Напоминание

"Где живут белые медведи"


Автор: Кошкарева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТМК ОУ
Населённый пункт: г. Дудинка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Где живут белые медведи"
Раздел: начальное образование





Назад




I этап.

-

На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы

узнаете много нового и интересного.

Психологический настрой уч-ся

«Я буду внимателен на уроке. У меня всё получится. Вместе мы много сможем

сделать».

II этап. Актуализация знаний

-Вспомните на какие вопросы мы ищем ответы на уроках окружающего мира.

(Что? Кто? Почему? Где? Какие?)

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Какие признаки зимы можете назвать? ( Снег, лёд, холодно.)

- Какой основной цвет имеет зима?

- В нашей местности происходит смена времён года?

- А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?

-А как вы думаете есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда

холодно?

- обитаемы ли эти земли?

- Сегодня на уроке мы найдём ответ на этот вопрос. Тема нашего урока «Где живут

белые медведи». А для этого отправимся в путешествие.

III этап. Постановка учебной задачи

Практическая работа с использованием глобуса

-Определить место нашего путешествия поможет глобус.

Вспомните, что такое глобус? (Глобус – это модель Земли).

- Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно?

-Что вам помогло? (Если основной цвет зимы белый, значит, предполагаем, что

холодно там, где участки окрашены в белый цвет)

-

Правильно. Давайте прочитаем, что написано на этих участках.

Сначала на

верхнем участке. (Северный Ледовитый океан)

- Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?

( Океаны обозначают голубым цветом.)

-Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет? (Потому что

он покрыт снегом и льдом)

Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В

этом районе земли расположен Северный полюс.

Показ учителя. Дети показывают на глобусе.

-

Кто

хочет

прочитать,

что

написано

на

нижнем

белом

участке

глобуса.

(Антарктида.)

- Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет? (

Потому что Антарктида тоже покрыта снегом и льдом.)

- Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Здесь

тоже располагается полюс. Это южный полюс.

Разве на юге может быть холодно? ( Да, потому что Антарктида тоже покрыта

снегом и льдом.)

(Учащиеся высказывают свои предположения)слайд

- Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях

глобуса, то есть нашей планеты Земля. Показ учителем

-

Теперь

сравним:

что

общего

между

Северным

Ледовитым

океаном

и

Антарктидой? (Везде есть лёд, снег.)

- А какое отличие между ними? На Северном полюсе океан покрыт льдом, а на

Южном полюсе суша покрыта слоем льда.

-

Итак,

скажите,

так

куда

же

мы

сегодня

отправимся

в

путешествие?

Антарктиду и на Северный Ледовитый океан.)

- Постарайтесь определить каждый для себя цель своего путешествия (выслушать

уч-ся. Предполагаемые цели:

я хотел бы узнать, почему эти участки Земли окрашены в белый цвет, какие

там

природные

условия,

можно

ли

встретить

животных,

и

как

они

приспособились к суровым условиям жизни).

- Каждый из вас высказал правильную цель, и все они будут являться ступеньками

к достижению главной цели нашего урока:

Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли.

(У каждой группы - глобус).

- Итак, отправляемся на Северный Ледовитый океан. Покажите его ещё раз на

своих глобусах. (Дети карандашами показывают Северный Ледовитый океан.)

- Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный

Ледовитый океан.

Слайд2 картинка 1

- Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда.

Перед вами

раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры.

-

Одной

из

красивых

и

величественных

картин

Северного

Ледовитого

океана

является

ледяная

гора.

Кто

знает,

как

называется

это

уникальное

творение

природы? (Айсберг)

Слайд2 картинка 2

- Правильно, это -айсберг, который представляет собой огромный отколовшийся

кусок льда, плавающий в воде. Большая часть айсберга погружена в воду.

Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь, а затем

солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по

поверхности Земли и совсем не греют.

- Дети, а полгода - это сколько? Кто может ответить? (6 месяцев)

- Правильно.

Слайд2 картинка 3

эти

места

отправляются

в

экспедиции

исследователи,

учёные,

которые

занимаются

изучением

природных

условий

этого

района.

Живут

они

на

специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны. Слайд2

-Есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? (Северный

Ледовитый океан)

- Кажется невероятным, и, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые

части

Земли

обитаемы.

Животные,

которых

можно

здесь

встретить,

хорошо

приспособились к жизни в холодных районах. Послушайте загадку и скажите, о

каком звере идёт речь.

В белой шубе меховой,

По льдинам ходит зверь большой,

Страшно может он реветь.

Кто это? (Белый медведь) слайд3

- Ребята, а что вы знаете о белом медведе?

- Самый большой из медведей – это белый полярный медведь, который обитает

только здесь. Всю жизнь он проводят на снегу,

во льдах и в воде. У белых

медведей толстый слой подкожного жира и белая густая шерсть, а шкура их

непромокаемая.

-Скажите, а где может добывать себе пищу белый медведь?

- Медведь – это хищник, он питается другими животными, которых может ловить

не только на льдинах, но и в воде. Его добычей становятся различные животные,

обитающие здесь. Кроме этого он может питаться морскими водорослями. Белый

медведь – отличный ныряльщик и пловец. Послушайте, как грозно он рычит.

Слайд 4 -Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно

благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это

не совсем бивни, а просто большие верхние клыки. Он пользуется ими, защищаясь

от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по

льдине или снегу.

- Ребята, а может вы знаете, с помощью чего он плавает? (с помощью ласт)

- Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он плавает и

передвигается по льду. У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой

щетиной. Послушайте, какой звук издаёт морж.

воспроизводится звук.

Слайд 5 - Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в

воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.

- Ребята, скажите, а чем внешне похожи тюлень и морж?

(У них есть ласты, голова небольшая )

- Конечности тюленя представляют собой ласты. Причем передние ласты у них

действуют как вёсла, а задние — как руль. Шерсть тюленя состоит из коротких,

жестких и редких волос. Тюленю помогает не замёрзнуть в холодной воде толстый

слой

подкожного

жира.

Тюлени

хищники,

и

питаются

они

моллюсками,

ракообразными, рыбами. Послушайте, какие звуки издаёт тюлень.

-

Мы

познакомились

с

самыми

распространёнными

хищниками

Северного

Ледовитого океана.

-Скажите, что общего у белого медведя, тюленя, моржа, как они приспособились к

холодным условиям? (У всех этих животных имеется толстая шкура, толстый

слой подкожного жира)

Слайд 6

-Треска – это большая морская рыба, является хищником. Ведет стайный образ

жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды.

Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому

чувствует она себя здесь хорошо.

- Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах

Северного

Ледовитого

океана.

Мы

познакомились

лишь

с

самыми

распространёнными его обитателями.

- Если идти на юг, никуда не отклоняясь, то вы обязательно попадете в царство льда

и снега, в Антарктиду. Посмотрите ещё раз на глобусы и покажите Антарктиду.

Слайд7

- Бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из

снега. Это самый холодный и суровый район Земли.

Здесь почти непрерывно,

круглые сутки дуют холодные ветры. Здесь тоже полгода день и полгода ночь.

- Как вы думаете, а здесь работают учёные – исследователи? (да)

-

Правильно,

ребята,

на

Южный

полюс

тоже

отправляются

экспедиции

с

исследователями.

И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите,

сколько на рисунке флагов – символов разных стран.

-Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира.

- Послушайте загадку и скажите, о ком идёт речь.

Птица он, но не летает,

Белый фартук надевает.

Ходит, бродит среди льдин

Замечательный….Слайд 8

- Ребята, а вы знакомы с пингвином? Что вы о нём знаете, расскажите. (ответы)

- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу:

рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них

лапы-ласты, которые помогают им плавать. Ростом они небольшие: всего лишь

около метра.

- Посмотрите на фотографию. Опишите внешний вид пингвинов. Действительно,

голова и спинка у них чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые. Оперение у

пингвинов очень густое, хотя нет пуховых перьев, но как вы думаете, что их

спасает от холода? (У них есть под кожей толстый слой жира)

- Верно. Под кожей у них есть толстый слой жира, который спасает от сильных

морозов и ветров. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.

Вот какая необычная птица живёт в Антарктиде.

Слайд 9

- Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской

леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и

получил свое кошачье название.

- Охотятся они в основном в воде, где и разделываются со своей добычей.

- Как вы думаете, чем питается морской леопард? ( Рыбой, пингвинами.)

Слайд10 - Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над

открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Из

всех прочих птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше

длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться.

Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых островах,

круто поднимающихся из моря.

- Как вы думаете, чем питаются альбатросы? (Питаются рыбой.)

- Питаются альбатросы кальмарами, рыбой,

охотясь на поверхности моря или

ныряя за добычей с воздуха. Размах крыльев достигает рекордной величины - более

трёх метров.

Слайд 11- А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно

себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост - в

крови

ледяной

рыбы

содержатся

специальные

вещества,

предотвращающие

её

замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не

окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно

долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способна вырасти лишь до

шестидесяти сантиметров в длину.

- Итак, какие холодные районы Земли вы теперь знаете?( ответы)

- Мы знаем два холодных района Земли: Антарктида и Северный Ледовитый океан

покажите.

ФИЗМИНУТКА

А сейчас игра «Может ли такое быть?».

-Все встали. Я читаю загадку если вы согласны хлопаете в ладоши, если нет

топаете ногами. Будьте внимательны.

1). На Южном полюсе медведь

Любит громко песни петь.

2). Медведь в воде не замерзает,

Ведь шкура у него не промокает.

3). Пингвин зимою не скучает,

Ведь отлично он летает.

4). Пингвины плавают, ныряют,

Им лапы-ласты помогают.

5). Рыба небольшая, и даже ледяная.

В воде неприметная, кровь её

6). Морж огромен и силён

И клыками награждён.

бесцветная.

7). В Антарктиде целый день Ходит по

лесу тюлень.

8). На большой плывущей льдине

Встретились медведь с пингвином.

Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

(Групповая работа)

-Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в

группе.

- Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь

распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также

вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.

-

Сейчас

каждая

группа

получит

набор

карточек

животных

и

листы

с

изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

. Работа в паре.

-

Рассмотрите

карточки

с

животными

и

разложите

их

на

листы-карты

в

зависимости от того, кто, где живёт. На это задание вам даётся 2 минуты. Если

группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх.

Проверка один ученик называет ответы по сигн. карточкам

Для выполнения следующего задания раздать каждой группе одинаковый набор

карточек. (Приложение 3)

- Послушайте следующее задание. Каждая группа получила одинаковый набор

карточек, вам нужно выбрать только те карточки, которые будут соответствовать

вашему животному: 1 группа – пингвин, 2 группа – белый медведь, 3 группа –

пингвин, 4 группа – белый медведь и т.д.

(В зависимости от того, сколько групп

образовано в классе).

-

Отобрав

нужные

карточки,

постарайтесь

составить

предложения

о

своём

животном с каждым словом. Если группа готова – возьмитесь все за руки и

поднимите их вверх. На эту работу вам даётся 3 минуты.

- Очень интересно послушать, что у вас получилось. Так как несколько групп

готовили предложения об одном животном, будем озвучивать их по очереди, но не

повторяясь. В итоге у нас должны получиться небольшие рассказы о белом медведе

и пингвине.

- Итак, начинаем. Первый рассказ о пингвине.

Корректировка предложений

- Теперь давайте послушаем, какие предложения вы составили о белом медведе.

Корректировка предложений

- Замечательные рассказы у вас получились, молодцы!

Есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин? (Белые

медведи не могут встретиться с

пингвинами, так как они живут в разных

холодных районах нашей планеты, а в зоопарке или в цирке они встретиться

могут.)

Итог

- Итак, подведём итог нашей беседы.

- Какие холодные районы нашей планеты вы знаете?

- Каких животных можно встретить в этих районах?

- Как они приспособились к условиям жизни?

- А сейчас последнее задание группам: прочитайте вопрос в учебнике на с. 12

вверху, обсудите в своей группе ответ на него, покажите карандашиком это место

на глобусе и поднимите лист, где изображён этот холодный район.

- Молодцы! Вы верно всё указали, этот район называется Северный Ледовитый

океан. Сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова, вставьте

их.

Карточка:

«На Земле есть холодные районы - ______________________________________ и

_______________.

Там

живут

разнообразные

_____________.

Они

хорошо

приспособились к ____________ условиям».

«На Земле есть холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида. Там

живут

разнообразные

животные.

Они

хорошо

приспособились

к

суровым

условиям».

А теперь прочитайте в учебнике на с. 13 вывод, который и сравните со своими

текстами.

- Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос

хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы.

Корректировка ответов

- Оценить вам свою работу на уроке помогут снежинки.

Голубая снежинка – мне больше нравится работать в группе.

Синяя снежинка – мне больше нравится работать самостоятельно.

(На доске прикреплён лист ватмана с изображённым зимним пейзажем).

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного,

работали дружно в группах. Спасибо за урок!



В раздел образования