Напоминание

Служебные части речи


Автор: Ихсанова Зарима Маратовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 135 г. Казани"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Служебные части речи
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 7 классе

на тему «Служебные части речи»

1

Слайд 1.

I.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть на уроке.

Какой сегодня день, ребята? Понедельник? А какое у вас настроение? Хотите,

я прочитаю вам стихотворение о понедельнике и о настроении?

Его написал поэт Марк Вейцман и назвал «Понедельник - день веселый».

Слайд 2

Пламенеют окна школы,

блещет вешняя вода,

Понедельник — день

тяжелый?

Не поверим никогда!

Не дадим его в обиду!

Мы довольны этим днем!

Снова что-нибудь увидим,

Снова что-нибудь поймем!

Он сулит забот немало,

Но — и света, и тепла.

От него берут начало

Все хорошие дела!

Учитель: Ребята! Сегодня обычный наш урок превратим в необычный.

Представим, что мы находимся в научной лаборатории и являемся научным

сообществом, наше сообщество состоит из трёх групп, я ваш научный

руководитель, а гости, присутствующие на уроке – это ученый совет,

оценивающий нашу работу.

Обращаться друг к другу прошу по имени отчеству. В связи с тем, что

мы работаем в одной области науки, к вам я обращаться тоже буду по имени

отчеству или словом коллеги.

Если у вас возникнут вопросы, необходимо сообщить об этом

поднятием сигнальной карточки.

Перед вами лежат листы самооценки, в которых после каждого вида

работы надо будет оценивать себя.

II этап. Актуализация знаний

Учитель: Итак, немного истории. Прочитайте текст и подумайте, о чём в нём

идёт речь.

Слайд 3

Вопрос о … – один из наиболее древних в языкознании. … были

выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э.

… русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем

Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757

году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько …

в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

2

(О частях речи).

Слайд 4 (Эталон)

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи

были выделены в Индии в V веке до н. э., в Греции в IV веке до н. э.

Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем

Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757

году. Несмотря на это, учёные ещё до сих пор не решили, сколько частей речи

в русском языке, и на основе каких признаков их следует выделять.

О частях речи.

Учитель: Какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?

Ответ (Морфология).

Учитель: Таким образом, в какой области языкознания мы будем работать?

(Ответ)

Оцените свою работу.

Ш этап. Выявление места и причины затруднения

1)

Задание для 1 группы

На какие группы делятся части речи?

(Части речи делятся на 3 группы: самостоятельные, служебные и

междометия)

2. Задание для 2 группы

Назовите самостоятельные части речи.

(Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, категория

состояния, числительное, причастие, деепричастие)

2. Задание для 3 группы

Назовите служебные части речи.

(К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы)

Cлайд 5 (таблица «Части речи»)

Оцените свою работу.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

На предыдущих уроках мы рассматривали вопросы, связанные с

самостоятельными частями речи.

А какая будет тема сегодняшнего урока?

Ответ. Тема. Служебные части речи.

3

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема. 2.

Назовите, пожалуйста, однокоренные слова к слову СЛУЖЕБНЫЙ

(Ответы: слуга, служить, прислуга, служащий, обслуживать, прислуживать)

- Каков общий корень этих слов?

- Какое общее лексическое значение этих слов?

- Почему служебные части речи так называются?

(Служебные части речи служат самостоятельным частям речи.)

- Предлагаю вам поставить цель нашего урока.

(Научиться находить служебные части речи в предложениях и текстах,

определять их роль)

- Как вы можете достигнуть поставленной цели?

(Ответы)

Слайд 6

5 этап. Реализация построения проекта

- Продолжаем работу. Нашему научному сообществу дали задание выступить

перед аудиторией и объяснить, что такое служебные части речи и какие они

выполняют функции

1.Представьте себе, что вы авторы учебника, и вам надо объяснить, что

такое служебные части речи, какие они выполняют функции. Используйте §

148.

2. Представьте себе, что вы сказочники и вам надо объяснить, что такое

служебные части речи, какие они выполняют функции. Используйте § 148.

3. Представьте себе, что вы художники и вам надо проиллюстрировать и

объяснить, что такое служебные части речи, какие они выполняют

функции. Используйте § 148.

1 группа

2 группа

3 группа

Авторы учебника

Сказочники

Художники

Не забудьте привести примеры.

Защита работ.

Оцените свою работу.

Эталон

Служебные части речи включают 3 группы слов:

4

1)

Предлоги (в,на, за, к, над, под и др.);

2)

Союзы (и, а, но, или, если, чтобы, хотя и др.)

3)

Частицы (не, ни, бы, ли, же, разве, неужели и др.)

Служебные части речи, в отличие от знаменательных, не называют предметы,

их действия, признаки и т.д.

Роль служебных частей речи

Служебные

слова

важнейшее

средство

речи,

поэтому

они

довольно

частотны. Обычно в тексте они составляют 25% от общего числа слов.

Служебные части речи выполняют следующие функции:

1)

Связывают слова и предложения: думать о каникулах, войти в класс, мороз и

солнце; Блеснула молния, и загремел гром;

2)

Передают

дополнительные

значения:

Не

ветер

бушует

над

бором…

(Н.Некрасов) – частица не выражает отрицание. Становилось всё холоднее –

частица

всё

усиливает

значение

сравнительной

степени

слова

категории

состояния холоднее

Служебные части речи не являются членами предложения, но они могут

входить в их состав.

Так, в предложении Волк не пастух отрицательная частица не входит в состав

сказуемого. Без неё предложение теряет смысл.

Служебные слова необходимы для построения предложений. Так, если из

предложения. Уважайте в себе и других человеческую личность (Д.Писарев)

убрать предлог в и союз и, оно станет бессмысленным.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней

среде.

Учитель: Сделайте вывод.

Таким образом, служебные части речи не называют предметы, их

действия, признаки, служат для связи слов и предложений, передают

дополнительные значения (частицы)

Служебные части речи не изменяются и не являются членами

предложения.

Учитель: Хорошо, молодцы!

Учитель: Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку

самооценки.

Слайд 7

Физкультминутка (музыка «Шум моря»)

Мы хорошо поработали.

5

Предлагаю отдохнуть на берегу моря

Встаньте.

Перед вами бескрайнее море.

Руки в стороны.

Чертим линию горизонта справа-налево и слева – направо.

Вот оно море!

Рисуем волны.

На волнах качается лодочка

Чертим дугу кверху,

Справа над морем вижу солнышко,

Которое ослепляет меня,

Поморгав, открываю их и

продолжаю любоваться

Безмятежным морем.

7 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Возвращаемся в нашу научную лабораторию и письменно закрепляем наши

знания.

Работа по карточкам.

Кто не знает историю Московского района!

История этого района началась с Козьей и Кизической слободы.

Название Козьей слободы пошло из-за

того, что даже самые бедные

жители держали коз.

Название же Кизической слободе дал Кизический монастырь. Он был

одним и з самых

богатых и

красивых

монастырей

нашего

города. На

кладбище при

Кизическом

монастыре

похоронены

дед

Льва

Толстого и

многие видные представители города Казани.

Задание.

Найдите служебные части речи, запишите их в таблицу.

1 группа - предлоги

2 группа – союзы

3 группа – частицы

Слайд 7(Эталон)

Предлоги

Союзы

Частицы

С, из-за, из, на, при

И, что, и

не, даже, же

Итак, работа в группах завершена. Проверьте свою работу по эталону.

Оцените свою работу.

6

Слайд 8 (синквейн)

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения

(Работа по карточкам)

1.

Прием «Синквейн»

А теперь, ребята, составим синквейн.

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка – одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5

строка

одно

слово

-

ассоциация,

резюме,

которое

дает

новую

интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня у нас прошел вводный урок по теме «Служебные части речи»

Итак,

служебные части речи –

это____________________________________________.

В отличие от самостоятельных частей речи они

не называют________________________

и не бывают________________________.

Служебные части речи в предложении употребляются только

с_________________________________________________________________

____.

Служебные части речи не

______________________________________________.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Какую пользу извлекли вы из этого урока?

- Заметили ли вы свои успехи?

10. Слайд 9. Домашнее задание.

1.Выполнить упражнение

________________________________________________

2. Прочитать главу

__________________________________________________________________

______, выписать из текста служебные части речи, определить их функцию.

3. Написать сочинение – рассуждение «Какую роль играют служебные части

речи в русском языке?»

7



В раздел образования