Напоминание

урок математики в культуротворческой школе


Автор: Ирина Николаевна Савкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: г.Бокситогорск Ленинградской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок математики в культуротворческой школе
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики во 2 классе.

Название урока : «Нынче Муха – Цокотуха именинница!»

Тема урока : Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Умножение и деление».

Приоритетные цели в блоках достижения

личностных образовательных результатов:

1)

самопознание,

2)

самооценивание,

3)

саморазвитие,

4)

смыслообразование;

метапредметных образовательных результатов:

1)

регулятивные ( планирование, целеполагание),

2)

коммуникативные (общение, взаимное сотрудничество, понимание другого);

познавательных образовательных результатов:

1)

логические ( сравнение, анализ, синтез),

2)

общеучебные (владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических

проблем).

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

I ЗАДАНИЕ

Решите примеры, найдите ответы, обведите их. Из букв правильных ответов составьте слово.

54 + 33 88- 56 77+ 9 25 – 8

25 19 32 97 86 17 87

Й Ц У Д Х А М

II ЗАДАНИЕ

Найдите значение выражения

I вариант

II вариант

1

III ЗАДАНИЕ

Запишите решение задачи

Было - 100р.

Потратила – 15 р.

Осталось - ?

IV ЗАДАНИЕ

Постройте домик для Мухи – Цокотухи, заполните карточку:

Многоугольников - …

Четырёхугольников - …

Прямоугольников - …

Квадратов - …

Треугольников -…

V ЗАДАНИЕ

Смоделируйте задачу, решите её:

VI ЗАДАНИЕ

Придумайте задачи по схемам, объясните значение каждого числа в готовом решении:

6 : 2 = □

6 : 3 = □

Аналогичная работа в группах

2

10 : 5 =□ 8 : 4=□

10 : 2 =□ 8 : 2=□

VII ЗАДАНИЕ

Выход из паутины лежит через решение круговых примеров:

I вариант II вариант

САМООЦЕНКА

справился со всеми заданиями на уроке

выполнил половину заданий

частично справился с работой

3

Ход урока:

I Создание учебной доминанты.

- Ребята, прежде, чем начать наш урок, я хочу поделиться с вами проблемой, с которой я столкнулась и

спросить вашего совета. Вас сегодня…человек. Как вы думаете, на сколько одинаковых групп я могла бы вас

рассадить? Запишите в тетради только число.

Дети сидят в классе по группам. В каждой группе герой из сказки К.И.Чуковского («Мойдодыр», «Федорино

горе», «Муха – Цокотуха», «Доктор Айболит», «Тараканище»).

- Сегодня на урок некоторые дети пришли в образе героев всеми нами любимых сказок. Кто- то сразу их узнал,

а кто- то может быть, и нет. Послушаем их и назовём сказки.

Дети выступают с небольшими отрывками, а класс называет сказки ( на экране появляются иллюстрации к

сказкам К.И.Чуковского.

- Что общего у этих произведений?

- Кто из вас помнит настоящее имя писателя?( на экране появляется портрет К.И.Чуковского)

- Сегодня мы с вами увидим, как математика удивительно связана с литературой, а путешествовать мы будем

по одной из самых знаменитых сказок этого замечательного писателя.

I I Устный счёт.

1.

- Каждый сказочный герой принёс вам задание, прочитайте его самостоятельно. Кто не понял задание?

(если кто –то не понял, ему помогает сосед). Выполняем.

ЗАДАНИЕ

Решите примеры, найдите ответы, обведите их. Из букв правильных ответов составьте слово.

54 + 33 88- 56 77+ 9 25 – 8

25 19 32 97 86 17 87

Й Ц У Д Х А М

- Какое слово составили? Как называется сказка? (показ книги) Наш урок называется (на экране

появляется название урока «Нынче Муха – Цокотуха именинница!» ) , дети читают.

2.

Встаёт Муха, в каждую группу раздаёт книги и говорит : «Муха, Муха- Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.»

- Подберите синонимы к слову «денежка» ( монетка, копейка, рубль…). Денежка – это мелкая русская

разменная монета (на экране появляется картинка с денежкой). Как вы думаете, сколько она стоила? В XIX

веке она равнялась полкопейки.

- Вспомним, что купила Муха? Можно ли на эту сумму купить самовар?

4

- Но мы с вами в сказке и денежка у нас сказочная. Найдите её в своём конверте. (У каждого ребёнка в

конверте модель денежки, на оборотной стороне которой выражение. Работа выполняется по вариантам.)

Решим выражение и узнаем достоинство нашей денежки.

3.

– Старые самовары во второй половине XIX века стоили очень дорого (15- 20 руб.). Для сравнения –

корова стоила 8- 9 руб. Только литературные произведения могут позволить себе такой вымысел.

- Какая денежка была у Мухи?

- Сколько стоил самовар?

(на экране появляется схема - опора краткой записи задачи)

Было - 100р.

Потратила – 15 р.

Осталось - ?

- Узнайте, сколько денег осталось у неё, запишите только решение задачи.(ответ дети показывают веером).

Обсудите в группе, сколько самоваров Муха могла бы ещё купить(варианты ответов).

4.

– Для чего Муха купила самовар?

-Куда она пригласила гостей?

- Построим домик для Мухи.

У ребят в группах разноцветные геометрические фигуры . Необходимо из них собрать домик и заполнить

карточку:

Многоугольников - …

Четырёхугольников - …

Прямоугольников - …

Квадратов - …

Треугольников -…

- Ребята, а может ли быть квадратов больше, чем прямоугольников? Почему?

- Сколько у нас получилось домиков? (6)

5

- По сколько фигур в каждом?(5)

- Узнаем, сколько всего геометрических фигур.(записываем только решение)

5 · 6 = 5+5+5+5+5+5= 30 (ф.)

III Работа по теме

1.

- Для праздничного стола одного самовара мало. Муха приготовила чашки. (работа с учебником с. 59, з 2).

- Прочитайте текст, определите тему. Прочитаем условие, смоделируем его в виде рисунка.

- Что сделали с чашками?

- Каким действием будем решать задачу?

- Запишем решение.

- Сформулируем ответ.

2.

– Гости собрались за праздничным столом. Прочитайте, что принесли мухе блошки? Кто такие

блошки? (насекомые) Кто такие насекомые?(животные, у которых 6 ног)

- Сколько сапожек они должны ей принести?

Работа со схемами на с. 59 № 1:

- Рассмотрите 1-ый рисунок.

6 : 2 = □

6 : 3 = □

- Прочитаем выражение, смоделируем задачу. Что такое 6? (сапожки ) (6сапожек выставляем на наборном

полотне). Читаем 1-ое выражение. Что такое 2?( по 2 сапожка должна принести каждая блошка)

(инсценируем). Что же такое 3? ( 3 блошки пришли в гости к мухе).

На слайде к данной картинке появляются обозначения, которые дети переносят карандашом в учебник.

Ребята снова выходят к доске с сапожками, составляем задачу по 2- му выражению (аналогично).

3.

– Кто ещё приходил в гости к Мухе? (ответ на вопрос можно найти в тексте)

– Из чего пили тараканы?

6

- Из чего пили букашки?

(У ребят в группах стаканы и чашки.)

- Придумать в группе задачу про стаканы и чашки по оставшимся схемам:

10 : 5 =□ 8 : 4=□

10 : 2 =□ 8 : 2=□

4.

– К какой группе животных можно отнести всех гостей Цокотухи?(насекомые) Почему?

- Кто не относится к насекомым? (паук) Почему?

- Что он хотел сделать?

- Пауки очень прожорливы. Они ловят добычу при помощи паутины, которую делают очень тщательно и

долго. Паук и для нас сегодня приготовил ловушку. (индивидуальная работа по вариантам). Выход из

паутины лежит через решение круговых примеров.

Проверка:

- Показать с помощью веера ответ в последнем примере (на выходе из паутины).

IV Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что для вас на сегодняшнем уроке было самым важным? (ответы детей)

- Что вы узнали нового?

- Вспомним проблему, перед которой я вас поставила перед началом урока. Как бы теперь вы её решили?

7



В раздел образования