Автор: Ихсанова Зарима Маратовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 135 г. Казани"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Служебные части речи
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 7 классе
на тему «Служебные части речи»
1
Слайд 1.
I.
Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть на уроке.
Какой сегодня день, ребята? Понедельник? А какое у вас настроение? Хотите,
я прочитаю вам стихотворение о понедельнике и о настроении?
Его написал поэт Марк Вейцман и назвал «Понедельник - день веселый».
Слайд 2
Пламенеют окна школы,
блещет вешняя вода,
Понедельник — день
тяжелый?
Не поверим никогда!
Не дадим его в обиду!
Мы довольны этим днем!
Снова что-нибудь увидим,
Снова что-нибудь поймем!
Он сулит забот немало,
Но — и света, и тепла.
От него берут начало
Все хорошие дела!
Учитель: Ребята! Сегодня обычный наш урок превратим в необычный.
Представим, что мы находимся в научной лаборатории и являемся научным
сообществом, наше сообщество состоит из трёх групп, я ваш научный
руководитель, а гости, присутствующие на уроке – это ученый совет,
оценивающий нашу работу.
Обращаться друг к другу прошу по имени отчеству. В связи с тем, что
мы работаем в одной области науки, к вам я обращаться тоже буду по имени
отчеству или словом коллеги.
Если у вас возникнут вопросы, необходимо сообщить об этом
поднятием сигнальной карточки.
Перед вами лежат листы самооценки, в которых после каждого вида
работы надо будет оценивать себя.
II этап. Актуализация знаний
Учитель: Итак, немного истории. Прочитайте текст и подумайте, о чём в нём
идёт речь.
Слайд 3
Вопрос о … – один из наиболее древних в языкознании. … были
выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э.
… русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем
Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757
году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько …
в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.
2
(О частях речи).
Слайд 4 (Эталон)
Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи
были выделены в Индии в V веке до н. э., в Греции в IV веке до н. э.
Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем
Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757
году. Несмотря на это, учёные ещё до сих пор не решили, сколько частей речи
в русском языке, и на основе каких признаков их следует выделять.
О частях речи.
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?
Ответ (Морфология).
Учитель: Таким образом, в какой области языкознания мы будем работать?
(Ответ)
Оцените свою работу.
Ш этап. Выявление места и причины затруднения
1)
Задание для 1 группы
На какие группы делятся части речи?
(Части речи делятся на 3 группы: самостоятельные, служебные и
междометия)
2. Задание для 2 группы
Назовите самостоятельные части речи.
(Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, категория
состояния, числительное, причастие, деепричастие)
2. Задание для 3 группы
Назовите служебные части речи.
(К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы)
Cлайд 5 (таблица «Части речи»)
Оцените свою работу.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения
На предыдущих уроках мы рассматривали вопросы, связанные с
самостоятельными частями речи.
А какая будет тема сегодняшнего урока?
Ответ. Тема. Служебные части речи.
3
Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема. 2.
Назовите, пожалуйста, однокоренные слова к слову СЛУЖЕБНЫЙ
(Ответы: слуга, служить, прислуга, служащий, обслуживать, прислуживать)
- Каков общий корень этих слов?
- Какое общее лексическое значение этих слов?
- Почему служебные части речи так называются?
(Служебные части речи служат самостоятельным частям речи.)
- Предлагаю вам поставить цель нашего урока.
(Научиться находить служебные части речи в предложениях и текстах,
определять их роль)
- Как вы можете достигнуть поставленной цели?
(Ответы)
Слайд 6
5 этап. Реализация построения проекта
- Продолжаем работу. Нашему научному сообществу дали задание выступить
перед аудиторией и объяснить, что такое служебные части речи и какие они
выполняют функции
1.Представьте себе, что вы авторы учебника, и вам надо объяснить, что
такое служебные части речи, какие они выполняют функции. Используйте §
148.
2. Представьте себе, что вы сказочники и вам надо объяснить, что такое
служебные части речи, какие они выполняют функции. Используйте § 148.
3. Представьте себе, что вы художники и вам надо проиллюстрировать и
объяснить, что такое служебные части речи, какие они выполняют
функции. Используйте § 148.
1 группа
2 группа
3 группа
Авторы учебника
Сказочники
Художники
Не забудьте привести примеры.
Защита работ.
Оцените свою работу.
Эталон
Служебные части речи включают 3 группы слов:
4
1)
Предлоги (в,на, за, к, над, под и др.);
2)
Союзы (и, а, но, или, если, чтобы, хотя и др.)
3)
Частицы (не, ни, бы, ли, же, разве, неужели и др.)
Служебные части речи, в отличие от знаменательных, не называют предметы,
их действия, признаки и т.д.
Роль служебных частей речи
Служебные
слова
–
важнейшее
средство
речи,
поэтому
они
довольно
частотны. Обычно в тексте они составляют 25% от общего числа слов.
Служебные части речи выполняют следующие функции:
1)
Связывают слова и предложения: думать о каникулах, войти в класс, мороз и
солнце; Блеснула молния, и загремел гром;
2)
Передают
дополнительные
значения:
Не
ветер
бушует
над
бором…
(Н.Некрасов) – частица не выражает отрицание. Становилось всё холоднее –
частица
всё
усиливает
значение
сравнительной
степени
слова
категории
состояния холоднее
Служебные части речи не являются членами предложения, но они могут
входить в их состав.
Так, в предложении Волк не пастух отрицательная частица не входит в состав
сказуемого. Без неё предложение теряет смысл.
Служебные слова необходимы для построения предложений. Так, если из
предложения. Уважайте в себе и других человеческую личность (Д.Писарев)
убрать предлог в и союз и, оно станет бессмысленным.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней
среде.
Учитель: Сделайте вывод.
Таким образом, служебные части речи не называют предметы, их
действия, признаки, служат для связи слов и предложений, передают
дополнительные значения (частицы)
Служебные части речи не изменяются и не являются членами
предложения.
Учитель: Хорошо, молодцы!
Учитель: Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку
самооценки.
Слайд 7
Физкультминутка (музыка «Шум моря»)
Мы хорошо поработали.
5
Предлагаю отдохнуть на берегу моря
Встаньте.
Перед вами бескрайнее море.
Руки в стороны.
Чертим линию горизонта справа-налево и слева – направо.
Вот оно море!
Рисуем волны.
На волнах качается лодочка
Чертим дугу кверху,
Справа над морем вижу солнышко,
Которое ослепляет меня,
Поморгав, открываю их и
продолжаю любоваться
Безмятежным морем.
7 этап
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Возвращаемся в нашу научную лабораторию и письменно закрепляем наши
знания.
Работа по карточкам.
Кто не знает историю Московского района!
История этого района началась с Козьей и Кизической слободы.
Название Козьей слободы пошло из-за
того, что даже самые бедные
жители держали коз.
Название же Кизической слободе дал Кизический монастырь. Он был
одним и з самых
богатых и
красивых
монастырей
нашего
города. На
кладбище при
Кизическом
монастыре
похоронены
дед
Льва
Толстого и
многие видные представители города Казани.
Задание.
Найдите служебные части речи, запишите их в таблицу.
1 группа - предлоги
2 группа – союзы
3 группа – частицы
Слайд 7(Эталон)
Предлоги
Союзы
Частицы
С, из-за, из, на, при
И, что, и
не, даже, же
Итак, работа в группах завершена. Проверьте свою работу по эталону.
Оцените свою работу.
6
Слайд 8 (синквейн)
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения
(Работа по карточкам)
1.
Прием «Синквейн»
А теперь, ребята, составим синквейн.
Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:
1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.
4 строка – одно предложение, выражающее свое отношение к теме.
5
строка
–
одно
слово
-
ассоциация,
резюме,
которое
дает
новую
интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня у нас прошел вводный урок по теме «Служебные части речи»
Итак,
служебные части речи –
это____________________________________________.
В отличие от самостоятельных частей речи они
не называют________________________
и не бывают________________________.
Служебные части речи в предложении употребляются только
с_________________________________________________________________
____.
Служебные части речи не
______________________________________________.
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Какую пользу извлекли вы из этого урока?
- Заметили ли вы свои успехи?
10. Слайд 9. Домашнее задание.
1.Выполнить упражнение
________________________________________________
2. Прочитать главу
__________________________________________________________________
______, выписать из текста служебные части речи, определить их функцию.
3. Написать сочинение – рассуждение «Какую роль играют служебные части
речи в русском языке?»
7