Напоминание

Формирование этнической толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности


Автор: Ильинская Ирина Валеривна
Должность: доцент кафедры НООиСП
Учебное заведение: Череповецкий государственный университет
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Формирование этнической толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование этнической толерантности у младших школьников во

внеурочной деятельности

Толерантность

является

той

культурной

направленностью,

отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране,

семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого

таких

человеческих

качеств,

как

ответственность,

доброжелательность,

сдержанность,

терпимость.

К

сожалению,

дух

нетерпимости

к

другой

культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать

в обществе. Не является исключением и школа.

Практически любая школа города или села поликультурна, в детских

коллективах воспитываются дети разных национальностей.

Учителя

подчас

не

могут

решить

проблемы,

возникающие

из-за

несформированности

у

детей

толерантности

или

уже

сформированной

интолерантности.

Филосовскому аспекту феномена толерантности посвящены труды

А.А. Акуловой, Н.А. Золотухиной, М.С. Каган, В.А. Лекторского, К.Г.

Гусаевой, Е.В. Магомедовой и др.

Общетеоретические

положения

проблемы

формирования

толерантности

рассмотрены

в

научных

трудах

Р.Р.

Валитовой,

З.Т.

Гасанова,

Д.М.

Маллаева,

И.И.

Серовой,

С.К.

Бондыревой,

Л.М.

Дробижевой, А.Н. Нюдюрмагомедова и др.

В

контексте

этнокультурного

образования,

этнопедагогики,

этнопсихологии педагогами - теоретиками B.C. Агеевым, Г.Н. Волковым,

А.И.

Доронченковым,

В.Г.

Крысько,

О.Д.

Мукаевой,

А.Б.

Панькиным,

Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, М.Г. Тайчиновым и другими теоретиками

рассматривалась проблематика межэтнического взаимодействия.

Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в

условиях

полиэтничности,

многоязычия

и

поликультурности

и

полиментальности населения России не может не приобретать характер

поликультурного

образования.

Важным

этапом

этого

образования

послужили

школа

В.С.

Библера

«Школа

диалога

культур»

и

гуманно-

личностная технология Ш.А. Амонашвили и др.

В

настоящее

время

одной

из

важнейших

проблем

воспитания

является формирование личности человека как носителя гуманистических,

толерантных

идей

в

системе

межэтнических

отношений.

Значительная

роль

в

решении

этой

проблемы

принадлежит

школе

как

важнейшему

институту социализации личности [53].

Теме воспитания толерантности у школьников и студентов отнесены

публикации

A.M.

Байбакова,

С.Ю.

Ивановой,

И.В.

Круговой,

М.А.

Перепелицыной, П.Н. Степанова и др.

Вопросы межнациональных отношений рассматривались и ранее в

педагогической,

психологической

литературе.

В

трудах

Н.К.

Крупской,

В.А. Сухомлинского, A.C. Макаренко был выдвинут целый ряд положений

об интернациональном воспитании подрастающего поколения, которые не

утратили своей актуальности и в современных условиях.

Толерантность - многосмысловое понятие. Оно объединяет в себе

смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдержать нечто) и

терпения,

терпимости

(как

следствие

осознанного

выбора

и

атрибут

воспитания).

В

"Философском

энциклопедическом

словаре"

(М.,

1997)

оно

определяется как "терпимость к иного рода взглядам". Таковая является

"признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных

позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не

боится

сравнения

с

другой

точкой

зрения

и

не

избегает

духовной

конкуренции". Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об

активной позиции личности в таких процессах, как: познание и признание

своего

"Я"

(позиций,

взглядов,

мировоззрения)

и

позиции

другого

(гностический

уровень);

определение

тактики

поведения

и

диалога

с

другими

(конструктивный

уровень);

взаимодействие

с

другими

при

абсолютной

автоматизации

(быть

с

другими

и

сохранять

свое

"Я")

(деятельностный

уровень);

анализ

результатов

взаимодействия

(аналитико-результативный уровень).

Актуальность формирования толерантности определяется тем, что

при

ее

отсутствии

в

поведении

человека

возникает

не

пустота,

а

противоположные черты - агрессивность, жестокость, насилие.

В

основе

толерантности

личности

-

самоуважение,

чувство

собственного

достоинства,

отсутствие

комплекса

неполноценности.

Следовательно,

формированию

этих

качеств

должно

способствовать

воспитанию в духе толерантности.

Философ Ю. А. Шнайдер отмечал, что толерантность - это, в первую

очередь,

воспитанность,

требующая

самоограничения

и

позволяющая

относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного. В основе

воспитания

заложена

идея

добровольно,

осознанно

выбираемого

отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом

случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного

(воспитателя)

к

более

слабому

(воспитаннику),

что

включает

умение

управлять

своим

собственным

поведением

и

обучение

воспитанника

с

помощью "образца" или "образца своего поведения .

В современной педагогике нет однозначного определения термина

«внеурочная деятельность», чаще всего он упоминается как внеклассная

работа.

В

педагогическом

словаре

под

редакцией

И.

К.

Каирова

термин

«внеклассная

работа»

интерпретируется

как,

организованные

и

целенаправленные

занятия

с

учащимися,

проводимые

школой

во

внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков,

развития

самостоятельности,

индивидуальных

способностей

и

склонностей

учащихся,

а

также

удовлетворения

их

интересов

и

обеспечения разумного отдыха. Внеклассная работа ведется на основании

самостоятельности

и

добровольности

учащихся.

При

определении

направления

работы

учитываются:

возраст,

умственное

и

физическое

развитие школьника.

Внеклассная работа предполагает деятельность вне класса. Подобная

деятельность может осуществляться как с целым классом детей, так и с

группой детей из разных классов и проходить вне стен школы. Поэтому

будет

целесообразнее

заменить

термин

«внеклассная

работа»

на

«внеурочная деятельность».

Внеурочная

деятельность

носит

добровольный

характер,

не

ограничена

временем,

способствует

развитию

познавательных

способностей

и

наклонностей

учеников,

учитель

при

этом

свободен

в

выборе содержания внеклассной работы.

В

осуществлении

внеурочной

деятельности

можно

выделить

два

направления:

а)

Расширение

исторических

знаний,

приобретаемых

на

уроках, б). Получение новых знаний краеведческого характера.

Второе направление связано с «оживлением» исторического материала

путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города,

улиц, зданий; культурного прошлого родного края.

Внеурочная деятельность в школе протекает в разных формах. Одна из

ее

форм

-

массовая

работа,

которая

дает

возможность

охватить

сразу

большое количество учащихся. Массовые формы - это вечера, олимпиады,

викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи,

встречи с участниками исторических событий и др. Групповые формы

внеурочной

деятельности

-

кружки,

общества,

экскурсии,

походы,

экспедиции, лектории и многое другое.

Многие исследователи подчеркивали , что кружок является наиболее

гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром

целого ряда внеклассных мероприятий .

Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок

позволяет

сочетать

и

использовать

разнообразные

формы

внеурочной

деятельности.

В качестве критериев сформированности этнической толерантности

можно

выделить

когнитивный,

эмоциональный

и

деятельностный

критериии

Формирование этнической толерантности у младших школьников во

внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих

педагогических условий: 1)Проведение этических

бесед

на темы по

проблеме терпимого отношения друг к другу.

2)

Использование

заданий

по

изучению

культуры,

традиций,

обычаев

различных народов мира.

3)Проведение

массовых

мероприятий,

связанных

с

проблемой

толерантности



В раздел образования