Напоминание

Воспитательная система класса «Ступени к успеху»


Автор: Савина Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательная система класса «Ступени к успеху»
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитательная система класса «Ступени к успеху»

Людмила Ивановна Савина

МАОУ «Гимназия № 48»

учитель начальных классов

высшая категория

т.89134933478

1.

Обоснование.

Воспитание

будущих

поколений

тесным

образом

связано

с

модернизацией

системы

образования. Оно является

одним из важнейших

компонентов образования, обретая в настоящее время приоритетную роль в

государственной образовательной политике.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта

(ФГОС)

лежит

системно-деятельностный

подход,

который

предполагает

определение цели и основного результата образования как воспитание и

развитие

личности

обучающихся,

их

готовность

к

саморазвитию

и

непрерывному образованию, отвечающим задачам построения российского

гражданского общества и инновационной экономики.

Начальной

школе

принадлежит

особая

роль – формирование

базовой культуры личности ребёнка, жизненного определения. Младший

школьный

возраст

не

просто

период

детства

и

один

из

многих

этапов

развития человека. Это значимый период человеческой жизни. Именно в

начальных

классах

закладываются

основы

познания

доброты

и

зла,

милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в

классе, учебном заведении, на улице, в общественных местах.

Думая над этим вопросам, я создала в классе свою систему воспитания

«Ступеньки

к

успеху»,

которая

позволила

систематизировать

работу

классного коллектива учащихся..

А

воспитание

в

классе

может

реализоваться

только

чере з

воспитательный процесс - это взаимодействие педагога

и детей с целью

ориентации их на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию.

1.1. Новизна и актуальность.

Ступеньки к успеху» - «маленькая страна» детей, живя в который,

каждый ребёнок должен максимально социализироваться, при этом став в

будущем достойным гражданином своей страны. На каждой ступеньке своего

развития ребенок должен совершенствоваться духовно, найти свой путь к

любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных

знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

Новизна данной воспитательной системы заключается в том, что в ее

реализации

предусмотрено

участие

воспитанников

в

различных

делах

гимназии и класса, но в тоже время избрано в качестве приоритетного -

существенное

влияние

на

развитие

личности

учащихся

и

формирование

неповторимой индивидуальности классного коллектива.

1

Актуальной является и наличие индивидуальной работы с учащимися,

которое связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для

формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском

наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на

каждого

воспитанника,

и

желаемый

результат

можно

достичь

только

последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.

На решение этих и других задач воспитательного процесса и направлена

эта система «Ступеньки к успеху».

II. Цель и задачи

Цель:

«Создание условий для стабильного функционирования системы как главного

условия повышения потенциала воспитательных воздействий на учащихся

класса

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

закона

«Об

образовании

в

РФ»,

ФГОС

и

Указом

Президента

РФ

«О

национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

Содействовать

формированию

классного

коллектива

и

созданию

в

нём

нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития;

Воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданственность,

уважение к

себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к

другу);

Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формируя представления

об этических идеалах и ценностях;

Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Создавать

условия

для

развития

творческих

и

интеллектуальных

способностей детей, через организацию коллективно-творческих дел;

Развивать умение общаться и сотрудничать;

Формировать

самостоятельность,

расширять

возможности

для

развития

трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;

Повышать

педагогическую и психологическую культуру родителей через

совместную деятельность.

III. Механизм реализации воспитательной системы

ВСК

«Ступени

к

успеху»

имеет

поэтапное

построение,

которое

основано на периодах взросления младшего школьника, на индивидуальных

особенностях

детской

группы

и

подчинено

целевым

ориентиром

воспитательной работы гимназии и рассчитана на четыре года обучения в

начальной

школе.

В

процессе

реализации

воспитательной

системы

классному

руководителю

необходимо

создать

единое

воспитательное

пространство

на

основе

социального

взаимодействия

с

семьей

каждого

ребенка.

3.1. Ребёнок в воспитательном пространстве.

2

Социум гимназии

Родительский комитет

Классный руководитель,

учителя-предметники

Воспитательное пространство города

Детский

коллектив

(ребенок)

Внеклассная деятельность

Обще гимназическое и классное самоуправление

В центре воспитательной системы «Ступени к успеху» находится не

просто ребенок, а процесс развития личности. А это значит, что приоритет в

работе

классного

руководителя

отдается

приемам

опосредованного

педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск

истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной

творческой деятельности всеми участниками

воспитательного процесса.

Здесь

очень

важное

место

занимает

личность

классного

руководителя,

системность работы и организация ученического самоуправления.

IV. Содержание деятельности в рамках направлений

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной

системы класса, являются: индивидуальность, доброта, самостоятельность,

творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль

принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

4.1. Коллективная творческая деятельность.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является

коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет

совместное творческое дело.

Основная

педагогическая

технология

коллективная

творческая

деятельность, системообразующая деятельность – деятельность социального

творчества,

подходы

гуманистический,

системный,

деятельностный,

кул ьт у р о с о о б р а з н о с т и ,

п р и р од о с о о б р а з н о с т и ,

л и ч н о с т н о

и

индивидуальностно-ориентированный.

Каждый из блоков совпадает с периодом учебной четверти, имеет свои

задачи, свои дела.

I блок «Осенняя пора» (1 четверть и осенние каникулы)

Задачи:

Обеспечение начала нового учебного года;

Утверждение плана работы на новый уч. год;

Вовлечение

обучающихся

в

активное

творчество,

дополнительное

образование;

Правовое воспитание учащихся, воспитание потребности в здоровом

образе жизни;

Воспитание социальной активности

3

Классные дела

День знаний (1 Сентября)

Парад талантов

День учителя

День Семьи

II блок «Зимние забавы» (2 четверть и зимние каникулы)

Задачи:

Эстетическое воспитание учащихся

Нравственное воспитание

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Развитие

между

учащимися

класса

системы

психологически

здо-

ровых

неформальных

отношений,

обеспечение

создание

здоровых

межличностных отношений учащихся класса с другими

классами

гимназического сообщества

Классные дела

День Матери

Новогодний утренник

III блок « Узнать новое» (3 четверть и весенние каникулы) Задачи:

Развитие познавательных интересов

Патриотическое воспитание учащихся

Эстетическое воспитание учащихся

Ключевые дела

Предметные недели и олимпиады

День Защитников Отечества (23 февраля)

Праздник 8 Марта

Интеллектуальные игры (3,4 класс)

IV блок «Творчество» (4 четверть)

Задачи:

Патриотическое воспитание учащихся

Подведение

итогов

воспитательной

работы

в

классе

и

участия

учащихся в системе дополнительного образования за год

Ключевые комплексные дела

Неделя памяти, посвященная Дню Победы

Праздник

«Последнего

звонка» -

у ч а с т и е

в

поздравлении

выпускников 11-х классов (1 класс)

Выпускной бал (4 класс)

V блок «Летние каникулы» (летние каникулы)

Задачи:

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

физическое воспитание учащихся

трудовое воспитание учащихся

Комплексные дела

летние объединения:

- пришкольный оздоровительный лагерь (июнь - июль)

4

4.2. Работа в рамках направлений ВСК.

Направления:

«Спортивно-оздоровительное: в здоровом теле, здоровый дух»;

«Духовно – нравственное»;

«Интеллектуальное»;

«Гражданско - патриотическое: мы маленькие граждане большой страны»;

«Взаимодействие с семьями учащихся: Семья – начало всех начал».

4.3. Этапы реализации

1 ступенька (этап) «Познание» 1 класс

Цель:

-

создать

условия

для

адаптации

обучающихся

в

новом

коллективе;

определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;

Задачи этапа:

- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:

(содержании

и

формах

деятельности

в

рамках

работы

обучающихся

по

программе; требованиях и педагогической позиции учителя);

- изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.

Роль учителя в рамках работы на этапе «Познание»

Роль учителя

Характеристика деятельности

«Информации»

Предъявление единых требований к родителям и детям.

Ознакомление родителей с Уставом гимназии.

Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в

гимназии.

Знакомство родителей и детей с работниками гимназии.

«Традиции

гимназии»

Вовлечение

детей

и

родителей

в

традиционный

круг

школьных

мероприятий:

День

знаний,

посвящение

в

гимназисты, новогодний утренник, спортивные праздники,

создание классных традиций.

«Анализируй»

Анализ выполнения плана воспитательной работы.

Проведение и анализ диагностики.

«Организуй»

Организация

учебной,

внеурочной

и

внеклассной

деятельности обучающихся и родителей.

Особенность

этапа:

дети,

участвуя

в

творческой

деятельности

и

жизни

класса, следуют примеру взрослого. Направление работы (приложение № 1)

2 ступенька (этап) «Дружный класс» 2- й класс

Цель:

обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

-

сплочение детского коллектива;

-

организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах

по определению перспектив творческой деятельности;

-

вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;

-

организация работы актива класса.

5

Роль учителя в рамках работы на этапе «Дружный класс»

Роль учителя

Характеристика деятельности

«Слушатель»

Обучение детей «слушать» и «слышать» друг друга.

Организация обсуждений, дискуссий.

«Штурман»

Направление работы актива класса, организация работы

творческих групп.

«Организуй»

Организация

учебной,

внеурочной

и

внеклассной

деятельности обучающихся и родителей.

Особенности

этапа:

дети,

участвуя

в

творческой

деятельности,

следуют

примеру

взрослого,

выдвигают

собственные

идеи.

Направления

работы

(приложение № 2)

3

ступенька (этап) «Утверди себя» 3 класс

Цель: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства

класса.

Задачи этапа:

-

изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика,

динамики межличностных, межгрупповых отношений;

-

обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий

каждого члена коллектива;

-

обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и

закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

Роль учителя в рамках работы на этапе «Утверди себя»

Роль учителя

Характеристика деятельности

«Товарищ»

П ом о щ ь

в о

в к л юч е н и и

в

р а з л и ч н ы е

в и д ы

деятельности. Организация различных творческих дел.

«Корректируй»

Обеспечение

свободного

и

полного

проявления

и

развития способностей ребенка.

«Организуй»

Создание оптимальных условий для взаимодействия и

сотрудничества

всех

участников

воспитательного

процесса.

Организовать

помощь

всех

ви дов

индивидуальной

и

коллективной

деятельности,

вовлечение

в

разнообразные

коммуникативные

ситуации.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Направления работы (приложение № 3)

4

ступенька «Прояви себя» 4 класс

Цель:формирование ценностно-ориентированного единства в процессе

социально-значимой деятельности.

Задачи этапа:

-

обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;

-

создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности

учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;

-

поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.

6

Роль учителя в рамках работы на этапе «Прояви себя»

Роль учителя

Характеристика деятельности

«Организуй»

Организация общественно-значимых мероприятий на

уровне школы, района,

«Пример»

Помощь в освоении культурных ценностей, на основе

которых организован учебно-воспитательный процесс

(проведение экскурсий, походов)

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами

научить

других

тому,

что

они

знают

и

умеют.

Направление

работы

(приложение № 1)

V. Результаты

Стабильное функционирование системы как главного

условия повышения

потенциала воспитательных воздействий на учащихся

Сформированность

классного коллектива и создание в нём нравственно и

эмоционально благоприятной среды для развития;

Сформированность

в

детях

чувств

патриотизма,

гражданственности,

уважение

к

себе

и

другим

(взаимоотношения,

взаимопомощь,

доброе

отношение друг к другу), ценностного отношения к прекрасному, здоровью и

здоровому образу жизни.

Сформированность

у

учащихся класса

осознанного ответственного

отношения к семье, как приоритетной национальной ценности;

Создание единого творческого коллектива детей – родителей;

На выпуске из 4 класса получить личность, которая подготовлена к

обучению

в

среднем

звене

гимназии;

личность,

ориентированную

на

приобретение духовных и на усвоение нравственных ценностей, любящую

свой народ, свой край и свою Родину, уважающую и принимающую ценности

семьи и общества; выполняющую правила здорового и безопасного для себя

и окружающих образа жизни, на

«общую заботу» об окружающем мире,

готовую

самостоятельно

действовать

и

отвечать

за

свои

поступки

перед

семьей и обществом, личность, обладающую прочными базовыми знаниями

за курс начальной школы, с положительной учебной мотивацией, владеющую

основами

умения

учиться,

способную

к

организации

собственной

деятельности, любознательную, активно и заинтересованно познающую мир.

VI. Список литературы

1.

Амонашвили

Ш.А.

Школа

жизни.-

М.,

Издательский

дом

Шалвы

Амонашвили, 2000г.

2.

Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., «Просвещение», 1987г.

7

3.

Никитина Л.А. Исповедь. – М., Издательство «Знание», 1991г.

4.

Березина

В.А.,

Виноградова

Л.И.

Воспитать

человека.

Сборник

нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических

материалов по проблемам воспитания.- М., Издательский центр «Вентана-

Граф», 2003г.

5.

Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.-сост.

Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г.

6.

Система

работы

по

формированию

здорового

образа

жизни.

Сост.

Бочкарёва О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.

7.

Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании.

Учебное пособие. Авторы-составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М.,

Центр педагогического образования, 2007г.

8.

Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. Сборник

игр-коррекций. – М., Новая школа, 1993г.

9.

Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Учебно-методическое

пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004г.

10.

«Этическая грамматика или весёлый этикет». Методическое пособие

для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования,

воспитателей

детских

садов.

Составители

Венецкая

А.Б.,

Исакова

Т.Г.,

Чурилова О.В.- Магнитогорск: МаГУ, 2002г.

11.

Воспитательная

работа

в

школе.

Деловой

журнал

заместителя

директора по воспитательной работе.- М., Народное образование, 2006г.

12.

Воспитательная

работа

в

школе.

Деловой

журнал

заместителя

директора по воспитательной работе. – М., Народное образование, 2007г.

13.

Воспитание

индивидуальности.

Учебно-методическое

пособие.

Под

редакцией Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ Сфера, 2008г.

Приложение № 1

Направлени

Наименование деятельности

Формы деятельности

8

я работы

Гражданско-

патриотичес

кое

«Мы теперь не просто дети, мы теперь

ученики!»;

«С

чего

нач ина е т с я

Родина»;

«Знаю

ли

я

свою

страну»;

«Давно закончилась война»; «Правила

поведения

в

школе»;

«Что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо»;

«Слово

огорчает,

веселит,

утешает»;

«Мы

весну встречаем»; «Стали мы на год

взрослее!».

Праздник

Кластер – игра.

Посещение музея.

Викторина

Конкурс рисунков

Экскурсия

Интеллект

«Путеше ствие

в

б и бл и от еч н у ю

страну»; «Во саду ли, в огороде»; час

загадок и отгадок; «В гостях у русских

умельцев»; «Азбука, прощай!»

Библиотечный урок

Веселый час

Творческая

мастерская. КТД

Спортивно-

оздоровител

ьное

«Откуда берутся грязнули?»; День

здоровья; «Веселые старты»; «Наше

питание»; «Наши верные друзья

Светофор и его сигналы».

Проблемный диалог

Поход

Исследование

Презентация

Духовно-

нравственное

«Ежели вы вежливы…»; «Друг- это..»

«Разговор о честности».

Потехи

Устный журнал

Семейное

«Дорогие мои старики» ; «Кем служил

мой папа?» Праздник девочек и мам.

Акция

Фото журнал

Галерея рисунков

Приложение № 2

Направле

ния работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Гражданско

-

патриотичес

кое

«Мамин

день»;

«Родина

любимая

моя»;

«Газетное

слово

о

жизни

в

мире»;

«Чем

живет

планета

Земля»;

«Человек - хозяин природы»; «Ярмарка

талантов»; «Делу

-

время,

потехе

-

час»; «Учебный день, которого нет в

расписании».

Концерт

ИЗОчас

Общение с газетой

Инфочас

Интеллект

«Чтение

-

вот

лучшее

учение»;

«Путешествие

по

рекам,

странам,

город а м»;

«Ка к

хорошо

у м е т ь

считать»; «Путешествие по сказкам».

«Ищем клад».

Слабое звено

КВН

Поле чудес

Викторина

Олимпиады

Спортивно-

оздоровител

ьное

«Режим дня»; История возникновения

Правил

дорожного

движения»;

«В

гостях

у

Мойдодыра»;

«Я

здоровье

берегу, сам себе я помогу!».

Тест

Экскурс в прошлое.

9

Духовно-

нравственное

«Спешите

делать

добро»;

«Добрые

советы»; «Мой мир».

Волшебный стул

Практикум

Семейное

«Моя

родословная» ; «Кем

работает

моя

мама?»;

«Загляните

в

семейный

альбом»; «Семья- это семь «Я».

Семейное древо

Посиделки

Приложение № 3

Направления

работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Гражданско-

патриотичес

кое

«Как

трудно

быть

мамой»;

«С

любовью

к

России»;

«Символы

Российского

государства»;

«Правила

поведения в транспорте»; «Считаете ли

вы себя культурным человеком».

Музыкальная

композиция

Урок

познания

себя.

С л е д с т в и е

в е д у т

знатоки

Интеллект

«Праздник русской березки»; «Я и мои

таланты»;

«Что

нам

стоит

дом

построить»; «Больше-меньше»; «Вечер

веселых вопросов и ответов».

Беседа

Турнир

Игра-исследование.

Умники и умницы

Спортивно-

оздоровител

ьное

День

здоровья,

«Здоровье

сгубишь

-

новое

не

купишь»;

«Огонь

-

друг

и

враг

человека»;

Ве с елый

у р о к

здоровья».

Перемены здоровья

Особое мнение

КТД

Духовно-

нравственное

«Дружба крепкая»; «Поговорим о

вежливости».

Блиц-турнир

Симпозиум

Семейное

«Самые дорогие для нас слова: мама,

Родина, мир»; «Что означает моя

фамилия?»; «Семейные ценности».

Час доброты

Анкетирование

Киндер–шоу

Приложение № 4

Направлени

я работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Гражданско

-

патриотиче

ское

«Прощание с начальной школой»; «Я –

человек и гражданин»; «Что значит

быть счастливым в своей стране?»; « И

я буду солдатом!»

Устный журнал

Фестиваль

выпускников

Круглый стол

Интеллект

«Встречают по одежке, провожают по

уму»; Конкурс веселых математиков»;

«Волшебный мир»; «А как у Вас

говорят?»

Состязание

интеллектуалов

Мультлото

Веришь - неверишь

Спортивно-

оздоровите

льное

День здоровья; «Азбука безопасного

поведения»; «Привычки, которые

мешают нам жить»; Почему важно не

забывать о гигиене»; «Причины

Олимпиады

Спор мнений

Встреча с

интересными людьми.

10

несчастных случаев».

Лекция

Духовно-

нравственн

ое

«Моё «хочу» и «надо»; Урок

благотворительности «Кому нужна моя

помощь?»; «Мы в ответе за тех, кого

приручили».

Этическая беседа

Акция

Семейное

«Пойми меня правильно»; «За что

уважают в семье и обществе?»; «Я

песню милой маме пою»; «А у нас в

семье»; «Главное в семье - это…»

Юморина

Конференция

Живая газета

Круг мнений.

11



В раздел образования