Напоминание

"Юные лингвисты"


Автор: Галиева Светлана Яковлевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 6 им. М. А Киняшова г. Благовещенска РБ
Населённый пункт: города Благовещенск Республики Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса .
Тема: "Юные лингвисты"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 имени М.А.Киняшова города Благовещенска

Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании ШМС

Руководитель ____________

_____

Н.И. Якупова /

ФИО

Протокол №___________

«___» ____________

2019 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

_____

/Т. С. Быкова

/

ФИО

«___» ____________

2019г.

Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ №6

_____

/Н.М. Машкина/

ФИО

Приказ №____________

«___» ______ 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по русскому языку «Юные лингвисты »

уровень реализации программы: основное общее образование

срок реализации программы: 2019- 2020 учебный год

разработана на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов

М.М. Разумовской. - М:Просвещение.- 2012 год.

составитель: Галиева С. Я.

Год составления программы: 2020 г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

-

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмо-

ции;

-

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочув-

ствовать другим людям, сопереживать;

-

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в

чтении;

-

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения;

-

интерес к изучению языка;

-

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

-

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять сте-

пень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Познавательные УУД:

-

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в дру-

гую (составлять план, таблицу, схему);

-

пользоваться словарями, справочниками;

-

осуществлять анализ и синтез;

-

устанавливать причинно-следственные связи;

-

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-

адекватно использовать речевые средства для решения различных комму-

никативных задач; владеть монологической и диалогической формами

речи.

-

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

-

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельно-

сти;

-

задавать вопросы.

Предметные результаты:

- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме,

достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных це-

лях в устной и письменной форме

- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологи-

ческий, синтаксически разбор;

- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре,

о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимо-

связи с другими языками.

- уметь различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль тек-

ста; опознавать языковые единицы; проводить различные виды их анализа;

-владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое)

- понимание роли русского языка как национального языка русского народа, го-

сударственного языка Российской Федерации и средства межнационального об-

щения;

- осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера

и ситуация речевого общения;

- знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического,

официально-делового стилей, языка художественной литературы; - знание осо-

бенностей основных жанров научного, публицистического, официально-дело-

вого стилей и разговорной речи;

- знание признаков текста и его функционально-смысловых типов (повествова-

ния, описания, рассуждения);

- знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лекси-

ческие, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого

этикета;

- умение различать разговорную речь, научный, публицистический, офици-

ально-деловой стили, язык художественной литературы;

- умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой

тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культур-

ным компонентом;

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель,

тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой

информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справоч-

ной литературой;

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо,

заявление);

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности.

Раздел 1. Язык и речь. Форма организации: лекция; беседа, практические за-

нятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных ма-

териалов, пословиц и поговорок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная

работа (групповая).

Вид деятельности: работа с текстами, ролевая игра. Составление текста по по -

словице или поговорке. Составление этимологического словаря. Анализ текста

сказки. Сочинение грамматической сказки. Составление проекта.

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнооб -

разными словарями; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство со-

общения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в сло-

весных произведениях результатов познания мира и самопознания человека,

нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества.

Чудо из чудес Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и

поговорки о родном языке. О слове. История некоторых слов.

Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов

Работа с этимологическим словарём. Рассматривается понятие «этимология»,

строение словарной статьи

этимологического словаря. Работа с различными

этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников

слова.

. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются

интерактивные тренажеры,. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа

(индивидуальная.

Вид деятельности: работа с орфоэпическим словарём., работа с текстами, роле-

вая игра. Выполнение фонетического разбора слов. Составлять текст по посло -

вице или поговорке. Составление этимологического словаря. Анализ текста

сказки. Сочинение грамматической сказки. Сравнительный анализ словосочета -

ний и предложений. Выступать на публике.

Секреты устной речи. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?. Использование зна-

ков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Хитрый звук «йот». Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной

речи Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

Раздел 3. Загадки русского словообразования. Форма организации: беседа,

лекциия, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидакти -

ческих и раздаточных материалов, кроссвордов, головоломок, сказок. Индивиду-

альная и групповая форма работы.

анализ и просмотр текстов;

Вид деятельности: работа с текстами, ролевая игра. Составление словообразо-

вательных цепочек. Работа со словообразовательным словарём Тихонова. Со-

ставление этимологического словаря. Анализ текста. Сочинение грамматиче-

ской сказки. Составление проекта. Выступление на публике. Работа с этимоло-

гическим словарём.

Морфемика. Словообразование. Этимология. О чём рассказывает словооб-

разовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокорен-

ных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав

слова

Этимология слов. Работа с этимологическим словарём.

Сказочные превращения. Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого

раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства

массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел 4. Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация.

Форма организации: беседа, лекция ; защита проектов, практические занятия с

элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материа-

лов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, голово-

ломок, сказок.

Вид деятельности: работа с текстами, ролевая игра. Составление предложений

Составление этимологического словаря. Анализ текста сказки. Сочинение грам-

матической сказки. Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Со-

ставлять проект. Выступать на публике. Проводятся исследования данных тем,

учащиеся.

используя

тексты

художественных

произведений,

аргументируют

свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунк -

туационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут

– умом. Тайны письма. Бенефис знаний.

Проще простого или сложнее сложного.

Прямой порядок слов. Инверсия. Ис-

пользование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительно -

сти речи. Актуальное членение.

Согласуй меня и помни. Составление текстов с согласованием названий горо-

дов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик,

административно-территориальных единиц и астрономических названий. Рабо-

та над проектом. (Вид деятельности: выбор темы, алгоритма выполнения рабо-

ты, сбор материала).

Раздел 5. Загадки русского слова. Лексика. Фразеология. Форма организа-

ции: лекции; устный журнал, беседа, практические занятия с элементами игр и

игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и пого-

ворок, сказок.; инсценирование отрывков из художественных произведений.

Вид деятельности: работа с толковым словарём С Ожегова, словарём живого

великорусского языка В. И. Даля, работа с текстами, ролевая игра. Составление

текста по слову анализ и просмотр текстов. Составление этимологического сло -

варя. Анализ текста.. Сочинение грамматической сказки. Составлять проект. Вы-

ступать на публике. Изучается специализированная литература по этимологии

слов,

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова од-

нозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях

словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художествен-

ных произведениях.

Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы,

их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афориз-

мов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обога-

щению словарного запаса учащихся. На какие группы делится словарный состав

русского языка

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произве -

дениях. Лабораторная работа.

Раздел 6. Секреты морфологии и синтаксиса. Форма организации: беседа,

лекция; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидакти-

ческих и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,

ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. использование интерактивного тре-

нажёра. Групповая работа.

Вид деятельности: работа с текстами, . Составление этимологического словаря.

Сочинение грамматической сказки. Сравнительный анализ словосочетаний и

предложений. Составлять проект. Выступать на публике. анализ и просмотр тек-

стов; Решение лингвистических примеров и задач. Решение кроссвордов. На

последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и

навыки, которые получили дети на занятиях.

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и

его форм.

Как отличать грамматические омонимы.

Наречие. Слова категории состояния. Наречие как часть речи. Работа с де-

формированными текстами. Лингвистическое лото.

Образование бывает разным. Способы образования наречий. Разряд, стано-

вись в ряд!. Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Узнай меня по

суффиксу. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия

в загадках.. Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с

текстом. Игра «Кто быстрее?».

Затруднительное состояние. Слова категории состояния: их виды и примене-

ние. Дидактические упражнения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мони-

торинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии

и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных.

Раздел 7. Служебные части речи.. Форма организации: лекции; практические

занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных

материала. Вид деятельности: работа с деформированными текстами, сравне-

ние конструкций с предлогом и без предлога, .анализ и просмотр текстов. Сочи-

нение грамматической сказки. Составление проекта.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Роль предлога в речи и в

тексте. Работа с текстом. Употреби меня со словом.

Конструкции с предлогом и

без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями.

Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях остро-

вов, гор, местностей, транспортных средств..

То же, так же иль за то? (Правописание союзов. Дидактические игры с союза-

ми.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»). Соединю простое в сложное.

(Роль союзов в тексте. Построение текстов.)

Уточню, укажу, на вопрос отвечу. (Разряды частиц. Игры на внимание.). Не

могу не знать = я знаю! (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восста-

новление деформированного текста)

Раздел 8. Речевая культура. Форма организации:

беседа, устный журнал,

лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидакти -

ческих и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,

ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. Индивидуальные выступления уча-

щихся.

Вид деятельности: анализ текста, определение изобразительно – выразитель-

ных средств языка, работа с текстами, работа с орфоэпическим и орфографиче -

скими словарями. . Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Со-

ставление проектов. Выступление на публике с рефератами. Анализ и просмотр

текстов;

Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой

культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожего-

ва, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономер-

ность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в

жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Форма занятия: викторина.

Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуника-

тивный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка

высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расшире -

ние знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями

«орфоэпия»,

«орфография».

Обучение

правильному

произношению

слов,

соблюдая орфоэпические нормы. Старое и новое в слове. Народное слово в ли-

тературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Рече-

вой этикет. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации

этикетных форм.

Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи".

Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.

Раздел 9. Стили речи. Форма организации: лекции; беседа, практические за-

нятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных ма-

териалов, пословиц. Самостоятельная работа ( индивидуальная и групповая).

Вид деятельности: работа с текстами, определение типа и стиля текста, Созда-

ние текста предложенного типа и стиля речи.. Составлять текст по пословице

или

поговорке..

Анализ

текста.

Сочинение

грамматической

сказки

.Защита

проектов.

«Стильная речь». Функциональные разновидности языка, их особенности. Кон-

курс вежливых.

Типы речи или типы в речи. Работа с текстами, определение типов речи. Итого-

вое занятие за год. Защита проекта.

Раздел 10. Ораторское искусство. Форма организации: устный журнал,

лек-

ции; беседа, практические занятия, турнир.Самостоятельная работа (индивиду-

альная и групповая форма работы).Вид деятельности: работа с текстами. Ана-

лиз текста. Составление и защита проектов. Выступление на публике.

Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публич-

ная речь.

Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории

слушателей. Навыки и умения оратора. Ораторское искусство России. Анализ

системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова,

М.М.Сперанского.

Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов ра-

боты кружка.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выби-

рается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности учащихся

Раздел (ч.)

Класс (ч.)

Основные виды учебной

деятельности учащихся

5

6

7

8

Раздел 1. Язык и речь.

7

6

5

4

Работа с толковым словарём. Работа

с

т е к с т а м и ,

р о л е в а я

и г р а .

Составление

текста

по

пословице

и л и

п о го во р ке .

С о с т а в л е н и е

этимологического

словаря.

Анализ

т е к с т а

с к а з к и .

С о ч и н е н и е

грамматической сказки. Составление

проекта.

с а м о с т о я т е л ь н а я

р а б о т а

(индивидуальная

и

групповая)

по

работе с разнообразными словарями;

само стоятельное

с о с т а в л е н и е

кроссвордов,

шарад,

р е бу с о в .

Анализировать

текст.

Составлять

свой текст. Работать в команде.

Раздел 2. Фонетика.

Интонация.

5

4

3

3

Анализировать

слова,

требующие

обращения

к

о р ф о э п и ч е с к и м

словарям..

Группировать

слова

в

з а в и с и м о с т и

о т

о р ф о г р а м м .

Выполнять

фонетический

разбор

слов. Давать характеристику звукам.

Подсчитывать

количество

звуков

и

б у к в

в

с л о в а х .

С о ч и н я т ь

г р а м м а т и ч е с к у ю

с к а з к у .

В ы р а з и т е л ь н о е

ч т е н и е

художественных

произведений.

А н а л и з и р о в ат ь

в ы с т у п л е н и я

одноклассников,

высказывать

свою

точку зрения.

Раздел 3. Загадки

русского

словообразования.

6

7

7

6

П о д б о р

с л о в

к

словообразовательным

моделям.

Выполнение

морфемного

разбора

с л о в а .

. Р а б о т а

с

т е к с т а м и . .

Составление

словообразовательных

ц е п о ч е к .

Р а б о т а

с о

словообразовательным

словарём

Т и х о н о в а .

С о с т а в л е н и е

этимологического

словаря.

Анализ

текста.

Сочинение

грамматической

сказки.

Составление

проекта

И н д и в и д у а л ь н а я

р а б о т а

п о

составлению

словообразовательных

цепочек.. Работа с этимологическим

словарём

Раздел 4. Секреты

письменной речи.

Графика. Орфография.

Пунктуация

4

4

3

3

Работа

с

текстами.

Составление

предложений.

Анализ

текста

без

з н а к о в

п р е п и н а н и я .

.

С р а в н и т е л ь н ы й

а н а л и з

словосочетаний

и

предложений.

Составление проекта «Роль знаков

препинания».

Проводятся

и с с л е д о в а н и я

д а н н ы х

т е м ,

у ч а щ и е с я .

и с п ол ьзуя

т е к с т ы

художественных

произведений,

аргументируют свои ответы, делают

в ы в о д ы

д л я

д о к а з а т е л ь с т в а

выдвинутой гипотезы.

Раздел 5. Загадки

русского слова.

Лексика. Фразеология.

5

4

4

4

Работа

с

толковым

словарём

С

О ж е г о в а ,

с л о в а р ё м

ж и в о г о

великорусского

языка

В.

И.

Даля,

работа

с

текстами,

ролевая

игра.

Составление текста по слову, анализ

и

просмотр

текстов.

Составление

этимологического

словаря.

Анализ

текста.. Сочинение грамматической

сказки.

Составление

проекта

по

слову..

Выступление

п е р ед

у ч а щ и м и с я . .

И з у ч а е т с я

специализированная

литература

по

этимологии слов,

Раздел 6. Секреты

морфологии и

синтаксиса

3

4

5

5

Раб от а

с

т екст ами,

О тл и ч и е

г р а м м а т и ч е с к и х

о м о н и м о в .

Сопоставление омонимичных частей

речи

частей

речи.

Сравнительный

а н а л и з

с л о в о с о ч е т а н и й

и

п р е д л о ж е н и й .

Н а х о ж д е н и е

г р а м м а т и ч е с к о й

о с н о в ы

предложения

,

определения

типа

предложений

по наличию главнфх

членов

предложения.

Составление

проекта. Решение лингвистических

п р и м е р о в

и

з а д ач .

Р е ш е н и е

кроссвордов. На последнем занятии

п р о в о д и т с я

м о н и т о р и н г ,

подтверждающий знания, умения и

навыки, которые получили дети на

занятиях.

Раздел 7. Служебные

части речи.

2

2

3

3

Работ а

с

д е ф о рм и р о ва н н ы м и

текстами,

ролевая

игра.

анализ

и

просмотр

текстов.

Сочинение

грамматической сказки. Составление

проекта.

Сравнение

конструкций

с

предлогом и без предлога, Решение

лингвистических задач.

Раздел 8. Речевая

культура.

2

3

4

4

Знакомство

с

трудами

Ф.И.

Б у с л а е в а ,

К Д . У ш и н с к о г о ,

С . И . О ж е г о в а ,

Л . В . Щ е р б ы ,

В . В . В и н о г р а д о в а ,

А . М .

Пешковского.

Работа

с

текстами..

А н а л и з

т е к с т а .

С о ч и н е н и е

г р а м м а т и ч е с к о й

А н а л и з

художественного текста, гахождение

изобразительно

выразительных

средств

языка..

Составлять

проект.

Выступление на публике. Анализ и

просмотр текстов;

Раздел 9. Стили речи.

2

2

2

2

Работа с текстами разных типов и

стилей

речи.

Определение

стиля

речи

по

характерным

языковым

особенностям.

Создание

текстов

определённого стиля и типа речи.

Защита проектов. Создание текстов

разных жанров.

Раздел 10. Ораторское

искусство.

4

5

5

5

Ораторское

искусство

Ро ссии.

Анализ

системы

о р ат о р с ко го

и с к у с с т в а

в

Ро с с и и .

Т р уд ы

М .Ус ачё ва ,

М . В . Л о м о н о с о в а ,

М.М.Сперанского.

Сравнительный

а н а л и з .

А н а л и з

т е к с т о в .

Выступление перед публикой.



В раздел образования