Напоминание

Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов в вопросах социализации школьников с ОВЗ


Автор: Чернявская Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №657 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов в вопросах социализации школьников с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Чернявская Е.Н., воспитатель

ГБОУ школа №657 Приморского района

Санкт

-Петербурга

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что каждый

десятый

ребёнок

в

мире

имеет

инвалидность,

которая приводит

к

значительному

ограничению

жизнедеятельности,

социальной

дезадаптации,

затруднениям

в

самообслуживании, общении, обучении и овладении профессиональными навыками.

Социализация – это процесс становления личности, её обучения, воспитания и

усвоения

социальных

норм,

ценностей,

установок,

образцов

поведения,

присущих

данному обществу.

Социализация

развитие

и

самоизменение

человека

в

процессе

усвоения

и

воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными,

относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех

возрастных

этапах.

В

процессе

социализации

индивид

становится

личностью

и

приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Главная

проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с

миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в

ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и

элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и

сложившегося

общественного

сознания,

которые

санкционируют

существование

недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных

служб. Ребѐнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и

его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить

их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Процесс социализации актуален во всех сферах жизнедеятельности человека. Для

школьников с ограниченными возможностями здоровья социализация особенно важна.

Школа – это один из важнейших социальных институтов, в котором ребёнок получает

определённые

знания,

умения,

навыки,

проживает этап формирование личности под

воздействием различных факторов.

Одним

из

основных

механизмов

реализации

коррекционной

работы

является

оптимально

выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,

обеспечивающее

системное

сопровождение

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

специалистами

различного

профиля

в

образовательном

процессе.

Такое

1

взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему

квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции

отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной

сфер ребёнка.

Приходя

учиться

в

школу,

ребёнок

испытывает

множество

психологических

трудностей

адаптации,

связанных

как

с

изменением

его

социальной

позиции,

так

и

привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно

важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю

начальных

классов.

Первая

учительница

явление

непреходящее.

Она

входит

во

внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии

каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко

всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого

человека.

Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить

ребёнку

нормы

и

правила

отношения

к

учебной

деятельности

и

к

самому

себе,

взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками.

Специальная

(коррекционная)

общеобразовательная

школа

готовит

учеников

к

самостоятельному

труду

и

дает

им

определенный

объем

знаний

и

умений

по

ряду

предметов

школьного

курса,

а

также

необходимые

нравственные

понятия,

навыки

культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование

личности ребенка с ОВЗ, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает

предпосылки социальной адаптации школьников.

Социализация-это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но

особенно

интенсивно

осуществляется

в

детстве

и

юности,

когда

закладываются

все

базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.

Первые навыки социального поведения учащиеся получают ещё в дошкольном

детстве, в семье. Родители детей с ОВЗ - достаточно сложная категория. От их установок,

целей воспитания и отношения к ребёнку зависит

успех формирования личностных

качеств их детей. Грамотная и систематическая совместная работа воспитателя и учителя

поможет наладить эффективное взаимодействие родителей и педагогов школы, сделать

его более продуктивным, определить пути совместной деятельности, направленной на

максимальную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители,

2

в свою очередь, ощутив поддержку специалистов школы, станут более активными в

социальном плане, объективнее оценят проблемы и возможности своих детей.

Учитель и воспитатель ГПД в школе призваны на протяжении ряда лет работать

рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями

смоделировать

такую

внутри

классную

систему

воспитания,

которая

обеспечила

бы

максимальное

развитие

каждого

конкретного

ребенка

с

учетом

его

индивидуальных

личностных особенностей, его физического и психического здоровья.

Одним из важнейших вопросов организации работы начальной школы является

взаимосвязь в работе воспитателя и учителя.

От этого зависит учёба и воспитанность

наших учащихся

Таким

образом,

роль

школы

в социализации

учащихся является чрезвычайно

важной. Результативность

процесса

социализации

ребёнка

с

ОВЗ зависит

от

эффективного

взаимодействия

всех

участников

учебно-воспитательного

процесса,

целенаправленной

поддержки

и

максимального

раскрытия потенциала

учащихся

в

различных

формах жизнедеятельности.

Успешная

социализация

ребёнка

с

ОВЗ

возможна

только

при

комплексном

подходе, учёте

всех особенностей и

факторов,

влияющих на социальное развитие ребёнка.

3



В раздел образования