Автор: Искужина Галина Вадентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тайны смеющихся слов" в рассказе А.Аверченко
Раздел: среднее образование
Цель урока раскрыть «Тайны смеющихся слов в рассказе А.Аверченко, а
говорить мы будем о России
Инструментом работы может стать схема анализа текста.
Вступительное слово учителя.
-Давно подмечен парадокс, что в кризисные тяжелые периоды жизни, когда,
казалось бы, самое время заламывать руки и посыпать голову пеплом, в
литературе начинает процветать юмористическое направление. Возможно,
именно в этом проявляется не утерянное душевное здоровье нации
Послушаем рассказ «Россия»
Обратим внимание на портретную характеристику героев.
-«Мордастый швейцар»
-«Расшитый золотом с ног до головы»
Какие приемы использует автор, создавая образы? Можно ли сказать, как он
относится к героям.
Появляется старуха, говорит: «Сподобилась видеть». Что значит это
выражение?
«Благодетель». Можно ли так назвать того, к кому обращается героиня?
Появляется легкая насмешка- ИРОНИЯ. Понаблюдаем за тем, как она
рождается.
«И толстые, и тонкие, и ощипанные, и дородные в сверкающих золотом
сюртуках с орденами и лентами» - вот еще одна характеристика героев.
Почему нет слов со значением лица? Из целого осталась только часть. Такой
прием называется МЕТОНИМИЕЙ, которая и служит для выражения иронии.
«Обвешан целой тучей орденов»- развернутая МЕТАФОРА обесценивает
награды, превращая в побрякушки.
Или еще: «Где это он так в орденах вывалялся?» Героиня смеется Зло
смеется. Легкая насмешка переходит в сарказм. Для старухи Россеюшки
орден не входит в категорию истинных ценностей.
В рассказе появляется сатира.
Чье отношение к героям показано с помощью перечисленных приемов.
Только лишь Россеюшки?
-АВТОРА. А не возникало ли у вас ощущение, что вы уже встречались с
подобными образами?
Действительно вспоминаются толстые и тонкие Гоголя, просители Некрасова,
образ России Блока. Такой прием называется РЕМИНИСЦЕНЦИЕЙ
(намеренное или невольное воспроизведение фразовой или образной
конструкции). Создается ощущение единого времени и пространства. Что
объединяет авторов?
Возможно, отношение к России. Какая же она Россия А. Аверченко.
«Худая деревенская баба в штопаных лаптях и белом платке»
«Приносит хлеб»
«Всем кланяется»
Бедная, но всех кормит. Возникает проблема истинного и ложного статуса
России среди других стран. Белый цвет платка означает причастность к богу:
белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Всем кланяется Ко все
уважительна. Может быть, в этом раскрывается национальная особенность
страны? Вековечное ожидание, робкий испуг, робкое сердце, даже зависти
нет.
Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: любит или презирает
Россию автор?
А какая Россия сейчас? О сегодняшней стране так знакомо и близко сказал
поэт Дементьев.
В эти годы тихого отчаянья
Мне на веру не осталось сил.
Я смотрю на родину печально,
Словно дождь глаза заморосил…
Нам бы уберечь от бед Россию.
И себя в беде не потерять.