Напоминание

Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста.


Автор: Бочуля Наталья Валентиновна
Должность: Музыкальный руководтель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие ребёнка дошкольного

возраста.

Аннотация. Научно доказано, что музыка способна оказывать особое

влияние на человека, на его психическое и эмоциональное состояние. Она

может

вызывать

радость

и

улыбку,

печаль

и

слезы.

Музыка

усиливает

эмоциональное восприятие людей, а также оказывает лечебное воздействие

на психосоматическое состояние человека. В данной статье рассматривается

какое влияние музыка способна оказывать на психо-эмоциональное развитие

дошкольника.

Ключевые слова. Музыка, восприятие музыки, психо-эмоциональное

развитие, дошкольный возраст.

Понятие психо-эмоционального состояния человека подразумевает под

собой

особую

форму

психического

состояния

с

преобладанием

эмоциональной

реакции. Эмоции

необходимы

человеку,

так

как

они

помогают регулировать его самочувствие или функциональное состояние.

Музыка выступает в роли искусства, которое имеет прямое и сильное

воздействие на человека, способно развить многие человеческие характерные

качества и творческие способности, в особенности у ребенка в дошкольном

возрасте.

Так

как

музыка

имеет

большую

возможность

воздействовать

на

психику и эмоциональный фон человека, может управлять его настроением,

можно

отметить,

что

она

может

оказывать

как

положительную

так

и

отрицательную эмоцию. Многие специалисты отмечают тот факт, что музыка

может выступать в роли «душевного лекарства» [2, c. 148].

Поскольку музыка обладает сильным психологическим воздействием,

можно утверждать, что громкая, возбуждающего характера музыка способна

вызвать

состояние

неуравновешенности,

активности

ребенка,

вплоть

до

1

разрушительных действий. Соответственно, такая музыка может оказывать

отрицательный

результат

воздействия

на

ребенка

дошкольного

возраста,

особенно у гиперактивных или расторможенных детей она может вызвать

негативные моменты в поведении.

Спокойная музыка с характером радости и любви способна привнести

гармонию

и

умиротворение

в

эмоциональное

состояние

ребенка

и

даже

улучшить

концентрацию

внимания.

Особенно

благотворное

воздействие

отмечается при прослушивании классической музыки.

Многие ведущие врачи-педиатры подтверждают факт благотворного

влияния вибраций гармоничной классической музыки даже на эндокринную

систему, формирование костной структуры еще нерожденного ребенка.

И, конечно же, нужно отметить музыку как наиболее доступный способ

воздействия

на

психо-эмоциональное

развитие

ребенка

дошкольного

возраста.

Далее

рассмотрим,

каким

образом

музыка

может

влиять

на

состояние ребенка-дошкольника.

Прослушивание

музыки

влияет

на

сохранение

физического

и

психологического здоровья дошкольников. Ведь в современности отмечена

довольно

актуальная

проблема

сохранения

и

восстановления

психо-

эмоциональной сферы детей, другими словами, психологического здоровья.

В

последние

годы

отмечен

рост

разнообразных

форм

нарушений

психо-

эмоционального развития детей. В учреждениях дошкольного образования

часто

встречаются

дети

с

выраженной

гиперактивностью

и

многими

психосоматическими

заболеваниями,

некоторые

дети

чересчур

замкнуты,

тревожны или застенчивы.

Также, прослушивание музыки благотворно воздействует на развитие

эмоциональной

сферы

в

старшей

группе

дошкольных

учреждений.

Формирование у старших дошкольников готовности к обучению в школе и их

развитие

в

целом

весьма

сложный

и

неразрывный

процесс

психо-

эмоционального развития ребенка. Эмоции играют немаловажную роль в

развитии любого ребенка. Эффективность дальнейшего обучения, творческая

2

деятельность, общение детей друг с другом – для всего перечисленного

огромное

значение

имеют

эмоции.

Ребенку

дошкольного

возраста

необходимо

научиться

управлять

ими

[3,

c.

78].

Для

этого

ребенку

необходимо развивать эстетические, моральные чувства, овладеть формами

выражения эмоций. И, несомненно, эффективным инструментом в этой сфере

может выступать музыка.

Большая заслуга музыки в развитии коммуникативных навыков ребенка

дошкольного возраста. Коммуникативное развитие – это некое формирование

культуры

общения

и

при

работе

над

данным

развитием можно успешно

использовать, как уже упоминалось выше, способность музыки вызывать

у ребёнка

необходимые

эмоциональные

состояния.

И

современные

психолого-педагогические технологии и способы воздействия в музыкальной

деятельности

способствуют

эффективному

развитию

коммуникативных

навыков у детей дошкольного возраста.

При

прослушивании

музыки,

безусловно,

расширяется

кругозор

ребенка. Помимо прослушивания можно также знакомить ребенка с автором

прослушиваемых произведений. Но необходимо учитывать, что знакомство с

биографией

и

творчеством

композиторов

для

детей

бывает

весьма

утомительным процессом. Выходом из этой ситуации послужит правильно

подобранная

музыка,

которая

сможет

снять

напряжение

и

улучшить

настроение у ребенка.

Также большая роль отводится музыке в коррекции нарушений памяти

ребенка

дошкольного

возраста.

При

поступлении

ребенка

в

школу,

ему

придется осваивать много нового материала, безусловно, понимание тоже

очень важно, но в первом классе ребенку необходимо именно запомнить

значительную

часть

информации.

Уже

в

старшем

дошкольном

возрасте

необходимо развивать память, ведь ребенку приходится учить цифры, буквы

и

прочее.

Именно

поэтому

развитию

памяти

у

дошкольников

и

коррекционной работе в этом направлении необходимо уделять значительное

внимание.

3

Как бы ни было удивительно, но музыка – достаточно эффективный

способ

коррекции

и

развития

памяти.

Можно

сочетать

прослушивание

музыки и ритмику, тогда ребенок будет запоминать определенные не сложные

движения

под

разные

музыкальные

произведения.

Таким

образом,

существенно

повышается

уровень

развития

памяти

дошкольников

слуховой, зрительной и двигательной.

Музыка также способна помочь при коррекции речевых нарушений

ребенка. Такие дети не умеют контролировать дыхание, быстро говорят на

вдохе. Обычно у детей с речевым нарушением плохо развито музыкально-

ритмическое чувство, слуховое восприятие, двигательная и эмоционально-

волевая области, страдает интонация, слуховое восприятие. И, конечно же

музыка может помочь в коррекции данных нарушениях посредством своих

вибрационных,

психологических

и

физиологических

факторов

[1, c. 123].

Музыка

позволяет

регулировать

дыхание,

движения,

совершенствует

деятельность нервной системы ребенка.

Нужно

отметить

немаловажное

значение

музыки

в

формировании

творческих

способностей

детей.

Она

помогает

выявить

и

развить

уже

имеющиеся

таланты.

Даже

если

у

ребенка

не

возникнет

музыкального

таланта, его постигает чувство прекрасного, музыка побуждает не только

стремление заниматься музыкой, но и открывает таланты к танцам, пению и

даже

рисованию.

Развивает

как

творческие

способности

ребенка,

так

и

фантазию.

Рассмотрев

значение

и

возможное

воздействие

музыки

на

ребенка,

безусловно, можно утверждать, что прослушивание музыки способствует

успешному развитию психо-эмоционального состояния ребенка дошкольного

возраста: развивает память, фантазию, коммуникативные навыки, развивает

усидчивость,

аккуратность

и

творческие

способности,

формирует

эстетическое

развитие

и

художественный

вкус,

снимает

напряжение

и

нормализует эмоциональное состояние. Самой благоприятной для этого по

праву считается классическая музыка.

4

Прослушиванием музыки, пением и ритмикой лечат многие нарушения

развития

и

заболевания.

Этому

посвящено

целое

направление

музыкотерапия. Благотворно на умственное и психо-эмоциональное развитие

всех без исключения детей влияет музыка великого композитора – Моцарта.

В целом, музыку можно назвать одним из главных источников формирования

эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

5

Список использованной литературы

1.

Ермолаева,

Л.В.

Психология

развивающей

и

коррекционной

работы со школьниками [Текст] / Ермолаева Л.В. – М.: МОДЭК, 2015. – 185 с.

2.

Мудров, М.Я. Избранные произведения [Текст] / под ред. и вступ.

ст. А. Г. Гукасян. – М.: Изд-во АМН СССР, 1949. – 296 с.

3.

Шушарджан,

С.В.

Музыкотерапия

и

резервы

человеческого

организма [Текст]. – М.: Юрайт, 2002. – 363 с.

6



В раздел образования