Автор: Корнеева Наталья Кирилловна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: " Педагогическое взаимодействие на уроках иностранного языка как важное условие личностно-ориентированного обучения"
Раздел: среднее образование
Педагогическое взаимодействие на уроках английского языка как
важное условие личностно-ориентированного обучения.
Современная система школьного образования находится в стадии обновления
как структуры школы, так и содержания преподавания. Смена парадигмы
современного
образования
—
гуманизации
всех
сфер
жизнедеятельности
человека — делает актуальной проблему развития личности. Педагогическое
взаимодействие –
это
такой
процесс,
который
происходит
между
воспитателем
и
воспитанником
в
ходе
учебно-воспитательной
работы
и
направлен
на
развитие
личности
ребенка.
В
его
основе
лежит,
главным
образом,
сотрудничество,
которое
является
началом
социальной
жизни
человечества. Как же реализуется педагогическое взаимодействие на уроках
иностранного языка в современной школе?
Цель данной технологии - создать условия для личностного саморазвития,
осознания самих себя и своего места в мире, понимание других людей,
закономерностей мира.
Используемые учителем при этом методы обучения:
- создают атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно и
свободно и испытывает потребность практически использовать ИЯ;
- затрагивают личность ученика в целом, вовлекают в учебный процесс его
эмоции, чувства и ощущения, стимулируют его речевые, когнитивные,
творческие способности;
- активизируют деятельность школьника, делая его главным действующим
лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими
участниками этого процесса, и стимулируя его (школьника) к текстовой
деятельности на изучаемом языке.
- создают ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;
- предусматривают различные формы работы в классе: индивидуальную,
групповую, коллективную, в полной мере стимулирующих активность
обучаемых, их самостоятельность и творчество
.
На каждом этапе урока действия учителя и учащихся должны быть
согласованы. Например, если учитель начинает со стандартной речевой
зарядки, повторяющейся из урока в урок, из класса в класс, или с
формального опроса домашнего задания, то это будет нарушать
взаимодействие с учащимися, поскольку не способствует созданию ситуации,
в которой обучаемые будут чувствовать и осознавать потребность в
приобретении иноязычных знаний, навыков и умений. Но если действия
учителя в самом начале урока будут направлены на передачу его
эмоционального состояния (радость от встречи с учениками, от предстоящего
общения с ними), на использование речевого материала, связанного с личным
опытом и контекстом деятельности школьников, нужного для урока, то они
будут мотивировать предстоящую деятельность учащихся, формировать их
положительный настрой на восприятие и усвоение последующего учебного
содержания.
По мнению Е.И. Пассова, начало урока должно вводить учеников в
атмосферу иноязычного общения. Не случайно, используемый для этой цели
вид работы называется речевой зарядкой. Необходимо, чтобы речевая зарядка
была подобрана с учетом интересов учащихся, содержала элемент новизны
Если на улице прекрасная весенняя погода, мы, желая поделиться своими
чувствами скажем: «Какая чудесная погода сегодня. Правда, немного
жарко…». Так возникает контакт.
В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает
организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры,
совместно-распределенная деятельность, работа в триадах, группах, тренинг-
классах. При этом сотрудничество предполагает прежде всего
взаимодействие самих учеников. В образовательном процессе создается
ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия,
усложняется и его общая схема.
Особо следует отметить групповую работу. Именно она является основной
формой реализации педагогического взаимодействия на уроках иностранного
языка.
Интервью. Общим признаком этой группы приемов оказывается задача
опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем,
чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для
этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу,
фиксируют ответы в записной книжке и так далее. Разновидностью этой
работы является «интервью» с «известным человеком», где остальные
участники группы являются « репортёрами».
Банк информации. Общая особенность этой группы приемов заключается в
том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом
информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими
школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает
всю сумму знаний. Например, такая форма групповой работы целесообразно
использовать при изучении достопримечательностей страны изучаемого
языка.
Групповые решения. Этот прием имеет чаще всего форму телепередачи
“Брейн ринг”. Класс делится на несколько групп школьников, которые вместе
готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и
докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию,
сообразительность, чувство юмора.
Команды Деление класса на команды рассчитано на выполнение
коммуникативных задач в виде конкурсов, соревнований и викторин.
Соревновательные коллективные формы давно пользуются популярностью,
но интенсивные методы расставили в них иные акценты: не только и не
столько языковой материал, а прежде всего задачи общения являются их
предметом. Это такие командные игры как «КВН», интеллектуальные
турниры.
Одним из способов вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на
уроке английского языка является работа в парах.
Парная работа – это форма коллективной работы, в рамках которой участники
решают поставленную задачу, взаимодействуя друг с другом посредством
изучаемого языка. Парами осуществляется работа с диалогами на разные
темы «В магазине», « За столом», « Город» и т.д.
Для учеников начальной школы именно игровая деятельность является
ведущей – на уроках (даже самых насыщенных) им скучно, они быстро
устают, но стоит только сказать «Let’s play», как их глаза загораются, они
снова увлечены занятием. Это не случайно. Ведь дети порой не осознают,
что, играя на уроке, они учатся, отрабатывают и закрепляют нужный педагогу
лексико-грамматический материал.
В своей педагогической деятельности я использую игру достаточно часто,
особенно в начальной школе. Изучение нового материала, обобщение
изученного, подготовка к контрольной работе – все это воспринимается
учениками намного легче именно в игровой форме.
Приведу примеры несколько примеры игр, которые особенно нравятся
младшим школьникам.
Snowball.
Игроки по очереди называют слова по теме, каждый раз повторяя все
сказанные до них слова ( можно передавая друг другу мяч). Если ученики
готовы к говорению, можно составлять групповой рассказ. Эту игру провожу,
как правило, на этапе формирования лексических навыков практически на
любую тему.
«Крестики-Нолики»
Эту игру любят все маленькие дети. Для ее проведения класс делится на две
команды, выбираются капитаны. На доске нарисована таблица из девяти
квадратиков, как в известной нам игре.
Одна команда называется «Крестики», другая — «Нолики». Одной клетке
таблицы
соответствует
одно
задание,
которое
выполняют
обе
команды.
Победителем
объявляется
та
команда,
которая
правильнее,
лучше
или
быстрее выполнит задание. Она ставит в клеточку свой знак.
В
конце
урока
подводятся
итоги.
Команда,
которая
имеет
больше
соответствующих знаков, объявляется победителем.
Таким
образом, педагогическая
мастерская
-эта
форма
диалога
детей
и
взрослых,
который
создает
условия
для
восхождения
к
новым
знаниям,
новым открытиям. Эта форма отношений, в которой ученики и учитель
чувствуют себя уникальными личностями, творцами.
Список использованной литературы
1. Ариан М. А. Пути совершенствования профессиональной компетенции
учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2003.— № 1.
— С. 86–87 2. Никитенко З. Н. Подходы к обучению иностранным языкам
сегодня // Английский язык: Приложение к газете „Первое сентября“.— 2009.
— № 19.— С. 19–20. 3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным
языкам в школе: б-ка учителя иностр. яз.— М.: Просвещение, 1991.— С. 41.
4.
Эстетическое
воспитание
как
метод
обучения
иностранному
языку
в
средней школе // Английский язык: Приложение к газете „Первое сентября“.
—2006.— № 19.— С. 34–35.