Напоминание

Медлительный ребёнок. Советы родителям.


Автор: Михеева Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Медлительный ребёнок. Советы родителям.
Раздел: начальное образование





Назад




Некоторые дети все делают очень медленно. Хорошо это или плохо? Хорошо

тем, что обычно такие дети отличаются тщательностью и аккуратностью.

Плохо

тем,

что

медлительность

мешает

взаимодействию

с

окружающими:

долго готовится к уроку, опаздывает, долго одевается, не успевает за классом на уроке.

Родители раздражаются за долгое выполнение домашней работы. Копушу всегда хочется

подгонять: быстрее, быстрее... Правильно ли это? - Не вполне.

Если есть дети шустрые, то есть и другие - замедленные. Это естественная

особенность ребенка, и сердиться на нее не совсем правильно. Более того, когда вы

ругаетесь и требуете от ребенка "Ну быстрее же, быстрее!", ребенок только отвлекается на

вас, сбивается и делает еще более медленно. Не ругайтесь и не дергайте ребенка, это не

помогает.

Часто бывает: ребенок делает и так все медленно, а если вы злитесь и его

подгоняете, то делает еще медленнее, как будто назло, как будто специально! - Верно,

ребенок же не глупее вас? Если вы сердите его, он злится на вас и делает вам назло. И что

теперь? Сердиться все равно бессмысленно, от этого война только усилится. 6-7-летние

дети практически не видят разницы между "быстро" и "медленно" и работают в том

ритме, который для них естественный. Относитесь к этому спокойно, но не бездействуйте:

медлительность ребенка значит только то, что и для вас, и для ребенка будет больше

дополнительной работы. Какой работы? Что нужно делать?

Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут любые, начиная

от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений придерживайтесь определённой

последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно. Все упражнения начинайте не

быстро,

чтобы

у

ребенка

все

получалось,

в

середине

можете

весело

ускориться,

но

заканчивайте снова не быстро: у ребенка всегда должно оставаться ощущение успеха.

Все важные дела, которые ребенок должен хорошо делать, делайте вместе с

ним - до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо. Нужно завязывать

шнурки - начинайте делать это раньше. Покажите, как это делается, после чего он должен

сделать это сам. Не получается - пусть тренируется (не торопясь) раз за разом. И это

нужно делать день за днем до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать

все, что нужно - так, как нужно.

Если ребенок рядом с вами занимается делом, например, уроками, не торопите

его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение,

торопите:

"Так,

быстренько

расскажи

мне

правило".

Тем

более

не

остроумно,

не

дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: "Опять не выучил".

Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного

больше времени.

Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но перерывы занимайте другой

разумной активностью. Там, где другой ребенок будет непрерывно заниматься 30 минут,

копуше

лучше

уже

через

15-20

минут

сделать

перерыв.

Но

в

перерыве

пусть

он

подвигается физически: вместе с вами сделает несколько упражнений или снова займется

пальчиковой гимнастикой.

Учите ребенка не скорости, а точности и четкости. Чаще делайте что-то с ним

вместе, следя за тем, чтобы ребенок все делал максимально четко, точно, последовательно,

так как вы сказали,

и, не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть

четким и точным.

Ребенок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети

рождаются с разными темпераментами, но "темперамента копуши" нет. Копушами - не

рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют

такое поведение. Зачем ребенку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда

можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя все сделают?

Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они наши

любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собранно и быстро.

Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в

какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.

Другое дело, что бывают копуши настоящие, а бывают - копуши специально.

Копуша специально, это ребенок, который бывает вполне себе шустрым, но рядом с вами

и в каком-то определенном деле вдруг становится копушей. Действительно, важный

вопрос по поводу медлительности ребенка: "Ребенок не может быстрее или - не хочет"?

Ваш ребенок действительно медленный или сообразительный, который медлит вам назло,

медлит, когда ему надо? В большинстве случаев разница хорошо видна: если не может, он

медлительный всегда, а если сообразительный, то - избирательно. Например, если в школу

собирается

медленно

и

уроки

пишет

сонно,

а

за

компьютер

ныряет

быстро

и

там

пальчиками перебирает быстро - у вас не копуша, а ребенок сообразительный.

Сообразительные копуши повзрослее уже знают научные обоснования своего

права делать так, как им удобно. Вполне убежденно и энергично вам расскажут: «Я так не

могу, ну что вы кричите… Я все забыл! У меня не получается! Не торопите меня, я

теряюсь… Я не могу, когда вы меня подгоняете, я могу только когда медленно. Вы не

учитываете мой характер и темперамент. Я флегматик с элементами меланхолика. А в

книжках пишут, что темперамент не меняется, мама!» Есть дети, которые от жизненных

проблем легко уходят в "поболеть". Такой ребенок уходит в свое право быть копушей и

тормозом, когда ему это выгодно.

И что делать с такими сообразительными? Любопытно, что рекомендации

будут похожими.

Не ругайтесь и не обвиняйте в обмане и ловкачестве: ничего не докажете, а

отношения подпортятся. Сделайте вид, что вы верите, что ваш ребенок просто не умеет

делать все так, как нужно, и начните его этому учить: так медленно, как ему необходимо,

но так неотвратимо, как выберете вы. Скорее всего, вы станете не самым интересным

эпизодом его жизни, и если ребенок поймет, что единственный шанс вырваться от вашей

заботы на свободу - начать делать так, как вы заботливо учите, то он так делать и начнет. И

это будет достаточно быстро.

И какая разница, специально или не специально он раньше копался? Научите

ребенка чувствовать радость от четкого, быстрого выполнения задач. В такой атмосфере

любая медлительность со временем просто исчезнет, за ненужностью.

Медлительность

-

это

не

приговор!

Ребенка

можно

и

нужно

научить

действовать бодро и энергично!



В раздел образования