Авторы: Чувилкин Виктор Николаевич, Сатторов Равшанджон Орифджонович
Должность: учителя физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Интенсивный функциональный тренинг как средство повышения уровня физической подготовленности выпускников
Раздел: полное образование
Интенсивный функциональный тренинг как средство
повышения уровня физической подготовленности выпускников
Профессиональное самоопределение для каждого человека является
непременным условием достижения успеха в работе, удовлетворения от ее
выполнения и продвижения по служебной лестнице.
Подготовка выпускников школ к сознательному выбору профессии –
важная социально-педагогическая задача школы.Наиболее вероятным путём
к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать
увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс
обучения
и
воспитания
детей,
начиная
с
детского
сада
и
заканчивая
выпускными классами.
Одной из основных проблем профориентационной работы является
преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые
существуют между объективными потребностями общества в достаточной и
сбалансированной
кадровой
структуре
и
сложившимися
за
долгие
годы
субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи,
которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня.
Например,
одной
из
наиболее
востребованных
профессий
в
современной
России
является
юрист.
Именно
на
юристов
во
всем
мире
возложена
защита
жизни,
чести
и
достоинства
граждан.
От
них
в
значительной
степени
зависит
и
эффективная
работа
всех
звеньев
государственного и хозяйственного механизма.
Выпускники школ чаще всего идут по возрастающему пути и для
начала
выбирают
специальность
«Правоохранительная
деятельность».
В
соответствии с ФГОС одним из главных требований по этой специальности
я в л я е т с я умение
осуществлять
защиту
безопасности
личности,
общественного
порядка
и
общественной
безопасности,
пресекать
противоправные действия, в том числе с применением физической силы,
специальных
средств,
с
применением
и
использованием
огнестрельного
оружия. Кроме этого, трудовая деятельность правоохранителей чрезвычайно
многопланова и разнонаправлена, характеризуется сочетаниями умственной и
двигательной деятельности, максимальными физическими и психическими
нагрузками,
значительной
продолжительностью
рабочего
дня
и
недостаточным
восстановлением
организма
в
процессе
производства,
сезонной неравномерностью общей рабочей и специфической двигательной
нагрузкой
в
течение
года.
Перечисленное
выше
п р ед ъ я вл я е т
соответствующие
высокие
требования
к
выпускнику:
всесторонняя
физическая подготовленность, достаточно высокий уровень психологической
готовности, необходимый объем специально-прикладных знаний, физических
умений и навыков.
В связи с этим физическое воспитание в рамках школы выступает
важным компонентом в профориентационной работе. Физическая культура и
спорт — неотъемлемая часть культуры общества и каждого
человека в
отдельности. Именно поэтому
в нашей стране постоянно придавалось
и
придаётся
большое
значение
развёртыванию
массового
физкультурного
движения.Регулярные
физиче ские
тренировки
резко
снижают
заболеваемость,
благотворно
влияют
на
психику
человека
—
на
его
внимание,
память,
мышление,
способствуют
эффективному
воспитанию
ценных
личностных
качеств
—
настойчивости,
воли,
трудолюбия,
целенаправленности,
коллективизма,
коммуникабельности,
вырабатывают
активную жизненную позицию. Кроме того, занятия физкультурой помогают
человеку
более
эффективно
использовать
своё
с в о б од н о е
время.Достаточный
уровень
физической
подготовленности
благотворно
влияет
на
способность
выпускника
делать
осознанный
выбор
будущейпрофессиональной деятельности.
В современном обществе стало модно следить за своей физической
подготовкой, поддерживать свой организм в хорошей физической форме. Не
исключением
являются
и
подростки
15-17
лет,
которые
впоследствии
оценивают
свои
физические
возможности
при
выборе
профессии.
Здесь
хорошо работает функциональный тренинг.
Функциональный тренинг – это фитнес-дисциплина, которая построена
на
отработке
базовых
физических
действий,
совершаемых
ежедневно.
Например, прыжки, пробежки, подъём небольших тяжестей, уборка дома,
игры с детьми и т.д. (разумеется, когда речь идёт о таких ежедневных
действиях,
подразумевается
человек,
ведущий
активный
образ
жизни).
Функциональный тренинг – универсальная тренировочная система, которая
подходит людям разного возраста, от подростков 15 лет до людей пожилого
возраста,
а
также
как
мужчинам,
так
и
женщинам.
Начальный
уровень
физической подготовки не имеет принципиального значения, существуют
варианты
тренировочных
программ
как
для
новичков,
так
и
для
продвинутых.
Можно
отметить
пять
основных
преимуществ
функциональных
тренировок, о которых важно знать:
1.
Данный вид тренинга развивает одновременно все основные физические
качества человека: силу (в виде всё-таки силовой выносливости прежде
всего – но именно такой вид силы в обычной жизни и требуется обычно),
скорость, аэробную выносливость, гибкость, координацию движений.
2.
Гармоничное
и
сбалансированное
развитие
скелетной
мускулатуры,
поскольку нагрузка даётся на все мышечные группы без исключения и
активно включаются в работу мышцы-стабилизаторы.
3.
Улучшается
внешний
вид
атлета:
сжигается
жир
и
строится
«сухая»
эстетичная мускулатура (конечно, без таких экстремальных объёмов, как в
культуризме).
4.
Общее
оздоравливающее
воздействие
на
организм:
ускоряется
метаболизм,
тренирующийся
как
правило
«завязывает»
с
вредными
привычками, начинает правильно питаться и вести здоровый образ жизни.
5.
Ещё
один
полезный
эффект,
о
котором
почему-то
часто
забывают:
функциональный
тренинг
по
причине
своего
исключительного
разнообразия в плане подбора упражнений и используемого инвентаря
расширяет
«спортивный
кругозор»
тренирующегося.
Начинающему
атлету «открываются» упражнения со штангой, гиревой спорт, варкаут и
многое другое (в этом функциональный тренинг схож с кроссфитом).
Итак, в функциональном тренинге работают ВСЕ основные мышечные
группы, и это является одним из главных преимуществ этого спортивного
направления. Данная система позволяет «достать» мышцы-стабилизаторы и
ещё некоторые специфические группы мышц. Достигается это огромным
разнообразием и сложной биомеханикой используемых упражнений.
Функциональный тренинг способствует развитию:
1.
Упражнения
с
умеренно
тяжёлыми
отягощениями,
а
также
с
весом
собственного тела безусловно способствуют росту силовых показателей,
причём
рост
этот
идёт
сразу
по
трём
направлениям.
В
результате
тренировочного стресса мускулы тренирующегося становятся больше и
сильнее,
причём
сила
эта
«с
уклоном»
в
выносливость,
поскольку
большинство упражнений выполняются в диапазоне повторений выше
среднего.
Второй
«бустер»
роста
силы
–
это
тренировка
ЦНС.
Упражнения используются сложные в плане биомеханики, причём работа
идёт по естественной траектории, поэтому различные мышечные группы
начинают
работать
более
слаженно,
происходит
«нейрологическое
освоение» упражнений, что также ведёт к росту силовых показателей.
Третье
направление
–
уже
упомянутая
выше
тренировка
мышц-
стабилизаторов, что уменьшает травмоопасность тренировок и даёт свой
весомый вклад в развитие силы.
2.
Скорость: движения выполняются в скоростном, «взрывном» стиле, кроме
того во многие программы включены спринтерские пробежки. Всё это
развивает скоростные показатели атлета.
3.
Выносливость дыхательной и сердечно-сосудистой систем: высокий темп
тренинга
и
активно
применяемый
в
системе
«круговой»
принцип
построения тренировок в комплексе с теми же пробежками даёт очень
хорошее развитие выносливости.
4.
Гибкость: ряд упражнений, применяемых в системе функционального
тренинга
(например,
турецкий
подъём
с
гирей,
«продвинутые»
разновидности
отжиманий,
вращение
отягощений
и
т.д.)
развивают
гибкость суставов и мускулатуры.
5.
Координация движений: здесь ситуация частично повторяет предыдущий
пункт. Результаты как в сложных многоэтапных движениях (опять тот же
турецкий
подъём),
так
и
более
простых
(приседание
на
одной
ноге
«пистолетик»)
напрямую
зависят
от
слаженности
работы
мышечных
групп и умения держать равновесие. Атлет, постоянно практикующий
подобные упражнения, неизбежно разовьёт и координацию.
Возможность
посещать
спортивный
зал
существенно
добавит
разнообразия в тренировки за счёт различного инвентаря, недоступного в
домашних
условиях,
но
и
дома
вполне
можно
тренироваться
–
в
функциональном тренинге множество упражнений, для которых вообще не
требуется никакого оборудования или только самый минимум.Содержание
такой физической подготовки может включать в себя наиболее важные виды
движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания, плавание, передвижение на
лыжах,
преодоление
препятствий.
Функциональный
тренинг
развивает
у
человека умение быстро овладевать новыми видами движений и применять
приобретенные навыки на практике, а также силу, выносливость, быстроту,
гибкость и ловкость.
Итак,
общая
физическая
подготовка,
которая
до стигает ся
функциональным тренингом в том числе, — это основная составляющая
физического воспитания человека. Она предполагает овладение широким
набором
двигательных
навыков
и
умений,
которые
помогают
успешно
специализироваться в любой избранной деятельности.