Автор: Лазарева Галина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Усинск, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа курса внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"
Раздел: среднее образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г.УСИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН
«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР
_________________________________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Директор школы
31.08.2018 г.
____________ И.И. Паринова
Протокол № 01
Приказ от 31.08.2018 г. № 657
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«К ТАЙНАМ СЛОВА:
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА»
Общеинтеллектуальное направление
для учащихся 5 классов
1 год обучения
Составитель: Лазарева Г.И.,
учитель русского языка и литературы
г. Усинск
2018 год
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная
лексика» составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Курс
введен
в
часть
учебного
плана
внеурочной
деятельности,
формируемого
образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления в форме
кружка. Курс изучается в 5 классе 1 час в неделю. Общий объём времени составляет 34
часа.
Цель и задачи программы
Цель
курса
– обогащение
активного
и
потенциального
словарного
запаса;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование
и
развитие
у
учащихся
разносторонних
интересов,
культуры
мышления;
воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
II.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
2
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Беседа о безопасном поведении на занятиях кружка.
Звучащая строка (6 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство
с
нормами
литературного
произношения.
Углубление
и
расширение
знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия»,
«орфография».
Обучение
правильному
произношению
слов,
соблюдая
орфоэпические
нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с
понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей
письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и
звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ
учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство
с
фонетическими
явлениями
«звукозапись»,
«звукоподражание».
Знакомство
с
терминами
«ономатопеи»,
«аллитерация»,
«ассонанс».
Развитие
фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство
с
наукой
орфоэпия,
с
нормами
произношения.
Знакомство
с
произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с
образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных
языков. Развитие
культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Таинства лексики (19 часов)
Тема 7. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с
толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
3
Тема 8. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается
понятие
о
лексическом
значении
слов.
Знакомство
с
лингвистическими
словарями
русского
языка,
с
особенностями
словарной
статьи.
Сравнение
роли
энциклопедических
и
лингвистических
словарей.
Обучение
умению
пользоваться
различными словарями.
Тема 9. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство
с
многозначными
словами,
словами-омонимами.
Рассматриваются
способы и причины образования нескольких значений
у слова. Практическая работа
«Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
Тема 10. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение
знакомства
с
лексическим
значением
слов.
Работа
с
различными
толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 11. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового
словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с
толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 12. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об
истории слов. (1ч.)
Рассматривается
понятие
«этимология»,
строение
словарной
ст ат ь и
этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими
словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 13. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами
и правильным употреблением их в речи.
Тема 14. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится
понятие
«антонимы».
Работа
с
пословицами
и
поговорками.
Работа
со
«Словарем
антонимов русского языка».
Тема 15. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение
особенностей
фразеологических
сочетаний.
Вводится
понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 16. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются
особенности
строения
словарной
статьи
словаря
иностранных
слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и
определением значения этих слов.
Тема 17. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются
языковые
особенности
произведений
А.
С.
Пушкина.
Вводится
понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи
в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 18. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и
крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного
запаса учащихся.
Тема 19. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина.
Вводятся
понятия
«индивидуально-авторские
неологизмы»
и
«окказиональные
неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С.
Пушкина.
Тема 20. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
4
Изучение
особенностей
устаревших
слов-архаизмов.
Знакомство
со
словами-
новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи.
Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 21. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы
их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной
речи.
Тема 22. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов
и способы их образования.
Тема 23. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей
«Словаря
паронимов», с видами словарей
паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять
паронимы в устной и письменной речи.
Тема 24. Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении
орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 25. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство
со
словарной
статьей
этимологического
словаря.
Рассматривается
значение
этимологического
словаря,
история
происхождения
слов
«вол»,
«волк»
и
«волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Слово о словах (9 часов)
Тема 26. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси.
Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных.
Работа со словарями.
Тема27. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим
словарем.
Тема 28. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских
имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать
значение древнерусских имен.
Тема 29. Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления
отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с
наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения
С. Михалкова.
Тема 30. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Знакомство
со
способами
номинации,
аффиксальном
словообразовании
и
словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие
«метафорическая номинация».
Тема 31. Времена года. (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как
назывались месяцы в Древней Руси.
Тема 32. О том, что мы носим (1ч.)
Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
Тема 33. Растения – почему их так называют?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений. Птицы и звери – почему их
так называют?(1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
5
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных
материалов,
пословиц
и
поговорок,
считалок,
рифмовок,
ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями.
Интерес
учащихся
поддерживается
внесением
творческого
элемента
в
занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор
технологий
и
методик
обусловлен
необходимостью
дифференциации
и
индивидуализации
обучения
в
целях
развития
универсальных
учебных
действий
и
личностных качеств школьника.
IV.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
Тематическое планирование
№
Дат
а
Тема занятия
Количеств
о часов
Звучащая строка
6
1.
Беседа о безопасном поведении на занятиях кружка.
Что такое орфоэпия?
1
2.
Что такое фонография или звукозапись?
1
3.
Звуки не буквы!
1
4.
Звучащая строка.
1
5.
Банты и шарфы.
1
6.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
1
Таинства лексики
19
7.
Имена вещей
1
8.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
9.
В царстве смыслов много дорог.
1
10.
Как и почему появляются новые слова?
1
11.
Многозначность слова.
1
6
№
Тема
Количество
часов
В том числе
теория
практика
1.
Звучащая строка
6
1
5
2.
Таинства лексики
19
3
16
3.
Слово о словах
9
2
7
Итого:
34
6
18
12.
«Откуда
катится
каракатица?»
О
словарях,
которые
рассказывают об истории слов.
1
13.
Об одном и том же - разными словами.
1
14.
Слова – антиподы.
1
15.
Фразеологические обороты.
1
16.
Словари «чужих» слов.
1
17.
«Он весь свободы торжество».
1
18.
Мы говорим его стихами.
1
19.
Слова, придуманные писателями.
1
20.
Слова уходящие и слова – новички.
1
21.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1
22.
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
23.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
24.
Словарь- грамотей.
1
25.
Научная этимология.
1
Слово о словах
21
26.
Какие бывают имена?
1
27.
Древнерусские имена.
1
28.
Смуглая Чернавка.
1
29.
Отчество и фамилия.
1
30.
Надо ли останавливаться перед зеброй?
1
31.
Времена года.
1
32.
О том, что мы носим
1
33.
Растения – почему их так называют? Птицы и звери – почему
их так называют?
1
34.
Итоговое занятие. Защита проектов.
1
Итого:
34 часа
7