Автор: Кошкарева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТМК ОУ
Населённый пункт: г. Дудинка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Где живут белые медведи"
Раздел: начальное образование
I этап.
-
На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы
узнаете много нового и интересного.
Психологический настрой уч-ся
«Я буду внимателен на уроке. У меня всё получится. Вместе мы много сможем
сделать».
II этап. Актуализация знаний
-Вспомните на какие вопросы мы ищем ответы на уроках окружающего мира.
(Что? Кто? Почему? Где? Какие?)
- Какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года?
- Какие признаки зимы можете назвать? ( Снег, лёд, холодно.)
- Какой основной цвет имеет зима?
- В нашей местности происходит смена времён года?
- А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?
-А как вы думаете есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда
холодно?
- обитаемы ли эти земли?
- Сегодня на уроке мы найдём ответ на этот вопрос. Тема нашего урока «Где живут
белые медведи». А для этого отправимся в путешествие.
III этап. Постановка учебной задачи
Практическая работа с использованием глобуса
-Определить место нашего путешествия поможет глобус.
Вспомните, что такое глобус? (Глобус – это модель Земли).
- Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно?
-Что вам помогло? (Если основной цвет зимы белый, значит, предполагаем, что
холодно там, где участки окрашены в белый цвет)
-
Правильно. Давайте прочитаем, что написано на этих участках.
Сначала на
верхнем участке. (Северный Ледовитый океан)
- Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?
( Океаны обозначают голубым цветом.)
-Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет? (Потому что
он покрыт снегом и льдом)
Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В
этом районе земли расположен Северный полюс.
Показ учителя. Дети показывают на глобусе.
-
Кто
хочет
прочитать,
что
написано
на
нижнем
белом
участке
глобуса.
(Антарктида.)
- Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет? (
Потому что Антарктида тоже покрыта снегом и льдом.)
- Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Здесь
тоже располагается полюс. Это южный полюс.
Разве на юге может быть холодно? ( Да, потому что Антарктида тоже покрыта
снегом и льдом.)
(Учащиеся высказывают свои предположения)слайд
- Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях
глобуса, то есть нашей планеты Земля. Показ учителем
-
Теперь
сравним:
что
общего
между
Северным
Ледовитым
океаном
и
Антарктидой? (Везде есть лёд, снег.)
- А какое отличие между ними? На Северном полюсе океан покрыт льдом, а на
Южном полюсе суша покрыта слоем льда.
-
Итак,
скажите,
так
куда
же
мы
сегодня
отправимся
в
путешествие?
(В
Антарктиду и на Северный Ледовитый океан.)
- Постарайтесь определить каждый для себя цель своего путешествия (выслушать
уч-ся. Предполагаемые цели:
я хотел бы узнать, почему эти участки Земли окрашены в белый цвет, какие
там
природные
условия,
можно
ли
встретить
животных,
и
как
они
приспособились к суровым условиям жизни).
- Каждый из вас высказал правильную цель, и все они будут являться ступеньками
к достижению главной цели нашего урока:
Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли.
(У каждой группы - глобус).
- Итак, отправляемся на Северный Ледовитый океан. Покажите его ещё раз на
своих глобусах. (Дети карандашами показывают Северный Ледовитый океан.)
- Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный
Ледовитый океан.
Слайд2 картинка 1
- Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда.
Перед вами
раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры.
-
Одной
из
красивых
и
величественных
картин
Северного
Ледовитого
океана
является
ледяная
гора.
Кто
знает,
как
называется
это
уникальное
творение
природы? (Айсберг)
Слайд2 картинка 2
- Правильно, это -айсберг, который представляет собой огромный отколовшийся
кусок льда, плавающий в воде. Большая часть айсберга погружена в воду.
Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь, а затем
солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по
поверхности Земли и совсем не греют.
- Дети, а полгода - это сколько? Кто может ответить? (6 месяцев)
- Правильно.
Слайд2 картинка 3
-В
эти
места
отправляются
в
экспедиции
исследователи,
учёные,
которые
занимаются
изучением
природных
условий
этого
района.
Живут
они
на
специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны. Слайд2
-Есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? (Северный
Ледовитый океан)
- Кажется невероятным, и, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые
части
Земли
обитаемы.
Животные,
которых
можно
здесь
встретить,
хорошо
приспособились к жизни в холодных районах. Послушайте загадку и скажите, о
каком звере идёт речь.
В белой шубе меховой,
По льдинам ходит зверь большой,
Страшно может он реветь.
Кто это? (Белый медведь) слайд3
- Ребята, а что вы знаете о белом медведе?
- Самый большой из медведей – это белый полярный медведь, который обитает
только здесь. Всю жизнь он проводят на снегу,
во льдах и в воде. У белых
медведей толстый слой подкожного жира и белая густая шерсть, а шкура их
непромокаемая.
-Скажите, а где может добывать себе пищу белый медведь?
- Медведь – это хищник, он питается другими животными, которых может ловить
не только на льдинах, но и в воде. Его добычей становятся различные животные,
обитающие здесь. Кроме этого он может питаться морскими водорослями. Белый
медведь – отличный ныряльщик и пловец. Послушайте, как грозно он рычит.
Слайд 4 -Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно
благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это
не совсем бивни, а просто большие верхние клыки. Он пользуется ими, защищаясь
от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по
льдине или снегу.
- Ребята, а может вы знаете, с помощью чего он плавает? (с помощью ласт)
- Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он плавает и
передвигается по льду. У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой
щетиной. Послушайте, какой звук издаёт морж.
воспроизводится звук.
Слайд 5 - Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в
воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.
- Ребята, скажите, а чем внешне похожи тюлень и морж?
(У них есть ласты, голова небольшая )
- Конечности тюленя представляют собой ласты. Причем передние ласты у них
действуют как вёсла, а задние — как руль. Шерсть тюленя состоит из коротких,
жестких и редких волос. Тюленю помогает не замёрзнуть в холодной воде толстый
слой
подкожного
жира.
Тюлени
–
хищники,
и
питаются
они
моллюсками,
ракообразными, рыбами. Послушайте, какие звуки издаёт тюлень.
-
Мы
познакомились
с
самыми
распространёнными
хищниками
Северного
Ледовитого океана.
-Скажите, что общего у белого медведя, тюленя, моржа, как они приспособились к
холодным условиям? (У всех этих животных имеется толстая шкура, толстый
слой подкожного жира)
Слайд 6
-Треска – это большая морская рыба, является хищником. Ведет стайный образ
жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды.
Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому
чувствует она себя здесь хорошо.
- Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах
Северного
Ледовитого
океана.
Мы
познакомились
лишь
с
самыми
распространёнными его обитателями.
- Если идти на юг, никуда не отклоняясь, то вы обязательно попадете в царство льда
и снега, в Антарктиду. Посмотрите ещё раз на глобусы и покажите Антарктиду.
Слайд7
- Бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из
снега. Это самый холодный и суровый район Земли.
Здесь почти непрерывно,
круглые сутки дуют холодные ветры. Здесь тоже полгода день и полгода ночь.
- Как вы думаете, а здесь работают учёные – исследователи? (да)
-
Правильно,
ребята,
на
Южный
полюс
тоже
отправляются
экспедиции
с
исследователями.
И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите,
сколько на рисунке флагов – символов разных стран.
-Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира.
- Послушайте загадку и скажите, о ком идёт речь.
Птица он, но не летает,
Белый фартук надевает.
Ходит, бродит среди льдин
Замечательный….Слайд 8
- Ребята, а вы знакомы с пингвином? Что вы о нём знаете, расскажите. (ответы)
- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу:
рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них
лапы-ласты, которые помогают им плавать. Ростом они небольшие: всего лишь
около метра.
- Посмотрите на фотографию. Опишите внешний вид пингвинов. Действительно,
голова и спинка у них чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые. Оперение у
пингвинов очень густое, хотя нет пуховых перьев, но как вы думаете, что их
спасает от холода? (У них есть под кожей толстый слой жира)
- Верно. Под кожей у них есть толстый слой жира, который спасает от сильных
морозов и ветров. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
Вот какая необычная птица живёт в Антарктиде.
Слайд 9
- Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской
леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и
получил свое кошачье название.
- Охотятся они в основном в воде, где и разделываются со своей добычей.
- Как вы думаете, чем питается морской леопард? ( Рыбой, пингвинами.)
Слайд10 - Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над
открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Из
всех прочих птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше
длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться.
Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых островах,
круто поднимающихся из моря.
- Как вы думаете, чем питаются альбатросы? (Питаются рыбой.)
- Питаются альбатросы кальмарами, рыбой,
охотясь на поверхности моря или
ныряя за добычей с воздуха. Размах крыльев достигает рекордной величины - более
трёх метров.
Слайд 11- А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно
себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост - в
крови
ледяной
рыбы
содержатся
специальные
вещества,
предотвращающие
её
замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не
окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно
долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способна вырасти лишь до
шестидесяти сантиметров в длину.
- Итак, какие холодные районы Земли вы теперь знаете?( ответы)
- Мы знаем два холодных района Земли: Антарктида и Северный Ледовитый океан
покажите.
ФИЗМИНУТКА
А сейчас игра «Может ли такое быть?».
-Все встали. Я читаю загадку если вы согласны хлопаете в ладоши, если нет
топаете ногами. Будьте внимательны.
1). На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь.
2). Медведь в воде не замерзает,
Ведь шкура у него не промокает.
3). Пингвин зимою не скучает,
Ведь отлично он летает.
4). Пингвины плавают, ныряют,
Им лапы-ласты помогают.
5). Рыба небольшая, и даже ледяная.
В воде неприметная, кровь её
6). Морж огромен и силён
И клыками награждён.
бесцветная.
7). В Антарктиде целый день Ходит по
лесу тюлень.
8). На большой плывущей льдине
Встретились медведь с пингвином.
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)
(Групповая работа)
-Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в
группе.
- Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь
распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также
вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.
-
Сейчас
каждая
группа
получит
набор
карточек
животных
и
листы
с
изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды.
. Работа в паре.
-
Рассмотрите
карточки
с
животными
и
разложите
их
на
листы-карты
в
зависимости от того, кто, где живёт. На это задание вам даётся 2 минуты. Если
группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх.
Проверка один ученик называет ответы по сигн. карточкам
Для выполнения следующего задания раздать каждой группе одинаковый набор
карточек. (Приложение 3)
- Послушайте следующее задание. Каждая группа получила одинаковый набор
карточек, вам нужно выбрать только те карточки, которые будут соответствовать
вашему животному: 1 группа – пингвин, 2 группа – белый медведь, 3 группа –
пингвин, 4 группа – белый медведь и т.д.
(В зависимости от того, сколько групп
образовано в классе).
-
Отобрав
нужные
карточки,
постарайтесь
составить
предложения
о
своём
животном с каждым словом. Если группа готова – возьмитесь все за руки и
поднимите их вверх. На эту работу вам даётся 3 минуты.
- Очень интересно послушать, что у вас получилось. Так как несколько групп
готовили предложения об одном животном, будем озвучивать их по очереди, но не
повторяясь. В итоге у нас должны получиться небольшие рассказы о белом медведе
и пингвине.
- Итак, начинаем. Первый рассказ о пингвине.
Корректировка предложений
- Теперь давайте послушаем, какие предложения вы составили о белом медведе.
Корректировка предложений
- Замечательные рассказы у вас получились, молодцы!
Есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин? (Белые
медведи не могут встретиться с
пингвинами, так как они живут в разных
холодных районах нашей планеты, а в зоопарке или в цирке они встретиться
могут.)
Итог
- Итак, подведём итог нашей беседы.
- Какие холодные районы нашей планеты вы знаете?
- Каких животных можно встретить в этих районах?
- Как они приспособились к условиям жизни?
- А сейчас последнее задание группам: прочитайте вопрос в учебнике на с. 12
вверху, обсудите в своей группе ответ на него, покажите карандашиком это место
на глобусе и поднимите лист, где изображён этот холодный район.
- Молодцы! Вы верно всё указали, этот район называется Северный Ледовитый
океан. Сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова, вставьте
их.
Карточка:
«На Земле есть холодные районы - ______________________________________ и
_______________.
Там
живут
разнообразные
_____________.
Они
хорошо
приспособились к ____________ условиям».
«На Земле есть холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида. Там
живут
разнообразные
животные.
Они
хорошо
приспособились
к
суровым
условиям».
А теперь прочитайте в учебнике на с. 13 вывод, который и сравните со своими
текстами.
- Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос
хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы.
Корректировка ответов
- Оценить вам свою работу на уроке помогут снежинки.
Голубая снежинка – мне больше нравится работать в группе.
Синяя снежинка – мне больше нравится работать самостоятельно.
(На доске прикреплён лист ватмана с изображённым зимним пейзажем).
- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного,
работали дружно в группах. Спасибо за урок!