Автор: Крашакова Наталья Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 43 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
Раздел: полное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучением
иностранных языков
«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Приморского района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
по психолого-педагогическому сопровождению
Индивидуального образовательного маршрута обучающегося
старшей школы
Крашакова Н.А.
Педагог-психолог
Санкт-Петербург
2020
24
Актуальность.
Опыт
изучения
и
сопровождения
ИОМ
обучающихся,
позволил
выявить
основные
психологические
аспекты,
проявляющиеся
в
процессе формирования и реализации ИОМ обучающегося.
Первый
аспект
предполагает
выделение
в
индивидуа льном
образовательном маршруте старшеклассника 3-х базовых этапов, каждый из
этапов
имеет
свои
возрастные,
личностные,
ценностные
цели,
задачи
и
различные
варианты
их
решения.
Это
позволяет
сделать
проектирование
и
реализацию
индивидуального
образовательного
маршрута
старшеклассника
качественным и эффективным:
1 этап – предпрофильный – 9 класс
2 этап – основной – 10 класс
3 этап – переходный (итоговый) – 11 класс. Этап профессионального
самоопределения.
Вторым аспектом в жизни подростка является информационное поле (в
том
числе
общественное
мнение),
в
котором
живет
обучающийся.
Информационное
поле
влияет
на
формирование
взглядов
и
представлений
старшеклассника об этом мире, о самом себе и о своем месте в этом мире.
Поэтому
психолого-педагогическое
сопровождение
–
это,
прежде
всего,
информационное сопровождение (сопровождение информационной среды).
Третий аспект имеет решающее значение – это сопровождение родителей.
Психологическое сопровождение ИОМ осуществляется по следующим
направлениям:
- психологическое сопровождение перевода обучающегося на ИОМ;
- психологическое сопровождение формирования ИОМ на основе Схемы
реализации ИОМ.
1.
Психолого-педагогическое сопровождение перевода обучающегося
на ИОМ определяются Положением об ИОМ для обучающихся, Критериями
перевода
на
ИОМ
обучающихся
и
функциональными
обязанностями
должностных лиц ОУ:
Классный руководитель:
25
-
информирует родителей о возможности и порядке (дорожная карта)
перевода
обучающегося
на
ИОМ,
далее
в
рамках
процесса
информирует
родителей о дальнейших действиях по переходу на ИОМ;
- определяет индивидуальные образовательные запросы ребенка и его
родителей;
- сопровождает процесс разработки индивидуального образовательного
образовательного маршрута и составление примерного графика образовательной
деятельности;
-
ведет
журнал
консультаций,
в
котором
фиксируются:
обращения
обучающихся по ИОМ, рекомендации, достигнутый результат;
-
анализирует
промежуточные
этапы
реализации
ИОМ,
проводит
коррекцию (по необходимости):
а) формирует образовательные перспективы учащегося в соответствие с
уточненными образовательными запросами;
б)
обсуждает
итоги,
в
том
числе
и
промежуточные,
реализации
индивидуального образовательного маршрута, их соответствие поставленным
целям;
- курирует внеурочную деятельность (направления, осуществляемые в
ОУ).
Педагог-психолог:
- пишет заключение о готовности родителей перейти на форму ИОМ и
нести ответственность за контроль прохождения ребенком по ИОМ.
Учителя-предметники:
- участвуют в организации процесса обучения по ИОМ;
- осуществляют мониторинг и контроль реализации ИОМ ученика по
учебному предмету образовательной области;
- по окончании периода, на который был разработан ИОМ, совместно с
учащимся
в
свободной
форме
отчитываются
о
проделанной
работе
с
последующей ее оценкой.
26
2.
Психологическое сопровождение формирования ИОМ, на основе
Схемы реализации ИОМ:
При
проектировании
ИОМ
обучающегося
учитываются
результаты
психолого-педагогической
диагностики,
психологический
порт рет
обучающегося.
Педагог-психолог:
- проводит диагностику обучающихся с повышенными образовательными
потребностями
и
особыми
интеллектуальными,
творческими,
физическими
способностями,
высоким
уровнем
развития
навыков
самообразования,
с
особенностями здоровья и поведения.
- составляет рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися
по ИОМ;
- составляет рекомендации для родителей;
-
в
составе
рабочей
группы
по
окончании
периода,
на
который
был
разработан
ИОМ,
совместно
с
учителями-предметниками
и
учащимся
в
свободной
форме
отчитываются
о
проделанной
работе
с
последующей
ее
оценкой.
Информационное сопровождение ИОМ
Информационное
сопровождение
ИОМ
осуществляется
путем
размещения
на сайте ОУ раздела, посвященного выбору ИОМ, в том числе
особенностям этого выбора в предпрофильном 9 классе.
Эффективное
профорганизационное
сетевое
сотрудничество
и
внеурочная профориентационная работа в ОУ помогут обучающимся в выборе
профиля образовательного маршрута.
Проведение
тематиче ских
консульт аций
для
родителей
и
старшеклассников по работе с информацией, размещенной на сайтах ВУЗов
(особенности поиска, возможности сравнения).
Информирование старшеклассников и их родителей о проведении Дней
открытых дверей в ВУЗах соответствующего профиля.
Информирование родителей и старшеклассников о городских центрах и
программах по профориентации.
27
Особенности психолого-педагогического сопровождения
на разных этапах обучения
Предпрофильный этап реализации ИОМ – 9 класс
Для
обоснованного
выбора
учащимся
профиля
образовательного
маршрута и его дальнейшей индивидуализации необходимо учесть:
знания и представления подростков о современном мире профессий
знания
и
представления
подростков
о
самих
себе,
своих
предпочтениях и ресурсах, возможностях и ограничениях
образовательный запрос семьи.
Особое
внимание
уделяется
изучению
особенностей
мотивации
девятиклассников. Мотивационный тип личности подростка напрямую связан с
особенностями его образовательных потребностей. Понимание и осознание этих
потребностей
самим
подростком
существенно
увеличивает
его
уровень
включенно сти
в
проектирование
и
реализацию
своего
ИОМ
и
заинтересованность в результатах.
При реализации программ предпрофильного психолого-педагогического
сопровождения
наиболее
эффективными
являются
активные
формы
развивающей
работы:
тренинговые
занятия,
интерактивные
классные
часы,
интегрированные уроки, социальные практики.
Основной этап реализации ИОМ – 10 класс
Выбор стратегии психолого-педагогического сопровождения учащегося
напрямую зависит от того насколько успешно был пройден предыдущий этап.
1. Успешная реализация предпрофильного ИОМ позволяет осуществлять
углубленное изучение избранных предметов как в урочной, так и во внеурочной
деятельности, и активное использование возможностей олимпиад и проектно-
исследовательской
деятельности,
социальных
практик.
Такой
подход
28
предполагает сужение спектра выбора профессий, более глубокое знакомство с
конкретными вариантами.
2. Если учащийся успешно реализовал предпрофильный ИОМ, но его
уровень включенности ниже среднего, то
сопровождение ведется с целью
создания условий для осознания учащимся своего личного потенциала.
3. Неуспешная реализация предпрофильного ИОМ свидетельствует о том,
что выбор был сделан
неудачно, сопровождение следует ориентировать на
развитие навыков рефлексии, поисковой активности, снижение уровня тревоги.
Необходимо
проведение
повторной
углубленной
профориентационной
диагностики, семейное консультирование и помощь в преодолении учебных
затруднений.
Этап профессионального самоопределения – 11 класс
Завершающий
этап
реализации
ИОМ.
Основное
внимание
в
сопровождении уделяется психологической подготовке к сдаче ЕГЭ и выработке
индивидуальной
стратегии
получения
профессионального
образования.
Проводится индивидуальная работа с учащимися, которые не определись со
своим профессиональным выбором.
Особенности психолого-педагогического сопровождения
родителей обучающихся, находящихся на ИОМ
Результаты
предпрофильной
психолого-педагогической
диагностики
своевременно
доводятся
до
сведения
родителей
обуч аю щ его ся .
Разрабатываются
индивидуальные
рекомендации
для
родителей
по
выбору
профиля
обучения,
учитывающие
психологический
портрет
учащегося
и
ресурсы ОУ.
Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающегося,
предусматривающие возможность участия в них подростка.
Целесообразно проведение цикла тематических групповых консультаций
для родителей, в которых рассматривается решение возрастных задач учащихся
29
и
современный
подход
к
выбору
профессии.
Такой
подход
помогает
существенно уменьшить тревогу (тревожность) детей и родителей в отношении
необходимости сделать выбор, создает условия для определения реалистичных
образовательных притязаний.
Осуществляется
информирование
родителей
обо
всех
существующих
возможностях получения углубленных знаний по избранным предметам, как в
ОУ,
так
и
вне
его,
а
также
о
существующих
возможностях
получить
дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.
Родителей информируют о результативности прохождения ИОМ, с целью
создания условий для реалистичных прогнозов получения профессионального
образования.
Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающихся,
не определившихся с выбором.
Организуется семейное консультативное сопровождение при неуспешной
реализации
ИОМ
и
консультативное
сопровождение
родителей
по
теме
«Психологическая подготовка к ЕГЭ».
Осуществляется
индивидуальное
консультирование
по
запросам
родителей.
30