Напоминание

программа курса внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"


Автор: Лазарева Галина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Усинск, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа курса внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"
Раздел: среднее образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г.УСИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН

«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР

_________________________________________________________________________________________________________

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор школы

31.08.2018 г.

____________ И.И. Паринова

Протокол № 01

Приказ от 31.08.2018 г. № 657

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«К ТАЙНАМ СЛОВА:

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА»

Общеинтеллектуальное направление

для учащихся 5 классов

1 год обучения

Составитель: Лазарева Г.И.,

учитель русского языка и литературы

г. Усинск

2018 год

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная

лексика» составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего образования.

Курс

введен

в

часть

учебного

плана

внеурочной

деятельности,

формируемого

образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления в форме

кружка. Курс изучается в 5 классе 1 час в неделю. Общий объём времени составляет 34

часа.

Цель и задачи программы

Цель

курса

– обогащение

активного

и

потенциального

словарного

запаса;

совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в

процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием

родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование

и

развитие

у

учащихся

разносторонних

интересов,

культуры

мышления;

воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

II.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать

другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

2

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

III. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Беседа о безопасном поведении на занятиях кружка.

Звучащая строка (6 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство

с

нормами

литературного

произношения.

Углубление

и

расширение

знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия»,

«орфография».

Обучение

правильному

произношению

слов,

соблюдая

орфоэпические

нормы.

Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с

понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей

письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и

звуках.

Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ

учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство

с

фонетическими

явлениями

«звукозапись»,

«звукоподражание».

Знакомство

с

терминами

«ономатопеи»,

«аллитерация»,

«ассонанс».

Развитие

фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство

с

наукой

орфоэпия,

с

нормами

произношения.

Знакомство

с

произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с

образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных

языков. Развитие

культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Таинства лексики (19 часов)

Тема 7. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с

толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

3

Тема 8. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается

понятие

о

лексическом

значении

слов.

Знакомство

с

лингвистическими

словарями

русского

языка,

с

особенностями

словарной

статьи.

Сравнение

роли

энциклопедических

и

лингвистических

словарей.

Обучение

умению

пользоваться

различными словарями.

Тема 9. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство

с

многозначными

словами,

словами-омонимами.

Рассматриваются

способы и причины образования нескольких значений

у слова. Практическая работа

«Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

Тема 10. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение

знакомства

с

лексическим

значением

слов.

Работа

с

различными

толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 11. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового

словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с

толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 12. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об

истории слов. (1ч.)

Рассматривается

понятие

«этимология»,

строение

словарной

ст ат ь и

этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими

словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 13. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами

и правильным употреблением их в речи.

Тема 14. Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится

понятие

«антонимы».

Работа

с

пословицами

и

поговорками.

Работа

со

«Словарем

антонимов русского языка».

Тема 15. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение

особенностей

фразеологических

сочетаний.

Вводится

понятие

«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 16. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются

особенности

строения

словарной

статьи

словаря

иностранных

слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и

определением значения этих слов.

Тема 17. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются

языковые

особенности

произведений

А.

С.

Пушкина.

Вводится

понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи

в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 18. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и

крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного

запаса учащихся.

Тема 19. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина.

Вводятся

понятия

«индивидуально-авторские

неологизмы»

и

«окказиональные

неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С.

Пушкина.

Тема 20. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

4

Изучение

особенностей

устаревших

слов-архаизмов.

Знакомство

со

словами-

новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи.

Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 21. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы

их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной

речи.

Тема 22. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов

и способы их образования.

Тема 23. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей

«Словаря

паронимов», с видами словарей

паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять

паронимы в устной и письменной речи.

Тема 24. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении

орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 25. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство

со

словарной

статьей

этимологического

словаря.

Рассматривается

значение

этимологического

словаря,

история

происхождения

слов

«вол»,

«волк»

и

«волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Слово о словах (9 часов)

Тема 26. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси.

Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных.

Работа со словарями.

Тема27. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим

словарем.

Тема 28. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских

имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать

значение древнерусских имен.

Тема 29. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления

отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с

наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения

С. Михалкова.

Тема 30. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство

со

способами

номинации,

аффиксальном

словообразовании

и

словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие

«метафорическая номинация».

Тема 31. Времена года. (1ч.)

Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как

назывались месяцы в Древней Руси.

Тема 32. О том, что мы носим (1ч.)

Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.

Тема 33. Растения – почему их так называют?

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений. Птицы и звери – почему их

так называют?(1ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.

Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.)

Выступления учащихся – защита проектов.

5

Формы проведения занятий

лекции;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и

раздаточных

материалов,

пословиц

и

поговорок,

считалок,

рифмовок,

ребусов,

кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными

словарями.

Интерес

учащихся

поддерживается

внесением

творческого

элемента

в

занятия:

самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор

технологий

и

методик

обусловлен

необходимостью

дифференциации

и

индивидуализации

обучения

в

целях

развития

универсальных

учебных

действий

и

личностных качеств школьника.

IV.

Тематическое планирование

Учебно-тематический план

Тематическое планирование

Дат

а

Тема занятия

Количеств

о часов

Звучащая строка

6

1.

Беседа о безопасном поведении на занятиях кружка.

Что такое орфоэпия?

1

2.

Что такое фонография или звукозапись?

1

3.

Звуки не буквы!

1

4.

Звучащая строка.

1

5.

Банты и шарфы.

1

6.

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Таинства лексики

19

7.

Имена вещей

1

8.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

9.

В царстве смыслов много дорог.

1

10.

Как и почему появляются новые слова?

1

11.

Многозначность слова.

1

6

Тема

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1.

Звучащая строка

6

1

5

2.

Таинства лексики

19

3

16

3.

Слово о словах

9

2

7

Итого:

34

6

18

12.

«Откуда

катится

каракатица?»

О

словарях,

которые

рассказывают об истории слов.

1

13.

Об одном и том же - разными словами.

1

14.

Слова – антиподы.

1

15.

Фразеологические обороты.

1

16.

Словари «чужих» слов.

1

17.

«Он весь свободы торжество».

1

18.

Мы говорим его стихами.

1

19.

Слова, придуманные писателями.

1

20.

Слова уходящие и слова – новички.

1

21.

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

22.

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

23.

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

24.

Словарь- грамотей.

1

25.

Научная этимология.

1

Слово о словах

21

26.

Какие бывают имена?

1

27.

Древнерусские имена.

1

28.

Смуглая Чернавка.

1

29.

Отчество и фамилия.

1

30.

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

31.

Времена года.

1

32.

О том, что мы носим

1

33.

Растения – почему их так называют? Птицы и звери – почему

их так называют?

1

34.

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

Итого:

34 часа

7



В раздел образования