Напоминание

«Особенности развития мышления в начальном образовании»


Автор: Прудова Анжелика Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №258 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности развития мышления в начальном образовании»
Раздел: начальное образование





Назад




Прудова А.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья «Особенности развития мышления в начальном образовании»

Развитие младшего школьника - важная составная часть педагогического процесса. Помочь

учащимся

в

полной

мере

проявить

свои

способности,

развить

инициативу,

самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Развитие

мышления

выражается

в постепенном

расширении

содержания

мысли,

в последовательном

возникновении

форм

и способов

мыслительной

деятельности

и изменении

их по мере

общего

формирования

личности.

Одновременно

у ребенка

усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Развитию

мышления

в младшем

школьном

возрасте

принадлежит

особая

роль.

С началом

обучения

мышление

выдвигается

в центр

психического

развития

ребенка

и становится

определяющим

в системе

других

психических

функций,

которые

под

его

влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе

развития.

В этот

период

совершается

переход

от наглядно-образного

к словесно —

логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка

двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью

и непосредственным

наблюдением,

уже

подчиняется

логическим

принципам,

однако

отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

В развитии

мышления

младших

школьников

психологи

выделяют

две

основные

стадии.

На первой

стадии (I–II

классы) их мышление

во многом

похоже

на мышление

дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-

действенном

и наглядно-образном

плане.

Дети

судят

о предметах

и явлениях

по их внешним

отдельным

признакам,

односторонне,

поверхностно.

Умозаключения

их опираются

на наглядные

предпосылки,

данные

в восприятии,

и выводы

делаются

не на основе

логических

аргументов,

а путем

прямого

соотношения

суждения

с воспринимаемыми

сведениями.

Обобщения

и понятия

этой

стадии

сильно

зависят

от внешних

характеристик

предметов

и фиксируют

те свойства,

которые

лежат

на поверхности.

К III классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую

от учителя

демонстрации

связей,

существующих

между

отдельными

элементами

усваиваемых

сведений.

К III

классу

дети

овладевают

родо-видовыми

соотношениями

между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-

синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что

начинает формироваться формально-логическое мышление.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий.

Выделяют

предметные

понятия

(знания

общих

и существенных

признаков

и свойств

предметов —

птицы,

животные,

фрукты,

мебель

и т.п.)

и понятия

отношений

(знания,

отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция

и т.п.) .

Для первых выделяют несколько стадий усвоения: 1) выделение функциональных

признаков

предметов,

т.е.

связанных

с их назначением

(корова —

молоко);

2)

перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец

— плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.); 3) выделение общих,

существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).

Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения: 1) рассмотрение конкретных

отдельных

случаев

выражения

этих

понятий

(одно

больше

другого);

2)

обобщение,

относящееся

к известным,

встречавшимся

случаям

и не распространяемое

на новые

случаи; 3) широкое обобщение, применяемое к любым случаям.

Особое

место

занимают

мыслительные

операции,

такие

как

выделение

и абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация.

Ребёнок

познаёт

окружающий

мир,

учится

различать

предметы

и окружающие

явления

по существенным

признакам,

сравнивает их,

учится

находить

в предметах

и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые

из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников

вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.

Таким

образом,

с каждым

годом

у детей

развивается

способность

к обобщению,

к выделению существенных признаков предметов и явлений. Суждения и умозаключения

у младших школьников становятся все более логичными. До школы дети нередко могут

категорически утверждать что-то явно неправильное. В процессе обучения они постепенно

освобождаются от этой склонности.



В раздел образования