Автор: Капустина Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ № 38"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методические технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии при формировании навыка правильности и выразительности чтения."
Раздел: среднее профессиональное
Капустина Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «С(К)ОШ № 38»
Г. Череповец, Россия.
Методические технологии обучения чтению детей с отклонениями в
развитии при формировании навыка правильности и выразительности
чтения.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:
правильностью,
выразительностью,
беглостью
и
сознательностью.
В
специальных коррекционных школах формирование каждого качества чтения
проходит
у
учащихся
достаточно
сложно
в
силу
задержки
их
психофизического и речевого развития.
Правильность
чтение
предполагает
воспроизведения
слов
без
искажений их звукового состава и словесного ударения, влияющих на смысл
читаемого.
В.В. Воронкова пишет о том, что умственно отсталые дети допускают
большое
количество
ошибок,
искажающих
звуковой
состав
слова,
что
приводит
к
нарушению
правильности
чтения,
которое
сохраняется
и
в
старших классах.
Техническая сторона процесса чтения, а именно формирование навыка
правильности
чтения
у
учащихся
коррекционной
школы
страдает
из-
за пропуска
и
смешивания
букв,
слогов,
слов,
поэтому
часто
видим
присутствие угадывающего чтения текста. Также учащиеся перескакивают
при чтении текста со строки на строку, не дочитывают окончания, добавляют
лишние буквы в слово.
В результате наблюдаются
трудности овладения
техникой чтения, которые тормозят процесс чтения произведения, понимания
смысла читаемого.
Эффективным приёмом выработки у детей навыка правильного чтения
являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному
воспроизведению
слоговых
структур
и
слов,
которые
могут
вызывать
затруднения при чтении текста. Материалом для таких упражнений служат
слоговые
структуры
слов
и
целые
слова,
которые
встречаются
в
тексте,
предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают
с
учетом
общего
уровня
развития
у
детей
навыка
чтения,
в
частности,
характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов
текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев
слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды
упражнений: дифференциация сходных слогов и слов, чтение слогов и слов с
подготовкой,
чтение
слов,
написание
которых
отличается
одной-двумя
буквами или порядком их расположения, чтение слов, имеющих одинаковую
приставку, но разные корни и т.д.
В предварительные упражнения можно
включать и другие игровые моменты, например: «Слог потерялся», «Буква
потерялась». На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или
слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог)
потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно
полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег,
сне..ный, сне..овой, сне..ки. Игра «Эхо». Учитель называет слово, дети хором
повторяют только ударный слог (лесной – ной, дружба – друж). Данные игры
способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и
развитию умения прогнозировать слова. Часто на уроках чтения я использую
с учащимися игры с использованием стихотворного текста. В каком-то из
слов
при
чтении
заменяется
звук,
а
дети
должны
правильно
назвать
искажённое слово и букву, которая «заблудилась», или учащиеся читают
громко стихотворение по карточке, а подчёркнутые слова в данном тексте
читают с каким-либо заданием. Игра «Цепочка слов». Пишется на доске
слово,
учащиеся
делят
его
на
слоги,
определяют
последний
слог
и
придумывают слово, которое начинается с такого же слога. Для тренировки
артикуляционного
аппарата
для
развития
навыка
правильности
чтения
необходимо
использовать на уроке скороговорки.
При этом правильно
сначала произносить их в очень медленном темпе, а затем в разговорном и в
скороговорочном темпе.
С некоторыми учащимися важно применять индивидуальный подход
для формирования правильности чтения текста. С такими детьми в процессе
урока
следует
создавать
игровую
ситуацию,
привлекать
их
внимание
побуждающими средствами (жетон за каждый правильно прочитанный абзац
в тексте, например). Также для формирования навыка правильного чтения
полезно в течение урока организовывать наблюдения учащихся за чтением
друг друга с последующим сообщением количества и характера допущенных
ошибок.
Правильное чтение – это не только чтение без искажения слов, букв,
то
есть
чтение
без
ошибок,
но
ещё
и
выразительное
чтение.
Оно
подразумевает
способность
передать
главную
мысль
произведения
средствами устной речи и своё собственное отношение к нему. Одним из
таких
средств
является
интонация,
которая
подразумевает
совокупность
действующих элементов звучащей речи. Главное, чтобы на уроке в процессе
работы над текстом, научить учащихся управлять своим дыханием во время
произношения и правильно использовать голос: его силу, высоту, темп и
тембр. На уроках с учащимися мы учимся
читать громко или тихо в
зависимости
от
содержания
текста,
выбирать
быстрый,
средний
или
медленный
темп
речи,
придавать
голосу
ту
или
иную
эмоциональную
окраску, делать паузы и логические ударения. При обучении выразительному
чтению
ведущим
является
не
подражание
образцу,
а
понимание
текста,
собственного
отношения
учащихся
к
событиям,
о
которых
рассказывает
автор, сопереживание с героями произведения. Учащиеся всегда должны
слышать выразительную речь учителя.
Также хорошо использовать такие
упражнения для формирования выразительности, как
чтение небольших
стихов, чтение по ролям, в лицах. Эта работа даёт положительный результат,
вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Это основные коррекционные приёмы, которые способствуют развитию
правильности и выразительности чтения у учащихся. Коррекционная работа
по устранению нарушения чтения должна проводиться постоянно, так как
между недоразвитием устной речи, нарушением письма и чтения существует
тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения данных нарушений необходима
единая система коррекционного воздействия. Систематическое проведение
подобных
заданий
даёт
положительные
результаты,
что
способствует
обогащению
словарного
запаса
учащегося,
вырабатывается
умение
правильно
строить
предложение,
последовательно
излагать
свои
мысли,
развивается любовь к родному литературному языку.
Литература.
1.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе.- М.: Владос, 2000.
2.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе:
По собие
для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. институтов / Под
ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.
3.
Светловская
Н.Н.
Теоретические
основы
ч и т ат е л ь с ко й
самостоятельности - М.: Академия,1978. - 380с.
4.
Сумарокова В. А. Психологический анализ запоминания и
понимания текстов умственно отсталыми школьниками при чтении
вслух и про себя: Клиническое и психолого-педагоги ческое
изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под ред.
К.С.Лебединской, В.М. Явкина, В. Г. Петровой, - М., 1976