Автор: Изидорова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ № 3 города Кирова
Населённый пункт: Город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе с детьми с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к
работе с детьми с ОВЗ
Изидорова Галина Анатольевна, учитель начальных классов
КОГОБУ ШИ ОВЗ № 3 города Кирова
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей,
которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только
часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной
возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой
памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными
проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога
является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению
с
другими,
но,
тем
не
менее,
эти
дети
нуждаются
в
особенном
индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей
и
создании
условий
для
развития.
Ключевым
моментом
этой
ситуации
является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям
общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые
общество принимает и учитывает.
Задача
школы:
создать
условия
для
развития
и
обучения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
В школьном коллективе должна сформироваться установка:
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу
своего
дефекта,
а
с
позиции,
что
он
может,
несмотря
на
имеющиеся
нарушения».
Первыми
и
самыми
важными
условиями
для
успешной
организации
инклюзивного обучения являются
установка положительного психологического климата в классе.
установление
тесного
сотрудничества
между
педагогом,
ребенком,
родителями, специалистами сопровождения.
Одной из трудностей, которая появится у педагога постараться перестроить
своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
Все ученики равны в школьном сообществе.
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и
развития важных социальных связей.
Вовлеченные
работники
настроены
позитивно
и
понимают
свои
обязанности.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
1.
воздействие на все органы чувств;
2.
разнообразные виды деятельности;
3.
обращение к опыту ребенка;
4.
комфортные условия на уроке;
5.
ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
6.
содружество учителя;
7.
задания малыми дозами;
8.
игра;
9.
чувство
самодостаточности,
уважение
к
личности
(можно
осудить
поступок, но не личность).
Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие
положительную динамику
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом.
задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных
результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
2.
Максимальное
использование
наглядности,
опорных
схем,
конспектов,
рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения
утомления;
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
6.
К
подаче
материала
подходить
очень
обдуманно
и
не
требовать
от
обучающегося
того,
что
он
не
может
сделать,
учитывать
материальное
положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;
7.Чаще
включать
в
урок
коллективные,
групповые
виды
деятельности,
предусматривающие взаимопомощь;
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в
коллективной
работе,
поддерживать
желание
работать
(лучший
стимул-
похвала);
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем
предметам;
10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах;
11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не
выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;
12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с
объяснением
значения
слов,
терминов,
с
привлечением
личного
опыта
ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося,
благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником
и учителем;
14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником,
проводить повторение материала перед опросом;
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо
добиваться
развития
навыка
адекватного
восприятия
результатов
своей
деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Прочность
знаний,
умений
и
навыков
достигается
специальной
педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и
выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в
коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах
б о л ь ш о е
ко л и ч е с т в о
у ч е б н о го
в р е м е н и
о т в од и т с я
н а
э т о т
процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с
детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение
всего
учебного
года,
включая
его
в
процесс
изучения
нового
учебного
материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,
способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и
другим
людям,
обеспечивает
чувство
уверенности
в
себе,
доверие
к
окружающим.
Сотрудничество
педагога,
психолога,
логопеда
в
оказании
совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное
заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Литература
1.
Акатов
Л.И.
Социальная
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ.
высш.
учеб.
заведений.
–
М.:
Гуманит.
изд.
центр
ВЛАДОС,
2003.
–
368с. ISBN5-691-01094-8.
2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. :
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-
054-6.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,
техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
4. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников
средствами
педагогической
арт–терапии.
//
Сибирский
педагогический
журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.