Напоминание

Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ


Автор: Кошкарева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТМК ОУ
Населённый пункт: г. Дудинка
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

(ЗПР, 2 класс).

Сегодня

по

отношению

к

детям

широко

используется

термин

«индивидуальные

образовательные

потребности»

ребёнка,

под

которыми

понимаются

особенности

познавательной,

мотивационной,

эмоционально

волевой

сферы

школьника. Наибольшую

группу

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития.

Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с ЗПР в процессе

воспитания и обучения требуются особые условия. В эти условия входят:

- определённые организационные формы обучения;

- определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);

- содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;

- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;

- специальная подготовка педагогических кадров.

Зная, что ко мне в класс придёт ученица с ОВЗ с ЗПР, у меня возникли

вопросы: …. Но самый главный - «Как оптимально создать условия для обучения

детей с ОВЗ с ЗПР с целью развития потенциала, формирования необходимых

знаний, умений и навыков?».

Весной этого года я прошла обучение по программе:

«Обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС» в

дистанционном режиме. После данного обучения вопросов возникло еще больше.

Поэтому была рада использовать возможность очного обучения у специалистов из

Красноярского

краевого

института

повышения

квалификации

по

теме:

«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях

инклюзивного образования».

Для себя я поставила задачу - создать для ученицы с ОВЗ безбарьерную

предметно – развивающую среду.

Для определения индивидуального образовательного маршрута школьным

психологом

была

проведена комплексная

диагностика. По

результатам

мы

выработали единое представление о характере и особенностях развития ребенка,

определили

общий прогноз ее дальнейшего

развития. Совместно

логопедом,

дефектологом

и социальным

педагогом

разработали комплекс

необходимых

коррекционно-развивающих мероприятий. На основе адаптированной основной

общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с

задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) была

разработана

адаптированная

индивидуальная

программа, содержание

которой

определено с учетом особых образовательных потребностей ребёнка.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с

ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. И именно

метапредметные

результаты

будут

являться

мостами,

связывающими

все

предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Для повышения качества коррекционно я определила следующие задачи:

- формировать УУД на всех этапах учебного процесса;

- побуждать к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой

деятельностью;

-использовать

более

медленного

темпа

обучения,

возвращения

к

изученному материалу;

- максимально использовать сохранные анализаторы ребенка;

- использовать упражнений, направленных на развитие памяти, внимания,

мышления, восприятия.

Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи

ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Коррекционно – развивающий

блок выстраивается в соответствии с рекомендациями коллегиального заключения

ТПМПК и включает в себя:

Занятия с учителем – логопедом

1час

Занятия с дефектологом

1 час

Занятия с психологом

1 час

Занятия с педагогом дополнительного образования

1 час

Достижение метапредметных результатов обеспечивается также средствами

внеурочной деятельности и осуществляется по направлениям:

Направления

воспитательной

деятельности

Задачи по их реализации

Спортивно-оздоровительное

Формирование

физиче ской

к ул ьт у р ы ,

воспитание

потребности

в

здоровом

образе

жизни.

Духовно-нравственное

Развитие

гражданско-патриотических

и

нравственных качеств личности учащихся.

Общеинтеллектуальное

Воспитание уважительного отношения к учебе,

развитие

интеллектуально-познавательных

способностей учащихся.

Общекультурное

Воспитание

положительного

отношения

к

труду, уважительного отношения к закону.

Социальное

В о с п и т а н и е

т в о рч е с ко й

а к т и в н о с т и ,

формирование

общечеловеческих

норм

морали.

С

огромным

желанием

моя

ученица

посещает

кружок

«Почемучка»,

на

которых школьный библиотекарь проводит занятия на развитие внимания, памяти,

фонематического слуха, связной речи. «Здоровячок» и «Ритмика» направлены на

формирование здорового образа жизни.

Хочется отметить, что моя ученица - добрый человечек. Несмотря на все

т р уд н о с т и ,

ко т о р ы е

е й

п р и ход и т с я

п р е од о л е в ат ь ,

о н а

о с т а е т с я

доброжелательной…… Она любит делиться всеми своими радостями и невзгодами.

К подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно, при выполнении

проектов. Совместно с родителями девочки мы участвовали в творческом проекте

«Миллионы идей из ненужных вещей», в котором рассказали, что и как можно

сделать из бросового материала. Именно в проектной деятельности раскрывается

весь её познавательный и творческий потенциал. Любит участвовать в классных и

школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей,

ведь во внеурочной деятельности все равны.

Есть еще один немаловажный ресурс в работе с детьми ЗПР, это - родители,

которые не остаются в стороне от процесса воспитания и обучения (образования).

Ежемесячно

школьный

психолог,

социальный

педагог

проводят

не

только

просветительскую работу с родителями, но и старается сделать их соучастниками

образовательного и воспитательного процесса, вовлекая в различные школьные и

классные мероприятия.

По

результатам

первичной,

вторичной

и

итоговой

диагностики

специалистов,

участвующих

в

реализации

программы,

делаются

выводы

и

заключения и выстраивается дальнейшая работа с ребенком.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,

способствует

формированию

у

него

позитивного

отношения

к

самому

себе

и

другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская школа №3»

Кошкарева Татьяна Геннадьевна



В раздел образования