Напоминание

"Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы


Автор: Крашакова Наталья Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 43 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
Раздел: полное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучением

иностранных языков

«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Приморского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

по психолого-педагогическому сопровождению

Индивидуального образовательного маршрута обучающегося

старшей школы

Крашакова Н.А.

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2020

24

Актуальность.

Опыт

изучения

и

сопровождения

ИОМ

обучающихся,

позволил

выявить

основные

психологические

аспекты,

проявляющиеся

в

процессе формирования и реализации ИОМ обучающегося.

Первый

аспект

предполагает

выделение

в

индивидуа льном

образовательном маршруте старшеклассника 3-х базовых этапов, каждый из

этапов

имеет

свои

возрастные,

личностные,

ценностные

цели,

задачи

и

различные

варианты

их

решения.

Это

позволяет

сделать

проектирование

и

реализацию

индивидуального

образовательного

маршрута

старшеклассника

качественным и эффективным:

1 этап – предпрофильный – 9 класс

2 этап – основной – 10 класс

3 этап – переходный (итоговый) – 11 класс. Этап профессионального

самоопределения.

Вторым аспектом в жизни подростка является информационное поле (в

том

числе

общественное

мнение),

в

котором

живет

обучающийся.

Информационное

поле

влияет

на

формирование

взглядов

и

представлений

старшеклассника об этом мире, о самом себе и о своем месте в этом мире.

Поэтому

психолого-педагогическое

сопровождение

это,

прежде

всего,

информационное сопровождение (сопровождение информационной среды).

Третий аспект имеет решающее значение – это сопровождение родителей.

Психологическое сопровождение ИОМ осуществляется по следующим

направлениям:

- психологическое сопровождение перевода обучающегося на ИОМ;

- психологическое сопровождение формирования ИОМ на основе Схемы

реализации ИОМ.

1.

Психолого-педагогическое сопровождение перевода обучающегося

на ИОМ определяются Положением об ИОМ для обучающихся, Критериями

перевода

на

ИОМ

обучающихся

и

функциональными

обязанностями

должностных лиц ОУ:

Классный руководитель:

25

-

информирует родителей о возможности и порядке (дорожная карта)

перевода

обучающегося

на

ИОМ,

далее

в

рамках

процесса

информирует

родителей о дальнейших действиях по переходу на ИОМ;

- определяет индивидуальные образовательные запросы ребенка и его

родителей;

- сопровождает процесс разработки индивидуального образовательного

образовательного маршрута и составление примерного графика образовательной

деятельности;

-

ведет

журнал

консультаций,

в

котором

фиксируются:

обращения

обучающихся по ИОМ, рекомендации, достигнутый результат;

-

анализирует

промежуточные

этапы

реализации

ИОМ,

проводит

коррекцию (по необходимости):

а) формирует образовательные перспективы учащегося в соответствие с

уточненными образовательными запросами;

б)

обсуждает

итоги,

в

том

числе

и

промежуточные,

реализации

индивидуального образовательного маршрута, их соответствие поставленным

целям;

- курирует внеурочную деятельность (направления, осуществляемые в

ОУ).

Педагог-психолог:

- пишет заключение о готовности родителей перейти на форму ИОМ и

нести ответственность за контроль прохождения ребенком по ИОМ.

Учителя-предметники:

- участвуют в организации процесса обучения по ИОМ;

- осуществляют мониторинг и контроль реализации ИОМ ученика по

учебному предмету образовательной области;

- по окончании периода, на который был разработан ИОМ, совместно с

учащимся

в

свободной

форме

отчитываются

о

проделанной

работе

с

последующей ее оценкой.

26

2.

Психологическое сопровождение формирования ИОМ, на основе

Схемы реализации ИОМ:

При

проектировании

ИОМ

обучающегося

учитываются

результаты

психолого-педагогической

диагностики,

психологический

порт рет

обучающегося.

Педагог-психолог:

- проводит диагностику обучающихся с повышенными образовательными

потребностями

и

особыми

интеллектуальными,

творческими,

физическими

способностями,

высоким

уровнем

развития

навыков

самообразования,

с

особенностями здоровья и поведения.

- составляет рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися

по ИОМ;

- составляет рекомендации для родителей;

-

в

составе

рабочей

группы

по

окончании

периода,

на

который

был

разработан

ИОМ,

совместно

с

учителями-предметниками

и

учащимся

в

свободной

форме

отчитываются

о

проделанной

работе

с

последующей

ее

оценкой.

Информационное сопровождение ИОМ

Информационное

сопровождение

ИОМ

осуществляется

путем

размещения

на сайте ОУ раздела, посвященного выбору ИОМ, в том числе

особенностям этого выбора в предпрофильном 9 классе.

Эффективное

профорганизационное

сетевое

сотрудничество

и

внеурочная профориентационная работа в ОУ помогут обучающимся в выборе

профиля образовательного маршрута.

Проведение

тематиче ских

консульт аций

для

родителей

и

старшеклассников по работе с информацией, размещенной на сайтах ВУЗов

(особенности поиска, возможности сравнения).

Информирование старшеклассников и их родителей о проведении Дней

открытых дверей в ВУЗах соответствующего профиля.

Информирование родителей и старшеклассников о городских центрах и

программах по профориентации.

27

Особенности психолого-педагогического сопровождения

на разных этапах обучения

Предпрофильный этап реализации ИОМ – 9 класс

Для

обоснованного

выбора

учащимся

профиля

образовательного

маршрута и его дальнейшей индивидуализации необходимо учесть:

знания и представления подростков о современном мире профессий

знания

и

представления

подростков

о

самих

себе,

своих

предпочтениях и ресурсах, возможностях и ограничениях

образовательный запрос семьи.

Особое

внимание

уделяется

изучению

особенностей

мотивации

девятиклассников. Мотивационный тип личности подростка напрямую связан с

особенностями его образовательных потребностей. Понимание и осознание этих

потребностей

самим

подростком

существенно

увеличивает

его

уровень

включенно сти

в

проектирование

и

реализацию

своего

ИОМ

и

заинтересованность в результатах.

При реализации программ предпрофильного психолого-педагогического

сопровождения

наиболее

эффективными

являются

активные

формы

развивающей

работы:

тренинговые

занятия,

интерактивные

классные

часы,

интегрированные уроки, социальные практики.

Основной этап реализации ИОМ – 10 класс

Выбор стратегии психолого-педагогического сопровождения учащегося

напрямую зависит от того насколько успешно был пройден предыдущий этап.

1. Успешная реализация предпрофильного ИОМ позволяет осуществлять

углубленное изучение избранных предметов как в урочной, так и во внеурочной

деятельности, и активное использование возможностей олимпиад и проектно-

исследовательской

деятельности,

социальных

практик.

Такой

подход

28

предполагает сужение спектра выбора профессий, более глубокое знакомство с

конкретными вариантами.

2. Если учащийся успешно реализовал предпрофильный ИОМ, но его

уровень включенности ниже среднего, то

сопровождение ведется с целью

создания условий для осознания учащимся своего личного потенциала.

3. Неуспешная реализация предпрофильного ИОМ свидетельствует о том,

что выбор был сделан

неудачно, сопровождение следует ориентировать на

развитие навыков рефлексии, поисковой активности, снижение уровня тревоги.

Необходимо

проведение

повторной

углубленной

профориентационной

диагностики, семейное консультирование и помощь в преодолении учебных

затруднений.

Этап профессионального самоопределения – 11 класс

Завершающий

этап

реализации

ИОМ.

Основное

внимание

в

сопровождении уделяется психологической подготовке к сдаче ЕГЭ и выработке

индивидуальной

стратегии

получения

профессионального

образования.

Проводится индивидуальная работа с учащимися, которые не определись со

своим профессиональным выбором.

Особенности психолого-педагогического сопровождения

родителей обучающихся, находящихся на ИОМ

Результаты

предпрофильной

психолого-педагогической

диагностики

своевременно

доводятся

до

сведения

родителей

обуч аю щ его ся .

Разрабатываются

индивидуальные

рекомендации

для

родителей

по

выбору

профиля

обучения,

учитывающие

психологический

портрет

учащегося

и

ресурсы ОУ.

Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающегося,

предусматривающие возможность участия в них подростка.

Целесообразно проведение цикла тематических групповых консультаций

для родителей, в которых рассматривается решение возрастных задач учащихся

29

и

современный

подход

к

выбору

профессии.

Такой

подход

помогает

существенно уменьшить тревогу (тревожность) детей и родителей в отношении

необходимости сделать выбор, создает условия для определения реалистичных

образовательных притязаний.

Осуществляется

информирование

родителей

обо

всех

существующих

возможностях получения углубленных знаний по избранным предметам, как в

ОУ,

так

и

вне

его,

а

также

о

существующих

возможностях

получить

дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

Родителей информируют о результативности прохождения ИОМ, с целью

создания условий для реалистичных прогнозов получения профессионального

образования.

Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающихся,

не определившихся с выбором.

Организуется семейное консультативное сопровождение при неуспешной

реализации

ИОМ

и

консультативное

сопровождение

родителей

по

теме

«Психологическая подготовка к ЕГЭ».

Осуществляется

индивидуальное

консультирование

по

запросам

родителей.

30



В раздел образования