Автор: Конькова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Психолого-педагогическая характеристика обучающегося 1 ступени обучения (начальной школы)".
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №16 Тракторозаводского района Волгограда»
(МОУ Гимназия №16)
Методическая разработка
«Психолого-педагогическая характеристика
обучающегося 1 ступени обучения
(начальной школы)»
подготовила Конькова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
Волгоград 2020
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Раздел 1. Общие сведения об ученике.
Анкетные
данные:
имя,
фамилия,
отчество,
дата
рождения,
возраст;
обучающийся 2 класса общеобразовательной школы.
Раздел 2. Особенности физического развития.
Мальчик среднего телосложения, физических недостатков не имеет. Болеет
редко, хронических заболеваний нет. Группа здоровья
2 основная. Координация
движений не нарушена. Физическое развитие соответствует возрастной норме, он
выполняет
спортивные
нормативы
для
данного
класса.
Обладает
хорошей
работоспособностью, утомляется после длительной нагрузки. Ребёнок стабилен в
проявлении
настроения,
процессы
возбуждения
и
торможения
уравновешены.
Навязчивых
движений,
жестов,
мимики
не
имеет.
Ученик
хорошо
выдерживает
нагрузки, предусмотренные режимом данного школьного учреждения.
Раздел 3. Особенности психического развития.
Ученик
достаточно
внимательно
слушает
объяснения
учителя. Внимание
устойчиво,
легко
переключается
с
одного
вида
деятельности
на
другой,
концентрация внимания хорошая. Отвлекается он редко, иногда допускает ошибки
из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
Память ребёнка развита достаточно. Преобладает «смешанный» вид памяти,
прочность
запоминания
выше
среднего
уровня.
При
заучивании
разбирается
в
смысле и структуре материала. Мальчик запоминает легко и тот материал, который
требует механического заучивания. Он достаточно быстро схватывает суть материала
и понимает его. Быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные
оригинальные
способы
решения.
Умеет
улавливать
главное
в
воспринимаемом,
сравнивать, определять сходства и различия.
Мальчик хорошо владеет связной речью. Дефектов в произношении нет. У
него
сформирован
грамматический
строй
речи,
обладает
богатым
словарным
запасом.
Мальчик
даёт
полные
ответы
на
вопросы,
владеет
правильным,
сознательным и выразительным чтением целыми словами, но допускает при этом 1-2
ошибки разного характера. Темп чтения несколько выше возрастной нормы. Ребёнок
умеет
устанавливать
последовательность
действий
в
рассказе,
делить
текст
на
смысловые
части,
интересно
пересказывать
прочитанное.
В
письменной
речи
обнаруживает
понимание
написанного,
выдерживает
грамматический
строй
предложений и текста. Мальчик умеет грамотно списывать и писать под диктовку
текст, логопедических ошибок не допускает.
Ребёнку учиться нравиться, его увлекает процесс поиска знаний, он бурно
радуется своим успехам. На уроках проявляет интеллектуальную активность, умеет
наблюдать
и
анализировать
увиденное.
С
небольшой
помощью
учителя
он
выполняет
классификацию
и
делает
обобщения,
устанавливает
причинно-
следственные
связи.
Практические
действия
ученик
выполняет
достаточно
правильно. Трудности при овладении новым материалом не испытывает.
Мальчик обычно эмоционально реагирует на жизненные явления, его может
глубоко взволновать рассказ, кинофильм. Оживлён, в меру активен во всех сферах
личной жизни. Обычно спокоен, но бывают и эмоциональные бурные проявления.
Интересы ребёнка обширные. Он с увлечением читает энциклопедии по разным
вопросам, посещает кружок в изостудии и спортивную секцию по волейболу.
Раздел 4. Особенности социального развития.
По характеру очень коммуникабельный, охотно идёт на контакт с детьми и с
взрослыми.
В
отношениях
с
ровесниками
отзывчив
и
справедлив.
Поступки
одноклассников
оценивает
правильно,
хотя
собственная
самооценка
не
всегда
верная.
Ребёнку свойственны чувства страха, удивления, восторга, сострадания.
Присуща
способность
к
волевому
усилию
в
занятиях,
в
поведении.
Он
умеет
сдерживать себя от недозволенных действий. Добрый и трудолюбивый мальчик,
радуется успехам товарищей, проявляет сочувствие и сопереживание. В ссоры и
конфликты с детьми старается не вступать. Он гордится своими успехами, при
неудачах огорчается. В коллективе с удовольствием берёт на себя роль лидера.
Прислушивается к советам взрослых и адекватно на них реагирует.
Раздел 5. Воспитательные возможности семьи.
Ребёнок
воспитывается
в
полной
семье,
имеет
младшего
брата.
Взаимоотношения
между
членами
семьи
доброжелательные,
спокойные.
Материальные
условия
жизни
находятся
на
среднем
уровне.
Семья
проживает
отдельно от бабушки с дедушкой, но близкие отношения с ними поддерживает,
поэтому он часто рассказывает о них с любовью. Родительские собрания часто
посещают вместе мать и отец ребёнка, принимают одинаковое участие в воспитании
сына. К мальчику в семье относятся как к равноправному члену, он имеет свои
обязанности, может свободно высказывать мнение по любому вопросу. Родители
признают и принимают своего ребёнка таким, каков он есть. В помощи учителю
родители никогда не отказывают, при этом всегда привлекают сына. С мамой вместе
рисуют плакаты к праздникам, с папой ремонтируют школьную мебель. Родители
стараются выходной день проводить с детьми. В глазах ребёнка они имеют большой
авторитет.
Раздел 6. Педагогические рекомендации по ребёнку.
В ходе процесса обучения с мальчиком была проведена индивидуальная беседа
по теме «Я смотрю телевизор». Необходимость в этом возникла связи с тем, что он
стал много времени проводить за просмотром разнообразных телепередач. С ним
обсуждались вопросы о достоинствах и недостатках общения с телевизором, влияние
телевизионных просмотров на ребёнка.
В результате была составлена телепрограмма на неделю, которая включала
самые интересные для ребёнка передачи с учётом времени просмотра. Мальчик
понял, что нельзя исключать при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и
общение
с
семьёй.
Таким
образом,
было
упорядочено
времяпровождение
у
телевизора.
Для
большей
результативности
учебной
деятельности
с
учеником
были
использованы
упражнения
и
приёмы
развития
внимания.
Проведён
анализ
его
типичных ошибок, связанных с невнимательностью. Так же подготовлены и преданы
родителям упражнения по развитию внимания в домашних условиях.
Он осознал, что результат его учёбы напрямую связан с развитием внимания.
Умение концентрировать своё внимание помогает, не отвлекаясь на посторонние
дела, работать на уроке.
Кроме перечисленного родителям были даны рекомендации в поддержании
правильного
режима
школьника
для
того,
чтобы
он
сумел
проявить
свои
возможности полностью.
Дата
Классный руководитель
Список использованной литературы
1.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги
ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Издательство "Союз", 2013.
2.
Мир детства: младший школьник /Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. ред. В.
В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2011.
3.
Люблинская А.А.
Учителю о психологии младшего школьника – М.:
«Просвещение», 2011.
4.
Репкина
Г.В.,
Заика
Е.В.
Оценка
уровня
сформированности
учебной
деятельности. - Томск: Пеленг, 2014. - 198 с.
5.
Формирование
учебной
деятельности
школьников/Под
ред.
В.
В.
Давыдова. - М.: Педагогика, 2012. - 176 с.