Автор: Ильинская Ирина Валеривна
Должность: доцент кафедры НООиСП
Учебное заведение: Череповецкий государственный университет
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Формирование этнической толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Формирование этнической толерантности у младших школьников во
внеурочной деятельности
Толерантность
является
той
культурной
направленностью,
отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране,
семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого
таких
человеческих
качеств,
как
ответственность,
доброжелательность,
сдержанность,
терпимость.
К
сожалению,
дух
нетерпимости
к
другой
культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать
в обществе. Не является исключением и школа.
Практически любая школа города или села поликультурна, в детских
коллективах воспитываются дети разных национальностей.
Учителя
подчас
не
могут
решить
проблемы,
возникающие
из-за
несформированности
у
детей
толерантности
или
уже
сформированной
интолерантности.
Филосовскому аспекту феномена толерантности посвящены труды
А.А. Акуловой, Н.А. Золотухиной, М.С. Каган, В.А. Лекторского, К.Г.
Гусаевой, Е.В. Магомедовой и др.
Общетеоретические
положения
проблемы
формирования
толерантности
рассмотрены
в
научных
трудах
Р.Р.
Валитовой,
З.Т.
Гасанова,
Д.М.
Маллаева,
И.И.
Серовой,
С.К.
Бондыревой,
Л.М.
Дробижевой, А.Н. Нюдюрмагомедова и др.
В
контексте
этнокультурного
образования,
этнопедагогики,
этнопсихологии педагогами - теоретиками B.C. Агеевым, Г.Н. Волковым,
А.И.
Доронченковым,
В.Г.
Крысько,
О.Д.
Мукаевой,
А.Б.
Панькиным,
Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, М.Г. Тайчиновым и другими теоретиками
рассматривалась проблематика межэтнического взаимодействия.
Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в
условиях
полиэтничности,
многоязычия
и
поликультурности
и
полиментальности населения России не может не приобретать характер
поликультурного
образования.
Важным
этапом
этого
образования
послужили
школа
В.С.
Библера
«Школа
диалога
культур»
и
гуманно-
личностная технология Ш.А. Амонашвили и др.
В
настоящее
время
одной
из
важнейших
проблем
воспитания
является формирование личности человека как носителя гуманистических,
толерантных
идей
в
системе
межэтнических
отношений.
Значительная
роль
в
решении
этой
проблемы
принадлежит
школе
как
важнейшему
институту социализации личности [53].
Теме воспитания толерантности у школьников и студентов отнесены
публикации
A.M.
Байбакова,
С.Ю.
Ивановой,
И.В.
Круговой,
М.А.
Перепелицыной, П.Н. Степанова и др.
Вопросы межнациональных отношений рассматривались и ранее в
педагогической,
психологической
литературе.
В
трудах
Н.К.
Крупской,
В.А. Сухомлинского, A.C. Макаренко был выдвинут целый ряд положений
об интернациональном воспитании подрастающего поколения, которые не
утратили своей актуальности и в современных условиях.
Толерантность - многосмысловое понятие. Оно объединяет в себе
смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдержать нечто) и
терпения,
терпимости
(как
следствие
осознанного
выбора
и
атрибут
воспитания).
В
"Философском
энциклопедическом
словаре"
(М.,
1997)
оно
определяется как "терпимость к иного рода взглядам". Таковая является
"признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных
позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не
боится
сравнения
с
другой
точкой
зрения
и
не
избегает
духовной
конкуренции". Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об
активной позиции личности в таких процессах, как: познание и признание
своего
"Я"
(позиций,
взглядов,
мировоззрения)
и
позиции
другого
(гностический
уровень);
определение
тактики
поведения
и
диалога
с
другими
(конструктивный
уровень);
взаимодействие
с
другими
при
абсолютной
автоматизации
(быть
с
другими
и
сохранять
свое
"Я")
(деятельностный
уровень);
анализ
результатов
взаимодействия
(аналитико-результативный уровень).
Актуальность формирования толерантности определяется тем, что
при
ее
отсутствии
в
поведении
человека
возникает
не
пустота,
а
противоположные черты - агрессивность, жестокость, насилие.
В
основе
толерантности
личности
-
самоуважение,
чувство
собственного
достоинства,
отсутствие
комплекса
неполноценности.
Следовательно,
формированию
этих
качеств
должно
способствовать
воспитанию в духе толерантности.
Философ Ю. А. Шнайдер отмечал, что толерантность - это, в первую
очередь,
воспитанность,
требующая
самоограничения
и
позволяющая
относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного. В основе
воспитания
заложена
идея
добровольно,
осознанно
выбираемого
отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом
случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного
(воспитателя)
к
более
слабому
(воспитаннику),
что
включает
умение
управлять
своим
собственным
поведением
и
обучение
воспитанника
с
помощью "образца" или "образца своего поведения .
В современной педагогике нет однозначного определения термина
«внеурочная деятельность», чаще всего он упоминается как внеклассная
работа.
В
педагогическом
словаре
под
редакцией
И.
К.
Каирова
термин
«внеклассная
работа»
интерпретируется
как,
организованные
и
целенаправленные
занятия
с
учащимися,
проводимые
школой
во
внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков,
развития
самостоятельности,
индивидуальных
способностей
и
склонностей
учащихся,
а
также
удовлетворения
их
интересов
и
обеспечения разумного отдыха. Внеклассная работа ведется на основании
самостоятельности
и
добровольности
учащихся.
При
определении
направления
работы
учитываются:
возраст,
умственное
и
физическое
развитие школьника.
Внеклассная работа предполагает деятельность вне класса. Подобная
деятельность может осуществляться как с целым классом детей, так и с
группой детей из разных классов и проходить вне стен школы. Поэтому
будет
целесообразнее
заменить
термин
«внеклассная
работа»
на
«внеурочная деятельность».
Внеурочная
деятельность
носит
добровольный
характер,
не
ограничена
временем,
способствует
развитию
познавательных
способностей
и
наклонностей
учеников,
учитель
при
этом
свободен
в
выборе содержания внеклассной работы.
В
осуществлении
внеурочной
деятельности
можно
выделить
два
направления:
а)
Расширение
исторических
знаний,
приобретаемых
на
уроках, б). Получение новых знаний краеведческого характера.
Второе направление связано с «оживлением» исторического материала
путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города,
улиц, зданий; культурного прошлого родного края.
Внеурочная деятельность в школе протекает в разных формах. Одна из
ее
форм
-
массовая
работа,
которая
дает
возможность
охватить
сразу
большое количество учащихся. Массовые формы - это вечера, олимпиады,
викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи,
встречи с участниками исторических событий и др. Групповые формы
внеурочной
деятельности
-
кружки,
общества,
экскурсии,
походы,
экспедиции, лектории и многое другое.
Многие исследователи подчеркивали , что кружок является наиболее
гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром
целого ряда внеклассных мероприятий .
Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок
позволяет
сочетать
и
использовать
разнообразные
формы
внеурочной
деятельности.
В качестве критериев сформированности этнической толерантности
можно
выделить
когнитивный,
эмоциональный
и
деятельностный
критериии
Формирование этнической толерантности у младших школьников во
внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих
педагогических условий: 1)Проведение этических
бесед
на темы по
проблеме терпимого отношения друг к другу.
2)
Использование
заданий
по
изучению
культуры,
традиций,
обычаев
различных народов мира.
3)Проведение
массовых
мероприятий,
связанных
с
проблемой
толерантности