Автор: Галиева Светлана Яковлевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 6 им. М. А Киняшова г. Благовещенска РБ
Населённый пункт: города Благовещенск Республики Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса .
Тема: "Юные лингвисты"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени М.А.Киняшова города Благовещенска
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМС
Руководитель ____________
_____
Н.И. Якупова /
ФИО
Протокол №___________
«___» ____________
2019 г.
Согласовано
Заместитель директора по ВР
_____
/Т. С. Быкова
/
ФИО
«___» ____________
2019г.
Утверждаю
Директор
МОБУ СОШ №6
_____
/Н.М. Машкина/
ФИО
Приказ №____________
«___» ______ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по русскому языку «Юные лингвисты »
уровень реализации программы: основное общее образование
срок реализации программы: 2019- 2020 учебный год
разработана на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов
М.М. Разумовской. - М:Просвещение.- 2012 год.
составитель: Галиева С. Я.
Год составления программы: 2020 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмо-
ции;
-
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочув-
ствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять сте-
пень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в дру-
гую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных комму-
никативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельно-
сти;
-
задавать вопросы.
Предметные результаты:
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме,
достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных це-
лях в устной и письменной форме
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологи-
ческий, синтаксически разбор;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре,
о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимо-
связи с другими языками.
- уметь различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль тек-
ста; опознавать языковые единицы; проводить различные виды их анализа;
-владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое)
- понимание роли русского языка как национального языка русского народа, го-
сударственного языка Российской Федерации и средства межнационального об-
щения;
- осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера
и ситуация речевого общения;
- знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы; - знание осо-
бенностей основных жанров научного, публицистического, официально-дело-
вого стилей и разговорной речи;
- знание признаков текста и его функционально-смысловых типов (повествова-
ния, описания, рассуждения);
- знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лекси-
ческие, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого
этикета;
- умение различать разговорную речь, научный, публицистический, офици-
ально-деловой стили, язык художественной литературы;
- умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой
тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культур-
ным компонентом;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель,
тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справоч-
ной литературой;
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо,
заявление);
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Раздел 1. Язык и речь. Форма организации: лекция; беседа, практические за-
нятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных ма-
териалов, пословиц и поговорок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная
работа (групповая).
Вид деятельности: работа с текстами, ролевая игра. Составление текста по по -
словице или поговорке. Составление этимологического словаря. Анализ текста
сказки. Сочинение грамматической сказки. Составление проекта.
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнооб -
разными словарями; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство со-
общения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в сло-
весных произведениях результатов познания мира и самопознания человека,
нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества.
Чудо из чудес Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и
поговорки о родном языке. О слове. История некоторых слов.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов
Работа с этимологическим словарём. Рассматривается понятие «этимология»,
строение словарной статьи
этимологического словаря. Работа с различными
этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников
слова.
. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются
интерактивные тренажеры,. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа
(индивидуальная.
Вид деятельности: работа с орфоэпическим словарём., работа с текстами, роле-
вая игра. Выполнение фонетического разбора слов. Составлять текст по посло -
вице или поговорке. Составление этимологического словаря. Анализ текста
сказки. Сочинение грамматической сказки. Сравнительный анализ словосочета -
ний и предложений. Выступать на публике.
Секреты устной речи. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?. Использование зна-
ков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»
Хитрый звук «йот». Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной
речи Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
Раздел 3. Загадки русского словообразования. Форма организации: беседа,
лекциия, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидакти -
ческих и раздаточных материалов, кроссвордов, головоломок, сказок. Индивиду-
альная и групповая форма работы.
анализ и просмотр текстов;
Вид деятельности: работа с текстами, ролевая игра. Составление словообразо-
вательных цепочек. Работа со словообразовательным словарём Тихонова. Со-
ставление этимологического словаря. Анализ текста. Сочинение грамматиче-
ской сказки. Составление проекта. Выступление на публике. Работа с этимоло-
гическим словарём.
Морфемика. Словообразование. Этимология. О чём рассказывает словооб-
разовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокорен-
ных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав
слова
Этимология слов. Работа с этимологическим словарём.
Сказочные превращения. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого
раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства
массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 4. Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация.
Форма организации: беседа, лекция ; защита проектов, практические занятия с
элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материа-
лов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, голово-
ломок, сказок.
Вид деятельности: работа с текстами, ролевая игра. Составление предложений
Составление этимологического словаря. Анализ текста сказки. Сочинение грам-
матической сказки. Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Со-
ставлять проект. Выступать на публике. Проводятся исследования данных тем,
учащиеся.
используя
тексты
художественных
произведений,
аргументируют
свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунк -
туационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут
– умом. Тайны письма. Бенефис знаний.
Проще простого или сложнее сложного.
Прямой порядок слов. Инверсия. Ис-
пользование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительно -
сти речи. Актуальное членение.
Согласуй меня и помни. Составление текстов с согласованием названий горо-
дов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик,
административно-территориальных единиц и астрономических названий. Рабо-
та над проектом. (Вид деятельности: выбор темы, алгоритма выполнения рабо-
ты, сбор материала).
Раздел 5. Загадки русского слова. Лексика. Фразеология. Форма организа-
ции: лекции; устный журнал, беседа, практические занятия с элементами игр и
игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и пого-
ворок, сказок.; инсценирование отрывков из художественных произведений.
Вид деятельности: работа с толковым словарём С Ожегова, словарём живого
великорусского языка В. И. Даля, работа с текстами, ролевая игра. Составление
текста по слову анализ и просмотр текстов. Составление этимологического сло -
варя. Анализ текста.. Сочинение грамматической сказки. Составлять проект. Вы-
ступать на публике. Изучается специализированная литература по этимологии
слов,
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова од-
нозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях
словесности.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художествен-
ных произведениях.
Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы,
их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афориз-
мов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обога-
щению словарного запаса учащихся. На какие группы делится словарный состав
русского языка
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произве -
дениях. Лабораторная работа.
Раздел 6. Секреты морфологии и синтаксиса. Форма организации: беседа,
лекция; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидакти-
ческих и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,
ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. использование интерактивного тре-
нажёра. Групповая работа.
Вид деятельности: работа с текстами, . Составление этимологического словаря.
Сочинение грамматической сказки. Сравнительный анализ словосочетаний и
предложений. Составлять проект. Выступать на публике. анализ и просмотр тек-
стов; Решение лингвистических примеров и задач. Решение кроссвордов. На
последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и
навыки, которые получили дети на занятиях.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и
его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Наречие. Слова категории состояния. Наречие как часть речи. Работа с де-
формированными текстами. Лингвистическое лото.
Образование бывает разным. Способы образования наречий. Разряд, стано-
вись в ряд!. Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Узнай меня по
суффиксу. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия
в загадках.. Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с
текстом. Игра «Кто быстрее?».
Затруднительное состояние. Слова категории состояния: их виды и примене-
ние. Дидактические упражнения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мони-
торинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии
и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных.
Раздел 7. Служебные части речи.. Форма организации: лекции; практические
занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материала. Вид деятельности: работа с деформированными текстами, сравне-
ние конструкций с предлогом и без предлога, .анализ и просмотр текстов. Сочи-
нение грамматической сказки. Составление проекта.
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Роль предлога в речи и в
тексте. Работа с текстом. Употреби меня со словом.
Конструкции с предлогом и
без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями.
Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях остро-
вов, гор, местностей, транспортных средств..
То же, так же иль за то? (Правописание союзов. Дидактические игры с союза-
ми.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»). Соединю простое в сложное.
(Роль союзов в тексте. Построение текстов.)
Уточню, укажу, на вопрос отвечу. (Разряды частиц. Игры на внимание.). Не
могу не знать = я знаю! (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восста-
новление деформированного текста)
Раздел 8. Речевая культура. Форма организации:
беседа, устный журнал,
лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидакти -
ческих и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,
ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. Индивидуальные выступления уча-
щихся.
Вид деятельности: анализ текста, определение изобразительно – выразитель-
ных средств языка, работа с текстами, работа с орфоэпическим и орфографиче -
скими словарями. . Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Со-
ставление проектов. Выступление на публике с рефератами. Анализ и просмотр
текстов;
Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой
культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожего-
ва, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономер-
ность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в
жизни, формирование чувства уместности высказывания.
Форма занятия: викторина.
Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуника-
тивный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка
высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расшире -
ние знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями
«орфоэпия»,
«орфография».
Обучение
правильному
произношению
слов,
соблюдая орфоэпические нормы. Старое и новое в слове. Народное слово в ли-
тературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Рече-
вой этикет. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации
этикетных форм.
Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи".
Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.
Раздел 9. Стили речи. Форма организации: лекции; беседа, практические за-
нятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных ма-
териалов, пословиц. Самостоятельная работа ( индивидуальная и групповая).
Вид деятельности: работа с текстами, определение типа и стиля текста, Созда-
ние текста предложенного типа и стиля речи.. Составлять текст по пословице
или
поговорке..
Анализ
текста.
Сочинение
грамматической
сказки
.Защита
проектов.
«Стильная речь». Функциональные разновидности языка, их особенности. Кон-
курс вежливых.
Типы речи или типы в речи. Работа с текстами, определение типов речи. Итого-
вое занятие за год. Защита проекта.
Раздел 10. Ораторское искусство. Форма организации: устный журнал,
лек-
ции; беседа, практические занятия, турнир.Самостоятельная работа (индивиду-
альная и групповая форма работы).Вид деятельности: работа с текстами. Ана-
лиз текста. Составление и защита проектов. Выступление на публике.
Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публич-
ная речь.
Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории
слушателей. Навыки и умения оратора. Ораторское искусство России. Анализ
системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова,
М.М.Сперанского.
Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов ра-
боты кружка.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выби-
рается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности учащихся
Раздел (ч.)
Класс (ч.)
Основные виды учебной
деятельности учащихся
5
6
7
8
Раздел 1. Язык и речь.
7
6
5
4
Работа с толковым словарём. Работа
с
т е к с т а м и ,
р о л е в а я
и г р а .
Составление
текста
по
пословице
и л и
п о го во р ке .
С о с т а в л е н и е
этимологического
словаря.
Анализ
т е к с т а
с к а з к и .
С о ч и н е н и е
грамматической сказки. Составление
проекта.
с а м о с т о я т е л ь н а я
р а б о т а
(индивидуальная
и
групповая)
по
работе с разнообразными словарями;
само стоятельное
с о с т а в л е н и е
кроссвордов,
шарад,
р е бу с о в .
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст. Работать в команде.
Раздел 2. Фонетика.
Интонация.
5
4
3
3
Анализировать
слова,
требующие
обращения
к
о р ф о э п и ч е с к и м
словарям..
Группировать
слова
в
з а в и с и м о с т и
о т
о р ф о г р а м м .
Выполнять
фонетический
разбор
слов. Давать характеристику звукам.
Подсчитывать
количество
звуков
и
б у к в
в
с л о в а х .
С о ч и н я т ь
г р а м м а т и ч е с к у ю
с к а з к у .
В ы р а з и т е л ь н о е
ч т е н и е
художественных
произведений.
А н а л и з и р о в ат ь
в ы с т у п л е н и я
одноклассников,
высказывать
свою
точку зрения.
Раздел 3. Загадки
русского
словообразования.
6
7
7
6
П о д б о р
с л о в
к
словообразовательным
моделям.
Выполнение
морфемного
разбора
с л о в а .
. Р а б о т а
с
т е к с т а м и . .
Составление
словообразовательных
ц е п о ч е к .
Р а б о т а
с о
словообразовательным
словарём
Т и х о н о в а .
С о с т а в л е н и е
этимологического
словаря.
Анализ
текста.
Сочинение
грамматической
сказки.
Составление
проекта
И н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о
составлению
словообразовательных
цепочек.. Работа с этимологическим
словарём
Раздел 4. Секреты
письменной речи.
Графика. Орфография.
Пунктуация
4
4
3
3
Работа
с
текстами.
Составление
предложений.
Анализ
текста
без
з н а к о в
п р е п и н а н и я .
.
С р а в н и т е л ь н ы й
а н а л и з
словосочетаний
и
предложений.
Составление проекта «Роль знаков
препинания».
Проводятся
и с с л е д о в а н и я
д а н н ы х
т е м ,
у ч а щ и е с я .
и с п ол ьзуя
т е к с т ы
художественных
произведений,
аргументируют свои ответы, делают
в ы в о д ы
д л я
д о к а з а т е л ь с т в а
выдвинутой гипотезы.
Раздел 5. Загадки
русского слова.
Лексика. Фразеология.
5
4
4
4
Работа
с
толковым
словарём
С
О ж е г о в а ,
с л о в а р ё м
ж и в о г о
великорусского
языка
В.
И.
Даля,
работа
с
текстами,
ролевая
игра.
Составление текста по слову, анализ
и
просмотр
текстов.
Составление
этимологического
словаря.
Анализ
текста.. Сочинение грамматической
сказки.
Составление
проекта
по
слову..
Выступление
п е р ед
у ч а щ и м и с я . .
И з у ч а е т с я
специализированная
литература
по
этимологии слов,
Раздел 6. Секреты
морфологии и
синтаксиса
3
4
5
5
Раб от а
с
т екст ами,
О тл и ч и е
г р а м м а т и ч е с к и х
о м о н и м о в .
Сопоставление омонимичных частей
речи
частей
речи.
Сравнительный
а н а л и з
с л о в о с о ч е т а н и й
и
п р е д л о ж е н и й .
Н а х о ж д е н и е
г р а м м а т и ч е с к о й
о с н о в ы
предложения
,
определения
типа
предложений
по наличию главнфх
членов
предложения.
Составление
проекта. Решение лингвистических
п р и м е р о в
и
з а д ач .
Р е ш е н и е
кроссвордов. На последнем занятии
п р о в о д и т с я
м о н и т о р и н г ,
подтверждающий знания, умения и
навыки, которые получили дети на
занятиях.
Раздел 7. Служебные
части речи.
2
2
3
3
Работ а
с
д е ф о рм и р о ва н н ы м и
текстами,
ролевая
игра.
анализ
и
просмотр
текстов.
Сочинение
грамматической сказки. Составление
проекта.
Сравнение
конструкций
с
предлогом и без предлога, Решение
лингвистических задач.
Раздел 8. Речевая
культура.
2
3
4
4
Знакомство
с
трудами
Ф.И.
Б у с л а е в а ,
К Д . У ш и н с к о г о ,
С . И . О ж е г о в а ,
Л . В . Щ е р б ы ,
В . В . В и н о г р а д о в а ,
А . М .
Пешковского.
Работа
с
текстами..
А н а л и з
т е к с т а .
С о ч и н е н и е
г р а м м а т и ч е с к о й
А н а л и з
художественного текста, гахождение
изобразительно
–
выразительных
средств
языка..
Составлять
проект.
Выступление на публике. Анализ и
просмотр текстов;
Раздел 9. Стили речи.
2
2
2
2
Работа с текстами разных типов и
стилей
речи.
Определение
стиля
речи
по
характерным
языковым
особенностям.
Создание
текстов
определённого стиля и типа речи.
Защита проектов. Создание текстов
разных жанров.
Раздел 10. Ораторское
искусство.
4
5
5
5
Ораторское
искусство
Ро ссии.
Анализ
системы
о р ат о р с ко го
и с к у с с т в а
в
Ро с с и и .
Т р уд ы
М .Ус ачё ва ,
М . В . Л о м о н о с о в а ,
М.М.Сперанского.
Сравнительный
а н а л и з .
А н а л и з
т е к с т о в .
Выступление перед публикой.