Напоминание

"Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики"


Автор: Кулыгина Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Искитимский филиал ГБПОУ НСО
Населённый пункт: Новосибирская область, г.Искитим
Наименование материала: Рабочая программа по дисциплине
Тема: "Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Искитимский филиал ГБПОУ НСО « Новосибирский

строительно-монтажный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики

основной профессиональной образовательной программы

Специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация

оборудования и систем газоснабжения

2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и

эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Организация-разработчик:

Искитимский

ф и л и а л государственного

бюджетного

профессионального

образовательного

учреждения

Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж»

Р а з р а б о т ч и к :

Ку л ы г и н а

И . Н . ,

п р е п о д а в а т е л ь

д и с ц и п л и н

общепрофессионального цикла, первой квалификационной категории.

2

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

6

III.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

IV.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной

образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.08

Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая

программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном

профессиональном

образовании

программах

повышения

квалификации

и

переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.

1.2.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной

программы:

в ход и т

в

с о с т а в

п р о ф е с с и о н а л ь н о го

ц и к л а ,

от н о с и т с я

к

общепрофессиональным дисциплинам

.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В

результате

изучения

дисциплины

студент

должен

освоить

профессиональные

компетенции:

Код

Профессиональные компетенции

ПК 2.5.

Руководство

другими

работниками

в

рамках

подразделения

при

выполнении работ по строительству и монтажу систем газораспределения

и газопотребления.

ПК3.1.

Осуществлять

контроль

и

диагностику

параметров

эксплуатационной

пригодности систем газораспределения и газопотребления.

ПК 3.2.

ПК 3.3.

Осуществлять планирование работ связанных с эксплуатацией и ремонтом

систем газораспределения и газопотребления.

Организовывать производство работ по эксплуатации и ремонту систем

газораспределения и газопотребления.

ПК 3.5.

Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения

при выполнении работ по эксплуатации систем газораспределения и

газопотребления.

ПК 3.6.

Анализировать и контролировать процесс подачи газа низкого давления и

соблюдения правил его потребления в системах газораспределения и

газопотребления.

ПК 4.1.

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности

при строительстве систем газораспределения и газопотребления.

ПК 4.2.

Контроль за соблюдением работниками правил и норм по охране труда,

требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды при

производстве строительных работ.

4

ПК 4.3.

Руководство другими работниками в рамках подразделения и

взаимодействие с сотрудниками смежных подразделений при производстве

строительных работ систем газораспределения и газопотребления.

ПК 4.4.

Подготовка результатов строительных работ к сдаче заказчику.

Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций:

Код

Общие компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности

применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой

для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личное

развитие.

ОК 04.

Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

взаимодействовать

с

коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном

языке

Российской

Федерации

с

учетом

особенностей

социального

и

культурного контекста.

ОК 06.

Проявлять

гражданско-патриотическую

позицию,

демонстрировать

осознанное

поведение

на

основе

традиционных

общечеловеческих

ценностей.

ОК 07.

Содействовать

сохранению

окружающей

среды,

ресурсосбережению,

эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления

здоровья

в

процессе

профессиональной

деятельности

и

поддержания

необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09.

Использовать

информационные

технологии

в

профессиональной

деятельности.

ОК 10.

Пользоваться

профессиональной

документацией

на

государственном

и

иностранном языках.

ОК 11.

Использовать

знания

по

финансовой

грамотности,

планировать

предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;

- строить характеристики насосов и вентиляторов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- режимы движения жидкости;

- гидравлический расчет простых трубопроводов;

- виды и характеристики насосов и вентиляторов;

- способы теплопередачи и теплообмена.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

82

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

78

в том числе:

лабораторные занятия (если предусмотрено)

24

практические занятия (если предусмотрено)

6

контрольные работы (если предусмотрено)

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

4

в том числе:

работа с конспектом лекции

4

самостоятельная

работа

над

курсовым

проектом

(работой) (если

предусмотрено)

-

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии

-

Итоговая аттестация в форме (указать) экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности

обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Физические

свойства

жидкостей

и

газов

Содержание учебного материала

Уровень освоения

2

Основные физические свойства жидкостей и газов.

1, 3

Тематика учебных занятий:

2

Основные физические свойства жидкостей и газов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом

3

Раздел 2.

Основы

гидростатики

Содержание учебного материала

Уровень освоения

7

Гидростатическое давление. Измерение давления. Основной закон гидростатики. Закон

Паскаля.

1,2,3

Тематика учебных занятий:

6

Гидростатическое давление. Измерение давления.

2

Основной закон гидростатики. Закон Паскаля.

2

Лабораторная работа № 1. Изучение приборов для измерения давления .

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом

3

1

Раздел 3.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

41

7

Основные

законы

движения

жидкости

Основные понятия и определения. Расход. Уравнение расхода. Уравнение

Бернулли для струйки идеальной жидкости и для потока реальной жидкости.

Режимы течения жидкости. Число (критерий) Рейнольдса. Гидравлические

сопротивления. Гидравлический расчет трубопроводов. Понятие о гидравлическом

ударе. Истечение жидкости через отверстия и насадки. Виды и принцип действия

насосов.

1,2,3

Тематика учебных занятий:

40

Основные понятия и определения. Расход. Уравнение расхода.

2

Уравнение Бернулли для струйки идеальной жидкости.

2

Уравнение Бернулли для потока реальной жидкости.

2

Лабораторная работа № 2. Практическое ознакомление с уравнением Д.Бернулли.

4

Режимы течения жидкости. Число (критерий) Рейнольдса.

2

Лабораторная работа № 3.Определение режима движения жидкости.

2

Гидравлические сопротивления.

2

Лабораторная работа № 4.Определение гидравлических сопротивлений трубопроводов.

4

Практическое занятие №1.Решение задач на определение потерь напора по длине.

2

Гидравлический расчет трубопроводов.

2

Практическое занятие № 2. Расчет простого трубопровода.

2

Понятие о гидравлическом ударе.

2

Истечение жидкости через отверстия и насадки.

2

Виды и принцип действия насосов.

2

Лабораторная работа № 5. Изучение характеристики центробежного насоса и его работы на сеть.

4

Лабораторная работа № 6.Исследование параллельной и последовательной работы насосов.

4

8

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом

3

1

Раздел 4.

Основы

теплотехники

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Рабочее тело и основные законы идеального газа. Термодинамические процессы.

Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Водяной пар.

Процесс парообразования. Основные положения теории теплообмена.

Теплопроводность

и

теплоизоляция.

1, 3

13

Тематика учебных занятий:

12

Рабочее тело и основные законы идеального газа.

2

Термодинамические процессы.

2

Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

2

Водяной пар. Процесс парообразования.

2

Основные положения теории теплообмена.

2

Теплопроводность

и

теплоизоляция.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом

3

1

Раздел 5.

Основы

аэродинамики

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Основные сведения о газах. Основные законы движения воздуха. Воздуховоды и их

виды. Гидравлический расчет вентиляционных воздуховодов. Истечение воздуха

через отверстия и насадки. Виды и устройство вентиляторов.

1, 2, 3

19

Тематика учебных занятий:

18

Основные сведения о газах.

2

Основные законы движения воздуха.

2

Воздуховоды и их виды.

2

Гидравлический расчет вентиляционных воздуховодов.

2

9

Практическое занятие № 3.Определение потерь давления в воздуховодах, построение характеристик

воздуховодов.

2

Истечение воздуха через отверстия и насадки.

2

Виды и устройство вентиляторов.

2

Лабораторная работа № 7.Определение характеристик центробежного вентилятора.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом

3

1

Всего:

82

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных

работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения

проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по

дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация

программы предполагает наличие лаборатории гидравлики и теплотехники.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- рабочее место преподавателя и обучающихся;

- специализированная мебель и системы хранения;

- информационно-тематический стенд;

- интерактивная доска;

- плакаты;

- раздаточный материал;

- виртуальная лаборатория «Гидравлика»;

- объемные модели насосов;

- справочная, нормативная литература;

- учебники;

- учебные и методические пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень

используемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной

литературы

Основные источники:

1.Калицун, В.И. Основы гидравлики и аэродинамики: учебник/ В.И.Калицун [и др.] –

М.: Академия, 2015. – 296 с.

2.Брюханов, О.Н. Основы гидравлики и теплотехники/О.Н. Брюханов, А.Т.Мелик-

Аракелян, В.И.Коробко. - М: Академия , 2016. – 240 с.

Дополнительные источники:

1.Калицун, В. И. Гидравлика, водоснабжение и канализация/ В. И. Калицун, В. С. Кедров,

Ю. М. Ласков. – М.: Академия, 2015. – 396 с.

2.Луканин, В.Н. Теплотехника: учебник/ В.Н. Луканин [и др.] – М.: Академия:, 2016. –

671 с.

3.3. Организация образовательного процесса

Изучению учебной дисциплины ОП.06 Основы гидравлики, теплотехники и

аэродинамики должно предшествовать освоение дисциплин: ОП.03 Техническая

механика

Учебная дисциплина является основой для изучения следующих учебных дисциплин:

Междисциплинарных курсов:

Профессиональных модулей: ПМ 01. Участие в проектировании систем

газораспределения и газопотребления.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация

программы

обеспечивается

педагогическими

работниками

искитимского

филиала

ГБПОУ

НСО

«Новосибирский

строительно-монтажный

колледж»,

а

также

лицами,

привлекаемыми

к

реализации программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и

работников

организаций,

направление

деятельности

которых

соответствует

области

профессиональной

деятельности

16

Строительство

и

жилищно-коммунальное

хозяйство,

в и д 16.008

«Специалист

по

эксплуатации наружных газопроводов низкого давления», 16.010 «Специалист по эксплуатации элементов

оборудования

домовых

систем

газоснабжения»,

16012

«Специалист

по

эксплуатации

котлов

на

газообразном,

жидком

топливе

и

электронагреве»,

16.025

«Организатор

строительного

производства»,

16.032

«Специалист

в

области

производственно-технического

и

технологического

обеспечения

строительного производства»,

и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3

лет.

Квалификация

педагогических

работников

образовательной

организации

от веч а е т

квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального

обучения,

профессионального

образования

и

дополнительного

профессионального

образования»,

утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября

2015 г. № 608н.

Педагогические

работники,

привлекаемые

к

реализации

образовательной

программы,

должны

получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том

числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области

профессиональной

деятельности

16

Строительство

и

жилищно-коммунальное

хозяйство,

вид 16.008

«Специалист

по

эксплуатации

наружных

газопроводов

низкого

давления»,

16.010

«Специалист

по

эксплуатации

элементов

оборудования

домовых

систем

газоснабжения»,

16012

«Специалист

по

эксплуатации

котлов

на

газообразном,

жидком

топливе

и

электронагреве»,

16.025

«Организатор

строительного

производства»,

16.032

«Специалист

в

области

производственно-технического

и

технологического обеспечения строительного производства», не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения

спектра профессиональных компетенций.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения

дисциплины обучающийся

должен уметь:

-

о п р е д е л я т ь

п а р а м е т р ы

п р и

гидравлическом

расчете

трубопроводов,

воздуховодов;

-

строить

характеристики

насосов

и

вентиляторов;

знать:

- режимы движения жидкости;

-

гидравлический

расчет

про стых

трубопроводов;

-

виды

и

характеристики

насосов

и

вентиляторов;

- способы теплопередачи и теплообмена.

Умеет:

о п р е д е л я т ь

п а р а м е т р ы

п р и

гидравлическом

расчете

трубопроводов,

воздуховодов;

строить

характеристики

насосов и вентиляторов.

Знает:

режимы

движения

ж и д ко с т и ;

г и д р а в л и ч е с к и й

р а с ч е т

п р о с т ы х

трубопроводов;

виды

и

характеристики

н а с о с о в

и

в е н т и л я т о р о в ;

с п о с о б ы

теплопередачи и теплообмена.

12

13



В раздел образования