Автор: Розанова Наталья Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: «Интегрированные уроки математики и информатики Использование электронных таблиц при изучении графиков функций»
Раздел: среднее образование
1
Интегрированные уроки математики и информатики
Использование электронных таблиц при изучении графиков
функций
Многие из физических, экономических, биологических, химических
процессов,
которые
происходят
в
жизни,
представляют
собой
функциональные зависимости. Изучению функций и их свойств посвящена
значительная часть курса алгебры основной школы. Однако при изучении
графиков функций и их свойств, я увидела проблемы.
Наглядно-образные
компоненты
мышления
играют
очень
важную
роль в жизни человека. Имеющим «слайдовое» мышление, современным
школьникам нелегко
установить закономерные изменения в графиках в
зависимости от параметров. А при работе с графиками
(когда навык
построения уже отработан), например, при нахождении точек пересечения,
тратится много времени. Повторяются шаблонные действия.
При
изучении
преобразования
и
свойств
функций
для
более
глубокого
понимания
темы,
требуется
большое
количество
примеров
изменения
графиков
в
зависимости
от
исходных
данных.
Такая
же
ситуация и у других учителей.
Эти
проблемы
мы
проанализировали
с
моей
коллегой,
учителем
информатики.
Решили, что наиболее эффективным способом решения проблем,
являются интегрированные уроки математики и информатики. Кроме этого
интегрированные
уроки
помогут
детям
прочувствовать
взаимосвязь
предметов, дадут возможность формировать метапредметные компетенции.
Предметное сочетание
Одна из трудностей, по которой не проводятся интегрированные
уроки – это совмещение изучаемых тем, возможность их сочетания и
уровень подготовленности детей к восприятию материала. А учителям
необходимо
понять:
насколько
нужны
им
интегрированные
уроки,
что
будет эффективнее провести обычный урок или договориться с коллегой о
проведении совместного.
Чтобы определить тематику и возраст учащихся мы провели анализ
изучаемого материала по математике и информатике в старших классах. И
определили
учебное
время,
когда
можно
проводить
интегрированные
уроки. Изучение темы: «Электронные таблицы» по ФГОС начинается в 9
классе, потому система интегрированных уроков рассматривается именно
с этого возраста.
9 класс
Математика (Дорофеев Г.В.)
Информатика (Босова Л.Л.)
Изучены: графики функции
(линейная, квадратичная и сдвиг ее
вдоль осей координат, дробно-
Изучается: построение
графиков в Excel
2
линейной, y=|x|, степенная вида:
y=x
3
, y=
Ö
x)
Изучается: решение
уравнений графическим способом
10 класс
Математика (Колягин Ю.М.)
Информатика (Поляков К.Ю.)
Изучены: функции (линейная,
квадратичная, y=|x|,
степенная вида: y=x
3
, y=
Ö
x)
Изучается: степенная,
показательная и логарифмическая
функции; преобразование графиков
Изучено: построение графиков
в Excel
Изучается: использование
графиков для обоснования
эффективности методов
программирования (профиль)
11 класс
Математика (Колягин Ю.М.)
Информатика (Поляков К.Ю.)
Изучены: преобразования
графиков
Изучается: исследование
графиков функций,
тригонометрические и обратные
тригонометрические функции
Изучено: построение графиков
в Excel
Изучается: метапредметное
моделирование в Excel (профиль)
Чтобы
определить
для
себя
необходимость
проведения
данных
уроков мы обратились к требованиям итоговой аттестации учащихся:
Экзаменационные задания
Математика
Информатика
9 класс. Растяжения и сдвиги
11 класс. Определение графика
11 класс
Анализ областей
3
В результате проведенного анализа мы вышли на необходимость
проведения
системы
интегрированных
уроков
с
использованием
электронных таблиц.
Большее количество уроков выпало на 9 класс, так как именно в этот
период учащиеся осваивают электронные таблицы на информатике, а на
уроках
математике
рассматривается
большой
объем
материала,
посвященный графикам функций.
В 10 и 11 классах уроки проводятся для повторения изученного
материала по информатике и эффективного изучения нового материала по
математике, эти уроки может провести учитель математики самостоятельно
в компьютерном классе.
Система интегрированных уроков
9 класс
1.
Изучение построения графиков функции на примере параболы
2.
Растяжения и сдвиги
3.
Решение уравнений графическим способом
10 класс
Исследование графиков степенной функции
11
класс
Построение графиков функций
4
Все
запланированные
интегрированные
уроки
с
использованием
электронных таблиц мы провели и считаем необходимым, проводить их в
дальнейшем.
Сравнивая
систему
интегрированных
уроков
с
традиционными
уроками, получили:
Интегрированный урок
Традиционный
увеличился объём
выполняемой на уроке работы
учитель частично освободился
от выполнения информационной,
контролирующей и тренировочной
функций
у учащегося формируются
навыки исследовательской и
проектной деятельности
экономится время при всех
видах контроля
повышается качество знаний
по изучаемой теме
повышается значимость и
интерес к изучаемым предметам
обеспечивается высокая
степень дифференциации обучения
осуществляется быстрый
контроль на любом этапе учебной
деятельности
На
уроках
ин форм атик и по
программе автора учебника:
Построение
трех
различных
графиков функции, без возможности
проведения
исследования.
В
результате:
дети не понимают значимости
изученного материала
н е
в и д я т
в о з м о ж н о с т и
применить
полученные
знания
на
практике
На уроках математики:
много
времени
уходит
на
шаблонное
построение
графиков
(когда
навык
построения
уже
отработан)
объем выполненной работы на
уроке по факту невелик
неэффективно
использовать
проектную
и
исследовательскую
деятельность,
так
как
процесс
построения
графиков
на
бумаге
является долгим
У
нас
также
есть
идеи
использовать
знания
учащихся
об
электронных таблицах на уроках профильной математики по темам (пока
мы такие уроки не проводили):
Решение
нестандартных
уравнений
графическим
способом,
например: 2x
2
+5=cos(x);
Решение систем уравнений графическим способом;
При изучении темы параметрические уравнения.
5
Список литературы:
1.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2.
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в
2 ч./ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2018.
3.
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в
2 ч./ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2018.
4.
Математика: алгебра. Функции. Анализ данных: учеб. для 9 кл.
общеобразоват.
учреждений/
[Г.В,
Дорофеев,
С.Б.
Суворова,
Е.А.
Бунимович и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева.- М. :Просвещение, 2017.
5.
Математика:
алгебра
и
начала
математического
анализа,
геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/ [Ю.М. Колягин,
М.В.
Ткачёва,
Н.Е.
Фёдорова,
М.И.
Шабунин].-
3-е
изд.
-
М.
:
Просвещение, 2016.
6.
Математика:
алгебра
и
начала
математического
анализа,
геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/ [Ю.М. Колягин,
М.В.
Ткачёва,
Н.Е.
Фёдорова,
М.И.
Шабунин].-
3-е
изд.
-
М.
:
Просвещение, 2016.