Автор: Прудова Анжелика Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №258 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности развития мышления в начальном образовании»
Раздел: начальное образование
Прудова А.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья «Особенности развития мышления в начальном образовании»
Развитие младшего школьника - важная составная часть педагогического процесса. Помочь
учащимся
в
полной
мере
проявить
свои
способности,
развить
инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.
Развитие
мышления
выражается
в постепенном
расширении
содержания
мысли,
в последовательном
возникновении
форм
и способов
мыслительной
деятельности
и изменении
их по мере
общего
формирования
личности.
Одновременно
у ребенка
усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.
Развитию
мышления
в младшем
школьном
возрасте
принадлежит
особая
роль.
С началом
обучения
мышление
выдвигается
в центр
психического
развития
ребенка
и становится
определяющим
в системе
других
психических
функций,
которые
под
его
влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе
развития.
В этот
период
совершается
переход
от наглядно-образного
к словесно —
логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка
двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью
и непосредственным
наблюдением,
уже
подчиняется
логическим
принципам,
однако
отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
В развитии
мышления
младших
школьников
психологи
выделяют
две
основные
стадии.
На первой
стадии (I–II
классы) их мышление
во многом
похоже
на мышление
дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-
действенном
и наглядно-образном
плане.
Дети
судят
о предметах
и явлениях
по их внешним
отдельным
признакам,
односторонне,
поверхностно.
Умозаключения
их опираются
на наглядные
предпосылки,
данные
в восприятии,
и выводы
делаются
не на основе
логических
аргументов,
а путем
прямого
соотношения
суждения
с воспринимаемыми
сведениями.
Обобщения
и понятия
этой
стадии
сильно
зависят
от внешних
характеристик
предметов
и фиксируют
те свойства,
которые
лежат
на поверхности.
К III классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую
от учителя
демонстрации
связей,
существующих
между
отдельными
элементами
усваиваемых
сведений.
К III
классу
дети
овладевают
родо-видовыми
соотношениями
между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-
синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что
начинает формироваться формально-логическое мышление.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий.
Выделяют
предметные
понятия
(знания
общих
и существенных
признаков
и свойств
предметов —
птицы,
животные,
фрукты,
мебель
и т.п.)
и понятия
отношений
(знания,
отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция
и т.п.) .
Для первых выделяют несколько стадий усвоения: 1) выделение функциональных
признаков
предметов,
т.е.
связанных
с их назначением
(корова —
молоко);
2)
перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец
— плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.); 3) выделение общих,
существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).
Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения: 1) рассмотрение конкретных
отдельных
случаев
выражения
этих
понятий
(одно
больше
другого);
2)
обобщение,
относящееся
к известным,
встречавшимся
случаям
и не распространяемое
на новые
случаи; 3) широкое обобщение, применяемое к любым случаям.
Особое
место
занимают
мыслительные
операции,
такие
как
выделение
и абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация.
Ребёнок
познаёт
окружающий
мир,
учится
различать
предметы
и окружающие
явления
по существенным
признакам,
сравнивает их,
учится
находить
в предметах
и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.
Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые
из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников
вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.
Таким
образом,
с каждым
годом
у детей
развивается
способность
к обобщению,
к выделению существенных признаков предметов и явлений. Суждения и умозаключения
у младших школьников становятся все более логичными. До школы дети нередко могут
категорически утверждать что-то явно неправильное. В процессе обучения они постепенно
освобождаются от этой склонности.