Автор: Митинкова Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 22"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Однородные члены предложения УМК "Перспектива"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Однородные члены предложения.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формировать представление об однородных членах предложения.
Задачи:
формировать умение находить однородные члены предложения;
расширять знания о знаках препинания в предложениях с однородными
членами, связанными союзами и интонаций;
развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
развивать
умение
анализировать,
классифицировать,
формулировать
вывод.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Применяемые
методики,
технологии
и
системы:
проблемное
обучение,
развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: магнитная
доска,
проектор,
экран,
карточки
с
заданиями,
алгоритм, схемы.
1.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Урок русского языка.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что
этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам
и удач.
- Прочитайте слова.
«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»
- Как вы понимаете эти слова?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в
сундучок, а когда нужно, достаём и используем в жизни.
2.
Актуализация знаний (игровая технология, индивидуальная работа).
1.
Разминка. Игра «Лови ошибку».
- Ребята, я предлагаю сыграть в игру «Лови ошибку». Если я произношу
предложение
правильно,
то
вы
молча
соглашаетесь
со
мной.
Если
услышали ошибку, поймайте её хлопком.
- «Д, ц, щ» - это согласные буквы.
- Слова вода, водитель, водяной – это однокоренные слова.
- Звуки б, р, з – звонкие согласные звуки.
- Подлежащее – это главный член предложения.
- Сказуемое – это второстепенный член предложения.
- Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу.
- Подлежащее и сказуемое являются второстепенными членами.
- Предложение «Зима пришла» является распространённым.
- Что повторили благодаря игре?
- Все эти знания помогут сегодня вам на уроке.
2.
Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Подпишите число. Классная работа.
- Назовите слово с непроизносимой согласной (двадцать), с проверяемой
безударной
гласной (восьмое,
ноября),
с
непроверяемой
безударной
гласной (ноября, работа).
- Какие ещё правила встретились? (ь – показатель мягкости, удвоенная
согласная)
- А мы с вами выполним минутку чистописания. Посмотрите на доску.
рр оа зс
- Сравните группы букв. Чем они похожи?
- Какая группа букв лишняя? Обоснуйте свой ответ.
- Что можете сказать о паре букв зс?
- Напишите строчку до конца.
- Какое слово можно составить из букв, используя гласные и согласные, у
которых звонкие звуки? (роза)
Роза, розочка, розарий.
- Прочитайте слова по слогам. Какое слово вам не знакомо? (розарий)
- Где можно найти его значение?
- Прочитай …, что такое розарий?
- Ребята, узнав значение слова «розарий», скажите, что объединяет эти
слова?
– Как пишется корень в однокоренных слова? Выделите корень.
- Назовите слово, в котором безударная гласная находится в корне
- В какой части слова находится безударная гласная во втором слове?
3.
Постановка темы, учебной задачи.
Работа в паре – задание на листочке.
- Поработайте в паре. Прочитайте задание.
- Что значит, разобрать по членам предложения?
Составьте предложение. Запишите его в тетрадь и разберите по
членам предложения.
В, розы, корзинке, красные, лежали, жёлтые.
- Кто справился, найдите в словах правила.
- В каких словах спрятались правила? Объясните.
- Какое предложение у вас получилось?
- Назовите главные члены предложения.
- Назовите словосочетания.
-
Проверьте
мою
запись
предложения. (В
предложении
не
хватает
запятых)
В корзинке лежали красные жёлтые розы
- Почему вы решили, что нужна запятая?
- Назовите однородные члены.
- Докажите, что это однородные члены.
- Каким членом предложения они являются?
- Как исправить ошибку в предложении?
- В письменной речи между однородными членами ставится запятая.
В корзинке лежали красные, жёлтые розы.
- А как в устной речи мы показываем однородные члены? (интонацией
перечисления)
- Кто сможет прочитать правильно предложение?
- Проверьте схему данного предложения. (слайд 9)
- Какая схема подойдёт? (вторая)
- Оцените свою работу в паре.
- Подведём итог. Что мы знаем об однородных членах?
- Как вы думаете, мы всё узнали про однородные члены?
- Сформулируйте тему урока: «Однородные члены предложения».
- Поставьте перед собой задачи урока, чему будем учиться?
4. Физминутка для глаз.
5.
Открытие новых знаний.
- Сегодня мы продолжим изучать однородные члены, будем расставлять
знаки препинания при однородных членах и познакомимся с интересным
союзом.
- Вернёмся к нашему предложению.
В корзинке лежали красные, жёлтые розы.
- Как вы думаете, какой союз можно поставить между однородными
членами? (и)
- Прочитайте предложение с союзом и.
- Какие союзы вы ещё знаете? (а,но)
- Попробуйте заменить союзом а, союзом но.
- Получились предложения? Как вы думаете, почему?
- Назовите значение союза и.
- Назовите значение союзов а, но.
-
Вспомните,
когда
ставятся
запятые
при
однородных
членах
предложения.
Найдите ошибки в схемах, исправьте их.
, , ,
и
а ,
, но
- Чем похожи схемы?
- Только ли второстепенные члены могут быть однородными?
- Об этом надо помнить при составлении схемы предложения.
Самостоятельная работа в группах.
- Поработаем в группе.
Постановка проблемы.
- Я приготовила вам предложения. Прочитайте их.
- Какой союз вам встретился? (да)
-
Работая
в
группе, вам
нужно
определить
значение
союза да.
Внимательно читайте алгоритм.
1 группа
На вершине холма шумели сосны да ели.
Алгоритм.
1.
Найдите однородные члены предложения.
2.
Попробуйте заменить союз да на известные вам союзы по очереди.
3.
При помощи какого союза вы смогли заменить союз да?
4.
Значит, какое значение имеет союз да в этом предложении?
5.
Вспомните
расстановку
запятых
перед
союзами.
Нужна
ли
здесь
запятая?
6.
Составьте схему предложения на альбомном листе с союзом да.
2 группа
Солнце светит ярко да не греет.
Алгоритм.
Проверка работы в группе.
Ситуация противоречий.
- В каком значении употребляется союз да? (каждая группа называет
свой вариант ответа)
- Давайте разберёмся, кто же прав?
- 1 группа прочитайте предложение.
- Каким союзом заменили союз да? (и)
- Прочитайте предложение с союзом и.
- В каком значении использован союз да.
- Ребята, ответы совпадают, может быть, тогда остальные ошиблись?
- Прочитайте предложение 2 группа.
- А вы каким союзом заменили союз да?
- Какое же здесь значение у союза да?
- Сделайте самостоятельно вывод о союзе да.
- 1 группа покажите ваши схемы.
- Кто сможет объяснить, почему здесь не нужна запятая? Показать да(и)
- Правильно ли записано 2-ое предложение?
- 2 группа покажите ваши схемы.
- Обобщим. Что вы узнали о союзе да?
6.
Физминутка
7. Первичное закрепление.
- Давайте повторим. Посмотрите на таблицу. Что вы можете рассказать о
союзе да? (значение, постановка запятых)
- Самостоятельная работа с проверкой. Кто поработает у доски?
Спиши предложения. Верно расставь знаки препинания. Составь
схему предложения.
Белка
сидит
на
дереве
да
грызёт
орешки.
На
севере
деревья
растут медленно да вырастают крепкими.
Взаимопроверка. (на доске)
Доп-но
По уровню сложности (у детей кружки на партах):
жёлтый – упр.156 из учебника
белый – карточка
Вместо
точек
вставить
союзы
и
расставить
нужные
знаки
препинания.
Списать,
подчеркнуть
однородные
члены
предложения.
Составить схему предложения.
Над цветами кружатся золотые пчёлы … жадно пьют сладкий
мёд. Белочка приуныла … вдруг заметила у лесной сторожки птичий
домик.
- Для чего используют однородные члены в речи? (чтобы избежать
речевых ошибок, чтобы речь была красивая, яркая)
7.
Рефлексия, итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Могу ли я сказать, что союз да хитрый союз?
- В чём его хитрость?
- Пригодятся ли вам эти знания? Если да, то где? - Подберите имена
прилагательные к слову урок, так, чтобы они помогли охарактеризовать
наш урок?
Д/з упр. 155