Напоминание

программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: увлекательная грамматика»


Автор: Гумерова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" г.Усинска
Населённый пункт: Усинск, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: увлекательная грамматика»
Раздел: среднее образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г.УСИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН

«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР

_________________________________________________________________________________________________________

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор школы

31.08.2018 г.

____________ И.И. Паринова

Протокол № 01

Приказ от 31.08.2018 г. № 657

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«К тайнам слова:

увлекательная грамматика»

Общеинтеллектуальное направление

для учащихся 8 классов

1 год обучения

Составитель: Гумерова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

г. Усинск

2018 год

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «К тайнам слова: увлекательная

грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта общего образования, направлена на реализации внеурочной

деятельности в рамках ФГОС. Программа по курсу «К тайнам слова: увлекательная

грамматика»

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ

внеурочной

деятельности.

Начальное

и

основное

образование».

(Стандарты

второго

поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «К тайнам слова: увлекательная

грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением.

Курс введен в часть плана внеурочной деятельности, основног общего образрвания,

формируемого

образовательным

учреждением

в

рамках

общеинтеллектуального

направления.

Программа

данного

курса

представляет

систему

интеллектуально-развивающих

занятий для учащихся 8 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель:

развитие

познавательных

способностей

учащихся

на

основе

системы

развивающих занятий.

Основные задачи:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной

деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять

главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие

познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

II.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и

чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других

видов деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения проблемы совместно с учителем;

работать

по

плану,

сверяя

свои

действия

с

целью,

корректировать

свою

деятельность;

в

диалоге

с

учителем

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать

все

виды

текстовой

информации:

фактуальную,

подтекстовую,

концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

извлекать

информацию,

представленную

в

разных

формах

(сплошной

текст;

несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать

и

преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты:

владеть

качествами

хорошей

речи

(точность,

логичность,

чистота,

выразительность, уместность, богатство);

моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

совершенствовать

умение

осуществлять

речевой

самоконтроль,

находить

грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

работать над расширением словарного запаса;

применять

полученные

знания

и

умения

в

повседневной

речевой

практике,

создавая

устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

III.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности

Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел. 1ч. (Высказывания великих людей о русском

языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов). Беседа о

безопасном поведении на занятиях кружка.

Тема 2. Типы речи или типы в речи. 1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).

Тема

3.

Необычные

правила.

1ч.

(Работа

с некоторыми

школьными

правилами,

создание новых формулировок правил.).

Тема 4. Н+Н=НН. 1ч. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить

правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как

поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе

языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и

правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).

Тема 6. Слитно, раздельно иль через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме.

Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

Тема 7. Не и Ни бывают в слове. 1ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.

Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).

Тема 8. Различай и отличай. 1ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях

слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Тема

9.

Морфологическая

семейка.1ч. (Повторение

и

закрепление

сведение

о

самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).

Тема 10. Тайна в имени твоём. 1ч. (Имя существительное как часть речи: основные

морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры

«Осенняя симфония»).

Тема

11.

Именная

родня.

1ч. (Все

именные

части

речи

русского

языка:

имя

существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные

морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры

«Давайте поиграем».)

Тема 12. Братство глагольное. 1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные

морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие,

определение, как образуются глагольные формы слова).

Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч. (Служебные части

речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на

письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)

Тема 14. Сочетание или словосочетание?1ч. (Обобщение изученного о строении

словосочетания,

его

разновидности

и

связи.

Работа

с

деформированными

текстами.

Лингвистическое лото.)

Тема

15.

Примыкай,

управляй,

согласуй.

1ч.(Составление

словосочетаний

с

согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.)

Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор

материала).

Тема

17.

Это

непростое

простое

предложение.

1ч. (Составление

предложений.

Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях,

для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

Тема 18. Главнее главного. 1ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение

лингвистических примеров и задач.)

Тема 19. Действую по-разному. 1ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды

сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 20. Определяй и дополняй. 1ч. (Определение и дополнение как второстепенные

члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в

загадках.)

Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч. (Обстоятельство как второстепенный член

предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).

Тема

22.

Назывные

именные.

1ч. (Односоставные

предложения:

их

виды

и

применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).

Тема

23.

Личные

отличные.

1ч. (Односоставные

предложения:

их

виды

и

применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с

текстом.)

Тема 24. Тройное доказательство родства. 1ч. (Предложения с однородными членами

предложения.

Признаки

однородности.

Употребление

однородных

членов

в

географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)

Тема

25.

Соединю

родных

и

разделю.

1ч. (Как

связываются

между

собою

однородные

и

неоднородные

члены

предложения.

Однородные

и

неоднородные

определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди

несоответствие»).

Тема 26. Обратись ко мне красиво! 1ч. (Роль обращения в предложении и в тексте.

Виды обращений. Построение текстов.)

Тема 27. Водные или вводные. 1ч. (Значение и роль вводных слов в предложении и в

тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)

Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй. 1ч. (Вводные слова, предложения и

вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование

при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

Тема

29.

Обособим

мы

тебя.

1ч.

(Предложения

с

обособленными

членами

предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них

знаков препинания. Работа с деформированным текстом).

Тема 30. Квадратное обособление.1ч. (Основные принципы обособления слов в речи

и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра

«Весёлая семейка»).

Тема

31.

Распространённые

одиночки.

1ч. (

Обособление

приложения,

распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.)

Тема 32. Скажи прямо, не молчи. 1ч. ( Строение прямой речи, виды речи. Конкурс

высказываний на лингвистическую тему.)

Тема 33. Косвенно чужая речь.1ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой

речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).

Тема 34. Итоговое занятие за год. Защита проекта. 1ч.

IV.

Тематическое планирование

1 час в неделю (34 часа)

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

Количество часов

теори

я

практика

1.

Введение. Речь.

2

1

1

2.

Орфография

6

1

5

3.

Морфология

5

1

4

4.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание

3

1

2

5.

Простое предложение

1

0,5

0,5

6.

Главные члены предложения

2

1

1

7.

Второстепенные члены предложения

2

1

1

8.

Односоставные предложения

2

1

1

9.

Предложения с однородными членами

2

1

1

10.

Предложения с обращениями

1

0,5

0,5

11.

Предложения с вводными конструкциями

2

1

1

12.

Предложения с обособленными членами

предложения

3

1

2

13.

Прямая и косвенная речь

2

1

1

14.

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

34

12

22

Тематическое планирование

занятия

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Беседа о безопасном поведении на занятиях кружка.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

2.

Типы речи или типы в речи.

1

3.

Необычные правила.

1

4.

Н+Н=НН

1

5.

Путеводные звёзды орфографии.

1

6.

Слитно, раздельно иль через дефис?

1

7.

Не и Ни бывают в слове.

1

8.

Различай и отличай.

1

9.

Морфологическая семейка.

1

10.

Тайна в имени твоём.

1

11.

Именная родня.

1

12.

Братство глагольное.

1

13.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1

14.

Сочетание или словосочетание?

1

15.

Примыкай, управляй, согласуй…

1

16.

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма

выполнения работы, сбор материала).

1

17.

Это непростое простое предложение.

1

18.

Главнее главного.

1

19.

Действую по-разному.

1

20.

Определяй и дополняй.

1

21.

Где? Когда? Куда? Откуда?

1

22.

Назывные именные.

1

23.

Личные отличные.

1

24.

Тройное доказательство родства.

1

25.

Соединю родных и разделю.

1

26.

Обратись ко мне красиво!

1

27.

Водные или вводные.

1

28.

Сочетай, конструируй и вставляй.

1

29.

Обособим мы тебя.

1

30.

Квадратное обособление.

1

31.

Распространённые одиночки.

1

32.

Скажи прямо, не молчи…

1

33.

Косвенно чужая речь.

1

34.

Защита проекта.

1



В раздел образования