Напоминание

Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе с детьми с ОВЗ


Автор: Изидорова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ № 3 города Кирова
Населённый пункт: Город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе с детьми с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к

работе с детьми с ОВЗ

Изидорова Галина Анатольевна, учитель начальных классов

КОГОБУ ШИ ОВЗ № 3 города Кирова

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей,

которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только

часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной

возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой

памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными

проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога

является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению

с

другими,

но,

тем

не

менее,

эти

дети

нуждаются

в

особенном

индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей

и

создании

условий

для

развития.

Ключевым

моментом

этой

ситуации

является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям

общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые

общество принимает и учитывает.

Задача

школы:

создать

условия

для

развития

и

обучения

детей

с

ограниченными возможностями здоровья.

В школьном коллективе должна сформироваться установка:

«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу

своего

дефекта,

а

с

позиции,

что

он

может,

несмотря

на

имеющиеся

нарушения».

Первыми

и

самыми

важными

условиями

для

успешной

организации

инклюзивного обучения являются

установка положительного психологического климата в классе.

установление

тесного

сотрудничества

между

педагогом,

ребенком,

родителями, специалистами сопровождения.

Одной из трудностей, которая появится у педагога постараться перестроить

своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:

Все ученики равны в школьном сообществе.

Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.

У всех учеников должны быть равные возможности для установления и

развития важных социальных связей.

Вовлеченные

работники

настроены

позитивно

и

понимают

свои

обязанности.

ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:

1.

воздействие на все органы чувств;

2.

разнообразные виды деятельности;

3.

обращение к опыту ребенка;

4.

комфортные условия на уроке;

5.

ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6.

содружество учителя;

7.

задания малыми дозами;

8.

игра;

9.

чувство

самодостаточности,

уважение

к

личности

(можно

осудить

поступок, но не личность).

Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие

положительную динамику

1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом.

задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных

результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);

2.

Максимальное

использование

наглядности,

опорных

схем,

конспектов,

рисунков таблиц, карт;

3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения

утомления;

4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

6.

К

подаче

материала

подходить

очень

обдуманно

и

не

требовать

от

обучающегося

того,

что

он

не

может

сделать,

учитывать

материальное

положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;

7.Чаще

включать

в

урок

коллективные,

групповые

виды

деятельности,

предусматривающие взаимопомощь;

8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в

коллективной

работе,

поддерживать

желание

работать

(лучший

стимул-

похвала);

9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем

предметам;

10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах;

11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не

выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;

12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с

объяснением

значения

слов,

терминов,

с

привлечением

личного

опыта

ученика с целью вызвать ассоциации, образы;

13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося,

благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником

и учителем;

14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником,

проводить повторение материала перед опросом;

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо

добиваться

развития

навыка

адекватного

восприятия

результатов

своей

деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Прочность

знаний,

умений

и

навыков

достигается

специальной

педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и

выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в

коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах

б о л ь ш о е

ко л и ч е с т в о

у ч е б н о го

в р е м е н и

о т в од и т с я

н а

э т о т

процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с

детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение

всего

учебного

года,

включая

его

в

процесс

изучения

нового

учебного

материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,

способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и

другим

людям,

обеспечивает

чувство

уверенности

в

себе,

доверие

к

окружающим.

Сотрудничество

педагога,

психолога,

логопеда

в

оказании

совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное

заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Литература

1.

Акатов

Л.И.

Социальная

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ.

высш.

учеб.

заведений.

М.:

Гуманит.

изд.

центр

ВЛАДОС,

2003.

368с. ISBN5-691-01094-8.

2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. :

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-

054-6.

3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,

техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

4. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников

средствами

педагогической

арт–терапии.

//

Сибирский

педагогический

журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.



В раздел образования