Автор: Кучеренко Татьяна Борисовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №131
Населённый пункт: Город Карталы, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения учащихся
Раздел: полное образование
Роль учителя-предметника в формировании
профессионального самоопределения учащихся
Современная концепция общего среднего образования предполагает его
практико-ориентированную
направленность
и
соответствие
содержания
современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и
техники
обусловливает
потребность
общества
в
высококвалифицированных
специалистах. В последнее время требования к
уровню знаний и умений,
необходимых
для
овладения
специальностью,
непрерывно
повышаются.
Человек, работающий с интересом, приносит радость себе, а также огромную
пользу обществу. Истоки такого интереса формируются в школе, когда у ученика
возникает
желание
понять
и
узнать
ту
или
иную
область
науки
и
техники.
Именно
во
время
обучения
в
школе
закладываются
основы
сознательного
отношения к выбору профессии. В работе педагога профориентация всегда была
и есть важнейшей задачей, ради чего учитель, отдает свои знания детям, учит их
выбирать профессию и свою дорогу в жизни. Профориентация, выбор профессии
или ориентация на профессию – комплекс занятий, проводимый с целью выявить
склонность человека к определенному роду деятельности.
Работая в школе учителем химии я убедилась, что в отличие от химических
законов, которые я изучаю со своими учениками на уроках, идеального закона
успешного выбора профессии не существует. Очень часто, беседуя с детьми, и
как учитель химии, и как классный руководитель 11 класса, стараюсь объяснить
детям, что проблема выбора профессии очень важна, она затрагивает интересы
не только отдельно взятого человека, но и всего общества. Профессиональное
самоопределение это основа самоутверждения человека в обществе, одно из
самых главных решений в его жизни. Выбор профессии для ученика определяет
очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать,
где и с кем работать, какой стиль жизни определять.
Возможности учебного
предмета химии в плане выбора профессии достаточно велики. Ее изучение,
согласно программе формирует представление учащихся о химии не только как
одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности
человека.
Во
время
изучения
курса
химии
рассматриваются
различные
химические
производства,
осуществляется
знакомство
с
химическими
профессиями, проводятся экскурсии на предприятия местной промышленности
и т. д.
О
сновная профориентационная работа проводится на уроках,
особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса.
На
уроках
химии,
посвященных
изучению
чисто
химических,
силикатных,
металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на
уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на
итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно
использовать следующие приемы: [1]
-
обеспечивать
связь
изучаемого
производственного
материала
с
современностью,
перспективами
развития
данной
отрасли
народного
хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
-
устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
-
решать задачи с производственным содержанием;
-
раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной
профессии химического профиля;
-
показывать
широкое
использование
изучаемых
веществ,
материалов,
химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях
современного производства;
-
выявлять применение химических законов и теорий в технологии;
-
развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания
и
самостоятельно
приобретать
новые
знания
об
использовании
химии
работниками различных профессий. [1]
При обучении химии в школе важное значение приобретает формирование у
учащихся экспериментальных умений и навыков. Подготовка и проведение
практических занятий, лабораторных и демонстрационных опытов развивают
такие качества, как умение наблюдать и делать выводы, практические навыки
по сборке лабораторных приборов и обращению с химическими реактивами,
пользование лабораторной посудой и оборудованием, умение демонстрировать
и
комментировать
опыты.
Эти
умения
необходимы
как
лаборантам
и
технологам разных химических производств, медикам так и учителю химии, а
также способствуют не только усвоению учебного курса, но и воспитанию
общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в
чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.
Особое значение в ориентации учащихся на профессии, связанные с химией,
имеют
учебные
экскурсии
на
местные
производства
промышленного
и
сельскохозяйственного
профиля.
Следует
учитывать
также,
что
эффективность профориентационной работы во многом зависит не только от
деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные
внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно
относиться
к
личности
каждого
ребенка
с
учетом
его
индивидуальных
особенностей. Все формы и виды внеклассной работы должны подчиняться
определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно
соответствовать
возрастным
особенностям
учащихся,
стимулировать
стремление
к
познанию,
к
исследовательской
деятельности),
актуальности,
практической значимости, связи с жизнью, занимательности. [2], [3]
Уже несколько лет на базе РЦОКИО-ММЦ г. Карталы функционирует очно-
заочная
школа
для
одаренных
детей
"ТриО-центр".
Три
«О»
-
это
«Одаренность», «Обучение», «Олимпиада». Основная цель курса «Подготовка к
ЕГЭ по химии» – обеспечить понимание фундаментальных понятий, законов и
закономерностей
химии,
показать
химию
как
точную
науку,
сформировать
расчетные умения и научить интерпретировать количественные характеристики
химических объектов, используя международную систему единиц. Данный курс
посещают учащихся 11 классов, которые собираются продолжить свое обучение
в
учебных
заведениях
медико-биологической
направленности
(медицинских
училищах,
колледжах,
медицинских
вузах,
химических
и
биологических
факультетах).
Большая
часть
учебного
времени
отводится
на
решение
экспериментальных и расчетных задач медико-биологической направленности,
составлению
расчетных
задач
с
производственным
содержанием,
самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, семинарские
занятия
.
При решении этих задач и упражнений происходит более глубокое и
полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического
применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной
работе, происходит формирование умений логически мыслить. Курс нацелен не
только на совершенствование практических навыков решения различных типов
задач и упражнений, но и на формирование ключевых компетенций, таких как –
приниматься за дело, адаптироваться, изучать, думать, сотрудничать, находить
взаимосвязь
между
объектами
и
явлениями,
глубоко
понимать
свойства
химических
элементов
и
на
основе
этого
прогнозировать
реакционную
способность
химических
веществ,
развить
химическую
интуицию
и
наблюдательность.
Программа
курса
призвана
усилить
политехническую
направленность
преподавания
химии
и учит
школьников
применять
полученные
теоретические
знания
для
решения
практических
задач,
определения
оптимальных
условий
проведения
химических
реакций
и
управления химическими процессами на производстве.
В прошлом учебном году учащиеся, посещающие курс «Подготовка к ЕГЭ по
химии»
довольно
успешно
сдали
экзамен
(максимальный
балл
достиг
79
баллов) и поступили в следующие учебные заведения: 1 человек в Челябинский
медицинский университет по специальности «Педиатрия» (бюджет), 1 человек
в Челябинский медицинский университет по специальности «Лечебное дело»
(бюджет),
1
человек
в
Челябинский
государственный
университет
на
химический
факультет
(бюджет),
1
человек
в
медицинский
колледж
по
специальности «Лечебное дело» (бюджет). Практически все учащиеся, кроме
одного, решили связать свою жизнь с медициной, химией и биологией.
Профессиональное самоопределение личности - сложный длительный
процесс,
охватывающий
значительный
период
человеческой
жизни.
Его
эффективность,
как
правило,
определяется
степенью
согласованности
психологических
возможностей
человека
с
содержанием
и
требованиями
профессиональной
деятельности,
а
также
способностью
адаптироваться
к
изменяющимся
социально-экономическим
условиям
в
связи
с
устройством
своей
профессиональной
карьеры.
Организация
разных
форм
целенаправленной профориентационной работы средствами учебного предмета
позволяет
расширить
знания
школьников
о
специальностях,
связанных
с
химией; выявить детей, интересующихся химией, помочь им в развитии их
склонности и в выборе будущей профессии.
Литература.
1.Буринская Н. Н. Учебные экскурсии по химии. – М.: Просвещение, 1989. –
158с.
2.Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.:
Владос, 2000. – 336с.
3.Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников:
организация и управление. – М.: Педагогика, 1987. – 158с.