения испытываем, достигнув успеха.
« Мама! У меня сегодня такое хорошее настроение: наконец-то я
получила пятерку за контрольную работу!» Это сообщение сразу создает
хорошее настроение и в семье: все знают, каким упорным трудом завоевана
эта отметка.
Наверно, наибольшие проблемы у подростков возникают с родителями.
Что же лежит в основе конфликтов отцов и детей? Попробуем разобраться.
Причиной такого психологического барьера, возникающего между
подростками и родителями, является неумение и нежелание родителей
выслушать, понять, принять ценности другого, а также уверенность в
собственной непогрешимости.
Например, во многих семьях учащихся нашей школы происходят
бурные конфликты между родителями и подростками из-за участия в
многодневных мероприятиях. Мало ли что может случиться - говорят в семье
и решают: не пускать. А ребята с нетерпением ждут этой поездки. Рюкзаки,
палатки, ночной костёр — это та романтика, к которой тянется их душа,
поэтому они со всей страстностью своего возраста бунтуют против таких
запретов. И они правы. А чтобы «ничего не случилось», надо помогать
ребёнку советами хорошо подготовиться, может быть, даже принять участие
в нём в роли старшего товарища, а не докучливого надзирателя. Ибо
назойливому воспитанию сопротивляются все ребята, но особенно
школьники среднего возраста.
К вопросу о том, как можно и нужно помочь подросткам справиться со
своими проблемами, родители должны подходить объективно: уметь встать
на сторону ребёнка, понять и почувствовать, что если у него сейчас что-то не
получается, то виноваты в этом не «плохие тёти и дяди», а он сам; оказать
помощь в преодолении проблем, сохранении самоуважения, выдержки,
понимания своей значимости как важнейших условий преодоления неудач и
достижения успехов. Неукоснительно помнить: достичь успехов в
воспитании можно лишь тогда, когда родители — пример для
положительного подражания каждый день.
Подготовила классный руководитель 8 класса МБОУ СОШ № 4 с.
Октябрьское Ханкайского муниципального района Приморского
краяРоманюк Валентина Фёдоровна.