Автор: Кошкарева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТМК ОУ
Населённый пункт: г. Дудинка
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ
(ЗПР, 2 класс).
Сегодня
по
отношению
к
детям
широко
используется
термин
«индивидуальные
образовательные
потребности»
ребёнка,
под
которыми
понимаются
особенности
познавательной,
мотивационной,
эмоционально
–
волевой
сферы
школьника. Наибольшую
группу
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития.
Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с ЗПР в процессе
воспитания и обучения требуются особые условия. В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);
- содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;
- индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Зная, что ко мне в класс придёт ученица с ОВЗ с ЗПР, у меня возникли
вопросы: …. Но самый главный - «Как оптимально создать условия для обучения
детей с ОВЗ с ЗПР с целью развития потенциала, формирования необходимых
знаний, умений и навыков?».
Весной этого года я прошла обучение по программе:
«Обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС» в
дистанционном режиме. После данного обучения вопросов возникло еще больше.
Поэтому была рада использовать возможность очного обучения у специалистов из
Красноярского
краевого
института
повышения
квалификации
по
теме:
«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного образования».
Для себя я поставила задачу - создать для ученицы с ОВЗ безбарьерную
предметно – развивающую среду.
Для определения индивидуального образовательного маршрута школьным
психологом
была
проведена комплексная
диагностика. По
результатам
мы
выработали единое представление о характере и особенностях развития ребенка,
определили
общий прогноз ее дальнейшего
развития. Совместно
логопедом,
дефектологом
и социальным
педагогом
разработали комплекс
необходимых
коррекционно-развивающих мероприятий. На основе адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) была
разработана
адаптированная
индивидуальная
программа, содержание
которой
определено с учетом особых образовательных потребностей ребёнка.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с
ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. И именно
метапредметные
результаты
будут
являться
мостами,
связывающими
все
предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Для повышения качества коррекционно я определила следующие задачи:
- формировать УУД на всех этапах учебного процесса;
- побуждать к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой
деятельностью;
-использовать
более
медленного
темпа
обучения,
возвращения
к
изученному материалу;
- максимально использовать сохранные анализаторы ребенка;
- использовать упражнений, направленных на развитие памяти, внимания,
мышления, восприятия.
Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи
ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Коррекционно – развивающий
блок выстраивается в соответствии с рекомендациями коллегиального заключения
ТПМПК и включает в себя:
Занятия с учителем – логопедом
1час
Занятия с дефектологом
1 час
Занятия с психологом
1 час
Занятия с педагогом дополнительного образования
1 час
Достижение метапредметных результатов обеспечивается также средствами
внеурочной деятельности и осуществляется по направлениям:
Направления
воспитательной
деятельности
Задачи по их реализации
Спортивно-оздоровительное
Формирование
физиче ской
к ул ьт у р ы ,
воспитание
потребности
в
здоровом
образе
жизни.
Духовно-нравственное
Развитие
гражданско-патриотических
и
нравственных качеств личности учащихся.
Общеинтеллектуальное
Воспитание уважительного отношения к учебе,
развитие
интеллектуально-познавательных
способностей учащихся.
Общекультурное
Воспитание
положительного
отношения
к
труду, уважительного отношения к закону.
Социальное
В о с п и т а н и е
т в о рч е с ко й
а к т и в н о с т и ,
формирование
общечеловеческих
норм
морали.
С
огромным
желанием
моя
ученица
посещает
кружок
«Почемучка»,
на
которых школьный библиотекарь проводит занятия на развитие внимания, памяти,
фонематического слуха, связной речи. «Здоровячок» и «Ритмика» направлены на
формирование здорового образа жизни.
Хочется отметить, что моя ученица - добрый человечек. Несмотря на все
т р уд н о с т и ,
ко т о р ы е
е й
п р и ход и т с я
п р е од о л е в ат ь ,
о н а
о с т а е т с я
доброжелательной…… Она любит делиться всеми своими радостями и невзгодами.
К подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно, при выполнении
проектов. Совместно с родителями девочки мы участвовали в творческом проекте
«Миллионы идей из ненужных вещей», в котором рассказали, что и как можно
сделать из бросового материала. Именно в проектной деятельности раскрывается
весь её познавательный и творческий потенциал. Любит участвовать в классных и
школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей,
ведь во внеурочной деятельности все равны.
Есть еще один немаловажный ресурс в работе с детьми ЗПР, это - родители,
которые не остаются в стороне от процесса воспитания и обучения (образования).
Ежемесячно
школьный
психолог,
социальный
педагог
проводят
не
только
просветительскую работу с родителями, но и старается сделать их соучастниками
образовательного и воспитательного процесса, вовлекая в различные школьные и
классные мероприятия.
По
результатам
первичной,
вторичной
и
итоговой
диагностики
специалистов,
участвующих
в
реализации
программы,
делаются
выводы
и
заключения и выстраивается дальнейшая работа с ребенком.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,
способствует
формированию
у
него
позитивного
отношения
к
самому
себе
и
другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская школа №3»
Кошкарева Татьяна Геннадьевна