Автор: Плотникова Светлана Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Петропавловск, Большесосновский район, Пермский край
Наименование материала: Программа внеклассной работы с одаренными детьми в области русского языка и литературы
Тема: "Искорки"
Раздел: среднее образование
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
________________________________ ___________________________________
________________________________ ____________________________________
12.09.2018г 12.09.2018г.
ПРОГРАММА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
в области русского языка и литературы
Автор:
Плотникова Светлана Павловна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования РФ
МБОУ «Петропавловская СОШ»
Большесосновский район
Пермский край
с.Петропавловск
2018г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………..……………….3стр.
2.Цели , задачи программы……………………………………………………4 стр.
3.Актуальность программы …………………………………………………..5 стр.
4.Принципы программы……………………………………………………….6 стр.
5.Методы и средства обучения……………………………………………… 6 стр.
6.Формы обучения……………………………………………………………..6 стр.
7.Паспорт программы………………………………………………………….7 стр.
8.План работы по реализации программы……………………………………9 стр.
Пояснительная записка
2
Каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое
образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него
уровня развития.
Данная программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения
одарённых детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения,
намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с такими детьми,
содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Анализ участия обучающихся в различных конкурсах, конференциях, акциях,
смотрах показывает, что в коллективе имеется довольно значительная категория
одарённых детей. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся
не всегда в полной мере удаётся реализовать.
Невозможно только средствами и возможностями урока развить творческий
потенциал личности ребенка. Выявление одарённых детей необходимо связывать
с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и
поддержки. Проблемы выявления таких детей и подростков – это проблема
создания условий для интеллекта и личностного роста детей в образовательной
школе. Поэтому нам необходимо обеспечить детям благоприятные условия для
совершенствования присущих им видов одарённости. Можно выделить проблемы
не только диагностики обучения и развития самого одарённого ребенка, но и
проблемы педагога, призванного поддержать детскую одарённость. К этим
проблемам относится профессионально-личностная готовность учителя к работе с
одарёнными детьми, что подразумевает:
овладение методиками выявления одаренности;
технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения,
методикой научного поиска;
психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
зрелость педагогического самосознания.
Программа по работе с одарёнными детьми предусматривает создание
системы работы с ними и её развитие, которое включает в себя также повышение
квалификации педагога по работе с одарёнными.
Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с
детьми, их личностному росту и развитию .
Цели программы:
3
выявление и поддержка детей, одарённых в области литературного
творчества, представление им возможности творческого общения со своими
сверстниками;
развитие интеллектуального и творческого потенциала детей,
совершенствование уровня индивидуальных исполнителей;
приобретение детьми опыта работы с художественной, публицистической,
научной литературой, различными словарями, справочниками;
Задачи программы:
создать благоприятные условия для развития интеллекта,
исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста
одарённых;
внедрять новые образовательные технологии: проблемно-поисковая работа,
творческое тематическое задание, научно-исследовательская работа, оценка и
самооценка деятельности;
приобщить детей к творческому процессу постижения нравственных основ
национальной культуры и духовного богатства народа;
пробудить в авторах работ интереса к теме творческой, исследовательской
работы, проекту;
предоставить возможности юным талантам познакомить со своим
творчеством большое количество людей;
формировать у детей умения публичного выступления, стремления к
достижению высоких результатов.;
расширять возможности для участия одаренных и способных школьников в
межтерриториальных, краевых, российских, международных конкурсах,
выставках, олимпиадах.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Стремление к творческой деятельности считается отличительной
характеристикой одарённых детей. Они проявляют повышенную
4
самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени нуждаются в
помощи взрослых, чем их сверстники. Успешность их деятельности может быть
очень высокой, что важно в дальнейшей жизни ребенка. То, что ребенок делает с
любовью, он постоянно совершенствует, реализуя всё новые замыслы, рождённые
в процессе самой работы . Поэтому его новый рождённый продукт деятельности
значительно превышает первоначальный замысел. А развитие деятельности по
инициативе самого ребенка и есть творчество. Творческая одарённость – это не
просто высший уровень выполнения любой деятельности, но и её преобразование
и развитие.
Очень часто можно говорить о скрытой одарённости, когда она не замечается
окружающими. Но иногда такие не перспективные дети (как гадкие утята и
лебедь) добивались высочайших результатов. Причины могут быть в специфике
культурной среды, где растёт и формируется ребенок, в его особенностях
взаимоотношений с окружающими, в ошибках, которые допустили родители при
его воспитании и развитии. Нам необходимо анализаровать поведение такого
ребенка, включать его в различные виды деятельности, обогащать его жизненную
среду, организовывать его общение с другими людьми.
Ребенок может быть неуспешным во владении учебными дисциплинами, но
может быть одарённым творчески.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
К общим принципам обучения одарённых , как и вообще всех детей школьного
возраста, относятся:
5
Принцип развивающего и воспитывающего обучения, означающий, что
цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только
усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также
воспитанию личностных качеств обучающихся;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том,
что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно
учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.
Реализация этого принципа особенно важна при обучении одарённых детей,
у которых индивидуальные различия выражены в яркой форме.
Принцип учета возрастных возможностей. Он предполагает соответствие
содержания образования и методов обучения специфическим особенностям
одарённых детей на разных возрастных этапах.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения,как способы организации учебной деятельности детей,
являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития
познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению
одарённых , безусловно, ведущими и основными являются методы творческого
характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и
соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных
учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления
и многих важных качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости,
самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и
способности к сотрудничеству.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Работа над исследовательскими и творческими проектами.
Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, выставок.
Детские научно-практические конференции и семинары.
Летняя оздоровительная работа.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.Название программы: «ИСКОРКИ»
2.Нормативно-правовая база программы:
6
Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»,
Закон РФ «Об образовании» (ст.7, 9);
Устав МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа»,
Устав МБОУ ДОД ЦТЮ «Полёт»;
Инициатива «Наша новая школа» Д.А.Медведева;
«Рабочая концепция одарённости» Министерства образования Российской
Федерации.
3.Заказчики программы:
МБОУ ДОД ЦТЮ «Полёт»,
МБОУ «Петропавловская СОШ».
4.Участники программы:
МБОУ «Петропавловская СОШ»;
Родители;
Классные руководители;
Обучающиеся,
Психолог школы,
Социум (библиотеки, Дом культуры, редакция районной газеты «Светлый
путь»,
5.Срок реализации:
2018г. – 2022 г.
6.Адрес программы:
МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа»
с.Петропавловск
Большесосновский район
Пермский край
7.Основные направления :
Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта ребенка.
Изучение круга интересов деятельности обучающихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одарённых детей путем собеседования.
Разработка ежегодных планов работы с одарёнными детьми.
7
Создание благоприятных условия для реализации творческого потенциала
одарённых детей.
Развитие творческих способностей детей:
-доступность и широкое привлечение детей к участию в олимпиадах ,
выставках, конкурсах различных уровней;
-использование в практике работы с одарёнными следующих приёмов:
творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение
проблемных поисковых работ, назначение ответственными за проведение
внеклассных мероприятий, предметных недель.
Приобщение к работе учителя.
Работа НОУ.
Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Чествование одаренных детей и их родителей на районном празднике «Звёздный
дождь»
Отправление благодарственных писем родителям.
8.Формы проведения мониторинга реализации программы
№
п.п
Формы
Периодичность
1.
Предметные олимпиады по русскому языку и
литературе
1 раз в год
2.
Общешкольная конференция НОУ.
1 раз в год
3.
Предметная неделя
1 раз в год
4.
Отчёт педагога из опыта работы с
одарёнными детьми
1 раз в четверть
5.
Тематические конкурсы, выставки,
публикации, их результаты.
По плану школы, ЦТЮ
«Полёт»
6.
Проектная деятельность.
По плану педагога
7.
Мониторинг динамики развития детей.
1 раз в полугодие
9.Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одарёнными.
Творческая самореализация выпускника школы.
Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого
творческого и интеллектуального уровня.
Количественные показатели успешности детей.
Ежегодное отслеживание результатов творческой деятельности обучающихся.
10. План работы по реализации программы
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
8
п.п
1.
Составление и уточнение
списков обучающихся, успешных
в освоении предметов или видов
деятельности. Составление
планов работы с одаренными.
Сентябрь -
октябрь
Педагог,
психолог
2.
Организация научно-
исследовательской работы с
детьми.
В течение года
Педагог
3.
Организация и проведение
внеклассных мероприятий,
направленных на развитие
творческих способностей
одарённых.
В течение года
Педагог,
родители
4.
Проведение предметных недель с
участием одаренных детей или
просто участие в неделе.
2 четверть
Педагог
5.
Подготовка и участие
обучающихся в выставках,
конкурсах, концертах, акциях,
фестивалях различных уровней.
В течение года
Педагог
6.
Поощрение
детей,
проявивших
интерес
и
показавших
хорошие
р е з ул ьт а т ы
в
т в о р ч е с к о й
деятельности.
декабрь, май
Педагог,
администрация
школы,
ЦТЮ «Полёт»,
РУО
План работы допускает внесение изменений.
Планы работы с одарёнными детьми на год прилагаются.
Отчёты о работе с одарёнными детьми за учебный год прилагаются в форме
таблицы.
9