Авторы: Людмила Ивановна Головина, Головина Людмила Ивановна
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ гимназия г. Сафоново Смоленской области
Населённый пункт: г.Сафоново Смоленской области
Наименование материала: Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеклассной деятельности
Тема: Публикация опыта работы
Раздел: полное образование
Панорама опыта.
Военно-патриотическое воспитание в МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской
области на уроках ОБЖ и во внеклассной деятельности.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и
обучения
нового
поколения.
Государству
нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться,
работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Воспитание
гражданина – патриота стратегическая цель гимназии, была, есть и будет. Патриотическое
сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно –
нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ,
быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно,
осуществима!
В
работе
МБОУ
гимназии
одной
из
главных
задач
является
воспитание
подрастающего
поколения.
Важнейшая
составляющая
процесса
воспитания
–
формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя
говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей
качествами
гражданина
–
патриота
Родины
и
способной
выполнять
гражданские
обязанности
в
мирное
и
военное
время.
Основные
направления
деятельности
Российского
движения
школьников:
во енно-пат риотиче ско е,
информационно-медийное, гражданский активизм, личностное развитие.
Военно-патриотическая
работа
с
гимназистами
–
это
проверенный
временем
способ
внушения
молодым
поколениям
глубокого
понимания
нашей
силы
и
веры
в
планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в
нашей гимназии идет по этим системообразующим направлениям:
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Важную
роль
в
военно-патриотическом
воспитании
в
МБОУ
гимназии
выполняют: уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и
воинами-интернационалистами,
поздравление
и
выступление
с
концертами
перед
ветеранами войны и труда, празднование памятных дат, проведение выставок, викторин,
конкурсов, просмотров видеофильмов.
В гимназии ежегодно проводятся месячники оборонно-массовой и спортивно-
оздоровительной работы, участие в районной игре »Зарница», в слетах «Юнармии»,
военно-спортивных
эстафетах
«Безопасный
город»,
военно-спортивных
праздниках,
участие в мероприятиях, посвященных День Защитника Отечества, а также военные
сборы с юношами 10-х классов, проведение экскурсий в города-герои: Смоленск, Минск,
Санкт-Петербург, Москву, 4 года подряд проводятся смотры-конкурсы строя и военно-
патриотической
песни
«Аты-баты»,
а
также
другие
праздничные
мероприятия
посвященные великим праздникам.
Гимназисты
участуют
в
мероприятиях
по
увековечиванию
памяти
павших
в
борьбе за независимость нашей Родины, Вахта памяти, возложение гирлянды Славы;
проведение митингов, открытие мемориальной доски учителям- фронтовикам на здании
гимназии, и других патриотических мероприятий .
Бессмертный полк!
Равнение направо!
В колоннах — миллионы по стране!
Бессмертный полк — опора для державы
И память, что дана тебе и мне.
В день празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной
войне, в России прошла акция «Бессмертный полк». Она стала народной частью парада
Победы и объединила в своих рядах более 12 миллионов человек. Акция – (от лат. actio -
«деятельность») -публичные
общественно-политические
действия,
ставящие
целью
привлечь
внимание. Всероссийская
акция
«Бессмертный
полк»
- это
гражданская
инициатива, представляющая собой шествие в колонне с портретами родственников-
фронтовиков, призвана сохранить в каждой семье, в каждом доме память о солдатах и
офицерах Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов, о каждом, кто не жалея жизни,
боролся
за
освобождение
Родины. Транспарант/штендер
- (от нем. Ständer -
стойка,
штатив) - мобильный (переносной) транспарант с фото фронтовика.
Ко дню Победы, мы формируем наш Бессмертный полк. Всем, кому дорога память
о своем фронтовике! Сделай транспарант с портретом своего солдата! Встань в колонну
бессмертного полка! Они должны пройти 9 мая победным строем!
Главная
цель
этой
акции
в
гимназии
– это
формирование
компетенций
гражданственности:
гражданского
сознания
и
самосознания
учащихся ;
пропаганда
правовой культуры поведения среди подрастающего поколения посредством участия в
гражданско-патриотической акции; сохранение памяти о солдатах Великой Отечественной
войны, знакомство обучающихся с историей возникновения акции «Бессмертный полк»,
пропаганда социальной значимости всероссийской акции «Бессмертный полк».
С 2015
года наша гимназия принимает
участие в акции «Бессмертный полк». Учащиеся и
учителя несут портреты своих родных и близких и конечно, портреты наших учителей-
фронтовиков.
Инициатива
воссоздания
молодежной
организации
"Юнармия"
принадлежит
Министру обороны РФ генералу армии Сергею Шойгу. Оно объединило свыше 5 тысяч
различных военно-патриотических и молодежных организаций. Патриотами страны в
разные
эпохи
были
представители
всех
сословий
и
национальностей,
населяющих
Россию. Выступая перед патриотами Шойгу, сказал им о том, что цель организации
возрождение любви к своей Родине, истории, веры в свое Отечество.
В МБОУ гимназии также создана организация «Юнармия», в которую входят
учащиеся 7-11 классов в количестве 34 человека. Всероссийское военно-патриотическое
общественное движение «Юнармия» - это возрождение старых добрых традиций детских
и
молодежных
организаций.
Мы
хотим,
чтобы
выросло
поколение
граждан
доброжелательных и отзывчивых, бережно относящихся к истории и традициям России,
готовых строить светлое будущее для себя и своей страны. Движение « Юнармия» возьмет
на себя подготовку молодежи в духе патриотизма, идеалов дружбы, интернационализма, а
самые современные средства образования, включая, кульманы, интерактивные доски,
станут еще одним инструментом в этой работе.
Юнармейцы гимназии принимают самое активное участие во всех школьных
мероприятиях города и района.
В мае 2018г. юнармейцы участвовали в районной игре «Зарница» на Кубок Главы
АМО «Сафоновский « район, где завоевали 2 место и Кубок.
6 марта 2019г. в ДЮСШ г. Сафоново прошли муниципальные соревнования по
многоборью, в рамках Фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»
среди юнармейских отрядов
МО «Сафоновский район».
Юнармейцы
МБОУ
гимназии
приняли
участие
в
этих
соревнованиях.
Юнармейская
команда «Сокол» МБОУ гимназии заняла 1 место и награждена Дипломом и кубком.
В марте 2019г. прошли районные смотры по оформлению юнармейских уголков,
МБОУ гимназия заняла 1 место по городу и району.
Благодарная
память
потомков
навсегда
запечатлела
имена
учителей,
которые
пошли на войну и оставили после себя добрые воспоминания в сердцах учеников, коллег и
знакомых. Все, кому довелось общаться с бывшим директором школы №5, ныне МБОУ
гимназия,
Василием
Иосифовичем
Степченковым,
учителем
географии
Николаем
Дмитриевичем
Тихоновым,
учителем
начальной
военной
подготовки
Василием
Максимовичем Моисеенковым, учителем рисования Николаем Ивановичем Румянцевым,
единодушно считают:»Это были истинные интеллигенты, порядочные и честные люди,
патриоты своей страны .»
Я горжусь тем, что я пошла в 1 класс в 1965г. в школу №5, ныне МБОУ гимназия,
где
директором
был
Степченков
В.И.,
В
1985г.,
после
окончания
Смоленского
педагогического института я работала учителем истории в вечерней школе учреждения
яо100/1, где моим коллегой и директором был Василий Иосифович Степченков.
Созданный
кабинет
ОБЖ
является
воспитательным
центром
военно-
патриотической работы в нашей гимназии. Наличие подобного воспитательного центра
военно-патриотической
работы
способствует
приданию
всей
проводимой
работе
системности,
закреплению
позитивных
традиций.
В
гимназии
в
кабинете
истории
имеется
уголок
боевой
Славы,
где
помещены
материалы
по
поисковой
работе,
способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.
Каждый
урок
в
гимназии
стоит
во
главе
всего
воспитательного
процесса.
Каждый
общеобразовательный
предмет
объективно
располагает
большим
патриотическим
потенциалом.
На базе кабинетов истории, ОБЖ, школьного краеведческого музея проводятся:
уроки истории, литературы, ОБЖ, а также других предметов по материалам
военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-
патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
Такие мероприятия как: «Афганистан болит в моей душе», «Мы завоевали
весну», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Взорванный апрель»гимназисты встречались
с
военнослужащими,
ветеранами
Великой
отечественной
войны,
воинами-афганцами,
сотрудниками ГО и ЧС, ликвидаторами Чернобыльской катастрофы.
На митингах, возле памятнику Неизвестному солдату, Воинам-афганцам, уроках
Мужества, вечерах, беседах, классных часах, просмотрах видеофильмов, занятиях кружка
«Меткий стрелок», осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников
на боевых традициях. Данные мероприятии проходят не только в стенах гимназии, но и в
читальных залах детской и городской районной библиотеки, краеведческом музее, музее
воинов-афганцев, районном центре культуры.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей
гимназии, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите
Родины,
придает
всей
проводимой
работе
системность,
последовательность
и
целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-
патриотической
деятельности
школьников.
Понимая
всю
сложность
вопроса
патриотического воспитания, я считаю, что образовательное учреждение должно принять
на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения,
ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины.
Наши
обучающиеся
с
огромным
желанием
и
интересом
участвуют
в
этих
мероприятиях, уроках мужества, Днях воинской славы, встречаются с ветеранами войны
и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по
военно-патриотическому воспитанию. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине
– это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Преподаватель-организатор ОБЖ Л.И. Головина