Напоминание

"Искорки"


Автор: Плотникова Светлана Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Петропавловск, Большесосновский район, Пермский край
Наименование материала: Программа внеклассной работы с одаренными детьми в области русского языка и литературы
Тема: "Искорки"
Раздел: среднее образование





Назад




УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:

________________________________ ___________________________________

________________________________ ____________________________________

12.09.2018г 12.09.2018г.

ПРОГРАММА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

в области русского языка и литературы

Автор:

Плотникова Светлана Павловна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего образования РФ

МБОУ «Петропавловская СОШ»

Большесосновский район

Пермский край

с.Петропавловск

2018г.

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………..……………….3стр.

2.Цели , задачи программы……………………………………………………4 стр.

3.Актуальность программы …………………………………………………..5 стр.

4.Принципы программы……………………………………………………….6 стр.

5.Методы и средства обучения……………………………………………… 6 стр.

6.Формы обучения……………………………………………………………..6 стр.

7.Паспорт программы………………………………………………………….7 стр.

8.План работы по реализации программы……………………………………9 стр.

Пояснительная записка

2

Каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое

образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него

уровня развития.

Данная программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения

одарённых детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения,

намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с такими детьми,

содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Анализ участия обучающихся в различных конкурсах, конференциях, акциях,

смотрах показывает, что в коллективе имеется довольно значительная категория

одарённых детей. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся

не всегда в полной мере удаётся реализовать.

Невозможно только средствами и возможностями урока развить творческий

потенциал личности ребенка. Выявление одарённых детей необходимо связывать

с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и

поддержки. Проблемы выявления таких детей и подростков – это проблема

создания условий для интеллекта и личностного роста детей в образовательной

школе. Поэтому нам необходимо обеспечить детям благоприятные условия для

совершенствования присущих им видов одарённости. Можно выделить проблемы

не только диагностики обучения и развития самого одарённого ребенка, но и

проблемы педагога, призванного поддержать детскую одарённость. К этим

проблемам относится профессионально-личностная готовность учителя к работе с

одарёнными детьми, что подразумевает:

овладение методиками выявления одаренности;

технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения,

методикой научного поиска;

психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;

зрелость педагогического самосознания.

Программа по работе с одарёнными детьми предусматривает создание

системы работы с ними и её развитие, которое включает в себя также повышение

квалификации педагога по работе с одарёнными.

Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с

детьми, их личностному росту и развитию .

Цели программы:

3

выявление и поддержка детей, одарённых в области литературного

творчества, представление им возможности творческого общения со своими

сверстниками;

развитие интеллектуального и творческого потенциала детей,

совершенствование уровня индивидуальных исполнителей;

приобретение детьми опыта работы с художественной, публицистической,

научной литературой, различными словарями, справочниками;

Задачи программы:

создать благоприятные условия для развития интеллекта,

исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста

одарённых;

внедрять новые образовательные технологии: проблемно-поисковая работа,

творческое тематическое задание, научно-исследовательская работа, оценка и

самооценка деятельности;

приобщить детей к творческому процессу постижения нравственных основ

национальной культуры и духовного богатства народа;

пробудить в авторах работ интереса к теме творческой, исследовательской

работы, проекту;

предоставить возможности юным талантам познакомить со своим

творчеством большое количество людей;

формировать у детей умения публичного выступления, стремления к

достижению высоких результатов.;

расширять возможности для участия одаренных и способных школьников в

межтерриториальных, краевых, российских, международных конкурсах,

выставках, олимпиадах.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Стремление к творческой деятельности считается отличительной

характеристикой одарённых детей. Они проявляют повышенную

4

самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени нуждаются в

помощи взрослых, чем их сверстники. Успешность их деятельности может быть

очень высокой, что важно в дальнейшей жизни ребенка. То, что ребенок делает с

любовью, он постоянно совершенствует, реализуя всё новые замыслы, рождённые

в процессе самой работы . Поэтому его новый рождённый продукт деятельности

значительно превышает первоначальный замысел. А развитие деятельности по

инициативе самого ребенка и есть творчество. Творческая одарённость – это не

просто высший уровень выполнения любой деятельности, но и её преобразование

и развитие.

Очень часто можно говорить о скрытой одарённости, когда она не замечается

окружающими. Но иногда такие не перспективные дети (как гадкие утята и

лебедь) добивались высочайших результатов. Причины могут быть в специфике

культурной среды, где растёт и формируется ребенок, в его особенностях

взаимоотношений с окружающими, в ошибках, которые допустили родители при

его воспитании и развитии. Нам необходимо анализаровать поведение такого

ребенка, включать его в различные виды деятельности, обогащать его жизненную

среду, организовывать его общение с другими людьми.

Ребенок может быть неуспешным во владении учебными дисциплинами, но

может быть одарённым творчески.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

К общим принципам обучения одарённых , как и вообще всех детей школьного

возраста, относятся:

5

Принцип развивающего и воспитывающего обучения, означающий, что

цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только

усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также

воспитанию личностных качеств обучающихся;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том,

что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно

учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.

Реализация этого принципа особенно важна при обучении одарённых детей,

у которых индивидуальные различия выражены в яркой форме.

Принцип учета возрастных возможностей. Он предполагает соответствие

содержания образования и методов обучения специфическим особенностям

одарённых детей на разных возрастных этапах.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения,как способы организации учебной деятельности детей,

являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития

познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению

одарённых , безусловно, ведущими и основными являются методы творческого

характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные

в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и

соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных

учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления

и многих важных качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости,

самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и

способности к сотрудничеству.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Работа над исследовательскими и творческими проектами.

Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, выставок.

Детские научно-практические конференции и семинары.

Летняя оздоровительная работа.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.Название программы: «ИСКОРКИ»

2.Нормативно-правовая база программы:

6

Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной

Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»,

Закон РФ «Об образовании» (ст.7, 9);

Устав МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа»,

Устав МБОУ ДОД ЦТЮ «Полёт»;

Инициатива «Наша новая школа» Д.А.Медведева;

«Рабочая концепция одарённости» Министерства образования Российской

Федерации.

3.Заказчики программы:

МБОУ ДОД ЦТЮ «Полёт»,

МБОУ «Петропавловская СОШ».

4.Участники программы:

МБОУ «Петропавловская СОШ»;

Родители;

Классные руководители;

Обучающиеся,

Психолог школы,

Социум (библиотеки, Дом культуры, редакция районной газеты «Светлый

путь»,

5.Срок реализации:

2018г. – 2022 г.

6.Адрес программы:

МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа»

с.Петропавловск

Большесосновский район

Пермский край

7.Основные направления :

Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта ребенка.

Изучение круга интересов деятельности обучающихся путем анкетирования.

Изучение личностных потребностей одарённых детей путем собеседования.

Разработка ежегодных планов работы с одарёнными детьми.

7

Создание благоприятных условия для реализации творческого потенциала

одарённых детей.

Развитие творческих способностей детей:

-доступность и широкое привлечение детей к участию в олимпиадах ,

выставках, конкурсах различных уровней;

-использование в практике работы с одарёнными следующих приёмов:

творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение

проблемных поисковых работ, назначение ответственными за проведение

внеклассных мероприятий, предметных недель.

Приобщение к работе учителя.

Работа НОУ.

Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Чествование одаренных детей и их родителей на районном празднике «Звёздный

дождь»

Отправление благодарственных писем родителям.

8.Формы проведения мониторинга реализации программы

п.п

Формы

Периодичность

1.

Предметные олимпиады по русскому языку и

литературе

1 раз в год

2.

Общешкольная конференция НОУ.

1 раз в год

3.

Предметная неделя

1 раз в год

4.

Отчёт педагога из опыта работы с

одарёнными детьми

1 раз в четверть

5.

Тематические конкурсы, выставки,

публикации, их результаты.

По плану школы, ЦТЮ

«Полёт»

6.

Проектная деятельность.

По плану педагога

7.

Мониторинг динамики развития детей.

1 раз в полугодие

9.Ожидаемые результаты

Формирование системы работы с одарёнными.

Творческая самореализация выпускника школы.

Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого

творческого и интеллектуального уровня.

Количественные показатели успешности детей.

Ежегодное отслеживание результатов творческой деятельности обучающихся.

10. План работы по реализации программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

8

п.п

1.

Составление и уточнение

списков обучающихся, успешных

в освоении предметов или видов

деятельности. Составление

планов работы с одаренными.

Сентябрь -

октябрь

Педагог,

психолог

2.

Организация научно-

исследовательской работы с

детьми.

В течение года

Педагог

3.

Организация и проведение

внеклассных мероприятий,

направленных на развитие

творческих способностей

одарённых.

В течение года

Педагог,

родители

4.

Проведение предметных недель с

участием одаренных детей или

просто участие в неделе.

2 четверть

Педагог

5.

Подготовка и участие

обучающихся в выставках,

конкурсах, концертах, акциях,

фестивалях различных уровней.

В течение года

Педагог

6.

Поощрение

детей,

проявивших

интерес

и

показавших

хорошие

р е з ул ьт а т ы

в

т в о р ч е с к о й

деятельности.

декабрь, май

Педагог,

администрация

школы,

ЦТЮ «Полёт»,

РУО

План работы допускает внесение изменений.

Планы работы с одарёнными детьми на год прилагаются.

Отчёты о работе с одарёнными детьми за учебный год прилагаются в форме

таблицы.

9



В раздел образования