Автор: Пахомова Елена Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Островская СШ
Населённый пункт: Волгоградская область Даниловский район станица Островская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-размышление "Подумаем вместе" (урок литературы в 11 классе по творчеству М.Зощенко)
Раздел: полное образование
Урок – размышление «Подумаем вместе»
Урок литературы в 11 классе по творчеству М. Зощенко.
Цели: Познакомиться с творчеством писателя 20 века М.М Зощенко;
Определить тематику и проблематику рассказов писателя
Развивать умения целостного и сравнительного анализа художественного
произведения в единстве содержания и формы, умения грамотно и аргументи рованно
выражать собственную точку зрения.
Оборудование: Портрет писателя, компьютер, проектор, конверт с заданиями, памятки,
справочники, словари, литературные произведения.
Методы работы: Слово учителя, беседа, самостоятельная работа в группах (лингвистический
эксперимент, сопоставительный анализ произведений, работа со словарём, текстом
произведений), творческая работа.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Рапорт дежурного.
II.
Подступ к теме.
-
Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски
замечательного человека. И это так.
- Посмотрите на доску. Перед вами ассоциативный ряд.
1895 год. Полтава.
1927 год. Санкт-Петербург, журнал «Бегемот», рассказ «Приключение обезьяны».
1946 год.
1953 год. Журнал «Крокодил», «Огонёк».
-
С именем какого человека связана данная запись и иллюстрации к рассказам и
повестям? (показ иллюстраций из произведений Зощенко через проектор)
-
А фамилия Зощенко - какие ассоциации вызывает?
-
Ребята, скажите, чем отличается сатира от юмора?
-
Мы будем говорить о серьёзном юморе, так как сатира не отделима от юмора.
-
Итак, мы с вами определили тему урока.
-
Давайте вспомним, как связаны даты с жизнью этого человека? Запишите тему и
эпиграф. Эпиграфом послужат слова самого писателя: «Почти двадцать лет взрослые
считали, что я писал для их забавы, а я для забавы никогда не писал».
-
Помните, Куприн писал, что «лишнее для читателя путаться в мелочах жизни писателей,
ибо это любопытство вредно, мелочно и пошло». Вспоминается ещё одно высказывание:
«Человека судят по делам его».
-
Каким же было основное занятие, дело М. Зощенко?
-
Верно, хотя писатель сам признавался, это самая трудная профессия из двенадцати,
которые он знал. Вот и мы сегодня будем говорить не о самом писателе, а о его
творческом своеобразии.
-
Высокую оценку Зощенко дал В. Маяковский, который назвал писателя «самым
большим и самым популярным».
-
Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал для забавы или Маяковский? Давайте
разберёмся.
-
Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос?
1.
Проанализировать произведения Зощенко.
2.
Определить языковое своеобразие рассказов.
3.
Сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.
- Верно, вы назвали задачи урока.
Инструктаж.
Мне сегодня понадобятся специалисты трёх наук.
1 . Аналитики, то есть ученые, которые будут работать над сравнительным анализом
произведений разных авторов, а затем дадут ответ на вопрос: Чьи традиции продолжает М.
Зощенко в своем сатирическом творчестве?
Карточка.
а) Прочитать и проанализировать рассказ М. Зощенко «Галоша» и А.П. Чехова «Толстый
и тонкий», определить тему и идею произведений, найти общее и различия.
б) Кто из писателей XIX века обращался в своём творчестве к этой же теме? Что нового в
данной теме вы увидели в творчестве Зощенко?
2.
Лингвисты (филологи), которые рассмотрят произведения Зощенко с точки зрения
синтаксического, стилистического, языкового оформления и сделают вывод:
В чем
заключается своеобразие сатирических рассказов писателя?
Карточка.
а) Зощенко в рассказах использует сказовую форму. Как вы это понимаете?
б)
«Михаил Зощенко великий юморист, рассказы которого поражают сочным,
народным, собирательным языком,» - утверждают исследователи. Докажите это
примерами из рассказа «Аристократка».
3.
Литературоведы, которые проведут эксперимент над стилистическими особенностями
рассказов Зощенко, и, выполнив ряд заданий, ответят на вопрос: Против чего направлено
перо писателя-сатирика М. Зощенко?
Карточка.
а) Дать определение бюрократической системы и обывательщины. Найти черты этих
явлений в сатирических рассказах М. Зощенко. («Баня»).
б) Вспомните, что такое такое форма и содержание. Проведите эксперимент. Представьте,
что вы владеете только литературным языком. Переведите текст рассказа М. Зощенко на
литературный язык. Сделайте вывод: что вызывает смех в рассказах сатирика?
в) Каковы темы сатирических произведений Зощенко?
- Все эти вопросы помогут группам ответить на проблемный вопрос.
III.
Выбор заданий.
-
Выберите каждая группа себе конверт с заданием. В каждой группе есть
консультант,
который распределит задания между членами группы. Несколько человек получают
индивидуальные задания для работы со справочной литературой. Время работы - семь
минут. Все необходимые учебники, художественная литература, справочники лежат у вас
на партах.
Инструктаж.
- У каждой группы на столе лежит памятка, по которой вы будете оценивать группы.
Ребята, которым не будет предоставлено слово, тезисно запишите ответы своих
товарищей в тетрадь и сдайте в конце урока. Не забывайте фиксировать себе ответы
других групп, чтобы у вас сложилось целостная картина своеобразия зощенковского
стиля. По ходу обсуждения вопросов возможны дополнения других групп.
IV.Самостоятельная работа (выполняется под музыку).
V.
Отчет групп.
Предполагаемый ответ группы №1.
Зощенко был верным последователем гоголевского направления в русской литературе.
Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно шутливые
нотки являются лишь фоном для нот боли и горечи. Стиль многих рассказов М. Зощенко
напоминает чеховский стиль - лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Зощенко
высмеивает те же пороки. (Дети приводят примеры из текстов).
Предполагаемый ответ группы №2.
Язык Зощенко неизвестный литературе, а потому не имевший своего правописания язык.
Это язык вокзалов и площадей, рынков и коммунальных домов. Он был груб, неуклюж,
бестолков, но он существовал. Живой, непридуманный, сам собой сложившийся. (Дети
приводят примеры из текстов). Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя всё
самое
характерное,
всё
самое
яркое
из
расхожего
языка
масс
и
в
отжатом
концентрированном
виде
вышел
на
страницы
рассказов.
Тогда-то
он
и
стал
неповторимым языком народного писателя. Собирательный язык - это особенность,
характерная только для сатирических произведений Зощенко, именно он обратил
внимание на собирательный тип «человека толпы» с уличной культурой. Предполагаемый
ответ группы №3.
Зощенко
в
своих
произведениях
показал,
что
люди
равнодушны
друг
к
другу;
их
поступками
управляют
зависть,
злоба
и
другие
негативные
чувства,
то
есть
люди
поставлены
в
такие
условия,
что
вынуждены
приспосабливаться
путём
различных
ухищрений, порой заключая сделки с собственной совестью и даже забывая про неё. Его
рассказы направлены против пошлости героев, их мелочности, жестокости, трусости,
равнодушия и подозрения. Именно эти обывательские черты не дают покоя М. Зощенко,
так
как за словесным юмором скрывалась трагическая сущность действительности. Герой
Зощенко
вызывает
сочувствие,
в
основе
которого
--
стремление
пробудить
в
людях
чувство человеческого достоинства. (Дети приводят примеры из текстов).
VI.
Взаимоконтроль.
-
Вы получили полный ответ?
-
На ваш взгляд, вопрос освещен достаточно глубоко?
-
Как вы оцените работу группы?
VII.
Социализация.
- А если взять наше время, начало XXI века, можно провести параллель со временем
Зощенко?
Слово
учителя: Действительно,
то
же
равнодушие,
та
же
злоба,
зависть,
которые
разъедают
души.
Та
же
бюрократическая
волокита
и
нежелание
системы
слышать
отдельную
личность.
Может
быть
вам,
ребята,
в
дальнейшем
придется
решать
эти
проблемы, так как время идёт, а пороки, о которых говорит Зощенко и с которыми
пытается бороться, пока живы.
VIII. Итог урока.
- А теперь пришло время вернуться к нашему проблемному вопросу: Кто же Михаил
Зощенко - человек, который писал для забавы, или серьёзный «большой и популярный
писатель»?
(Зощенко - серьёзный писатель, так как он продолжал традиции, внося что-то своё. Его
произведения маленькие по объёму, интересные по сюжету. Он использует простой язык,
сказовую форму, выбирая героя-полуинтеллигента. В своём творчестве он показывает
острые социальные проблемы и пытается с ними бороться).
Слово
учителя: М. Зощенко сумел показать своими произведениями пошлые навыки,
черствость человеческих отношений и другие человеческие недостатки для того, чтобы
человек увидел их и захотел стать лучше. Об этом в своё время говорил А.П. Чехов:
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть».
Продолжая традиции
русской сатиры, Зощенко актуален для своего и нашего времени,
так как объекты сатиры
не исчезли, они лишь немного трансформировались. Мы с вами продолжим разговор о
своеобразии сатиры XX века на следующих уроках, когда будем освещать творчество М.
Булгакова.
IX. Рефлексия.
- Урок сегодня мы начали с ассоциации, которые связаны у вас с фамилией Зощенко.
Давайте посмотрим, что же изменилось, что вы хотели бы добавить. Итак, составьте
«ассоциативньМ ряд» к слову Зощенко.
X. Оценки.
XI. Домашнее задание.
(Выбрать задание по силам).
1.
Определить тему и идею одного рассказа Зощенко, выбор обосновать.
2.
Кроме этого, указать языковые, стилистические, синтаксические особенности.
3.
А также провести параллель с сегодняшней действительностью.