Автор: Узденова Хакима Тохтаровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: п.Эльбрусский, Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: статья
Тема: Использование краеведческого материала на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения
культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал её академик Д.С.
Лихачёв. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если
ребёнок не знает истории своей малой родины.
Современный этап развития методики преподавания русского языка
характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на
усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.
Это
предполагает
целенаправленное
наблюдение
за
особенностями
использования языковых средств в региональном аспекте, характеризующем
языковые особенности нашей местности.
В современном государственном стандарте содержания образования
предусмотрено
время
для
реализации
регионального
компонента
в
содержании учебных предметов. Выделение данного компонента стандарта
сделало актуальным идею регионализации образования, под которой процесс
приближения образовательной сферы к реальным потребностям школы с
учётом
специфики
региона,
его
культурно-исторических
особенностей.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
начальной школы, любящего свой народ и родной край.
Как известно, учебники не обеспечивают региональный компонент в
преподавании, в результате чего на уроках практически не используются
языковой материал, отражающий специфику нашего региона.
Карачаево-Черкесия имеет ярко выраженные территориальные, природные,
национальные, культурно-исторические и языковые особенности, которые
надо учитывать при изучении русского языка. Такой подход является одним
из направлений в формировании у обучающихся знаний о родном крае.
Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует
развитию
интереса
к
предмету,
расширяет
кругозор,
формирует
навыки
речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся.
Актуальность этой темы дала толчок для разработки краеведческого аспекта
в преподавании русского языка. Работа с таким материалом даёт возможность
проводить лингвокраеведческую деятельность на уроках при изучении любой
темы,
совершенствовать
грамматико-орфографические,
пунктуационные
и
морфологические умения и навыки, а также использовать для контроля над
усвоением программного материала.
Эффективность усвоения любой темы будет высокой, если:
использовать
региональный
материал,
содержащий
сведения
о
Карачаево-Черкесской республике на различных этапах урока;
будут подобраны специальные упражнения, направленные на усвоение
и контроль учебного материала.
На основе решения учебных задач можно сформулировать минимум
знаний и умений обучающихся:
1)
иметь представление о культурно-исторической среде, воплощающей в
себе историю, обычаи, традиции республики.
2)
Уметь
анализировать
произведения
местных
писателей,
поэтов
и
публицистов.
3)
Учиться
излагать
свои
мысли
на
региональные
темы
(природа,
культура, история).
В
такой
лингвокраеведческой
работе
эффективно
использовать
словосочетания, предложения, тексты и
слова, семантика и этимология
которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определённой
местности,
историческую
ономастику,
топонимику
региона.
Местный
материал очень удобен для лингвистического анализа, полезен для записи
различного
рода
примеров,
в
тоже
время
заставляет
задумываться
над
многими вопросами жизни. При отборе материала необходимо обращать
внимание
на
эмоциональное
звучание
текста,
то
настроение,
которое
передаёт автор. Для современного обучающегося особенно важны тексты,
вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в
гармонии
с
окружающим
миром,
помогающие
с ф о рм и р о ват ь
оптимистическое мироощущение. Учебные упражнения должны не только
«работать» на изучаемое правило, но и затрагивать душу обучающегося,
заинтересовать и увлечь его. «Легко себе представить, сколько ярких, верных
действительности
образов,
совершенно
конкретных
накопится
в
душе
детей…»,
говорил
К.Д.
Ушинский,
который
теоретически
обосновал
использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе
школы.
Примерные упражнения на материале лингвокраеведения для изучения
различных разделов и тем русского языка:
Тема: Однородные члены предложения
1.Колыбелью карачаевского народа считается территория Старого Карачая,
ныне аулы Карт Джурт Учкулан и Хурзук.
2. У слияния двух рек в окружении живописных гор расположен город
Карачаевск.
4. Аланы и кипчаки считаются родоначальниками карачаевского народа.
1.Прочитай. Можно ли назвать это текстом? Почему?
2. Определи однородные члены в предложениях.
3. Подумай, где надо поставить запятые.
4. Найди и подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
5. Найди слова, в которых есть приставки, выдели их
Тема: Текст. Предложение.
.ул Хурзук ра.кинулся в ж.вописном месте у п..ножия высоких гор здесь в
пр.стой к.р.ч.евской с.мье р.дился и выр.с Герой В.ликой От.ч.стве(н/нн)ой
войны Осман Касаев.
1.Прочитай. Определи сколько здесь предложений.
2.Запиши, правильно определяя границы предложений. Определи, в какой
части слова, пропущена орфограмма.
3.Выпиши словосочетания «прил.+сущ.», определи падежи имён
существительных.
4.Подбери близкие по смыслу слова к слову живописный
.
Тема: Предложение. Роль местоимений в предложении.
Город Черкесск был основан в девятнадцатом веке как станица для казаков
– переселенцев. Наряду с военными функциями она играла важную роль в
налаживании торговых и культурных связей с горскими народами. Казаки
выращивали хлеб рыбачили ходили на охоту. Всегда при них был конь и
оружие на случай защиты от нападения.
1.Прочитай текст. Узнай, что обозначает слово – станица.
2. Подумай, какие знаки препинания надо поставить между однородными
членами
3. Найди в предложениях слова с приставками и выдели буквы-орфограммы в
приставках.
4. Найди местоимения и определи, какими членами предложения они
являются.
Тема: Правописание безударных гласных
В г.рах Карачая.
Карачай можно пр.дстав.ть как ц.пь крупных л.дн.ков, ни.кой сн.г.вой
л.н.и, к к.торым тянут.ся м.гучие хвойные л.са, п.р.х.дящие в пышные
субальпийские луга.
1. Какой это текст: повествование, описание или рассуждение?
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели часть слова, в которой
пропущена буква.
Диктант по теме: «Однородные члены предложения»
Архыз
Природа подарила нам жемчужину. В окрестностях Архыза богатые
заповедные леса, много ледников, водопадов, красивых горных вершин и
разноцветных
озер.
Рядом
с
окраиной
поселка
можно
встретить
зубра,
медведя, куницу, барсука и многих других животных. Архыз – это один из
интереснейших
заповедников.
Само
название
«Архыз»
имеет
много
толкований и переводов. Наиболее интересная версия заключается в переводе
с карачаевского языка – «красивая девушка».
Орфографические задания
1.Предложение №2 разобрать по членам предложения и частям речи.
3. Подбери однокоренные слова: название –
вершина –
Воспитывающее
обучение
русскому
языку
-
один
из
главных
дидактических
принципов.
Обогащение
знаний
обучающихся
об
истории
Карачаево
–
Черкесской
республики,
привитие
любви
к
малой
родине,
интерес к родному слову - цели, которые должны ставиться перед педагогом,
когда он обращается к лингвистическому краеведению. Ко всему сказанному
можно добавить уникальные слова Игоря Чернухина: «Там, на родине малой,
глубоко зарыты наши земные корни, там и корни, истоки большой родины –
России. Обруби эти корни, перекрой исток – и не будет России».