Авторы: Розанова Наталья Викторовна, Керусенко Надежда Михайловна
Должность: учитель математики, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: интегрированный урок математики и информатики
Тема: «Изучение построения графиков функций на примере параболы»
Раздел: среднее образование
1
Интегрированный урок математики и информатики
«Изучение построения графиков функций на примере параболы»
Авторы: Розанова Наталья Викторовна
МБОУ «Гимназия №5»,
учитель математики
Керусенко Надежда Михайловна,
МБОУ «Гимназия №5»,
учитель информатики
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид: исследовательский.
Методическая цель:
Формировать и развивать метапредметные
УУД с помощью применения электронных таблиц.
Оборудование:
компьютерный класс, оснащённый современной техникой и
лицензионным программным обеспечением
книжка (справочник)
Цель урока:
Информатика
Математика
Сформировать умение строить
график функции с использованием
ячеек абсолютной адресации
Выяснить влияют ли коэффициенты
графика функции
на её внешний
вид, при построении с помощью
электронных таблиц
Задачи:
1)Выработать умение построения
графиков функций, записи формул,
копирования
2) Сформировать умение перейти от
математической записи выражений к
записи формул в электронных
таблицах
1) Исследовать поведение графика
функции y=ax
2
при различных
значениях коэффициента
2)На основе полученных при
построении графиков сделать вывод
Наглядно продемонстрировать учащимся возможности использования
электронных таблиц при изучении темы: «Графики функций и их
свойства»: для исследовательской деятельности, для самоконтроля,
экономии времени обучения.
План урока:
2
1.
Обучение учащихся построению графика параболы y=ax
2
в MS
Excel, где a изменяемый параметр
2.
Проведение
совместного
исследования
графика
параболы,
в
зависимости от изменения значения a.
3.
Самостоятельное построение графика параболы вида y=ax
2
+с
4.
Проведение
совместного
исследования
графиков
параболы,
в
зависимости от изменения значения c.
5.
Самостоятельное
построение
графика
параболы
до
вида
y=ax
2
+bx+с
6.
Проведение
совместного
исследования
графика
параболы,
в
зависимости от изменения значения b.
К этому уроку учащиеся: знают некоторые виды функций и умеют
их записывать в MS Excel, знакомы и умеют использовать различные виды
ссылок (в том числе и абсолютную ссылку, которая нужна для работы на
уроке), умеют строить различные виды диаграмм.
На этом уроке они
знакомятся с построением точечного графика функций.
I Организационный момент (1мин)
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку
II Актуализация опорных ЗУН (2мин)
Мы умеем строить графики функций на бумаге, а можно ли построить
графики с помощью компьютерной техники? Сложно ли это сделать? Как
вы думаете, влияют ли коэффициенты графика функции
на её внешний
вид?
С
помощью,
каких
средств
это
можно
проверить?.
После
обсуждения, учащиеся самостоятельно выходят на
сообщение
темы и
цели урока.
III Изучение нового материала
Этап I (9мин)
Учитель
информатики
показывает
учащимся
построение
графика y=x
2
,
построив с ними таблицу значений (которая строится с 4 строки ЭТ) и сам
график.
Затем в верхней строке задать область, куда будут вводиться значения
коэффициента a. И вместе с учащимися произвести изменения в графике с
учетом абсолютной ссылки для коэффициента a.
Этап II (10мин)
Учитель математики проводит исследования совместно с учениками. Для
этого уже есть готовая таблица (на доске), на которой будет видно два
графика одновременно.
Учитель информатики контролирует правильность выполнения задания
Зададим коэффициенты
Получена парабола
3
a=1
y=x
2
a=2
Парабола
вытянулась
в в е р х
(прижалась
к
оси
ОУ)
произошло
сжатие
a=0,5
П а р а б о л а
р а с ш и р и л а с ь
относительно ОУ и прижалась к ОХ
a=0
График
–
прямая,
это
линейная
функция
a= - 0,5
a= - 1
a= - 2
a= - 3,5
Уменьшаем
коэффициент,
но
его
абсолютное значение увеличиваем.
Парабола
вытягивается
вниз
,
приближаясь постепенно к ОУ.
Вывод делают учащиеся:
1.
Коэффициент a влияет на направление ветвей
2.
Коэффициент a влияет на сжатие и растяжения графика
Результаты
исследования
учащиеся
заносят
в
книжку,
заполняя
строки:
1.
Если a<0, то график функции
y=ax
2
+bx+c____________________________ относительно ОХ
2.
Если a>0, то график функции
y=ax
2
+bx+c____________________________ относительно ОХ
3.
Если 0<a<1, то график функции y=ax
2
+bx+c________________ по OY
в a раз
4.
Если a>1, то график функции y=ax
2
+bx+c________________ по OY в
a раз
Этап III (8мин)
Учитель информатики просит добавить во вторую строку электронной
таблицы еще один коэффициент с абсолютной адресацией и изменить
формулу для строки y, то есть построить график y=ax
2
+с.
Это учащиеся должны сделать самостоятельно.
Учитель математики проводит совместно с учащимися исследования
графиков параболы, в зависимости от изменения значения c.
Учитель информатики контролирует правильность выполнения задания
Зададим коэффициенты
Получена парабола
a=1 с=0
y=x
2
a=1 с=1
Парабола сдвинулась на 1 вверх
a=1 с=2
Парабола сдвинулась на 2 вверх
a=1 с= - 4
Парабола сдвинулась на 4 вниз
a=1 с= - 6
Парабола сдвинулась на 6 вниз
4
Учащиеся делают вывод и заполняют книжку:
5.
Если c<0, то график функции y=ax
2
+bx+c
сдвигается ________________ по оси____ на c единиц
6.
Если c>0, то график функции y=ax
2
+bx+c
сдвигается ________________ по оси____ на c единиц
этап IV (10мин)
Учитель информатики просит добавить в третью строку электронной
таблицы еще один коэффициент с абсолютной адресацией и меняем
формулу для строки y, то есть построить график y=ax
2
+bx+с. Работа
выполняется учениками самостоятельно.
Учитель
математики
проводит
совместно
с
учащимися
исследования
графика параболы, в зависимости от изменения значения b.
Учитель информатики контролирует правильность выполнения задания
Зададим коэффициенты
Получена парабола
a=1 b=0
y=x
2
a=1 b=2
Вершина
смещается
влево
от
оси
ОУ и вниз от ОХ
Смещение:
a= - 1 b= - 2
Вершина
смещается
влево
от
оси
ОУ и вверх от ОХ
Смещение:
a= - 1 b= 2
Вершина смещается вправо от оси
ОУ и вверх от ОХ
Смещение:
a=1 b= - 2
Вершина смещается вправо от оси
ОУ и вниз от ОХ
Смещение:
Учащиеся делают вывод:
При увеличении b вершина смещается влево
При уменьшении b вершина смещается вправо
А
почему
вершина
смещается
одновременно,
например:
вверх
и
вправо?
Учащиеся
обычно
сами
вспоминают
формулу
зависимости
коэффициентов, для нахождения вершины параболы:
x
=
−
b
2 a
и отвечают
на вопрос.
Учащиеся заполняют книжку:
7.
Если b<0, то график функции y=ax
2
+bx+c
сдвигается ___________________________ по оси____
8.
Если b>0, то график функции y=ax
2
+bx+c
5
сдвигается ___________________________ по оси____
IV Итог урока (4мин)
Совместно
с
учащимися
учитель
соотносит
поставленную
цель
и
достигнутые
результаты,
выявляет
причины
успехов
и
трудностей,
осуществляется итоговая оценка.
В оценочный лист учащиеся выставляют себе оценки по критериям
активность работы на уроке
практическая деятельность за компьютером
правильная формулировка выводов
Учитель беседует с учениками и корректирует оценки учащихся.
V Домашнее задание (1 мин)
В учебнике алгебры №230, №237.
Построить на бумаге схематично графики функций
и проверить правильность построения в MS Excel.
6
Список литературы:
1.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2.
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в
2 ч./ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2018.
3.
Математика: алгебра. Функции. Анализ данных: учеб. для 9 кл.
общеобразоват.
учреждений/
[Г.В,
Дорофеев,
С.Б.
Суворова,
Е.А.
Бунимович и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева.- М. :Просвещение, 2017.
7
Приложение
Справочник по математике
«Построение графиков функций»
Учащегося__________________класса
___________________________________
___________________________________
8
Исследование графика функцииy=aF(x+m)+n
1.
Если a<0, то график основной функции (y=aF(x))
______________ _______________ относительно ОХ
2.
Если 0<a<1, то график основной функции (y=aF(x))
________________ по OY в a раз
3.
Если a>1, то график основной функции(y=aF(x))
________________ по OY в a раз
4.
Если m<0, то графикосновнойфункции (y=F(x+m))
сдвигается ________________ по оси____ на mединиц
5.
Если m>0, то графикосновнойфункции (y=F(x+m))
сдвигается ________________ по оси____ на mединиц
6.
Если n<0, то графикосновнойфункции (y=F(x)+n)
сдвигается ________________ по оси____ на nединиц
7.
Если n>0, то графикосновнойфункции (y=F(x)+n)
сдвигается ________________ по оси____ на nединиц
9
8.
Если y=|F(x)|ниже оси ______ симметрично
отображается _____________оси ______
9.
Если y=F(|x|), то он симметрично
отображается от оси ______ _____________
Исследование графика функции y=
+n
1.
Если a<0, то график функции
y=
+n
______________ _______________ относительно ОХ
2.
Если 0<a<1, то графикфункции
y=
+n
________________ по OY в a раз
3.
Если a>1, то графикфункции
y=
+n
________________ по OY в a раз
4.
Если n<0, то графикфункции
y=
+n
сдвигается ________________ по оси____ на n единиц
5.
Если n>0, то графикфункции
y=
+n
сдвигается ________________ по оси____ на n единиц
6.
Если m<0, то графикфункции
y=
+n
сдвигается ___________________________по оси____
7.
Если m>0, то графикфункции
y=
+n
сдвигается ___________________________по оси____
Исследование графика функции y=ax
2
+bx+c
1.
Если a<0, то график функции y=ax
2
+bx+c
______________ _______________ относительно ОХ
10
2.
Если 0<a<1, то графикфункции y=ax
2
+bx+c
________________ по OY в a раз
3.
Если a>1, то графикфункции y=ax
2
+bx+c
________________ по OY в a раз
4.
Если c<0, то графикфункции y=ax
2
+bx+c
сдвигается ________________ по оси____ на c единиц
5.
Если c>0, то графикфункции y=ax
2
+bx+c
сдвигается ________________ по оси____ на c единиц
6.
Если b<0, то графикфункции y=ax
2
+bx+c
сдвигается ___________________________по оси____
7.
Если b>0, то графикфункции y=ax
2
+bx+c
сдвигается ___________________________по оси____
Исследование графика функции y=a(x+m)+n;
1.
Если a<0, то график функции
y=a(x+m)+n;
______________ _______________ относительно ОХ
2.
Если 0<a<1, то графикфункции
y=a(x+m)+n;
________________ по OY в a раз
3.
Если a>1, то графикфункции
y=a(x+m)+n;
________________ по OY в a раз
4.
Если m<0, то графикфункции
y=a(x+m)+n;
сдвигается ________________ по оси____ на m единиц
5.
Если m>0, то графикфункции
y=a(x+m)+n;
11
сдвигается ________________ по оси____ на m единиц
6.
Если n<0, то графикфункции
y=a(x+m)+n;
сдвигается ________________ по оси____ на n единиц
7.
Если n>0, то графикфункции
y=a(x+m)+n;
сдвигается ________________ по оси____ на n единиц
Исследование графика функции y=a(x+m)
2
+n
1.
Если a<0, то график функции y=a(x+m)
2
+n
______________ _______________ относительно ОХ
2.
Если 0<a<1, то графикфункции y=a(x+m)
2
+n
________________ по OY в a раз
3.
Если a>1, то графикфункции y=a(x+m)
2
+n
________________ по OY в a раз
4.
Если m<0, то графикфункции y=a(x+m)
2
+n
сдвигается ________________ по оси____ на m единиц
5.
Если m>0, то графикфункции y=a(x+m)
2
+n
сдвигается ________________ по оси____ на m единиц
6.
Если n<0, то графикфункции y=a(x+m)
2
+n
сдвигается ________________ по оси____ на n единиц
7.
Если n>0, то графикфункции y=a(x+m)
2
+n
сдвигается ________________ по оси____ на n единиц