Напоминание

Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения учащихся


Автор: Кучеренко Татьяна Борисовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №131
Населённый пункт: Город Карталы, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Роль учителя-предметника в формировании

профессионального самоопределения учащихся

Современная концепция общего среднего образования предполагает его

практико-ориентированную

направленность

и

соответствие

содержания

современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и

техники

обусловливает

потребность

общества

в

высококвалифицированных

специалистах. В последнее время требования к

уровню знаний и умений,

необходимых

для

овладения

специальностью,

непрерывно

повышаются.

Человек, работающий с интересом, приносит радость себе, а также огромную

пользу обществу. Истоки такого интереса формируются в школе, когда у ученика

возникает

желание

понять

и

узнать

ту

или

иную

область

науки

и

техники.

Именно

во

время

обучения

в

школе

закладываются

основы

сознательного

отношения к выбору профессии. В работе педагога профориентация всегда была

и есть важнейшей задачей, ради чего учитель, отдает свои знания детям, учит их

выбирать профессию и свою дорогу в жизни. Профориентация, выбор профессии

или ориентация на профессию – комплекс занятий, проводимый с целью выявить

склонность человека к определенному роду деятельности.

Работая в школе учителем химии я убедилась, что в отличие от химических

законов, которые я изучаю со своими учениками на уроках, идеального закона

успешного выбора профессии не существует. Очень часто, беседуя с детьми, и

как учитель химии, и как классный руководитель 11 класса, стараюсь объяснить

детям, что проблема выбора профессии очень важна, она затрагивает интересы

не только отдельно взятого человека, но и всего общества. Профессиональное

самоопределение это основа самоутверждения человека в обществе, одно из

самых главных решений в его жизни. Выбор профессии для ученика определяет

очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать,

где и с кем работать, какой стиль жизни определять.

Возможности учебного

предмета химии в плане выбора профессии достаточно велики. Ее изучение,

согласно программе формирует представление учащихся о химии не только как

одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности

человека.

Во

время

изучения

курса

химии

рассматриваются

различные

химические

производства,

осуществляется

знакомство

с

химическими

профессиями, проводятся экскурсии на предприятия местной промышленности

и т. д.

О

сновная профориентационная работа проводится на уроках,

особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса.

На

уроках

химии,

посвященных

изучению

чисто

химических,

силикатных,

металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на

уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на

итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно

использовать следующие приемы: [1]

-

обеспечивать

связь

изучаемого

производственного

материала

с

современностью,

перспективами

развития

данной

отрасли

народного

хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;

-

устанавливать межпредметные связи политехнического характера;

-

решать задачи с производственным содержанием;

-

раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной

профессии химического профиля;

-

показывать

широкое

использование

изучаемых

веществ,

материалов,

химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях

современного производства;

-

выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

-

развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания

и

самостоятельно

приобретать

новые

знания

об

использовании

химии

работниками различных профессий. [1]

При обучении химии в школе важное значение приобретает формирование у

учащихся экспериментальных умений и навыков. Подготовка и проведение

практических занятий, лабораторных и демонстрационных опытов развивают

такие качества, как умение наблюдать и делать выводы, практические навыки

по сборке лабораторных приборов и обращению с химическими реактивами,

пользование лабораторной посудой и оборудованием, умение демонстрировать

и

комментировать

опыты.

Эти

умения

необходимы

как

лаборантам

и

технологам разных химических производств, медикам так и учителю химии, а

также способствуют не только усвоению учебного курса, но и воспитанию

общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в

чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.

Особое значение в ориентации учащихся на профессии, связанные с химией,

имеют

учебные

экскурсии

на

местные

производства

промышленного

и

сельскохозяйственного

профиля.

Следует

учитывать

также,

что

эффективность профориентационной работы во многом зависит не только от

деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные

внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно

относиться

к

личности

каждого

ребенка

с

учетом

его

индивидуальных

особенностей. Все формы и виды внеклассной работы должны подчиняться

определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно

соответствовать

возрастным

особенностям

учащихся,

стимулировать

стремление

к

познанию,

к

исследовательской

деятельности),

актуальности,

практической значимости, связи с жизнью, занимательности. [2], [3]

Уже несколько лет на базе РЦОКИО-ММЦ г. Карталы функционирует очно-

заочная

школа

для

одаренных

детей

"ТриО-центр".

Три

«О»

-

это

«Одаренность», «Обучение», «Олимпиада». Основная цель курса «Подготовка к

ЕГЭ по химии» – обеспечить понимание фундаментальных понятий, законов и

закономерностей

химии,

показать

химию

как

точную

науку,

сформировать

расчетные умения и научить интерпретировать количественные характеристики

химических объектов, используя международную систему единиц. Данный курс

посещают учащихся 11 классов, которые собираются продолжить свое обучение

в

учебных

заведениях

медико-биологической

направленности

(медицинских

училищах,

колледжах,

медицинских

вузах,

химических

и

биологических

факультетах).

Большая

часть

учебного

времени

отводится

на

решение

экспериментальных и расчетных задач медико-биологической направленности,

составлению

расчетных

задач

с

производственным

содержанием,

самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, семинарские

занятия

.

При решении этих задач и упражнений происходит более глубокое и

полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического

применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной

работе, происходит формирование умений логически мыслить. Курс нацелен не

только на совершенствование практических навыков решения различных типов

задач и упражнений, но и на формирование ключевых компетенций, таких как –

приниматься за дело, адаптироваться, изучать, думать, сотрудничать, находить

взаимосвязь

между

объектами

и

явлениями,

глубоко

понимать

свойства

химических

элементов

и

на

основе

этого

прогнозировать

реакционную

способность

химических

веществ,

развить

химическую

интуицию

и

наблюдательность.

Программа

курса

призвана

усилить

политехническую

направленность

преподавания

химии

и учит

школьников

применять

полученные

теоретические

знания

для

решения

практических

задач,

определения

оптимальных

условий

проведения

химических

реакций

и

управления химическими процессами на производстве.

В прошлом учебном году учащиеся, посещающие курс «Подготовка к ЕГЭ по

химии»

довольно

успешно

сдали

экзамен

(максимальный

балл

достиг

79

баллов) и поступили в следующие учебные заведения: 1 человек в Челябинский

медицинский университет по специальности «Педиатрия» (бюджет), 1 человек

в Челябинский медицинский университет по специальности «Лечебное дело»

(бюджет),

1

человек

в

Челябинский

государственный

университет

на

химический

факультет

(бюджет),

1

человек

в

медицинский

колледж

по

специальности «Лечебное дело» (бюджет). Практически все учащиеся, кроме

одного, решили связать свою жизнь с медициной, химией и биологией.

Профессиональное самоопределение личности - сложный длительный

процесс,

охватывающий

значительный

период

человеческой

жизни.

Его

эффективность,

как

правило,

определяется

степенью

согласованности

психологических

возможностей

человека

с

содержанием

и

требованиями

профессиональной

деятельности,

а

также

способностью

адаптироваться

к

изменяющимся

социально-экономическим

условиям

в

связи

с

устройством

своей

профессиональной

карьеры.

Организация

разных

форм

целенаправленной профориентационной работы средствами учебного предмета

позволяет

расширить

знания

школьников

о

специальностях,

связанных

с

химией; выявить детей, интересующихся химией, помочь им в развитии их

склонности и в выборе будущей профессии.

Литература.

1.Буринская Н. Н. Учебные экскурсии по химии. – М.: Просвещение, 1989. –

158с.

2.Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.:

Владос, 2000. – 336с.

3.Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников:

организация и управление. – М.: Педагогика, 1987. – 158с.



В раздел образования