Напоминание

"Профессиональная компетентность педагога"


Автор: Рязанова Юлия Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Школа №20"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная компетентность педагога"
Раздел: начальное образование





Назад




«

Профессиональная

компетентность

педагога

».

Структура

профессиональной

компетентности

учителя

может быть раскрыта через педагогические умения. Модель

профессиональной

готовности

целесообразно

строить

от

наиболее

общих

к

частным

умениям.

Таким

наиболее

общим умением является умение педагогически мыслить и

действовать,

теснейшим

образом

связанное

с

умением

подвергать

факты

и

явления

теоретическому

анализу.

Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их

основе

лежит

процесс

перехода

от

конкретного

к

абстрактному, который может протекать на интуитивном,

эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения

до теоретического уровня анализа — одна из важнейших

задач

обучения

будущих

учителей

педагогическому

мастерству.

В

идеале

полное

соответствие

учителя

требованиям

квалификационной

характеристики

означает

сформированного интегрирующего в себе всю совокупность

педагогических умений, умения педагогически мыслить и

действовать

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию в

ходе Берлинской конференции. Вскоре была создана

концепция модернизации российского образования на

период до 2010г., в которой в качестве одного из оснований

обновления образования значится компетентный подход.

Компетентный подход стал результатом новых требований,

предъявляемых к качеству образования. Рассмотрим

существующие определения данного термина в справочной

литературе и работах ведущих исследователей

компетентного подхода в образовании.

В словаре С.И.Ожегова «компетенция» определяется как:

Круг вопросов,в которых кто –нибудь хорошо

осведомлён.

Круг чьих-нибудь полномочий,прав.

С.Е.Шишов,В.А.Кальней отмечают,что понятие

компетенции относится к области умений.а не знаний.

Компетенция-это общая способность,основанная на

знаниях,опыте,ценностях,склонностях,которые

приобретены благодаря обучению.Компетенция не сводится

ни к знаниям,ни к навыкам,быть компетентным не означает

быть учёным или образованным

А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает

совокупность взаимосвязанных качеств

личности(знаний,умений,навыков,способов

деятельности),задаваемых по отношению к определённому

кругу предметов и процессов,и необходимых для

качественной продуктивной деятельности по отношению к

ним;компетентность-владение,обладание человеком

соответствующей компетенцией,включающей его

личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Профессионализм понимается не как просто высший

уровень знаний, умений и результатов человека в данной

области деятельности, а как определенную системную

организацию сознания, психики человека, включающую,

как минимум, следующие части, компоненты:

Свойства человека как целого (личности, субъекта

деятельности): образ мира;

Направленность, социально ориентированные

мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к

деятельности; отношение к себе, особенности

саморегуляции; креативность, ее особенности;

интеллектуальные черты индивидуальности;

операторные черты индивидуальности;

эмоциональность, ее особенности и проявления;

особенности осознания близкого и более отдаленного

родства своей профессии с другими;

представление о сложных способностях, сочетаниях

личных качеств, ожидаемых в данной общности у

профессионала;

осознание того, какие качества данная профессия

развивает у человека; представление о своем месте в

профессиональной общности.

Праксис

профессионала

: моторика; умения, навыки,

действия, ориентированные на предметную область труда;

умения, навыки, действия коммуникативные, социально-

воздейственные; умения, навыки, действия

саморегуляционные.

Гнозис

профессионала

: прием информации,

внимание, профессиональная специфика внимания,

ощущения и восприятия; переработка информации и

принятие решений, память, мышление, воображение, их

профессиональная специфика. Информированность, опыт и

культура профессионала.

Психодинамика

,:интенсивность переживаний, быстрота

их смены.

Таким образом, профессионализм - это интегральная

характеристика деятельности, общения и личности человека

труда. Профессионализм может быть описан через

соотношение состояния мотивационной сферы человека

труда (профессиональные ценности, профессиональные

притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и

т.д.) и операциональной сферы (профессиональное

самосознание, профессиональные способности,

обучаемость, приемы и технологии как составляющие

профессионального мастерства и творчества и др.).

Профессионализм соотносится с различными аспектами

зрелости работника, в связи с чем у человека различают

несколько видов профессиональной компетентности:

специальную или деятельностную, которая

предполагает владение на высоком уровне

профессиональной деятельностью;

социальную, предполагающую владение

способами совместной профессиональной

деятельности и сотрудничества;

личностную (владение способами самовыражения и

саморазвития);

индивидуальную (владение приемами

самореализации и саморазвития

индивидуальности в рамках профессии,

способность к творческому проявлению своей

индивидуальности.

Наличие всех аспектов компетентности означает

достижение человеком зрелости в своей профессиональной

деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют

становление личности и индивидуальности профессионала.

Компетентность

- это некоторый психологический

фактор, в который входят:

исчерпывающие знания предмета и объекта

деятельности;

умение разобраться в любом нестандартном вопросе,

относящемся к этой деятельности;

умение и способность объяснить любые явления,

связанные с деятельностью; способность точно

оценивать качество работы и ее последствия.

Компетентность

- мастерство не столько в смысле

исполнения, сколько в смысле организации и системного

понимания всех проблем, связанных с деятельностью,

умение поставить задачи и способность организовать

решение конкретных проблем, относящихся к виду

деятельности, в которой данный человек компетентен.

В целом профессионала можно охарактеризовать как

человека, который: овладевает нормами профессии в

мотивационной и операциональной сферах; результативно и

успешно, с высокой производительностью осуществляет

свою трудовую деятельность; следуя высоким стандартам,

достигая мастерства, обладает развитым профессиональным

целеполаганием, самостоятельно строит сценарий своей

профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним

препятствиям, стремится к развитию своей личности и

индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт

профессии оригинальным творческим вкладом,

способствует повышению социального престижа данной

профессии в обществе, интересу к ней.

Несомненно, что компетентность - многоуровневое

образование с компонентами когнитивного, экспрессивного

и интерактивного характера. Это сложная единая система

внутренних психологических составляющих и свойств

личности специалиста, включающих в себя знания и

умения.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической

задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде

"мыслить

действовать

мыслить"

и

совпадает

с

ком по не нт а м и

пед а го г ич е с ко й

д е я т е л ь но с т и

и

соответствующими им умениями. Педагогические умения

здесь объединены в четыре группы.

Умения

"переводить"

содержание

объективного

процесса

воспитания

в

конкретные

педагогические

задачи:

изучение

личности

и

коллектива

для

определения уровня их подготовленности к активному

овладению новыми знаниями и проектирование на этой

основе

развития

коллектива

и

отдельных

учащихся;

в ы д е л е н и е

к о м п л е к с а

о б р а з о в а т е л ь н ы х ,

в о с п и т ат е л ь н ы х

и

р а з в и ва ю щ и х

з а д ач ,

и х

конкретизация и определение доминирующей задачи.

Умения построить и привести в движение логически

завершенную

педагогическую

систему:

комплексное

планирование

образовательно-воспитательных

задач;

обоснованный

отбор

содержания

образовательного

процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств

его организации.

Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между

компонентами и факторами воспитания, приводить их в

д е й с т в и е :

с о з д а н и е

н е о бход и м ы х

у с л о в и й

(материа льных,

м о р а л ь н о - п с и хо л о г и ч е с к и х ,

организационных, гигиенических и др.); активизация

личности

школьника,

развитие

его

деятельности,

превращающей его из объекта в субъект воспитания;

организация

и

развитие

совместной

деятельности;

обеспечение

связи

школы

со

средой,

регулирование

внешних непрограммируемых воздействий.

Умения

учета

и

оценки

результатов

педагогической

деятельности: самоанализ и анализ образовательного

процесса

и

результатов

деятельности

учителя;

определение

нового

комплекса

доминирующих

и

подчиненных педагогических задач.

Уровень

системно

-

моделирующего

творчества

соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его

внимание

сфокусировано

на

личности

обучаемого,

когда

преподаватель

превращает

учебный

предмет

в

средство

формирования творческой личности обучаемого, способной

к профессиональному и личностному самоутверждению.

Следующим

не

менее

важным

аспектом

деятельности

преподавателя

является

вопрос

о

педагогиче ских

способностях.

Их

определяют

как

индивидуальные,

устойчивые

характеристики

личности,

состоящие

из

специфической

чувствительности

к

объекту,

процессу

и

результатам, позволяющим находить продуктивные способы

решения

задач

в

конкретных

условиях.

Педагогические

с п о с о б н о с т и

р а с с м а т р и в а ю т с я

в

к а ч е с т в е

функционирующей системы, поэтому главным критерием

способностей выступает результат деятельности.

Изучение

вопросов

структуры,

функций

общих

и

специальных

способностей,

требований

к

преподавателю

позволило

перейти

к

изучению

одной

из

важнейших

характеристик

педагогических

работников

их

профессиональной компетентности.

В

к а ч е с т в е основных

элементов

педагогической

компетентности. Специальная компетентность в области

преподаваемой дисциплины.

Методическая

компетентность

в

области

способов

формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

Психолого-педагогическая

компетентность

в

сфере

обучения.

Дифференциально-психологическая компетентность в

области

мотивов,

способностей,

направленности

обучаемых.

Рефлексия

педагогической

деятельности

или

аутопсихологическая компетентность.

Специальная

компетентность

включает

глубокие

знания,

квалификацию

и

опыт

деятельно сти

в

о бл а с т и

преподаваемого предмета, по которому ведется обучение;

знание способов решения технических, творческих задач.

Методическая

компетентность

включает владение

различными

методами

обучения,

знание

дидактических

методов,

приемов

и

умение

применять

их

в

процессе

обучения,

знание

психологических

механизмов

усвоения

знаний и умений в процессе обучения.

Психолого

-

педагогическая

компетентность

предполагает

владение

педагогической

диагностикой,

умение строить педагогически целесообразные отношения с

обучаемыми,

осуществлять

индивидуальную

работу

на

основе

результатов

педагогической

диагностики;

знание

возрастной

психологии,

психологии

межличностного

и

педагогического общения; умение пробуждать и развивать у

о бу ч а е м ы х

у с т о й ч и в ы й

и н т е р е с

к

в ы б р а н н о й

специальности, к преподаваемому предмету.

Дифференциально

-

психологическая

компетентность

включает умение выявлять личностные

особенности,

установки

и

направленность

обучаемых,

определять и учитывать эмоциональное состояние людей;

ум е н и е

г р а м от н о

с т р о и т ь

в з а и м о от н о ш е н и я

с

руководителями, коллегами, учащимися.

А у т о п с и х о л о г и ч е с к а я

к о м п е т е н т н о с т ь

подразумевает

умение

осознавать

уровень

собственной

деятельности,

своих

способностей;

знание

о

способах

профессионального самосовершенствования; умение видеть

причины

недостатков

в

своей

работе,

в

себе;

желание

самосовершенствования.

Теперь мы подошли к анализу качества и критериев оценки

деятельности преподавателя. Сразу отметим, что сегодня

учеными,

методистами,

работниками

образовательных

учреждений накоплен огромный аналитический материал,

но до сих пор четких и научно обоснованных критериев

оценки труда педагогов не существует. Это происходит по

трем причинам.

Во-первых,

критериями

становится

все,

что

каким-то

образом

связано

с

особенностями

педагогической

деятельности,

и

забывается,

что

критериями

являются

только отличительные признаки, используемые в качестве

"мерила труда" педагога.

Во-вторых,

авторы,

дающие

перечень

разнообразных

критериев, останавливаются как бы на полпути: не до конца

в ы д е р ж ива е т с я

пр инцип

д е я т е л ь но с т и,

а н а л и з

заканчивается

на

уровне

состава,

без

перехода

к

систематизации

отдельных

элементов,

их

логической

упорядоченности, выявлению доли каждого из элементов в

системе целого.

В-третьих,

рекомендации

по

выбору

критериев

не

сопровождаются анализом аттестации других специалистов,

чей труд также является творческим.

С у щ е с т в у ю т

т р и

б л о к а

к р и т е р и е в

о ц е н к и

общепедагогических

умений:

блок

критериев

оценки

общепедагогических

умений,

блок

критериев

по

оценке

специальных

умений

и

блок

критериев

по

оценке

результатов

деятельности

преподавателя

основном

умений и навыков учащихся).

Наиболее

упрошенная

модель,

отражающая

категорию

качества

педагогической

деятельности,

включает

три

ее

уровня:

нормативный

преобразующий

творческий

Но р ма ти в н ы й

у р о в е н ь

х а р а к т е р е н

д л я

преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное

качество педагогической деятельности, стремящихся к его

сохранению и поддержанию.

Преобразующий

уровень

качества

предполагает

достижение

позитивного

результата

педагогической

деятельности за счет освоения и поиска нового, которое

уже,

как

правило,

где-то,

кем-то

р е а л и з у е т с я .

Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более

полно отражают свою индивидуальность в педагогической

деятельности,

для

них

характерен

ориентир

на

нормы

индивидуального прогресса.

Творческий

уровень

в большей степени ориентирован

на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в

данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он

характерен

для

преподавателей,

з а н и ма ю щ и хс я

исследовательской

работой,

имеющих

собственные

методики

преподавания,

постоянно

находящихся

в

творческом поиске.

«

Профессиональная

компетентность

и

педагогическое

мастерство

».

Под профессионализмом нами понимается особое свойство

людей систематически, эффективно и надежно выполнять

сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В

понятии

"профессионализм"

отражается

такая

степень

овладения

человеком

психологической

структурой

профессиональной

деятельности,

которая

соответствует

существующим

в

обществе

стандартам

и

объективным

требованиям.

Для

приобретения

профессионализма

необходимы

соответствующие

способности,

желание

и

характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать

свое

мастерство.

Понятие

профессионализма

не

о г р а н и ч и в а е т с я

х а р а к т е р и с т и к а м и

высококвалифицированного

труда;

это

и

о соб о е

мировоззрение человека.

Уж

на

уровне

бытового

сознания

люди

понимают,

что

получение выпускником вуза диплома – это еще не признак

его

профессионализма.

Многие

помнят,

что

выпускника

вуза еще не так давно называли "молодым специалистом"

определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще

требуется

определенное

время,

чтобы

приобрести

профессиональный

опыт,

а

также

соответствующая

профе ссиональная

среда,

предо ставляющая

е м у

возможность сформироваться как профессионалу.

Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата,

подтверждающего

уровень

его

квалификации

чаще

некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной

профессиональной

сфере)

это

необходимое

(но

не

достаточное)

условие

для

последующего

становления

профессионализма. Человек может приобрести это свойство

в

результате

специальной

подготовки

и

долгого

опыта

работы, но может и не приобрести его, а лишь "числиться"

профессионалом.

Необходимой

составляющей

профессионализма

человека

является

профессиональная

компетентность.

Вопросы

профессиональной

компетентности

рассматриваются

в

работах

как

отечественных,

так

и

зарубежных

ученых.

Современные

подходы

и

трактовки

профессиональной

компетентности

весьма

различны.

Существующие

на

сегодняшний день в зарубежной литературе определения

профессиональной

компетентности

как

"углубленного

знания",

"состояния

адекватного

выполнения

задачи",

"способности к актуальному выполнению деятельности" и

другие не в полной мере конкретизируют содержание этого

понятия. Проблема профкомпетентности активно изучается

и

отечественными

учеными.

Чаще

всего

это

понятие

употребляется интуитивно для выражения высокого уровня

квалификации

и

профессионализма.

Профессиональная

компетентность

рассматривается

как

характеристика

кач е с т ва

п од гото в к и

с п е ц и а л и с т а ,

п о т е н ц и а л а

эффективности

трудовой

деятельности.

В

педагогике

данную категорию рассматривают либо как производный

компонент от "общекультурной компетентности", либо как

"уровень

образованности

специалиста".

Если

попытаться

определить

место

компетентности

в

системе

уровней

профессионального

мастерства,

то

она

находится

между

исполнительностью и совершенством.

Соотнося

профессионализм

с

различными

аспектами

зрелости

специалиста,

выделяется

четыре

вида

профессиональной

компетентности:

специальную,

социальную, личностную индивидуальную:

Специальная

,

и л и деятельностная

профкомпетентность

характеризует

владение

деятельностью на высоком профессиональном уровне

и включает не только наличие специальных знаний, но

и умение применить их на практике.

Социальная

профкомпетентность

характеризует

владение

способами

совместной

профессиональной

деятельности

и

сотрудничества,

принятыми

в

п р о ф е с с и о н а л ь н о м

с о о б щ е с т в е

п р и е м а м и

профессионального общения.

Личностная

профкомпетентность

характеризует

владение способами самовыражения и саморазвития,

средствами

противостояния

профессиональной

деформации.

Сюда

же

относят

сп о соб н о сть

специалиста

планировать

свою

профессиональную

деятельность,

самостоятельно

принимать

решения,

видеть проблему.

Индивидуальная

п р о ф к о м п е т е н т н о с т ь

характеризует

владение

приемами

саморегуляции,

г о т о в н о с т ь

к

п р о ф е с с и о н а л ь н о м у

р о с т у,

неподверженность

профессиональному

старению,

наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В

качестве

одной

из

важнейших

со ст авляющих

профкомпетентности называет способность самостоятельно

приобретать новые знания и умения, а также использовать

их

в

практической

деятельности.

Считаем

возможным

использовать

приведенные

виды

профкомпетентности

к

задачам оценки профессионализма педагога.

Вызывает

интерес

иерархическая

модель

педагогической

компетентности,

в

которой

каждый

следующий

блок

опирается

на

предыдущий,

создавая

"платформу

для

"вырастания""

следующих

компонентов.

Составляющие

модель

блоки

представляют

собой

шесть

видов

педагогической компетентности: значиваемую, деятельную,

коммуникативную,

эмоциональную,

лично стную,

творческую. Подчеркивается особая значимость принципа

последовательности,

имеющего

прямое

отношение

к

формированию

компетентности

педагога

в

процессе

его

обучения.

Вырванный

из

контекста

отдельный

блок

не

обеспечит необходимой профессиональной компетентности

педагога. С учетом анализа существующих исследований по

вопросу

профессиональной

компетентности

уточним

рассматриваемое понятие применительно к специалистам

педагогического

профиля.

В

соответствии

со

сказанным,

профессиональная

компетентность

педагога

представляет

собой качественную характеристику личности специалиста,

которая включает систему научно-теоретических знаний как

в

предметной

области,

так

и

в

области

педагогики

и

психологии. Профессиональная компетентность педагога –

это многофакторное явление, включающее в себя систему

теоретических знаний учителя и способов их применения в

конкретных

педагогических

ситуациях,

ценностные

ориентации педагога, а также интегративные показатели его

культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей

деятельности, к смежным областям знания и др.).

Будем выделять следующие компоненты профессиональной

компетентности

педагога:

мотивационно-волевой,

функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Мотивационно-волевой

компонент

включает

в

себя:

мотивы,

цели,

потребности,

ценностные

установки,

стимулирует творческое проявление личности в профессии;

предполагает

наличие

интереса

к

профессиональной

деятельности.

Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в

общем

случае

проявляется

в

виде знаний

о

способах

педагогической

деятельности,

необходимых

учителю

для

проектирования и реализации той или иной педагогической

технологии.

Коммуникативный

( о т

л а т . communico

связываю,

общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно

и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить

доказательства,

анализировать,

высказывать

суждения,

передавать рациональную и эмоциональную информацию,

устанавливать

межличностные

связи,

согласовывать

свои

действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль

общения в различных деловых ситуациях, организовывать и

поддерживать диалог.

Рефлексивный

(от

позднелат. reflexio – обращение назад)

ком по не нт

пр оя вл я е т с я

в

ум е нии

с о з н а т е л ь н о

контролировать результаты своей деятельности и уровень

собственного

развития,

личностных

до стижений;

сформированность

таких

качеств

и

свойств,

как

креативность,

инициативность,

нацеленность

на

сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

Рефлексивный компонент является регулятором личностных

достижений,

поиска

личностных

смыслов

в

общении

с

людьми,

самоуправления,

а

также

п о буд и т е л е м

с а м о п о з н а н и я ,

п р о ф е с с и о н а л ь н о г о

р о с т а ,

совершенствования

мастерства,

смыслотворческой

деятельности

и

формирования

индивидуального

стиля

работы.

Ука з а н н ы е

х а р а кт е р и с т и к и

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

компетентно сти

педагога

нельзя

р а с с м ат р и в ат ь

изолированно,

поскольку

они

носят

интегративный,

ц е л о с т н ы й

х а р а к т е р ,

я в л я ю т с я

п р о д у к т о м

профессиональной подготовки в целом.

Профессиональная

компетентность

формируется

уже

на

стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если

обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как

п р о ц е с с

ф о р м и р о в а н и я

о с н о в

( п р е д п о с ы л о к )

профессиональной компетентности, то обучение в системе

повышения

квалификации

как

процесс

развития

и

углубления

профессиональной

компетентности,

прежде

всего, высших ее составляющих.

Следует

различать

психологический

смысл

понятий

"компетентность"

и

"квалификация".

Присвоение

квалификации специалисту требует от него нé опыта в этой

профессии,

а

соответствия

приобретенных

в

процессе

обучения

знаний

и

умений

образовательному

стандарту.

Квалификация

это

степень

и

вид

профессиональной

обученно сти

(подготовленно сти),

п о з вол я ю щ и й

специалисту выполнять работу на определенном рабочем

месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем

начнет складываться соответствующий профессиональный

опыт.

Понятие "профессионализм" является более широким, чем

понятие

"профессиональная

компетентность".

Быть

профессионалом – это не только знать, как делать, но и

уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого

результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по

выражению, "знает как плавать", но нé умеет этого делать).

Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с

затратами (психологическими, физиологическими и др.), то

есть при оценке профессионализма речь должна идти об

эффективности профессиональной деятельности.

Педагогическое

мастерство

выражается

в

совершенном

владении педагогом приёмами и методами, всем арсеналом

педагогических

умений

и

навыков,

обеспечивающих

практическое

воплощение

педагогического

искусства

в

процессе формирования личности.

Влияние

личности

педагога

на

воспитанников

трудно

переоценить: достаточно вспомнить деление людей на тех,

кто вспоминает с теплотой о своих учителях, и тех, кто

воспоминаний о них не терпит. Кроме того, что педагог

должен быть знатоком своего предмета, он должен быть ещё

и педагогом. Что означает быть педагогом?

Вопрос

профессиональной

пригодности:

человек

должен

уметь

не

только

увлекать

людей,

быть

интересен,

но

и

сам

интересоваться

теми,

кого

он

обучает.

Вопрос компетентности: поскольку на воспитанника

влияет большое количество факторов, педагог может

управлять потоком воздействий на рабенка, защищать,

учить орентироваться, задавать координаты. Поэтому

педагог

должен

уметь

видеть

больше,

чем

все

о стальные,

должен

обладать

н е з ау р я д н ы м и

умственными способностями.

Особенности

профессии:

как

и

все

помогающие

профессии,

педагогика

требует

больших

сил,

энергетических

затрат.

В

связи

с

этим

педагогу

необходимо время на релаксацию, отдых, повышение

квалификации.

Обладать терпением и верой в позитивный результат-

необходимое

условие

педагогической

деятельности,

результаты которой почти всегда отсрочены.

Воспитание

-

это

двусторонний

процесс,

среди

условий

которого

готовно сть

отказаться

от

стереотипов или устаревающих знаний. Взрослеет и

тот, кто воспитывает.

Быть педагогом - значит всегда быть на высоте: иметь

выдержку;

используя

голос,

не

использовать

крика;

безупречно выглядеть, а значит, овладеть искусством

прилично одеваться.

Всегда осмысливать собственный опыт.

В

каком

соотношении

находятся

профессиональная

компетентность и педагогическое мастерство учителя?

Отвергая

утверждения

о

предопределенно сти

п ед а го г и ч е с ко го

м а с т е р с т ва

в р о ж д е н н ы м и

о собенно стями,

задатками,

он

показал

е го

обусловленность

уровнем

профе ссиональной

компетентности.

Педагогическое

мастерство,

основанное

на

умении,

на

квалификации,

по

его

мнению, это знание воспитательного процесса, умение

его

построить,

привести

в

движение.

Нередко

же

педагогическое

мастерство

сводят

к

умениям

и

навыкам

педагогической

техники,

в

то

время

как

данные умения лишь один из внешне проявляющихся

компонентов мастерства.



В раздел образования