Автор: Надежда Николаевна Михайлова
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: «Проектная деятельность на уроках музыки – как метод творческого развития школьников»
Раздел: полное образование
СТАТЬЯ
«Проектная деятельность на уроках музыки – как метод
творческого развития школьников»
Из опыта работы учителя музыки МБОУ «СОШ №41» г. Чебоксары
Надежды Николаевны Михайловой
В настоящее время большое внимание уделяется творческому развитию школьников,
поэтому к учителям, которые занимаются творческим развитием подрастающего
поколения предъявляются очень высокие требования. Современный учитель должен быть
не только любить детей и свое педагогическое ремесло, но и обладать такими качествами,
как мобильность, ответственность, социальная и творческая активность, готовность
профессионально действовать в новых условиях, способность прогностически мыслить.
Мои методы преподавания музыки в общеобразовательной школе в целом направлены на
развитие творческих способностей и музыкальной деятельности школьников. Одним из
таких методов, направленных на развитие музыкально – творческой деятельности
учащихся на уроках музыки в школе - является метод «Проектной, музыкально –
творческой
деятельности».
Метод проектной деятельности в школе не является принципиально новым методом в
системе развития школьников. Он был разработан на основе прагматической педагогики
еще в начале XX века Джорджем Дьюе. Но тем не менее, метод проекта становится
особенно актуальным в современном обществе.
В основе метода «Проектной, музыкально – творческой деятельности» лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания,
воспитание критического мышления, развитие способности ориентироваться в
информационном пространстве. Учитель музыки, на примере музыкального материала
урока, предлагает учащимся проблему, которую необходимо решить. Для решения такой
проблемы школьникам нужно будет использовать, как полученные на уроке знания, так и
новые знания, которые он должен приобрести самостоятельно. Для этого школьникам
предлагается найти новые источники информации, которые направляют мысли учеников
для самостоятельного поиска решения поставленной проблемы на уроке. Основная задача
учителя заключается в том, чтобы помочь зарождающимся на уроке проектам занять
надлежащее место в практике преподавания музыки в школе. Так как осмысление и
применение этого метода в современных условиях, в свете требований к образованию,
музыкально - творческому развитию школьников позволяет говорить о школьном проекте,
как о новой педагогической технологии. Эта технология позволяет эффективно решить
задачи личностно - ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Использование метода музыкально – творческого проекта в моей практике преподавания
музыки в школе нацелено на то, чтобы показать отдельного ученика или группы учеников
в умении использовать приобретённой в школе исследовательский опыт,
продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки, реализовать свой
творческий подход и интерес к предмету исследования, приумножить знания о нём,
подняться на более высокую ступень образованности, творческого развития и социальной
зрелости.
Учитель музыки имеет свою роль в этапах работы над проектом школьников. Он
выступает как помощник, консультант, провоцирующий юных исследователей на
размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации,
которые способствуют творчески мыслить. Очень важен высокий уровень мотивации
школьников для занятия проектной деятельностью. Мотивация - это залог успешной
работы над проектом, поэтому главная задача учителя мотивировать ученика.
При работе над проектом, учитель не должен навязывать ученику своё мнение, а
должен создать ситуацию свободы выбора и самоопределения. Учитель не передаёт
готовые знания, в качестве помощи ученику, работающему над проектом, а стимулирует
его к самостоятельному поиску информации. Так как первоначальные знания от учителя
он уже получил на уроке музыки. У учителя должна быть наблюдательная позиция,
которая позволяет ему определить вопросы и темы для проведения консультаций с
начинающими исследователями.
Для получения конечного продукта исследовательской деятельности можно выделить
следующие виды проектов на уроках музыки: ролевые проекты (инсценировка детских
песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов), информативно –
исследовательские проекты (пять интересных фактов из жизни композитора, путешествие
в мир музыкальных инструментов), сценарные проекты (внеклассные музыкальные
мероприятия для школы или отдельных классов), творческие проекты (музыкальные
спектакли, театрализованные концерты, фестивали, конкурсы, музыкальные гостиные),
информационные (музыкальные стенгазеты, афиши, публичные выступления на тему ,
связанную с музыкой), практико –ориентированные проекты ( дидактический материал
по определённой теме, создание музыкальной игры и её описание), проект «Создай свой
музыкальный инструмент» (учащиеся придумывают , изготавливают и дают название
своему музыкальному инструменту, проводят презентацию нового музыкального
инструмента).
В своей педагогической практике я использую разные виды проектов: мини – проекты,
рассчитанные на один урок (рейтинг любимых песен, рейтинг любимых музыкальных
клипов, музыка в кино и мультфильмах, ролевые проекты), проекты, рассчитанные на
несколько уроков (знакомство с творчеством композиторов, подготовка презентаций),
проекты, выходящие за рамки урока (школьные, муниципальные, республиканские научно
– практические конференции, конкурсы творческих работ).
Многие реализованные музыкально – творческие проекты, получившие свое начало на
моих уроках музыки вышили за его рамки и получили достойное общественное
признание: «Как появились ноты», «Пение, как способ омоложения и продления жизни»,
«Они прославили свою Родину», «Рождественское чудо», «Новруз- Байрам», «Коляда –
открывай ворота», «Чебоксары – Шупашкар», «Моя музыкальная семья», «Жанровые
итальянской и русской народной музыки. Сравнительная характеристика », «Менестрели»
– это быль, литературный вымысел или современная реальность?» и другие. Авторы
проектов стали победителями школьных, республиканских, региональных, всероссийских,
творческих конкурсов, научно – практических конференций.
Таким образом, я считаю, что проектная деятельность на уроках музыки, эффективный
метод творческого развития школьников. Проектная деятельность дает возможность
расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность на уроках
музыки помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный
интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой
организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно- исследовательская
деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует
развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности,
самостоятельности учащихся.