Автор: Демидова Маргарита Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ НШДС №62
Населённый пункт: Московская область г.Ногинск
Наименование материала: Реферат
Тема: "Методика обучению строевым упражнениям на занятиях физической культуры в средней группе"
Раздел: дошкольное образование
Методика обучению строевым упражнениям на
занятиях физической культуры в средней группе
Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно - подготовительной, основной и
заключительной. Задачи этой части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной
настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных
навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части
занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие
воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, связанные с ориентировкой в пространстве
и в коллективе, не требующие много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые
— различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием
направления, сменой ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и
маленький круги, колонны и т. п.; ходьба различных видов и в целях профилактики плоскостопия — на
пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и другие упражнения. Заканчивается
вводная часть построением детей в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т. п., что служит переходом к
обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия. Продолжительность
этой части в младшей группе от 2 до 4 мин, в средней — от 3 до 5 мин, в старших группах — от 4 до 6
мин. Продолжительность вводно-подготовительной части может быть в младших группах от 3 до 4 мин, в
средней — от 4 до 6 мин, в старших — от 5 до 10 мин.
В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста на занятиях физической культуры основную
роль играет гимнастика. Упражнения, входящие в основную гимнастику, влияют на формирование
правильной осанки, двигательных навыков, общей координации движений и развитие физических
качеств. Содержание основной гимнастики составляют следующие движения: Основные - ходьба, бег,
прыжки, метание, лазанье и упражнения, развивающие способность поддерживать равновесие. Все эти
упражнения могут проводиться в зависимости от задач с использованием мелких и крупных
физкультурных пособий (обручи, скакалки, мячи и др., трибуны для лазанья, цели для метания, стойки
для прыжков и др.).
Строевые упражнения: различные построения — в круг, колонну по одному, шеренгу и т. п.,
перестроения — из колонны по одному в колонну по два, по три и т. п., размыкания, смыкания и
повороты. Все эти упражнения содействуют воспитанию правильной осанки у детей, развитию внимания,
ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, дисциплины. Общеразвивающие
упражнения используются в целях развития и укрепления отдельных групп мышц, воспитания
правильной осанки. Упражнения оказывают обще физиологическое воздействие на организм и
способствуют совершенствованию координации движений и ориентировки в пространстве. Они
выполняются с предметами - флажками, палками, обручами, лентами и т. п. и без них.
Ходьба — основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических
движений. «При обыкновенной ходьбе передвигаемая—вперед нога становится на почву пяткой, а затем
при передвижении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стопы. При
ходьбе ребенка необходимо наблюдать за положением груди: она должна быть направлена вперед;
необходимо также устранить все препятствия для дыхательных движений нижней ее части. Голова
должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию» .
Ребенок пятого года жизни, особенно во второй половине, постепенно приобретает в процессе обучения
навык правильной осанки, большую согласованность движений рук и ног, большую свободу
ориентировки в пространстве, изменении направления. Правильная обычная походка характеризуется
следующими признаками: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи развернуты, живот
подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль пути на 2—3 м от ног). Дыхание ритмичное,
спокойное, через нос. Шаги равные, в определенном направлении и ритме, координация движений рук и
ног правильная.
Учитывая возрастные возможности детей, воспитатель предъявляет более высокие требования к качеству
движений. Закрепляются и совершенствуются навыки ходьбы, приобретенные в предыдущей группе;
чередуется ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. п. Все дети уже могут быть ведущими и
ориентироваться в пространстве по заданию воспитателя и самостоя- тельно. Хорошая координация
движения рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: Поэтому детям дают
упражнения в беге через начерченные линии, кружки, а также в быстром беге с увертыванием и ловлей.
Ребенок 5 лет в основном овладевает техникой бега, хотя в деталях не достигает достаточной четкости.
При обучении , внимание обращается на совершенствование деталей техники бега, его легкости и
скорости.
Физические упражнения -- основное специфическое средство физического воспитания. Физические
упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое
состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового
воспитания, а также развитию психических качеств.
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют
воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки,
чувства ритма и темпа.
Строевые упражнения - совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю,
Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также
содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Ниже перечислены основные понятия, которые используются в строевых упражнениях:
Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.
Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным
ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди
руки.
Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один
шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
Шеренга -- строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, на
расстоянии не менее одного шага от стены, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
Фланги - правая и левая оконечности строя.
Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).
Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу, на дистанции вытянутой
вперед руки.
Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.
Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним
Размыкание - способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя.
В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения (в колонну по одному, парами, в одну
шеренгу, в круг ,в несколько кругов, врассыпную), умения быстро строиться и перестраиваться не только
на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.
Дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения
целесообразно использовать естественные ориентиры - архитектурные детали помещения, предметы в
зале, стационарную разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут
быть и сами дети - направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту
ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.
Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».
При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения.
Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает
пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо».
В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и
перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.
Построение в колонну
Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от
верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от
направляющего. Таким образом, все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения
воспитателя.
Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.
Указания: «Станьте прямо». «Плечи расправьте», «Голову выше», «Поставьте пятки вместе, носки
врозь!». Для проверки дистанции: «Руки вперед-ставь!»,
«Руки – опустить!».
Построение в шеренгу
Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну.
В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не
мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.
Указания: «По носкам-равняйсь!». Сначала строятся в одном месте, затем - в любом.
Игры для закрепления: «Перелет птиц», «Два мороза» и др.
Построения в пары
По распоряжению воспитателя «Станьте в пары!» каждый ребенок находит себе партнера и оба встают в
указанное место. Когда все пары займут места в строю, инструктор предлагает опустить руки и
подравняться, смотря в затылок предыдущему. По команде «Разойдись!» все ходят или бегают.
Повторяется несколько раз.
.
Построение в круг
Стоят один возле другого на интервал между локтевыми суставами, равном ширине ладони, лицом к
центру, приняв основную стойку. Для проверки расстояния между детьми при построении в круг,
инструктор предлагает взяться за руки и поднять их в стороны. При построении нескольких кругов
используются ориентиры разных цветов.
Игры: «Пузырь», «Теремок», «Карусель», «Ровным кругом» и др.
Построение врассыпную
Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий:
вытянув руки вперед и в сторону, не задевать друг друга.
Указания: «Станьте врассыпную», «Врассыпную - становись!»
Перестроение из колонны по одному в колонну по три, четыре
Перестроения проводятся с использованием зрительных ориентиров. На пол кладут кубики для
направляющих колонн. Для каждого ребенка первой колонны справа ставятся предметы на расстоянии
вытянутых рук, чтобы соблюдалась дистанция. Инструктор делит группу на подгруппы и назначает
направляющих колонн. Затем команда: «Направляющие, выводите по очереди свои колонны на места!».
Дети первой подгруппы равняются в затылок около обозначенных предметов. Остальные подгруппы
равняются по первой.
Перестроение из шеренги в несколько кругов
Перестроение проводится делением группы на подгруппы. Каждая подгруппа за направляющим проходит
до указанного ориентира.
Повороты
Поворот направо переступанием на месте делается на два счета. По команде «Переступанием напра-во!»
на счет «раз» с поворотом туловища переставляется направо правая нога, на счет «два» левая нога
приставляется к правой.
Поворот прыжком выполняется на один счет.
Размыкания и смыкания .
Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания –приемы уплотнения разомкнутого строя.
При размыкании назад в колоннах с места направляющие стоят на месте, остальные отходят назад на
указанное количество шагов: «На три шага назад, разомкнись!» Дети отходят и вытягивают руки вперед.
Если не указано в команде количество шагов, то размыкаются на один шаг.
При смыкании нужно указать, в какую сторону сомкнуться. «Вперед (назад) сом-кнись!»