Напоминание

«Изображение предметного мира – натюрморт»


Автор: Галеева Лилия Ильинична
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ "Гимназии №75"
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: Технологическая карта урока по предмету Искусство «Изображение предметного мира – натюрморт»
Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт»
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока №11

Учитель

Галеева Лилия Ильинична

Предмет, класс

Искусство (ИЗО), 6 класс

Учебник (УМК)

Изобразительное искусство. 6 класс. Б. М. Неменский

Тема урока

«Изображение предметного мира – натюрморт»

Цель урока

Познакомить учащихся с жанром натюрморт, его значении в истории искусства, основам композиции и

правилами постановки натюрморта, и применении данных правил на практике.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Н а у ч а т с я

с о з д а в а т ь

композиции

из

объектов;

получать

знания

о

правилах

составления

композиции,

об

о со бенно стях

изображения

натюрморта,

о

месте

жанра натюрморт в изобразительном

искусстве и в истории искусства.

Научаться определять цель и

проблему

в

учебной

деятельности;

принимать учебную задачу; излагать

свое мнение, делать выводы.

Могут

развить

способности

наблюдать

окружающий

м и р ;

анализировать

и

воспринимать

натюрморт, как жанр искусства.

Основные

понятия и термины

Натюрморт, основы композиции, аппликация

Ход урока

Этап

ы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Орга

низационны

й момент

Учитель приветствует ребят и проверяет готовность к уроку.

Подводит

к

теме

урока.

Показывает

на

слайдах

картины,

разных жанров живописи, кроме натюрморта. Учитель просит назвать

жанры, в которых написаны представленные картины.

-

С

какими

жанрами

изобразительного

искусства

мы

уже

знакомы?

Для определения темы урока предлагает послушать отрывок

стихотворения А. Кушнера:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это…

(Натюрморт).

Подводит к правильному формулированию темы и цели урока

через наводящие вопросы:

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня

Слушают

учителя,

отвечают

на

во п р о с ы ,

угадывают

по

отрывку

с т и х о т в о р е н и я

ж а н р

изобразительного

искусства,

формулируют

тему урока, осмысливают

цель урока.

Регулятивные:

умение организовать свое

р а б о ч е е

м е с т о ;

определяют

ц е л ь

у ч е б н о й

деятельности; принимают

учебную задачу.

Личностные:

проявляют

интерес

к

поставленной

з а д ач е ;

осознают свои эмоции.

будем говорить? (О натюрморте как жанре).

Вы правильно сформулировали тему урока.

Тема

нашего

урока

-

Изображение

предметного

мира

-

натюрморт. (слайд 1) Давайте вспомним, что же такое натюрморт.

Натюрморт- (

в

п е р е в о д е

с

франц. nature morte, итал. natura morta, буквально -

мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально

-тихая или неподвижная жизнь), о д и н

и з жанров изобразительного

искусства , который посвящён изображению окружающих человека ве

щей

(вазы,

фрукты,

игрушки,

музыкальные

инструменты

и

т.д.).

(слайд 2)

Изуче

ние

нового

материала

-Когда же возник жанр натюрморт?

Люди изображали окружающие предметы на протяжении тысячи лет.

Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои

поводы для их изображения.

Древние египтяне расписывали гробницы и стены храмов сюжетами

подношений

богов.

Изображали

оружия

воинов,

жезлов

царей,

ритуальные предметы,

предметы быта. Они не стремились, чтобы

вещи

выглядели

реалистично,

главное,

чтобы

предмет

был

узнан.

(слайд 3)

Греческие

и

римские

художники

изображали

предметы

более

реалистично,

чем

египтяне.

Стены

жилых

домов

и

общественных

зданий покрывали росписями и мозаиками, цветочными гирляндами

обрамляли живописные полотна. (слайд 4)

В эпоху Средневековья сюжеты натюрморта были сосредоточены на

религиозной

тематике,

мастеров

не

интересовала

материальность

вещей. (слайд 5)

Но в эпоху Возрождения уже появился интерес к материальному миру.

Учащиеся

получают

исторические

знания о жанре натюрморт,

выдающихся художниках и

и х

п р о и з в е д е н и я х ,

п р о в о д я т

а н а л и з

произведений, вспоминают

о с н о в ы

к о м п о з и ц и и ,

выполняют

физкультминутку.

Познавательные:

устанавливают

аналогии,

создают модель объектов;

сравнивают

о бъ е кт ы ;

строят

обо снованные

рассуждения.

Коммуникативн

ые:

излагают

с в о е

мнение; делают выводы.

Личностные:

осознают

многообразие

взглядов,

свою позицию.

(слайд 6)

В

качестве

самостоятельного

жанра

натюрморт

оформляется

в

творчестве голландских и фламандских художников в конце XVI –

начале XVII веков. (слайды 7-8) В целом, XVII век в Европе отмечен

как век расцвета натюрморта.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета –

конец

19

начало

20

века.

Это,

прежде

всего

работы

Грабаря

и

Коровина. (слайд 9)

Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: П.

Кончаловского, В. Ван Гога, А. Матисса, М. С. Сарьяна и т.д. (слайды

10-11)

На доске висят 2 рисунка с изображением натюрморта. Что вы можете

сказать, глядя на эти натюрморты? Какие чувства они у вас вызывают?

На каком из натюрмортов предметы расположены правильно, а на

каком нет? Почему?

Какими приемами композиции пользуется художник для достижения

образной

выразительности

натюрморта

(единство

предметов,

выделение

композиционного

центра,

передача

симметрии

и л и

асимметрии, передача равновесия, контраста). (слайды 12-13)

Физкультминутка-упражнение «Зеркальное

рисование».

Нужно

рисовать

в

воздухе

одновременно

обеими

руками

симметричные

буквы и цифры.

Прак

тическая

деятельност

ь

-Сегодня на уроке вы будете создавать натюрморт из силуэтов

фруктов

и

овощей,

бытовых

предметов,

которые

лежат

на

ваших

столах,

в

технике

аппликация.

Сначала

вспомним,

что

называют

аппликацией.

Создают натюрморт

в

технике

аппликация,

и с п о л ь з у я

г о т о в ы е

шаблоны

и

дополняют

Регулятивные:

различают

художественные средства

и

и х

в о з м о ж н о с т и ;

Апплика́

ция (лат. application - прикладывание, присоединение) — спо

соб получения изображения. Это вырезание и наклеивание фигурок,

узоров из кусков бумаги, ткани, кожи и др. материалов на основу.

(слайд 14)

Прежде чем приступить к выполнению задания, прочитайте

учебник

на

стр.61.

По

завершению

работы

придумайте

название

своему натюрморту.

Контроль

организации

рабочего

места,

правильности

выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, которые

испытывают затруднения.

своими предметами.

п л а н и р у ю т

с в о ю

деятельность; определяют

спо собы

д о с т и же н и я

цели.

Коммуникативн

ые:

в ы р а ж а ю т

и

ко н т р о л и р у ю т

с в о и

эмоции

Подв

едение

итогов

урока.

Рефлексия

-Что нового для себя узнали и открыли?

-Как менялись натюрморты в мировой истории?

-Кто из художников вам больше всего запомнился?

-Какие были трудности при выполнении работы?

Выставка работ учащихся, выставление оценок

О т в е ч а ю т

н а

в о п р о с ы ,

о б о б щ а ю т

п о л у ч е н н ы е

з н а н и я ,

оценивают свои работы.

Коммуникативн

ые: излагают свое мнение

в диалоге.

Регулятивные:

оценивают

свою

работу

и

работы

своих

одноклассников.

Дома

шнее

задание

Подобрать

открытки,

иллюстрации

из

книг

и

журналов

с

изображением натюрморта.

Записывают

д/з

в

дневник

Личностные:

-ценностно-

смысловые ориентиры.



В раздел образования