Напоминание

«Интегрированные уроки математики и информатики Использование электронных таблиц при изучении графиков функций»


Автор: Розанова Наталья Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: «Интегрированные уроки математики и информатики Использование электронных таблиц при изучении графиков функций»
Раздел: среднее образование





Назад




1

Интегрированные уроки математики и информатики

Использование электронных таблиц при изучении графиков

функций

Многие из физических, экономических, биологических, химических

процессов,

которые

происходят

в

жизни,

представляют

собой

функциональные зависимости. Изучению функций и их свойств посвящена

значительная часть курса алгебры основной школы. Однако при изучении

графиков функций и их свойств, я увидела проблемы.

Наглядно-образные

компоненты

мышления

играют

очень

важную

роль в жизни человека. Имеющим «слайдовое» мышление, современным

школьникам нелегко

установить закономерные изменения в графиках в

зависимости от параметров. А при работе с графиками

(когда навык

построения уже отработан), например, при нахождении точек пересечения,

тратится много времени. Повторяются шаблонные действия.

При

изучении

преобразования

и

свойств

функций

для

более

глубокого

понимания

темы,

требуется

большое

количество

примеров

изменения

графиков

в

зависимости

от

исходных

данных.

Такая

же

ситуация и у других учителей.

Эти

проблемы

мы

проанализировали

с

моей

коллегой,

учителем

информатики.

Решили, что наиболее эффективным способом решения проблем,

являются интегрированные уроки математики и информатики. Кроме этого

интегрированные

уроки

помогут

детям

прочувствовать

взаимосвязь

предметов, дадут возможность формировать метапредметные компетенции.

Предметное сочетание

Одна из трудностей, по которой не проводятся интегрированные

уроки – это совмещение изучаемых тем, возможность их сочетания и

уровень подготовленности детей к восприятию материала. А учителям

необходимо

понять:

насколько

нужны

им

интегрированные

уроки,

что

будет эффективнее провести обычный урок или договориться с коллегой о

проведении совместного.

Чтобы определить тематику и возраст учащихся мы провели анализ

изучаемого материала по математике и информатике в старших классах. И

определили

учебное

время,

когда

можно

проводить

интегрированные

уроки. Изучение темы: «Электронные таблицы» по ФГОС начинается в 9

классе, потому система интегрированных уроков рассматривается именно

с этого возраста.

9 класс

Математика (Дорофеев Г.В.)

Информатика (Босова Л.Л.)

Изучены: графики функции

(линейная, квадратичная и сдвиг ее

вдоль осей координат, дробно-

Изучается: построение

графиков в Excel

2

линейной, y=|x|, степенная вида:

y=x

3

, y=

Ö

x)

Изучается: решение

уравнений графическим способом

10 класс

Математика (Колягин Ю.М.)

Информатика (Поляков К.Ю.)

Изучены: функции (линейная,

квадратичная, y=|x|,

степенная вида: y=x

3

, y=

Ö

x)

Изучается: степенная,

показательная и логарифмическая

функции; преобразование графиков

Изучено: построение графиков

в Excel

Изучается: использование

графиков для обоснования

эффективности методов

программирования (профиль)

11 класс

Математика (Колягин Ю.М.)

Информатика (Поляков К.Ю.)

Изучены: преобразования

графиков

Изучается: исследование

графиков функций,

тригонометрические и обратные

тригонометрические функции

Изучено: построение графиков

в Excel

Изучается: метапредметное

моделирование в Excel (профиль)

Чтобы

определить

для

себя

необходимость

проведения

данных

уроков мы обратились к требованиям итоговой аттестации учащихся:

Экзаменационные задания

Математика

Информатика

9 класс. Растяжения и сдвиги

11 класс. Определение графика

11 класс

Анализ областей

3

В результате проведенного анализа мы вышли на необходимость

проведения

системы

интегрированных

уроков

с

использованием

электронных таблиц.

Большее количество уроков выпало на 9 класс, так как именно в этот

период учащиеся осваивают электронные таблицы на информатике, а на

уроках

математике

рассматривается

большой

объем

материала,

посвященный графикам функций.

В 10 и 11 классах уроки проводятся для повторения изученного

материала по информатике и эффективного изучения нового материала по

математике, эти уроки может провести учитель математики самостоятельно

в компьютерном классе.

Система интегрированных уроков

9 класс

1.

Изучение построения графиков функции на примере параболы

2.

Растяжения и сдвиги

3.

Решение уравнений графическим способом

10 класс

Исследование графиков степенной функции

11

класс

Построение графиков функций

4

Все

запланированные

интегрированные

уроки

с

использованием

электронных таблиц мы провели и считаем необходимым, проводить их в

дальнейшем.

Сравнивая

систему

интегрированных

уроков

с

традиционными

уроками, получили:

Интегрированный урок

Традиционный

увеличился объём

выполняемой на уроке работы

учитель частично освободился

от выполнения информационной,

контролирующей и тренировочной

функций

у учащегося формируются

навыки исследовательской и

проектной деятельности

экономится время при всех

видах контроля

повышается качество знаний

по изучаемой теме

повышается значимость и

интерес к изучаемым предметам

обеспечивается высокая

степень дифференциации обучения

осуществляется быстрый

контроль на любом этапе учебной

деятельности

На

уроках

ин форм атик и по

программе автора учебника:

Построение

трех

различных

графиков функции, без возможности

проведения

исследования.

В

результате:

дети не понимают значимости

изученного материала

н е

в и д я т

в о з м о ж н о с т и

применить

полученные

знания

на

практике

На уроках математики:

много

времени

уходит

на

шаблонное

построение

графиков

(когда

навык

построения

уже

отработан)

объем выполненной работы на

уроке по факту невелик

неэффективно

использовать

проектную

и

исследовательскую

деятельность,

так

как

процесс

построения

графиков

на

бумаге

является долгим

У

нас

также

есть

идеи

использовать

знания

учащихся

об

электронных таблицах на уроках профильной математики по темам (пока

мы такие уроки не проводили):

Решение

нестандартных

уравнений

графическим

способом,

например: 2x

2

+5=cos(x);

Решение систем уравнений графическим способом;

При изучении темы параметрические уравнения.

5

Список литературы:

1.

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.

Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2.

Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в

2 ч./ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2018.

3.

Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в

2 ч./ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2018.

4.

Математика: алгебра. Функции. Анализ данных: учеб. для 9 кл.

общеобразоват.

учреждений/

[Г.В,

Дорофеев,

С.Б.

Суворова,

Е.А.

Бунимович и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева.- М. :Просвещение, 2017.

5.

Математика:

алгебра

и

начала

математического

анализа,

геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для

общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/ [Ю.М. Колягин,

М.В.

Ткачёва,

Н.Е.

Фёдорова,

М.И.

Шабунин].-

3-е

изд.

-

М.

:

Просвещение, 2016.

6.

Математика:

алгебра

и

начала

математического

анализа,

геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для

общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/ [Ю.М. Колягин,

М.В.

Ткачёва,

Н.Е.

Фёдорова,

М.И.

Шабунин].-

3-е

изд.

-

М.

:

Просвещение, 2016.



В раздел образования