Напоминание

Этот "нежный" и "трудный" подростковый возраст


Автор: Романюк Валентина Фёдоровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 с. Октябрьское Ханкайского района Приморского края
Населённый пункт: Приморский край Ханкайский район с. Октябрьское
Наименование материала: беседа
Тема: Этот "нежный" и "трудный" подростковый возраст
Раздел: среднее образование





Назад




Беседа ля родителей учащихся 5-8 классов на тему «Этот «нежный» и

«трудный» подростковый возраст».

Цель: помощь родителям по решению проблемных ситуаций, связанных с

воспитанием детей.

Задачи:

- знакомство с особенностями развития детей подросткового возраста;

- развитие интереса у родителей к совместному решению проблем, связанных

с воспитанием подрастающего поколения.

Ваш ребенок перешел в средние классы школы и вы сетуете на то, что

он совершенно стал другим, перестали его узнавать. И тут же находите

оправдание его действиям: подростковый период – «трудный возраст».

Что такое подростковый возраст? Подростковый период – один из

самых интересных и непростых для каждого человека, это этап жизни между

10 и 17 годами, когда формируется способность самостоятельно мыслить,

рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.

При этом выделяют:

ранний подростковый возраст ( 10 – 14 лет);

старший подростковый возраст ( 15 – 17 лет).

Таким образом, в среднем, подростковый возраст длится от10 до 15 лет,

который можно назвать как «трудный», так и «нежный». Именно в этом

возрасте возникает

повышенная утомляемость,

рассеянность,

вялость,

обидчивость.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон

личности:

биологической (половое созревание и физический рост);

психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);

когнитивной (мышление);

социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно

взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их

развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не

интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков.

Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не

хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

пессимистичный настрой;

повышенная чувствительность и раздражительность;

физическое и душевное недомогание (капризы и драки);

мечтательность и неопределенность;

амбициозность;

нервозность;

неудовлетворенность собой.

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося

поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что

характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме

подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних

признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Именно в 5

– 8-х классах больше всего неуспевающих и недисциплинированных,

особенно среди мальчиков. Подростки часто грубы, очень самолюбивы и

обидчивы, неуравновешенны: то по-взрослому серьезны, то начинают

резвиться, как маленькие. Тогда в классе летят ранцы, трещат стулья. В этот

период нередко складываются недружелюбные отношения между

мальчиками и девочками.

Среди школьников подросток растет самым бурным темпом, это и

откладывает отпечаток на его поведение и облик. В подростковое время за

какие-нибудь три-четыре года мальчики и девочки превращаются в юношей и

девушек. В связи с этим возникают ситуации, которые причиняют больше

всего огорчений, беспокойств в семье.

Чем же определяются эти психологические особенности?

Проблема первая – снижение успеваемости. Школьников, именно в этом

возрасте, не волнует полученная оценка, даже к двойкам относятся спокойно.

Родители плохую отметку объясняют: «Ленится, наверное». Но не всегда

отставание в учебе можно объяснить ленью. Дело в том, что учебные

программы с каждым годом труднее: предметов больше, материал сложнее,

объем его больше. И хотя восприятие, внимание стали глубже, острее, к

«зубрежке» появилось презрение, но подросткам еще очень не хватает

умения распределить свое время. И если в семье лишь бранят дочь, сына за

лень вместо того, чтобы посоветовать, как экономнее расходовать время,

подсказать какие-то «выгодные» приемы запоминания, то ребята горько

обижаются.

Проблема вторая- повышенная возбудимость нервной системы. Она делает

подростка легко ранимым. Поэтому на несправедливость, неудачи они

реагируют бурно: потоком дерзких слов, молчанием или непослушанием.

Некоторые ребята даже на какое-то время прекращают систематические

занятия, отстают от одноклассников, и тогда выправить положение

становится еще труднее. Конечно, ленивые, безответственные, равнодушные

ребята тоже есть. Но гораздо чаще не только лень, а множество других

причин, связанных со всевозможными возрастными переживаниями,

выбивают подростка из школьной колеи, мешают учебе.

Проблема третья — стремление к самостоятельности. В этом «ранимом»

возрасте подростки стремятся к самостоятельности и хотят быть волевыми.

Некоторые подростки , чтобы продемонстрировать свою отвагу,

решительность, бесстрашие прыгают с крыши, пробуют переплыть большой

пруд, не умея хорошо плавать. И, конечно, далеко не всегда эти испытания

кончаются благополучно. В школе, в классе они иногда проявляются в

демонстративном отказе подростка отвечать на вопросы учителя, выполнять

какие-то требования.

В таких случаях наказания не помогают, ибо ребята воспринимают их

как продолжение испытаний. Но почему же хорошее стремление воспитывать

сильную волю у подростков принимает нередко такой отрицательный

характер? В 12 – 15 лет обычно не задумываются над целями и мотивами

поступков, а восхищаются их исключительностью. В этом возрасте увлекает

внешняя, необычайная сторона поступка. Между тем ценность волевого

поступка определяется именно его целью, мотивами, тем, что побудило

действовать так, а не иначе.

Драгоценные волевые качества не приходят к человеку сами, они

вырабатываются в действии. Приучая себя работать, отдыхать по строгому

режиму, делать в определенные часы то, что нужно, намечено, ученик

тренирует свою волю. Что-то не дается сразу: не выходит задача, не

получается чертеж, не хочется писать сочинение – значит, надо решать еще и

еще, снова чертить, заставить себя писать сочинение. Это победа над своей

слабостью.

…Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и

добиться, но и умение заставить отказаться от чего-то, когда это нужно.

Волевые действия доставляют человеку не только большие трудности, но и

дают большую радость, которая является стимулом для новых волевых

поступков. Чем больше настойчивости, упорства мы проявляем в какой-то

важной для нас работе или отказываясь от каких-то своих слабостей, дурных

привычек, тем больше удовлетворения испытываем, достигнув успеха.

« Мама! У меня сегодня такое хорошее настроение: наконец-то я

получила пятерку за контрольную работу!» Это сообщение сразу создает

хорошее настроение и в семье: все знают, каким упорным трудом завоевана

эта отметка.

Наверно, наибольшие проблемы у подростков возникают с родителями.

Что же лежит в основе конфликтов отцов и детей? Попробуем разобраться.

Причиной такого психологического барьера, возникающего между

подростками и родителями, является неумение и нежелание родителей

выслушать, понять, принять ценности другого, а также уверенность в

собственной непогрешимости.

Например, во многих семьях учащихся нашей школы происходят

бурные конфликты между родителями и подростками из-за участия в

многодневных мероприятиях. Мало ли что может случиться - говорят в семье

и решают: не пускать. А ребята с нетерпением ждут этой поездки. Рюкзаки,

палатки, ночной костёр — это та романтика, к которой тянется их душа,

поэтому они со всей страстностью своего возраста бунтуют против таких

запретов. И они правы. А чтобы «ничего не случилось», надо помогать

ребёнку советами хорошо подготовиться, может быть, даже принять участие

в нём в роли старшего товарища, а не докучливого надзирателя. Ибо

назойливому воспитанию сопротивляются все ребята, но особенно

школьники среднего возраста.

К вопросу о том, как можно и нужно помочь подросткам справиться со

своими проблемами, родители должны подходить объективно: уметь встать

на сторону ребёнка, понять и почувствовать, что если у него сейчас что-то не

получается, то виноваты в этом не «плохие тёти и дяди», а он сам; оказать

помощь в преодолении проблем, сохранении самоуважения, выдержки,

понимания своей значимости как важнейших условий преодоления неудач и

достижения успехов. Неукоснительно помнить: достичь успехов в

воспитании можно лишь тогда, когда родители — пример для

положительного подражания каждый день.

Подготовила классный руководитель 8 класса МБОУ СОШ № 4 с.

Октябрьское Ханкайского муниципального района Приморского

краяРоманюк Валентина Фёдоровна.



В раздел образования