Напоминание

Классификация и общая характеристика сборочного оборудования


Автор: Багдалова Ризида Ханяфиевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Сызранский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: Классификация и общая характеристика сборочного оборудования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«СЫЗРАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Разработка открытого урока

Тема: «Классификация и общая характеристика сборочного оборудования»

по МДК 01.02: «Основное оборудование для производства сварных конструкций»

для специальности: 22.02.06 «Сварочное производство»

2017

Рассмотрена и одобрена на заседании

Автор: Багдалова Р.Х. – преподаватель МДК 01.02 «Основное оборудование для

производства сварных конструкций»

цикловой комиссии

профессионального цикла по группе

специальностей 22.00.00

Протокол №6

От «_14 »_февраля 2017г.

Председатель цикловой комиссии

________________Багдалова Р.Х.

Заместитель директора

по учебной работе

____________________Пидодня Т.Е.

«_____» ____________ 2017г.

Краткая характеристика учебных и психологических особенностей группы:

В группе 406 СП-3 24 человека. Школьная подготовка недостаточная. К занятиям относятся

ответственно, но домашнее задание выполняют не все. В группе выделяются 6 студентов, у

которых запас знаний больше и личные качества помогают им быть в числе лидеров. Эти

студенты способны быстро освоить новый материал, а также помочь тем, кому учеба дается

более затруднительно. Для поддержания хорошей дисциплины не требуется особых усилий. В

целом

темп

урока

можно

задавать

достаточно

быстрый,

главное

при

подведении

итогов

отметить положительные тенденции каждого.

Диагностика начального состояния знаний и умений:

Данная модульная единица входит в ДМ. 02 «Механизация и автоматизация технологических

процессов» На изучение

модульной единицы отводится два часа. Это занятие, на котором

студенты

будут

работать

по

парам,

осваивать

действие

в

указанном

порядке,

оценивать

освоение

действия

друг

другом

для

этого

им

понадобятся

знания

предыдущих

тем:

«Механизация и автоматизация сборки сварных конструкций», «Основные стадии сборки и их

последовательность».

Необходимость подготовки студентов к усвоению материала на следующем занятии

На следующем занятии будет изучаться следующая

модульная единица второго

модуля

«Область

применения

различных

видов

сварочного

оборудования».

На

этом

занятии

понадобятся

полученные

знания

и

умения

о назначении

и

классификации

сборочного

оборудования, областей применения.

Необходимость

подготовки

студентов

к

достижению

последующих

результатов

обучения (данного модуля)

Во втором модуле данное занятие позволяет успешно подбирать сборочное оборудование.

Необходимость подготовки студентов к достижению конечных результатов обучения

(дисциплины)

Изучение дисциплины заканчивается в шестом семестре третьего курса. Студенты должны

будут

использовать

знания

и

умения

по

подбору

оборудования

для

механизации

и

автоматизации технологических процессов на контрольной работе в четвертом семестре и на

зачете в пятом семестре.

ДМ. 02

Механизация и автоматизация технологических

процессов

Руководство по модулю «Механизация и автоматизация технологических процессов»

Задача модуля –

После завершения обучения данного модуля студент сможет

подобрать оборудование для механизации и автоматизации технологических процессов

При овладении действиями модуля необходимо осваивать следующие общие и

профессиональные компетенции (ОК) и (ПК):

ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление

к ней устойчивого интереса.

ОК 2.Умение организовывать собственную деятельность, выбор типовых методов и

способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

ОК 3.Умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4.Умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития.

ОК 5.Умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.Применение различных методов, способов и приёмов сборки и сварки конструкций с

эксплуатационными свойствами.

ПК 2. Выполнение технической подготовки производства сварных конструкций.

ПК 3. Выбор оборудования, приспособлений и инструментов для обеспечения производства

сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 4. Хранение и использование сварочной аппаратуры и инструментов в ходе

производственного процесса

Модульные единицы:

МЕ 2.1 Механизация и автоматизация заготовительных операций

МЕ 2.2 Автоматизированные линии дробеметной и химической очистки стали

МЕ 2.3 Механизированные установки и линии расконсервирования металла

МЕ 2.4 Правка металла на листоправильных машинах

МЕ 2.5 Комплексная механизация правки сортового и профильного металла

МЕ 2.6 Механизация и комплексная автоматизация наметки и разметки

МЕ 2.7 Шаблоны. Пневматические кернеры, фотопроекционная аппаратура

МЕ 2.8 Механизация и автоматизация гибки листовых, цилиндрических и конических

заготовок, гибка профильного проката

МЕ 2.9 Механизация операций обрубки, обрезки, вырубки, вытяжки

МЕ 2.10 Комплексные механизированные и автоматические линии и зачистки труб различного

диаметра

МЕ 2.11 Механизация и автоматизация загрузки и выгрузки

МЕ 2.12 Элементы загрузочных устройств

МЕ 2.13 Механизация и автоматизация сборки сварных конструкций

МЕ 2.14 Основные стадии сборки и их последовательность

МЕ 2.15Классификация и общая характеристика сборочного оборудования

МЕ 2.16 Область применения различных видов сварочного оборудования

МЕ 2.17 Базирование деталей

МЕ 2.18 Понятие установочных баз и базовых поверхностей сборочного оборудования

МЕ 2.19 Основные элементы сборочного оборудования и их назначение при сборке

МЕ 2.20 Установочные элементы: фиксаторы, упоры, призмы, шаблоны, опорные гнёзда

МЕ 2.21 Ручные прижимы, их назначение, конструкция, сравнительная характеристика

МЕ 2.22 Механизированные прижимы и зажимные устройства

МЕ 2.23 Переносные сборочные приспособления: струбцины, стяжки, распорки, домкраты

МЕ 2.24 Центраторы наружные и внутренние для труб

МЕ 2.15 (Занятие № 24)

Тема урока: Классификация и общая характеристика сборочного оборудования

Це ль:

Проанализировать

классификацию

и

общую

характеристику

сборочного

оборудования

Методы: Работа в парах, самостоятельное изучение теории.

Материальные ресурсы: руководство по модульной единице (МЕ), руководство по

текущей оценке МЕ, описание элементарных действий, самостоятельная работа, учебник

(Овчинников В.В. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов – М.,

2010, Глава 3 § 3.2-3.3)

Последовательность видов учебной деятельности:

1.

Вступительное

слово

преподавателя

(краткое

представление

порядка

изучения

модульной единицы, план текущей оценки, итоговая оценка по (МЕ).

2. Преподаватель знакомит студентов с руководством по МЕ. Теоретические знания

студенты получают через учебник, интернет ресурсы, дополнительный справочный материал.

3. Студенты формируют пары по 2 человека, сидящие за одной партой, знакомятся с

руководством по МЕ.

4. В парах осваивают действие в указанном порядке, оценивают освоение действия

друг другом, для этого по мере освоения этапов действия в индивидуальных ведомостях

необходимо сделать отметки «Да» или «Нет.

5.

После достижения цели, для получения оценки за урок студенты выполняют

индивидуальное

задание

-

самостоятельную

работу:

отвечают

на

вопросы

и

выполняют

упражнения, которое проверяется и оценивается преподавателем.

6. Преподаватель проверяет работы и выставляет каждому за урок оценку.

Руководство по МЕ 2.15 «Классификация и общая характеристика сборочного

оборудования»

Задача -

По

окончанию

занятия

вы

должны

уметь

подбирать

соответствующий

вид

сборочного оборудования для конкретного изделия

Действие

Проанализировать

классификацию

и

общую

характеристику

сборочного

оборудования

Порядок освоения действия:

1.

Ознакомьтесь с основным назначением сборочного оборудования

2.

Научитесь выбирать сборочное и сборочно-сварочное оборудование

3.

Научитесь подбирать установочные элементы

4.

Научитесь подбирать зажимные элементы

Достижение цели - уметь подбирать соответствующий вид сборочного оборудования для

конкретного изделия

5.

Продолжительность 60 мин.

Руководство

по

оценке

действия

«Проанализировать

классификацию

и

общую

характеристику сборочного оборудования»

Работая в паре, вы должны оценить освоение действия друг другом, для этого по мере

освоения этапов действия в индивидуальных ведомостях необходимо сделать отметки «Да»

или «Нет».

После достижения цели, для получения оценки за урок необходимо выполнить

индивидуальное задание, которое предварительно проверяется и оценивается партнером, а

затем, окончательно – преподавателем:

Выполнили правильно все задания – отлично освоили действие;

Выполнили правильно 4 задания – хорошо освоили действие;

Выполнили правильно 3 задания – удовлетворительно освоили действие;

Выполнили менее трех заданий – не освоили действие.

Продолжительность 10 минут.

Чтобы вам проще было оценить результаты урока, попробуйте ответить на контрольные

вопросы:

1. Каково основное назначение сборочного оборудования?

2. Перечислите основные группы сборочного оборудования?

3. Перечислите основные требования к установочным элементам?

Продолжительность 10 мин.

Домашнее задание.

1. Повторить материал, знаний которого вам не хватило при освоении действия.

2. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов.

Овчинников В.В.

Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов: учебник

для студентов

средн. проф. завед. – М., 2010, стр. 52-66)

Контрольная ведомость студента гр. ____________

Дисциплина: Основное оборудование для производства сварных конструкций

Задача

урока:

Уметь

подбирать

соответствующий

вид

сборочного

оборудования

для

конкретного изделия

ФИО студента __________________________________________

Критерий оценки – студент может

самостоятельно выполнить

следующие действия

Да/нет

Если нет, то что

студент должен

сделать

дополнительно

Освоить основное назначение сборочного

оборудования

Выбрать сборочное

оборудование и дать его

классификацию

Подобрать установочные элементы

Подобрать зажимные элементы

Достижение цели – уметь подобрать

соответствующий вид сборочного

оборудования для конкретного изделия

Результат оценки:

Подписи оценщиков:

Дата проведения оценки:

Руководство по освоению действия МЕ 2.15 «Классификация и общая характеристика

сборочного оборудования»

Освоим действие – Проанализировать классификацию и общую характеристику сборочного

оборудования

Порядок освоения действия:

1.

Ознакомьтесь с основным назначением сборочного оборудования

Учимся выбирать необходимый материал для самостоятельной работы из дополнительного

справочного материала, материалов учебника.

Определим основное назначение сборочного оборудования

Основным

назначением

сборочного

оборудования

является

фиксация

и

закрепление

собираемого

сварного

узла

в

заданном

положении.

Для

этой

цели

применяются

специальные узлы и установки.

Прежде

всего,

отметим

установочные

и

закрепляющие

элементы

сборочного

оборудования.

К

первым

относятся

упоры,

опоры,

призмы,

фиксаторы,

шаблоны

и

домкраты (рис. 1). Закрепляющими элементами являются прижимы, которые могут

быть ручными и механизированными. В качестве привода механизированных прижимов

чаще

всего

применяются

пневматические

и

гидравлические

системы.

В

некоторых

случаях прижим объединяют с упором или фиксатором и выполняют в виде комплексного

узла. Установочные и зажимные элементы могут быть съемными и регулируемыми.

Рис. 1. Упоры и опоры: а - постоянный упор; б - съемный упор; в - откидной упор, г -

п о в о р о т н ы й

у п о р ;

д

-

р е г ул и р у е м а я

о п о р а ;

е

-

р е г ул и р у е м а я

п р и з м а .

Из отдельных элементов могут быть собраны приспособления и установки, в частности

кондукторы

и

стенды.

Указанные

установки

применяют

для

сборки

плосколистовых

и

коробчатых

конструкций,

а

также

цилиндрических

обечаек.

При

сборке

осуществляют

следующие

операции;

устанавливают

все

необходимые

элементы

конструкции

на

соответствующих

местах

с

заданными

зазорами

и

закрепляют

их,

совмещают

кромки

свариваемых элементов, при необходимости производят прихватки. В результате получают

конструкцию, готовую для сварки.

Сборочное оборудование делится на 2 типа:

1. Сборочное

2.Сборочно-сварочное

На сборочном оборудовании сборка заканчивается прихваткой.

На сборочно-сварочном оборудовании, кроме сборки, производится полная или

частичная сварка изделия.

Сборочное оборудование может быть трех видов:

1.Универсальное

2.Специализированное

3.Специальное

С помощью материалов учебника и дополнительного справочного материала знакомимся с

основным назначением и характеристиками сборочного оборудования

Записываем в тетрадь краткие характеристики сборочного оборудования

2.

Научитесь выбирать сборочное оборудование и давать его классификацию

С

помощью

материалов

учебника

и

дополнительного

справочного

материала

учимся

выбирать сборочное оборудование и давать классификацию.

Составляем в тетради схему классификации сборочного оборудования

3 . Научитесь подбирать установочные элементы

С

помощью

материалов

учебника

и

дополнительного

справочного

материала

учимся

подбирать установочные элементы.

Составляем таблицу Установочные элементы – назначение и принцип работы

Таблица 1 - Установочные элементы сборочного оборудования

№ п.п

Наименование

установочного элемента

Назначение

Принцип работы

1

2

3

……

4. Научитесь подбирать зажимные элементы

С

помощью

материалов

учебника

и

дополнительного

справочного

материала

учимся

подбирать зажимные элементы.

Составляем таблицу Зажимные элементы - назначение и принцип работы

Таблица 2 - Зажимные элементы сборочного оборудования

№ п.п

Наименование

зажимного элемента

Назначение

Принцип работы

1

2

3

……

5.

Проверьте

достижение

цели

Уметь подбирать

соответствующий

вид

сборочного

оборудования для конкретного изделия

Выполняем самостоятельную работу

в тетради с использованием материалов опорного

конспекта: отвечаем на вопросы

(один вопрос из предыдущей темы, второй вопрос на

закрепление нового материала) и выполняем упражнение

Самостоятельная работа

Вариант №1

1 Основное назначение сборочного оборудования

2 Зарисуйте схему постоянных упоров

3 Из каких операций состоит процесс сборки

Вариант №2

1 Назовите основные группы сборочного оборудования

2 Зарисуйте схему съемных упоров

3 Для чего необходима правильная сборка деталей свариваемого узла

Вариант № 3

1 Назовите основные требования к установочным элементам

2 Зарисуйте схему постоянных фиксаторов

3 С помощью какого оборудования осуществляется подача деталей к месту сборки

Вариант № 4

1 Разновидности и назначение установочных элементов

2 Зарисуйте схему накладного кондуктора

3 Чем определяется положение деталей во время сборки

Вариант № 5

1 Разновидности и назначение зажимных элементов

2 Зарисуйте схему ручного клинового прижима

3 Чем определяется назначение и конструкция оборудования

Вариант № 6

1 Перечислите основные требования к зажимным элементам

2 Зарисуйте схему ручных винтовых прижимов для прижатия детали

3 Когда целесообразно применение сборочно-сварочного оборудования

Вариант № 7

1 Перечислите преимущества механических зажимных элементов

2 Зарисуйте схему пневматических прижимов с пневмоцилиндрами

3 Когда целесообразно применение сборочного оборудования

Справочный материал

1.

Схемы механических зажимных устройств

Рис 1 Схемы механических зажимных устройств:

а, б, г, е – винтовые, в, д - эксцентриковые, ж, з, и -рычажные

2.Сборочная операция — предусматривает сборку и прихватку деталей перед сваркой.

В процессе сборки детали закрепляют прижимами в приспособлениях, стендах, а иногда

устанавливают вручную по разметке перед прихваткой.

Назначение приспособлений — обеспечивать быструю и точную сборку, стыковку

элементов с удобством прихватки и последующей сварки с максимальным количеством сварки

в нижнем положении.

В

производстве

чем

больше

серия

изготовляемых

деталей,

тем

выше

степень

механизации сварочных операций.

Универсальные

приспособления

бывают

переносные

и

стационарные.

Элементы

прижима заготовок в приспособлениях перед прихваткой применяют различные: рычажные,

эксцентриковые, клиновые, стяжки, струбцины, пневмо- и гидравлические прижимы.

Стационарные приспособления — по функциональному назначению бывают самые

различные, но они также имеют определенные виды прижимов.

Операции

сборки

под

сварку

зачастую

не

представляют

особых

технических

трудностей, но порядок и количество прихваток, а также их размеры влияют на качество

сварной конструкции.

Прихватки должны быть длиной не более 20 мм, сечением 0,5 от сечения будущего шва

и только в перекрываемых участках шва. Сварочный ток при прихватках должен быть выше

сварочного на 20%, чтобы обеспечивался четкий провар при прихватке. Прихватки нужно

выполнять «вразброс» — по логике ожидаемых деформаций и внутренних напряжений.



В раздел образования