Напоминание

"Методика обучению строевым упражнениям на занятиях физической культуры в средней группе"


Автор: Демидова Маргарита Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ НШДС №62
Населённый пункт: Московская область г.Ногинск
Наименование материала: Реферат
Тема: "Методика обучению строевым упражнениям на занятиях физической культуры в средней группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика обучению строевым упражнениям на

занятиях физической культуры в средней группе

Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно - подготовительной, основной и

заключительной. Задачи этой части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной

настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных

навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части

занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие

воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, связанные с ориентировкой в пространстве

и в коллективе, не требующие много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые

— различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием

направления, сменой ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и

маленький круги, колонны и т. п.; ходьба различных видов и в целях профилактики плоскостопия — на

пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и другие упражнения. Заканчивается

вводная часть построением детей в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т. п., что служит переходом к

обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия. Продолжительность

этой части в младшей группе от 2 до 4 мин, в средней — от 3 до 5 мин, в старших группах — от 4 до 6

мин. Продолжительность вводно-подготовительной части может быть в младших группах от 3 до 4 мин, в

средней — от 4 до 6 мин, в старших — от 5 до 10 мин.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста на занятиях физической культуры основную

роль играет гимнастика. Упражнения, входящие в основную гимнастику, влияют на формирование

правильной осанки, двигательных навыков, общей координации движений и развитие физических

качеств. Содержание основной гимнастики составляют следующие движения: Основные - ходьба, бег,

прыжки, метание, лазанье и упражнения, развивающие способность поддерживать равновесие. Все эти

упражнения могут проводиться в зависимости от задач с использованием мелких и крупных

физкультурных пособий (обручи, скакалки, мячи и др., трибуны для лазанья, цели для метания, стойки

для прыжков и др.).

Строевые упражнения: различные построения — в круг, колонну по одному, шеренгу и т. п.,

перестроения — из колонны по одному в колонну по два, по три и т. п., размыкания, смыкания и

повороты. Все эти упражнения содействуют воспитанию правильной осанки у детей, развитию внимания,

ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, дисциплины. Общеразвивающие

упражнения используются в целях развития и укрепления отдельных групп мышц, воспитания

правильной осанки. Упражнения оказывают обще физиологическое воздействие на организм и

способствуют совершенствованию координации движений и ориентировки в пространстве. Они

выполняются с предметами - флажками, палками, обручами, лентами и т. п. и без них.

Ходьба — основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических

движений. «При обыкновенной ходьбе передвигаемая—вперед нога становится на почву пяткой, а затем

при передвижении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стопы. При

ходьбе ребенка необходимо наблюдать за положением груди: она должна быть направлена вперед;

необходимо также устранить все препятствия для дыхательных движений нижней ее части. Голова

должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию» .

Ребенок пятого года жизни, особенно во второй половине, постепенно приобретает в процессе обучения

навык правильной осанки, большую согласованность движений рук и ног, большую свободу

ориентировки в пространстве, изменении направления. Правильная обычная походка характеризуется

следующими признаками: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи развернуты, живот

подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль пути на 2—3 м от ног). Дыхание ритмичное,

спокойное, через нос. Шаги равные, в определенном направлении и ритме, координация движений рук и

ног правильная.

Учитывая возрастные возможности детей, воспитатель предъявляет более высокие требования к качеству

движений. Закрепляются и совершенствуются навыки ходьбы, приобретенные в предыдущей группе;

чередуется ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. п. Все дети уже могут быть ведущими и

ориентироваться в пространстве по заданию воспитателя и самостоя- тельно. Хорошая координация

движения рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: Поэтому детям дают

упражнения в беге через начерченные линии, кружки, а также в быстром беге с увертыванием и ловлей.

Ребенок 5 лет в основном овладевает техникой бега, хотя в деталях не достигает достаточной четкости.

При обучении , внимание обращается на совершенствование деталей техники бега, его легкости и

скорости.

Физические упражнения -- основное специфическое средство физического воспитания. Физические

упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое

состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового

воспитания, а также развитию психических качеств.

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют

воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки,

чувства ритма и темпа.

Строевые упражнения - совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю,

Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также

содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.

Ниже перечислены основные понятия, которые используются в строевых упражнениях:

Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным

ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди

руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один

шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга -- строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, на

расстоянии не менее одного шага от стены, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги - правая и левая оконечности строя.

Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу, на дистанции вытянутой

вперед руки.

Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним

Размыкание - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя.

В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения (в колонну по одному, парами, в одну

шеренгу, в круг ,в несколько кругов, врассыпную), умения быстро строиться и перестраиваться не только

на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.

Дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения

целесообразно использовать естественные ориентиры - архитектурные детали помещения, предметы в

зале, стационарную разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут

быть и сами дети - направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту

ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».

При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения.

Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает

пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо».

В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и

перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.

Построение в колонну

Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от

верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от

направляющего. Таким образом, все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения

воспитателя.

Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.

Указания: «Станьте прямо». «Плечи расправьте», «Голову выше», «Поставьте пятки вместе, носки

врозь!». Для проверки дистанции: «Руки вперед-ставь!»,

«Руки – опустить!».

Построение в шеренгу

Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну.

В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не

мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.

Указания: «По носкам-равняйсь!». Сначала строятся в одном месте, затем - в любом.

Игры для закрепления: «Перелет птиц», «Два мороза» и др.

Построения в пары

По распоряжению воспитателя «Станьте в пары!» каждый ребенок находит себе партнера и оба встают в

указанное место. Когда все пары займут места в строю, инструктор предлагает опустить руки и

подравняться, смотря в затылок предыдущему. По команде «Разойдись!» все ходят или бегают.

Повторяется несколько раз.

.

Построение в круг

Стоят один возле другого на интервал между локтевыми суставами, равном ширине ладони, лицом к

центру, приняв основную стойку. Для проверки расстояния между детьми при построении в круг,

инструктор предлагает взяться за руки и поднять их в стороны. При построении нескольких кругов

используются ориентиры разных цветов.

Игры: «Пузырь», «Теремок», «Карусель», «Ровным кругом» и др.

Построение врассыпную

Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий:

вытянув руки вперед и в сторону, не задевать друг друга.

Указания: «Станьте врассыпную», «Врассыпную - становись!»

Перестроение из колонны по одному в колонну по три, четыре

Перестроения проводятся с использованием зрительных ориентиров. На пол кладут кубики для

направляющих колонн. Для каждого ребенка первой колонны справа ставятся предметы на расстоянии

вытянутых рук, чтобы соблюдалась дистанция. Инструктор делит группу на подгруппы и назначает

направляющих колонн. Затем команда: «Направляющие, выводите по очереди свои колонны на места!».

Дети первой подгруппы равняются в затылок около обозначенных предметов. Остальные подгруппы

равняются по первой.

Перестроение из шеренги в несколько кругов

Перестроение проводится делением группы на подгруппы. Каждая подгруппа за направляющим проходит

до указанного ориентира.

Повороты

Поворот направо переступанием на месте делается на два счета. По команде «Переступанием напра-во!»

на счет «раз» с поворотом туловища переставляется направо правая нога, на счет «два» левая нога

приставляется к правой.

Поворот прыжком выполняется на один счет.

Размыкания и смыкания .

Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания –приемы уплотнения разомкнутого строя.

При размыкании назад в колоннах с места направляющие стоят на месте, остальные отходят назад на

указанное количество шагов: «На три шага назад, разомкнись!» Дети отходят и вытягивают руки вперед.

Если не указано в команде количество шагов, то размыкаются на один шаг.

При смыкании нужно указать, в какую сторону сомкнуться. «Вперед (назад) сом-кнись!»



В раздел образования