Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Автор: Подкина Наталья Владимировна
Должность: Преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Подкина Наталья Владимировна

Преподаватель социально-экономических дисциплин

ВКК

ГАПОУ СО ТИПУ «Кулинар»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО К ЭКОНОМИЧЕСКИМ

ДИСЦИПЛИНАМ

В стремительно меняющемся мире, в эпоху, когда мир стоит на пороге новой

технологической

революции,

от

образовательных

учреждений

требуется

подготовка

высококвалифицированных,

грамотных

профессионалов,

ориентирующихся

в

современных

реалиях.

И

неважно,

в

какой

сфере

будет

работать

выпускник

профессионального учебного заведения, в общественном питании, на заводе, в гостинице,

магазине

ключевыми

для

него

будут

умения

применить

полученные

знания

в

конкретных ситуациях, которые возникают на производстве и в повседневной жизни.

В

первую

очередь,

образование

должно

способствовать

формированию

компетенций, направленных на социализацию личности. Сложные экономические условия

сегодня диктуют необходимость подготовки обучающихся к последующей хозяйственной

деятельности,

развития

их

экономического

мышления.

Выпускники

должны

быть

конкурентоспособны на рынке труда, что просто невозможно без уроков экономики.

Трудно

представить

современного

грамотного

человека,

который

не

знаком

с

теорией

ограниченности

ресурсов

и

безграничных

потребностей

общества,

не

умеет

делать рациональный выбор, не знает, из чего складывается бюджет как государственный,

так и семейный. Почему нужно платить налоги? Как формируются цены, допустим, на

блюда в предприятии массового питания? Как привлечь как можно больше гостей в

ресторан? На эти и многие другие вопросы поможет ответить экономика.

Обучение экономическим дисциплинам

способствует

формированию

умений

обобщать

и конкретизировать,

систематизировать

и

классифицировать различные

понятия.

Формируются

необходимые

личные

качества:

решительно сть,

сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность выражения мысли.

Постоянно растущий объем и разнообразие информации не вызывает сомнения,

что невозможно

знать и уметь все. Наиболее ценным в образовательном процессе

является умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решения.

Одним из

необходимых главных качеств

личности

обучающегося

стала

готовность

к самостоятельной

деятельности

по

сбору,

обработке,

анализу

и

организации информации, умение принимать решения и действовать.

Следовательно, поменялись задачи преподавателя. В наше время он не должен

быть транслятором информации, только лишь передающим свои знания, на первый план

выходит

функция

организатора

самообразования

студентов,

побуждающим

к

творческому поиску.

Высококачественное

обучение

и

развитие

будущего специалиста

возможно

лишь

в результате

целенаправленной

групповой

и

индивидуальной

работы

с

обучающимися, в общении и взаимодействии преподавателя и студента.

При

проектировании

урока

необходимо задаться вопросом: «Для чего будет

предназначен данный урок: для изучения нового

материала

или

для

закрепления

пройденного, а, может быть, для применения практических знаний, умений, навыков?».

Исходя из этого, необходимо

подбирать

формы

и

методы

проведения

урока,

образовательные

технологии,

приемы

педагогической

техники.

Урок достигнет

максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным и цельным.

Одним из важных принципов обучения является принцип мотивации.

Как вызвать интерес к предмету, если он кажется ученику не нужным, а уроки

однообразными? Что делать преподавателю, чтобы возникла потребность в знаниях? При

ответе на этот вопрос учитывать нужно разный уровень подготовки обучающихся, исходя

из их психофизических особенностей и индивидуальных способностей.

Перед

преподавателями

общепрофессиональных

и

специальных дисциплин

возникает

непростая

задача:

раскрыть

притягательные

стороны преподаваемой

дисциплины.

Проблемой является то, что у отдельных студентов наблюдается низкий уровень

интереса

к

учению,

равнодушное

отношение

к

занятиям.

Из-за

низкого

уровня

мыслительной деятельности обучающиеся действуют по шаблону знакомым способом,

как говорится, идут по проторенной дорожке.

Еще одна немаловажная проблема заключается в том, что сегодняшние студенты

перерабатывают огромное количество информации из Интернета и других социальных

сетей,

что

способствует

формированию

так

называемого

«клипового»

мышления.

Информация усваивается отрывочно, и поэтому одна из важных задач преподавателя

структурировать и представить материал урока так, чтобы сформировать общую картину.

Способствует решению данной задачи, используемый на уроках метод интеллект-

карт, развивающий радиантное мышление.

Это метод графического выражения процессов

восприятия, обработки и запоминания информации. Как правило, во время работы над

интеллект-картой решаются творческие задачи, развивается память и мышление.

Одним из эффективных методов, который позволяет заинтересовать студентов и

быстро

получить

результат,

является

работа

над

созданием

синквейна

это

прием,

который позволяет в нескольких строках изложить учебный материал на определенную

тему, способствует активизации мыслительной деятельности.

Обучающиеся в конце учебного занятия делают вывод, подводя итог занятия, им

можно

предложить оценить урок, внести свои предложения. Если преподаватель, при

подготовке к

занятиям будет учитывать интересы студентов, стремиться выстраивать

обратную связь, он не будет трудиться впустую и качество обучения только выиграет.

Повышения

интереса к изучаемой дисциплине и мотивации студентов можно

добиться

путем

применения

новых

технологий

в

обучении.

На

современном

уроке

происходит формирование ключевых компетенций, во многом благодаря внедрению ИКТ-

технологий в образовательный процесс. Предполагается, что результатом этого должно

стать:

умение

использовать

полученную

информацию

в

практической

деятельности

посредством извлечения ее из мультимедийной среды и умение представить результат

практической работы в группе. Это позволит наглядно увидеть работу преподавателя с

обучающимися, направленную на конечный результат.

При подборе содержания учебного материала надо учитывать, что интерес на

занятиях вызывают ситуации, приближенные к жизни и современным реалиям. Здесь

должен соблюдаться принцип опоры на личностный опыт обучающихся. Они не будут

изучать

надуманную

ситуацию,

которая

не

встретятся

в

реальной

жизни

или

на

предприятии,

в

процессе

профессиональной

деятельности.

В

лучшем

случае

у

них

сработает краткосрочная память, и скоро ваши уроки забудут.

Информация

должна

быть

актуальной.

При

высоком

уровне

конкуренции

в

условиях экономики, практически ставшей рыночной, выживут и останутся на плаву

специалисты, отвечающие высоким требованиям работодателя.

Написание

творческих

работ,

исследовательских

и

учебных

проектов

с

практическим содержанием, как правило, является

завершающим

этапом

изучения

дисциплины. Исследовательские проекты могут быть выполнены группами при изучении

определенной темы дисциплины.

Во

время

работы

над

проектом

расширяются

знания,

отрабатываются

практические навыки расчета задач с использованием первоисточников и Интернет

-

ресурсов. Роль преподавателя в данном случае – направить студентов в нужном

направлении, порекомендовать источники информации и курировать выполнение работы.

Использование межпредметных связей помогает реализовать поставленную задачу,

оформить ее для представления студенту помогает большой арсенал современных

информационных технологий, а это требует дополнительных знаний.

Со стороны преподавателя должен соблюдаться один из главных педагогических

принципов: как можно полнее учитывать интересы студента, ближе подойти к

волнующим его проблемам, помочь подобрать посильную задачу, способствующую

развитию и становлению профессиональной творческой личности. Важным фактором

мотивации творчества является подбор задачи из той области, которая более всего

будет полезна, интересна и актуальна для обучающихся.

В техникуме индустрии питания и услуг «Кулинар» получают образование будущие

повара,

технологи,

менеджеры

общественного

питания,

то

есть

профессионалы,

для

которых важно обладать определенными знаниями и умениями в области экономических

дисциплин.

Для

решения

проблем,

возникающих

в

профессиональном

образовании,

существуют современные педагогические технологии, повышающие качество обучения и

напрямую влияющие на повышение интереса студентов к учению.



В раздел образования