Автор: Осипова Валентина Анатольевна
Должность: МБОУ"СОШ№1"
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№1"
Населённый пункт: г.Губкинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Вёрстка газеты. Работа с деформированным текстом"
Раздел: начальное образование
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4 КЛАСС
ТЕМА: Деловая игра «Вёрстка газеты». Деформированный текст.
ЦЕЛИ: сформировать представление о макете газеты, её вёрстке; конструировать
предложения из слов, текст из предложений; учиться работать с источниками информации;
закреплять навыки работы в группах.
ЗАДАЧИ:
активизировать интерес к периодическим изданиям и профессиям людей,
занятых в них; формировать умение работать с информацией; развивать устную и
письменную речь, познавательную активность учащихся; пополнять словарный запас
учащихся; способствовать развитию творческой активности и инициативы и умению
работать в группе; отстаивать своё мнение, выслушивая другие; воспитывать уважение к
людям разных профессий.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация; тексты, заголовки; солнышки, тучки; задания для
групповой работы; клей, словарь Ожегова.
Ход урока
1.
Организация внимания(1 минута)
- Сейчас у нас с вами урок развития речи, на котором мы будем вновь наблюдать, что-то
сравнивать, анализировать, обобщать.
- К нам пришли гости, поприветствуйте их, пожалуйста. Они посмотрят, как мы с вами
умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли.
-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, у вас хорошее
настроение ,потому что оно всегда помогает справиться с любой задачей и добиться
хороших результатов.
2.Деление на группы (2 минуты)
-Прошу всех выйти к доске. Ребята, перед началом урока ,прежде чем зайти в класс, вы
взяли карточку с номером. Покажите у кого карточка с №1. Пересаживаемся за стол , на
котором лежит синий квадрат.( Аналогично №2- жёлтый квадрат, №3 – зелёный квадрат,
№4- красный квадрат).
- Чему учились?
- Сразу определяем координатора своей группы. Какова его роль? (Распределяет
обязанности в группе)
-Давайте повторим с вами правила работы в группе.
Правила работы в группе:
1.Работать дружно, не ссориться, каждый
имеет право на ответ.
2.Работать тихо, не мешая другим группам.
3.Уважительно слушать другие группы,
не перебивая отвечающего.
4.Все дополнения только после полного
ответа группы.
- Кто- то что-то хочет добавить?
3. Определение темы урока (5 минут)
- Сейчас я попрошу координаторов выйти к доске и перевернуть цветную карточку
,показав её всем присутствующим.
-Какое слово получается? ( Текст). (Вывешивают слово на доску.)
-Что же такое текст? (Это высказывание, состоящее из двух или нескольких
предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с
другом по смыслу. Текст можно озаглавить)
- Внимание, на экран. Разгадайте ребус. Вам нужно составить слово, взяв только первые
слоги слов. Что получилось? ( Газета) (Вывешиваю это слово на доску)
- А что такое газета? ( Ответы учеников)
- А сейчас найдите это слово в словаре Ожегова и сравните свои высказывания.
Газета – это печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о
текущих событиях. Одно из основных средств массовой информации.
- Сформулируйте тему урока. ( Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы с вами будем верстать газету. Как вы понимаете слово «верстать»?
(Ответы детей)
-Сравните свои высказывания с лексическим значением в словаре.
-Верстать – располагать типографский набор на страницах газеты.
-
У вас на партах лежат тучки и шарики. (Приложение 1)
- Напишите от своей группы, что вы ожидаете (шарики) от урока, чего опасаетесь (тучки).
На эту работу я вам даю 2 минуты.
-Группы показали свою готовность .Озвучьте, что вы написали.
4. Дополнительный материал, блиц - турнир
-Прежде, чем приступим к вёрстке газеты, прошу ознакомиться с дополнительным
материалом, прочитав который, вы узнаете, почему газету назвали газетой. Читайте очень
внимательно. На эту работу я вам даю 2 минуты. ( Приложение 2)
-Группы показали свою готовность.
Блиц- турнир
- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы « Блиц- турнира», который поможет
узнать, насколько хорошо вы поняли то, что прочитали. Гости включаются в работу.
- Отвечайте быстро и чётко (вопросы задаю по группам)
1. Какой газета была вначале? (Устной)
2. Что появилось на главной площади одного из городов Древнего Китая вместо глашатая?
(Доска, стенная газета)
3. В каком городе газета получила своё имя и в виде чего там выпускали газету? (В
Венеции, рукописный листок)
4. Что обозначало слово газетта? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Из текста
читают)
5. Когда и при ком в России появилась первая рукописная газета? (При царе Алексее
Михайловиче, в 70 годах XVII века)
6. Как она называлась? (Куранты)
( 1 минута)
4. Вёрстка газеты
- Вы мне не подскажете, как газета попадает к нам в руки?
- Кто знает, где начинает свой путь газета? (В редакции)
-Ребята, сегодня наш класс превращается в редакцию газеты. В редакции работает 4
отдела-группы. Нам предстоит с вами активно поработать и сверстать «свежий» номер
газеты.
- Как вы думаете, кто участвует в её создании?
Игра « Наборщики»
- Как вы думаете, кто такие наборщики в газете, какова их роль?
- Прочитайте задание. (Составить из данных слов предложения, вставляя
пропущенные буквы).
Д.лгожданная , наступила ,весна.
По, небу, лё.кие , голубому ,пуш.стые, плывут, обл.ка.
Чист ,воздух, и, свеж.
По.вилась, тра.ка, шелковистая.
Мне, это, нравится ,года ,время!
На, зацв.ли, проталинах ,п.дснежники, синие.
-На этот вид работы я вам даю 2 минуты.
-Группы показали свою готовность. Проверяем.
-Следующее задание для наборщиков. Читаем. (Составить текст из данных
предложений).
-Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст.
-На этот вид работы я вам даю 2 минуты.
-Группы показали свою готовность. Проверяем.
- С чего начинается любая газета? (С названия.)
-Определив тему текста, вы получите название своей газеты.
-Следующее задание. (Определить тему текста и её основную мысль. Запишите её
ниже текста).
-На этот вид работы я вам даю 3 минуты.
-Группы показали свою готовность. Проверяем.
- Чему учились, выполняя данные виды работы?
Игра « Редакторы - корректоры»
-
Как вы думаете, кто такие редакторы, корректоры в газете и какова их роль?
Пользуясь памяткой работы над ошибками, объяcните правописание слов с
пропущенными буквами.( Спрашиваю по группам)
-Чему учились?
Игра « Корреспонденты»
-
Как вы думаете, кто такие корреспонденты в газете и какова их роль? (Слайд)
-Внимание на экран. (Задайте по тексту вопрос, который поможет определить,
насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.)
-На этот вид работы я вам даю 2 минуты.
-Группы показали свою готовность. Проверяем.
-Ваш вопрос. Ваш ответ. Вывод. (Микрофон в руке. Вопрос 1 гр. к 3 гр. и наоборот;
вопрос 4 гр. ко 2 гр. и наоборот)
-Чему учились, выполняя данный вид работы?
Игра « Декораторы»
- Как вы думаете, кто такие декораторы в газете и какова их роль?
-Наши фотокорреспонденты поработали заранее. Вы видите результаты их работы.
( картинки о весне)
- Каждая группа, используя собранный материал, картинки , должны выпустить газету.
-На этот вид работы я вам даю 5 минут.
-Группы показали свою готовность. Координаторы выходят к доске и показывают то , что
у вас получилось. (Защита газеты). Прикрепляют к доске
5. Рефлексия
-А сейчас вернёмся к нашим опасениям и ожиданиям (шарики, тучки)
- Подтвердились ли они?
-Что удивило вас сегодня на уроке?
- Закончите, пожалуйста, предложения
-В каждой группе лежит вот такой оценочный лист.
- Оцените свою работу на уроке.
-Урок окончен.
-Всем огромное спасибо за такую слаженную и эффективную работу!!!