Автор: Михеева Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Медлительный ребёнок. Советы родителям.
Раздел: начальное образование
Некоторые дети все делают очень медленно. Хорошо это или плохо? Хорошо
тем, что обычно такие дети отличаются тщательностью и аккуратностью.
Плохо
тем,
что
медлительность
мешает
взаимодействию
с
окружающими:
долго готовится к уроку, опаздывает, долго одевается, не успевает за классом на уроке.
Родители раздражаются за долгое выполнение домашней работы. Копушу всегда хочется
подгонять: быстрее, быстрее... Правильно ли это? - Не вполне.
Если есть дети шустрые, то есть и другие - замедленные. Это естественная
особенность ребенка, и сердиться на нее не совсем правильно. Более того, когда вы
ругаетесь и требуете от ребенка "Ну быстрее же, быстрее!", ребенок только отвлекается на
вас, сбивается и делает еще более медленно. Не ругайтесь и не дергайте ребенка, это не
помогает.
Часто бывает: ребенок делает и так все медленно, а если вы злитесь и его
подгоняете, то делает еще медленнее, как будто назло, как будто специально! - Верно,
ребенок же не глупее вас? Если вы сердите его, он злится на вас и делает вам назло. И что
теперь? Сердиться все равно бессмысленно, от этого война только усилится. 6-7-летние
дети практически не видят разницы между "быстро" и "медленно" и работают в том
ритме, который для них естественный. Относитесь к этому спокойно, но не бездействуйте:
медлительность ребенка значит только то, что и для вас, и для ребенка будет больше
дополнительной работы. Какой работы? Что нужно делать?
Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут любые, начиная
от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений придерживайтесь определённой
последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно. Все упражнения начинайте не
быстро,
чтобы
у
ребенка
все
получалось,
в
середине
можете
весело
ускориться,
но
заканчивайте снова не быстро: у ребенка всегда должно оставаться ощущение успеха.
Все важные дела, которые ребенок должен хорошо делать, делайте вместе с
ним - до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо. Нужно завязывать
шнурки - начинайте делать это раньше. Покажите, как это делается, после чего он должен
сделать это сам. Не получается - пусть тренируется (не торопясь) раз за разом. И это
нужно делать день за днем до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать
все, что нужно - так, как нужно.
Если ребенок рядом с вами занимается делом, например, уроками, не торопите
его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение,
торопите:
"Так,
быстренько
расскажи
мне
правило".
Тем
более
не
остроумно,
не
дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: "Опять не выучил".
Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного
больше времени.
Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но перерывы занимайте другой
разумной активностью. Там, где другой ребенок будет непрерывно заниматься 30 минут,
копуше
лучше
уже
через
15-20
минут
сделать
перерыв.
Но
в
перерыве
пусть
он
подвигается физически: вместе с вами сделает несколько упражнений или снова займется
пальчиковой гимнастикой.
Учите ребенка не скорости, а точности и четкости. Чаще делайте что-то с ним
вместе, следя за тем, чтобы ребенок все делал максимально четко, точно, последовательно,
так как вы сказали,
и, не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть
четким и точным.
Ребенок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети
рождаются с разными темпераментами, но "темперамента копуши" нет. Копушами - не
рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют
такое поведение. Зачем ребенку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда
можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя все сделают?
Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они наши
любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собранно и быстро.
Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в
какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.
Другое дело, что бывают копуши настоящие, а бывают - копуши специально.
Копуша специально, это ребенок, который бывает вполне себе шустрым, но рядом с вами
и в каком-то определенном деле вдруг становится копушей. Действительно, важный
вопрос по поводу медлительности ребенка: "Ребенок не может быстрее или - не хочет"?
Ваш ребенок действительно медленный или сообразительный, который медлит вам назло,
медлит, когда ему надо? В большинстве случаев разница хорошо видна: если не может, он
медлительный всегда, а если сообразительный, то - избирательно. Например, если в школу
собирается
медленно
и
уроки
пишет
сонно,
а
за
компьютер
ныряет
быстро
и
там
пальчиками перебирает быстро - у вас не копуша, а ребенок сообразительный.
Сообразительные копуши повзрослее уже знают научные обоснования своего
права делать так, как им удобно. Вполне убежденно и энергично вам расскажут: «Я так не
могу, ну что вы кричите… Я все забыл! У меня не получается! Не торопите меня, я
теряюсь… Я не могу, когда вы меня подгоняете, я могу только когда медленно. Вы не
учитываете мой характер и темперамент. Я флегматик с элементами меланхолика. А в
книжках пишут, что темперамент не меняется, мама!» Есть дети, которые от жизненных
проблем легко уходят в "поболеть". Такой ребенок уходит в свое право быть копушей и
тормозом, когда ему это выгодно.
И что делать с такими сообразительными? Любопытно, что рекомендации
будут похожими.
Не ругайтесь и не обвиняйте в обмане и ловкачестве: ничего не докажете, а
отношения подпортятся. Сделайте вид, что вы верите, что ваш ребенок просто не умеет
делать все так, как нужно, и начните его этому учить: так медленно, как ему необходимо,
но так неотвратимо, как выберете вы. Скорее всего, вы станете не самым интересным
эпизодом его жизни, и если ребенок поймет, что единственный шанс вырваться от вашей
заботы на свободу - начать делать так, как вы заботливо учите, то он так делать и начнет. И
это будет достаточно быстро.
И какая разница, специально или не специально он раньше копался? Научите
ребенка чувствовать радость от четкого, быстрого выполнения задач. В такой атмосфере
любая медлительность со временем просто исчезнет, за ненужностью.
Медлительность
-
это
не
приговор!
Ребенка
можно
и
нужно
научить
действовать бодро и энергично!