Автор: Кулыгина Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Искитимский филиал ГБПОУ НСО
Населённый пункт: Новосибирская область, г.Искитим
Наименование материала: Рабочая программа по дисциплине
Тема: "Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики"
Раздел: среднее профессиональное
Искитимский филиал ГБПОУ НСО « Новосибирский
строительно-монтажный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики
основной профессиональной образовательной программы
Специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения
2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Организация-разработчик:
Искитимский
ф и л и а л государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения
Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Р а з р а б о т ч и к :
Ку л ы г и н а
И . Н . ,
п р е п о д а в а т е л ь
д и с ц и п л и н
общепрофессионального цикла, первой квалификационной категории.
2
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6
III.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
11
IV.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.08
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая
программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации
и
переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной
программы:
в ход и т
в
с о с т а в
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
ц и к л а ,
от н о с и т с я
к
общепрофессиональным дисциплинам
.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В
результате
изучения
дисциплины
студент
должен
освоить
профессиональные
компетенции:
Код
Профессиональные компетенции
ПК 2.5.
Руководство
другими
работниками
в
рамках
подразделения
при
выполнении работ по строительству и монтажу систем газораспределения
и газопотребления.
ПК3.1.
Осуществлять
контроль
и
диагностику
параметров
эксплуатационной
пригодности систем газораспределения и газопотребления.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
Осуществлять планирование работ связанных с эксплуатацией и ремонтом
систем газораспределения и газопотребления.
Организовывать производство работ по эксплуатации и ремонту систем
газораспределения и газопотребления.
ПК 3.5.
Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения
при выполнении работ по эксплуатации систем газораспределения и
газопотребления.
ПК 3.6.
Анализировать и контролировать процесс подачи газа низкого давления и
соблюдения правил его потребления в системах газораспределения и
газопотребления.
ПК 4.1.
Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности
при строительстве систем газораспределения и газопотребления.
ПК 4.2.
Контроль за соблюдением работниками правил и норм по охране труда,
требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды при
производстве строительных работ.
4
ПК 4.3.
Руководство другими работниками в рамках подразделения и
взаимодействие с сотрудниками смежных подразделений при производстве
строительных работ систем газораспределения и газопотребления.
ПК 4.4.
Подготовка результатов строительных работ к сдаче заказчику.
Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код
Общие компетенции
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личное
развитие.
ОК 04.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного контекста.
ОК 06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
ОК 10.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках.
ОК 11.
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;
- строить характеристики насосов и вентиляторов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- режимы движения жидкости;
- гидравлический расчет простых трубопроводов;
- виды и характеристики насосов и вентиляторов;
- способы теплопередачи и теплообмена.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
82
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
78
в том числе:
лабораторные занятия (если предусмотрено)
24
практические занятия (если предусмотрено)
6
контрольные работы (если предусмотрено)
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
4
в том числе:
работа с конспектом лекции
4
самостоятельная
работа
над
курсовым
проектом
(работой) (если
предусмотрено)
-
………………
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
-
Итоговая аттестация в форме (указать) экзамена
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем часов
1
2
3
Раздел 1.
Физические
свойства
жидкостей
и
газов
Содержание учебного материала
Уровень освоения
2
Основные физические свойства жидкостей и газов.
1, 3
Тематика учебных занятий:
2
Основные физические свойства жидкостей и газов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
3
Раздел 2.
Основы
гидростатики
Содержание учебного материала
Уровень освоения
7
Гидростатическое давление. Измерение давления. Основной закон гидростатики. Закон
Паскаля.
1,2,3
Тематика учебных занятий:
6
Гидростатическое давление. Измерение давления.
2
Основной закон гидростатики. Закон Паскаля.
2
Лабораторная работа № 1. Изучение приборов для измерения давления .
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
3
1
Раздел 3.
Содержание учебного материала
Уровень освоения
41
7
Основные
законы
движения
жидкости
Основные понятия и определения. Расход. Уравнение расхода. Уравнение
Бернулли для струйки идеальной жидкости и для потока реальной жидкости.
Режимы течения жидкости. Число (критерий) Рейнольдса. Гидравлические
сопротивления. Гидравлический расчет трубопроводов. Понятие о гидравлическом
ударе. Истечение жидкости через отверстия и насадки. Виды и принцип действия
насосов.
1,2,3
Тематика учебных занятий:
40
Основные понятия и определения. Расход. Уравнение расхода.
2
Уравнение Бернулли для струйки идеальной жидкости.
2
Уравнение Бернулли для потока реальной жидкости.
2
Лабораторная работа № 2. Практическое ознакомление с уравнением Д.Бернулли.
4
Режимы течения жидкости. Число (критерий) Рейнольдса.
2
Лабораторная работа № 3.Определение режима движения жидкости.
2
Гидравлические сопротивления.
2
Лабораторная работа № 4.Определение гидравлических сопротивлений трубопроводов.
4
Практическое занятие №1.Решение задач на определение потерь напора по длине.
2
Гидравлический расчет трубопроводов.
2
Практическое занятие № 2. Расчет простого трубопровода.
2
Понятие о гидравлическом ударе.
2
Истечение жидкости через отверстия и насадки.
2
Виды и принцип действия насосов.
2
Лабораторная работа № 5. Изучение характеристики центробежного насоса и его работы на сеть.
4
Лабораторная работа № 6.Исследование параллельной и последовательной работы насосов.
4
8
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
3
1
Раздел 4.
Основы
теплотехники
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Рабочее тело и основные законы идеального газа. Термодинамические процессы.
Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Водяной пар.
Процесс парообразования. Основные положения теории теплообмена.
Теплопроводность
и
теплоизоляция.
1, 3
13
Тематика учебных занятий:
12
Рабочее тело и основные законы идеального газа.
2
Термодинамические процессы.
2
Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.
2
Водяной пар. Процесс парообразования.
2
Основные положения теории теплообмена.
2
Теплопроводность
и
теплоизоляция.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
3
1
Раздел 5.
Основы
аэродинамики
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Основные сведения о газах. Основные законы движения воздуха. Воздуховоды и их
виды. Гидравлический расчет вентиляционных воздуховодов. Истечение воздуха
через отверстия и насадки. Виды и устройство вентиляторов.
1, 2, 3
19
Тематика учебных занятий:
18
Основные сведения о газах.
2
Основные законы движения воздуха.
2
Воздуховоды и их виды.
2
Гидравлический расчет вентиляционных воздуховодов.
2
9
Практическое занятие № 3.Определение потерь давления в воздуховодах, построение характеристик
воздуховодов.
2
Истечение воздуха через отверстия и насадки.
2
Виды и устройство вентиляторов.
2
Лабораторная работа № 7.Определение характеристик центробежного вентилятора.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
3
1
Всего:
82
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных
работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения
проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по
дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация
программы предполагает наличие лаборатории гидравлики и теплотехники.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя и обучающихся;
- специализированная мебель и системы хранения;
- информационно-тематический стенд;
- интерактивная доска;
- плакаты;
- раздаточный материал;
- виртуальная лаборатория «Гидравлика»;
- объемные модели насосов;
- справочная, нормативная литература;
- учебники;
- учебные и методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
используемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Калицун, В.И. Основы гидравлики и аэродинамики: учебник/ В.И.Калицун [и др.] –
М.: Академия, 2015. – 296 с.
2.Брюханов, О.Н. Основы гидравлики и теплотехники/О.Н. Брюханов, А.Т.Мелик-
Аракелян, В.И.Коробко. - М: Академия , 2016. – 240 с.
Дополнительные источники:
1.Калицун, В. И. Гидравлика, водоснабжение и канализация/ В. И. Калицун, В. С. Кедров,
Ю. М. Ласков. – М.: Академия, 2015. – 396 с.
2.Луканин, В.Н. Теплотехника: учебник/ В.Н. Луканин [и др.] – М.: Академия:, 2016. –
671 с.
3.3. Организация образовательного процесса
Изучению учебной дисциплины ОП.06 Основы гидравлики, теплотехники и
аэродинамики должно предшествовать освоение дисциплин: ОП.03 Техническая
механика
Учебная дисциплина является основой для изучения следующих учебных дисциплин:
Междисциплинарных курсов:
Профессиональных модулей: ПМ 01. Участие в проектировании систем
газораспределения и газопотребления.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация
программы
обеспечивается
педагогическими
работниками
искитимского
филиала
ГБПОУ
НСО
«Новосибирский
строительно-монтажный
колледж»,
а
также
лицами,
привлекаемыми
к
реализации программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников
организаций,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной
деятельности
16
Строительство
и
жилищно-коммунальное
хозяйство,
в и д 16.008
«Специалист
по
эксплуатации наружных газопроводов низкого давления», 16.010 «Специалист по эксплуатации элементов
оборудования
домовых
систем
газоснабжения»,
16012
«Специалист
по
эксплуатации
котлов
на
газообразном,
жидком
топливе
и
электронагреве»,
16.025
«Организатор
строительного
производства»,
16.032
«Специалист
в
области
производственно-технического
и
технологического
обеспечения
строительного производства»,
и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3
лет.
Квалификация
педагогических
работников
образовательной
организации
от веч а е т
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного
профессионального
образования»,
утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября
2015 г. № 608н.
Педагогические
работники,
привлекаемые
к
реализации
образовательной
программы,
должны
получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том
числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной
деятельности
16
Строительство
и
жилищно-коммунальное
хозяйство,
вид 16.008
«Специалист
по
эксплуатации
наружных
газопроводов
низкого
давления»,
16.010
«Специалист
по
эксплуатации
элементов
оборудования
домовых
систем
газоснабжения»,
16012
«Специалист
по
эксплуатации
котлов
на
газообразном,
жидком
топливе
и
электронагреве»,
16.025
«Организатор
строительного
производства»,
16.032
«Специалист
в
области
производственно-технического
и
технологического обеспечения строительного производства», не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения
спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен уметь:
-
о п р е д е л я т ь
п а р а м е т р ы
п р и
гидравлическом
расчете
трубопроводов,
воздуховодов;
-
строить
характеристики
насосов
и
вентиляторов;
знать:
- режимы движения жидкости;
-
гидравлический
расчет
про стых
трубопроводов;
-
виды
и
характеристики
насосов
и
вентиляторов;
- способы теплопередачи и теплообмена.
Умеет:
о п р е д е л я т ь
п а р а м е т р ы
п р и
гидравлическом
расчете
трубопроводов,
воздуховодов;
строить
характеристики
насосов и вентиляторов.
Знает:
режимы
движения
ж и д ко с т и ;
г и д р а в л и ч е с к и й
р а с ч е т
п р о с т ы х
трубопроводов;
виды
и
характеристики
н а с о с о в
и
в е н т и л я т о р о в ;
с п о с о б ы
теплопередачи и теплообмена.
12
13