Автор: Иванченко Анна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГОБУ «Петропавловск-Камчатская школа № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Статья
Тема: Углубленное трудовое обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)
Раздел: среднее образование
Углубленное трудовое обучение обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(из опыта работы)
По статистическим данным в настоящее время в Российской Федерации
функционирует 1367 образовательных учреждений для детей и подростков с
интеллектуальными
отклонениями
в
развитии
с
контингентом
235 000
человек.
Дальнейшая
судьба
выпускников
таких
школ
достаточно
проблематична,
т.к.
сложившаяся
экономическая
ситуация
в
стране
(рыночные отношения, сокращение рабочих мест, безработица)
негативно
отразилась
на
положении
трудоспособных
людей
с
ограниченными
возможностями здоровья, в том числе лиц с умственной отсталостью. Реестр
бесплатных программ профессионального обучения КГКУ «Центр занятости
населения г. Петропавловска-Камчатского» на 2020 год содержит только 3
профессии,
которые
способны
освоить
обучающиеся
с
умственной
отсталостью. В связи с вышеизложенным в системе обучения школьников с
интеллектуальными нарушениями четко выявились противоречия между:
– сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и
современными
социально-экономическими
условиями,
затрудняющими
их
трудоустройство;
–
возросшими
квалификационными
требованиями
к
подготовке
специалистов и особенностями умственного и психофизического развития
учащихся,
осложняющими
им
овладение
даже
доступными
по
их
возможностям профессиями;
–
ограниченным
количеством
профессий,
по
которым
могут
быть
трудоустроены
лица
с
умственной
отсталостью,
и
еще
меньшим
их
количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую
подготовку учащихся школ для обучающихся с умственной отсталостью.
Существует проблема
и дальнейшей профессиональной подготовки
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в техникумах Камчатского
1
к р а я . На
сегодняшний
день
на
территории
Камчатского
края
ведут
образовательную
деятельность
11
профессиональных
образовательных
организаций
(в
том
числе
1
негосударственная
профессиональная
образовательная
организация),
но
с
2015
до
2020
года
продолжить
образование
по
выбранной
специальности
выпускники
с
умственной
отсталостью могли только в КГПОБУ «Камчатский сельскохозяйственный
техникум». В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской
Федерации
в
части
подготовки
кадров
по
пятидесяти
наиболее
востребованным
и
перспективным
профессиям
и
специальностям
в
соответствии
с
лучшими
зарубежными
стандартами
и
передовыми
технологиями в 2016 году Камчатский край официально вступил в движение
«WorldSkills
Russia»,
но
в
нем
не
оказалось
места
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья.
Сложившаяся
ситуация
обусловливает
поиск
новых
подходов
к
организации
трудового
обучения,
профессиональной
подготовке
и
трудоустройству
обучающихся
с
умственной
отсталостью.
Решающим
фактором
стало
внедрение
и
реализация
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью (далее Стандарт, ФГОС), который вступил в действие 1 сентября
2016
года.
ФГОС
определяет
особые
образовательные
потребности
для
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), одной из которых является:
-
возможность
обучения
по
программам
профессиональной
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих.
ФГОС
предусматривает
изменения
в
организации
и
содержании
трудового
обучения
школьников
с
интеллектуальными
нарушениями.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из
региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и
с
учетом
индивидуальных
особенностей
психофизического
развития,
2
здоровья,
возможностей,
а
также
интересов
обучающихся
с
умственной
отсталостью и их родителей на основе выбора профиля труда, включающего
в себя подготовку обучающегося к трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда
осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и
организации осуществляется самостоятельно образовательной организацией
с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в
соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Исходя
из
вышеизложенного,
возникла
необходимость
в
глубокой
методической
разработке
поставленных
ФГОС
задач,
в
социализации
и
социальной
адаптации
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями.
Педагогическим коллективом КГОБУ «Петропавловск-Камчатская школа № 2
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» разработана
модель организации трудового обучения школьников с легкой умственной
отсталостью
с
учетом
требований,
определяемых
Стандартом. В
основе
модели
-
осуществление
непрерывного
процесса
трудового
обучения,
основанного на:
системе психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся;
знании индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка,
динамики его развития;
преемственности между трудовым и профессиональным обучением;
взаимосвязи между основными предметами и предметами трудового
обучения.
Для реализации этих направлений деятельности были изменены учебные
программы,
включены
элементы
дуального
обучения,
практикуемого
в
системе СПО, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе
образовательной
организации,
а
практическая
–
на
рабочем
месте.
Предприятия принимают на работу после окончания школы выпускников,
наиболее успешно освоивших профессию.
3
С целью организации подготовки из учеников КГОБУ «Петропавловск-
Камчатская школа № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» квалифицированных рабочих разработаны следующие документы:
1.
На основании квалификационных характеристик составлены учебные
программы для обучающихся 9-11 классов.
2. Подготовлен теоретический материал по спецтехнологии для слесарей-
сантехников, слесарей по ремонту автомобилей, младшего обслуживающего
персонала
(помощник
воспитателя),
швей
–
мотористок,
являющийся
основой для дальнейшего практического применения полученных знаний на
базе
производственных
практик
города
(юноши)
и
в
школьной
швейной
мастерской (девушки).
3.
Подготовлены долгосрочные договоры на подготовку рабочих кадров
из числа обучающихся-юношей 9-11классов с предприятиями: ООО
«Сперемсервис», ГБУЗ КК ПКГССМП, ФКУ «ЦХиСО УМВД России
по
Камчатскому
краю».
В
договорах
с
базовыми
предприятиями
прописывается возможность присвоения квалификационных разрядов и
выдачи удостоверений.
В систему работы учителей включен контроль над результативностью
обучения всех учеников, обучающихся на базе школьных мастерских и на
базе производства (на уроке, в конце темы, четверти, года), т.к. недостаточное
внимание к вопросу контроля текущих и итоговых результатов обучения
приводит к нарастанию учебной неспособности и недостатков обученности у
учащихся.
Для
этого
школьным
методическим
объединением
учителей
трудового обучения разработаны тестовые задания, экзаменационные билеты
для
контроля
над
усвоением
теоретического
материала
и
комплекты
само стоятельных
практиче ских
работ
для
выявления
у р о в н я
сформированности практических навыков.
Для контроля знаний и умений выпускников 11 классов ежегодно, по
окончании
производственного
обучения
на
предприятиях,
проводятся
4
квалификационные
экзамены,
согласно
экзаменационным
билетам,
со ст авленным
на
о снове
ква лификационных
х а р а к т е р и с т и к .
Экзаменационная комиссия состоит из ведущих специалистов предприятий
под
председательством
главных
инженеров
предприятий.
Наиболее
успешные
выпускники,
проявившие
себя
как
добросовестные,
знающие
работники, остаются работать на предприятии.
На основе результатов контрольных заданий (5-8 классы), экзаменов,
письменных
отчетов
руководителей
практики,
характеристик
учащихся
с
предприятий (9-11 классы) происходит теоретическое осмысление данных,
корректировка
программ
по
трудовому
обучению
в
соответствии
с
полученными результатами и подготовка рекомендаций с их последующей
апробацией.
За
последние
три
года
получили
профессию
«слесарь
по
ремонту
автомобилей» – 6 выпускников, профессию «слесарь по изготовлению узлов
сантехнических систем» - 3 выпускника, трудоустроены по профессии – 4
выпускника. По окончании 2018-2019 учебного года продолжили обучение в
техникуме п. Сосновка:
-
2
в ы п у с к н и ка
п о
с п е ц и а льн о с т и
« С ле с а р ь
п о
р е м о н т у
сельскохозяйственных машин»;
- 1 выпускница – по специальности «Рабочий зеленого хозяйства»;
-
одному
выпускнику
предложили
остаться
работать
на
производстве
«Медавтохозяйство» по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».
В перспективе деятельности КГОБУ «Петропавловск-Камчатская школа
№
2
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья»
-
расширение баз практик, организация профильного трудового обучения на
производстве
для
девочек.
Для
этого
в
следующем
учебном
году
предполагается заключение договоров с филиалом ФГУП «Почта России»
ОСП Почтамт, детским садом № 22 «Веселинка».
5
Многолетний опыт организации профессионально-трудовой подготовки в
КГОБУ
«Петропавловск-Камчатская
школа
№
2
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья» доказал, что важным элементом
полноценной
профессиональной
адаптации
выпускников
школы
является
практика
на
производстве,
призванная
повысить
уровень
мотивации
к
обучению,
сформировать
«вкус»
к
избранной
профессии,
отработать
в
производственных
условиях
навыки,
полученные
в
учебных
классах
и
мастерских. Для этого необходим системный подход к организации практик
обучающихся, включающий меры по оптимизации деятельности коллектива
школы по данному направлению и меры, предусматривающие модернизацию
взаимоотношений образовательного учреждения с внешними организациями.
Такой подход позволяет сделать процесс подготовки квалифицированного
специалиста,
мотивированного
на
успех,
и
его
по следующее
трудоустройство.
6