Автор: Багдалова Ризида Ханяфиевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Сызранский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: Классификация и общая характеристика сборочного оборудования
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«СЫЗРАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработка открытого урока
Тема: «Классификация и общая характеристика сборочного оборудования»
по МДК 01.02: «Основное оборудование для производства сварных конструкций»
для специальности: 22.02.06 «Сварочное производство»
2017
Рассмотрена и одобрена на заседании
Автор: Багдалова Р.Х. – преподаватель МДК 01.02 «Основное оборудование для
производства сварных конструкций»
цикловой комиссии
профессионального цикла по группе
специальностей 22.00.00
Протокол №6
От «_14 »_февраля 2017г.
Председатель цикловой комиссии
________________Багдалова Р.Х.
Заместитель директора
по учебной работе
____________________Пидодня Т.Е.
«_____» ____________ 2017г.
Краткая характеристика учебных и психологических особенностей группы:
В группе 406 СП-3 24 человека. Школьная подготовка недостаточная. К занятиям относятся
ответственно, но домашнее задание выполняют не все. В группе выделяются 6 студентов, у
которых запас знаний больше и личные качества помогают им быть в числе лидеров. Эти
студенты способны быстро освоить новый материал, а также помочь тем, кому учеба дается
более затруднительно. Для поддержания хорошей дисциплины не требуется особых усилий. В
целом
темп
урока
можно
задавать
достаточно
быстрый,
главное
при
подведении
итогов
отметить положительные тенденции каждого.
Диагностика начального состояния знаний и умений:
Данная модульная единица входит в ДМ. 02 «Механизация и автоматизация технологических
процессов» На изучение
модульной единицы отводится два часа. Это занятие, на котором
студенты
будут
работать
по
парам,
осваивать
действие
в
указанном
порядке,
оценивать
освоение
действия
друг
другом
для
этого
им
понадобятся
знания
предыдущих
тем:
«Механизация и автоматизация сборки сварных конструкций», «Основные стадии сборки и их
последовательность».
Необходимость подготовки студентов к усвоению материала на следующем занятии
На следующем занятии будет изучаться следующая
модульная единица второго
модуля
«Область
применения
различных
видов
сварочного
оборудования».
На
этом
занятии
понадобятся
полученные
знания
и
умения
о назначении
и
классификации
сборочного
оборудования, областей применения.
Необходимость
подготовки
студентов
к
достижению
последующих
результатов
обучения (данного модуля)
Во втором модуле данное занятие позволяет успешно подбирать сборочное оборудование.
Необходимость подготовки студентов к достижению конечных результатов обучения
(дисциплины)
Изучение дисциплины заканчивается в шестом семестре третьего курса. Студенты должны
будут
использовать
знания
и
умения
по
подбору
оборудования
для
механизации
и
автоматизации технологических процессов на контрольной работе в четвертом семестре и на
зачете в пятом семестре.
ДМ. 02
Механизация и автоматизация технологических
процессов
Руководство по модулю «Механизация и автоматизация технологических процессов»
Задача модуля –
После завершения обучения данного модуля студент сможет
подобрать оборудование для механизации и автоматизации технологических процессов
При овладении действиями модуля необходимо осваивать следующие общие и
профессиональные компетенции (ОК) и (ПК):
ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление
к ней устойчивого интереса.
ОК 2.Умение организовывать собственную деятельность, выбор типовых методов и
способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.
ОК 3.Умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4.Умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.Умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.Применение различных методов, способов и приёмов сборки и сварки конструкций с
эксплуатационными свойствами.
ПК 2. Выполнение технической подготовки производства сварных конструкций.
ПК 3. Выбор оборудования, приспособлений и инструментов для обеспечения производства
сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 4. Хранение и использование сварочной аппаратуры и инструментов в ходе
производственного процесса
Модульные единицы:
МЕ 2.1 Механизация и автоматизация заготовительных операций
МЕ 2.2 Автоматизированные линии дробеметной и химической очистки стали
МЕ 2.3 Механизированные установки и линии расконсервирования металла
МЕ 2.4 Правка металла на листоправильных машинах
МЕ 2.5 Комплексная механизация правки сортового и профильного металла
МЕ 2.6 Механизация и комплексная автоматизация наметки и разметки
МЕ 2.7 Шаблоны. Пневматические кернеры, фотопроекционная аппаратура
МЕ 2.8 Механизация и автоматизация гибки листовых, цилиндрических и конических
заготовок, гибка профильного проката
МЕ 2.9 Механизация операций обрубки, обрезки, вырубки, вытяжки
МЕ 2.10 Комплексные механизированные и автоматические линии и зачистки труб различного
диаметра
МЕ 2.11 Механизация и автоматизация загрузки и выгрузки
МЕ 2.12 Элементы загрузочных устройств
МЕ 2.13 Механизация и автоматизация сборки сварных конструкций
МЕ 2.14 Основные стадии сборки и их последовательность
МЕ 2.15Классификация и общая характеристика сборочного оборудования
МЕ 2.16 Область применения различных видов сварочного оборудования
МЕ 2.17 Базирование деталей
МЕ 2.18 Понятие установочных баз и базовых поверхностей сборочного оборудования
МЕ 2.19 Основные элементы сборочного оборудования и их назначение при сборке
МЕ 2.20 Установочные элементы: фиксаторы, упоры, призмы, шаблоны, опорные гнёзда
МЕ 2.21 Ручные прижимы, их назначение, конструкция, сравнительная характеристика
МЕ 2.22 Механизированные прижимы и зажимные устройства
МЕ 2.23 Переносные сборочные приспособления: струбцины, стяжки, распорки, домкраты
МЕ 2.24 Центраторы наружные и внутренние для труб
МЕ 2.15 (Занятие № 24)
Тема урока: Классификация и общая характеристика сборочного оборудования
Це ль:
Проанализировать
классификацию
и
общую
характеристику
сборочного
оборудования
Методы: Работа в парах, самостоятельное изучение теории.
Материальные ресурсы: руководство по модульной единице (МЕ), руководство по
текущей оценке МЕ, описание элементарных действий, самостоятельная работа, учебник
(Овчинников В.В. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов – М.,
2010, Глава 3 § 3.2-3.3)
Последовательность видов учебной деятельности:
1.
Вступительное
слово
преподавателя
(краткое
представление
порядка
изучения
модульной единицы, план текущей оценки, итоговая оценка по (МЕ).
2. Преподаватель знакомит студентов с руководством по МЕ. Теоретические знания
студенты получают через учебник, интернет ресурсы, дополнительный справочный материал.
3. Студенты формируют пары по 2 человека, сидящие за одной партой, знакомятся с
руководством по МЕ.
4. В парах осваивают действие в указанном порядке, оценивают освоение действия
друг другом, для этого по мере освоения этапов действия в индивидуальных ведомостях
необходимо сделать отметки «Да» или «Нет.
5.
После достижения цели, для получения оценки за урок студенты выполняют
индивидуальное
задание
-
самостоятельную
работу:
отвечают
на
вопросы
и
выполняют
упражнения, которое проверяется и оценивается преподавателем.
6. Преподаватель проверяет работы и выставляет каждому за урок оценку.
Руководство по МЕ 2.15 «Классификация и общая характеристика сборочного
оборудования»
Задача -
По
окончанию
занятия
вы
должны
уметь
подбирать
соответствующий
вид
сборочного оборудования для конкретного изделия
Действие
–
Проанализировать
классификацию
и
общую
характеристику
сборочного
оборудования
Порядок освоения действия:
1.
Ознакомьтесь с основным назначением сборочного оборудования
2.
Научитесь выбирать сборочное и сборочно-сварочное оборудование
3.
Научитесь подбирать установочные элементы
4.
Научитесь подбирать зажимные элементы
Достижение цели - уметь подбирать соответствующий вид сборочного оборудования для
конкретного изделия
5.
Продолжительность 60 мин.
Руководство
по
оценке
действия
«Проанализировать
классификацию
и
общую
характеристику сборочного оборудования»
Работая в паре, вы должны оценить освоение действия друг другом, для этого по мере
освоения этапов действия в индивидуальных ведомостях необходимо сделать отметки «Да»
или «Нет».
После достижения цели, для получения оценки за урок необходимо выполнить
индивидуальное задание, которое предварительно проверяется и оценивается партнером, а
затем, окончательно – преподавателем:
Выполнили правильно все задания – отлично освоили действие;
Выполнили правильно 4 задания – хорошо освоили действие;
Выполнили правильно 3 задания – удовлетворительно освоили действие;
Выполнили менее трех заданий – не освоили действие.
Продолжительность 10 минут.
Чтобы вам проще было оценить результаты урока, попробуйте ответить на контрольные
вопросы:
1. Каково основное назначение сборочного оборудования?
2. Перечислите основные группы сборочного оборудования?
3. Перечислите основные требования к установочным элементам?
Продолжительность 10 мин.
Домашнее задание.
1. Повторить материал, знаний которого вам не хватило при освоении действия.
2. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов.
Овчинников В.В.
Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов: учебник
для студентов
средн. проф. завед. – М., 2010, стр. 52-66)
Контрольная ведомость студента гр. ____________
Дисциплина: Основное оборудование для производства сварных конструкций
Задача
урока:
Уметь
подбирать
соответствующий
вид
сборочного
оборудования
для
конкретного изделия
ФИО студента __________________________________________
Критерий оценки – студент может
самостоятельно выполнить
следующие действия
Да/нет
Если нет, то что
студент должен
сделать
дополнительно
Освоить основное назначение сборочного
оборудования
Выбрать сборочное
оборудование и дать его
классификацию
Подобрать установочные элементы
Подобрать зажимные элементы
Достижение цели – уметь подобрать
соответствующий вид сборочного
оборудования для конкретного изделия
Результат оценки:
Подписи оценщиков:
Дата проведения оценки:
Руководство по освоению действия МЕ 2.15 «Классификация и общая характеристика
сборочного оборудования»
Освоим действие – Проанализировать классификацию и общую характеристику сборочного
оборудования
Порядок освоения действия:
1.
Ознакомьтесь с основным назначением сборочного оборудования
Учимся выбирать необходимый материал для самостоятельной работы из дополнительного
справочного материала, материалов учебника.
Определим основное назначение сборочного оборудования
Основным
назначением
сборочного
оборудования
является
фиксация
и
закрепление
собираемого
сварного
узла
в
заданном
положении.
Для
этой
цели
применяются
специальные узлы и установки.
Прежде
всего,
отметим
установочные
и
закрепляющие
элементы
сборочного
оборудования.
К
первым
относятся
упоры,
опоры,
призмы,
фиксаторы,
шаблоны
и
домкраты (рис. 1). Закрепляющими элементами являются прижимы, которые могут
быть ручными и механизированными. В качестве привода механизированных прижимов
чаще
всего
применяются
пневматические
и
гидравлические
системы.
В
некоторых
случаях прижим объединяют с упором или фиксатором и выполняют в виде комплексного
узла. Установочные и зажимные элементы могут быть съемными и регулируемыми.
Рис. 1. Упоры и опоры: а - постоянный упор; б - съемный упор; в - откидной упор, г -
п о в о р о т н ы й
у п о р ;
д
-
р е г ул и р у е м а я
о п о р а ;
е
-
р е г ул и р у е м а я
п р и з м а .
Из отдельных элементов могут быть собраны приспособления и установки, в частности
кондукторы
и
стенды.
Указанные
установки
применяют
для
сборки
плосколистовых
и
коробчатых
конструкций,
а
также
цилиндрических
обечаек.
При
сборке
осуществляют
следующие
операции;
устанавливают
все
необходимые
элементы
конструкции
на
соответствующих
местах
с
заданными
зазорами
и
закрепляют
их,
совмещают
кромки
свариваемых элементов, при необходимости производят прихватки. В результате получают
конструкцию, готовую для сварки.
Сборочное оборудование делится на 2 типа:
1. Сборочное
2.Сборочно-сварочное
На сборочном оборудовании сборка заканчивается прихваткой.
На сборочно-сварочном оборудовании, кроме сборки, производится полная или
частичная сварка изделия.
Сборочное оборудование может быть трех видов:
1.Универсальное
2.Специализированное
3.Специальное
С помощью материалов учебника и дополнительного справочного материала знакомимся с
основным назначением и характеристиками сборочного оборудования
Записываем в тетрадь краткие характеристики сборочного оборудования
2.
Научитесь выбирать сборочное оборудование и давать его классификацию
С
помощью
материалов
учебника
и
дополнительного
справочного
материала
учимся
выбирать сборочное оборудование и давать классификацию.
Составляем в тетради схему классификации сборочного оборудования
3 . Научитесь подбирать установочные элементы
С
помощью
материалов
учебника
и
дополнительного
справочного
материала
учимся
подбирать установочные элементы.
Составляем таблицу Установочные элементы – назначение и принцип работы
Таблица 1 - Установочные элементы сборочного оборудования
№ п.п
Наименование
установочного элемента
Назначение
Принцип работы
1
2
3
……
4. Научитесь подбирать зажимные элементы
С
помощью
материалов
учебника
и
дополнительного
справочного
материала
учимся
подбирать зажимные элементы.
Составляем таблицу Зажимные элементы - назначение и принцип работы
Таблица 2 - Зажимные элементы сборочного оборудования
№ п.п
Наименование
зажимного элемента
Назначение
Принцип работы
1
2
3
……
5.
Проверьте
достижение
цели
– Уметь подбирать
соответствующий
вид
сборочного
оборудования для конкретного изделия
Выполняем самостоятельную работу
в тетради с использованием материалов опорного
конспекта: отвечаем на вопросы
(один вопрос из предыдущей темы, второй вопрос на
закрепление нового материала) и выполняем упражнение
Самостоятельная работа
Вариант №1
1 Основное назначение сборочного оборудования
2 Зарисуйте схему постоянных упоров
3 Из каких операций состоит процесс сборки
Вариант №2
1 Назовите основные группы сборочного оборудования
2 Зарисуйте схему съемных упоров
3 Для чего необходима правильная сборка деталей свариваемого узла
Вариант № 3
1 Назовите основные требования к установочным элементам
2 Зарисуйте схему постоянных фиксаторов
3 С помощью какого оборудования осуществляется подача деталей к месту сборки
Вариант № 4
1 Разновидности и назначение установочных элементов
2 Зарисуйте схему накладного кондуктора
3 Чем определяется положение деталей во время сборки
Вариант № 5
1 Разновидности и назначение зажимных элементов
2 Зарисуйте схему ручного клинового прижима
3 Чем определяется назначение и конструкция оборудования
Вариант № 6
1 Перечислите основные требования к зажимным элементам
2 Зарисуйте схему ручных винтовых прижимов для прижатия детали
3 Когда целесообразно применение сборочно-сварочного оборудования
Вариант № 7
1 Перечислите преимущества механических зажимных элементов
2 Зарисуйте схему пневматических прижимов с пневмоцилиндрами
3 Когда целесообразно применение сборочного оборудования
Справочный материал
1.
Схемы механических зажимных устройств
Рис 1 Схемы механических зажимных устройств:
а, б, г, е – винтовые, в, д - эксцентриковые, ж, з, и -рычажные
2.Сборочная операция — предусматривает сборку и прихватку деталей перед сваркой.
В процессе сборки детали закрепляют прижимами в приспособлениях, стендах, а иногда
устанавливают вручную по разметке перед прихваткой.
Назначение приспособлений — обеспечивать быструю и точную сборку, стыковку
элементов с удобством прихватки и последующей сварки с максимальным количеством сварки
в нижнем положении.
В
производстве
чем
больше
серия
изготовляемых
деталей,
тем
выше
степень
механизации сварочных операций.
Универсальные
приспособления
бывают
переносные
и
стационарные.
Элементы
прижима заготовок в приспособлениях перед прихваткой применяют различные: рычажные,
эксцентриковые, клиновые, стяжки, струбцины, пневмо- и гидравлические прижимы.
Стационарные приспособления — по функциональному назначению бывают самые
различные, но они также имеют определенные виды прижимов.
Операции
сборки
под
сварку
зачастую
не
представляют
особых
технических
трудностей, но порядок и количество прихваток, а также их размеры влияют на качество
сварной конструкции.
Прихватки должны быть длиной не более 20 мм, сечением 0,5 от сечения будущего шва
и только в перекрываемых участках шва. Сварочный ток при прихватках должен быть выше
сварочного на 20%, чтобы обеспечивался четкий провар при прихватке. Прихватки нужно
выполнять «вразброс» — по логике ожидаемых деформаций и внутренних напряжений.