Напоминание

"Тайны смеющихся слов" в рассказе А.Аверченко


Автор: Искужина Галина Вадентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тайны смеющихся слов" в рассказе А.Аверченко
Раздел: среднее образование





Назад




Цель урока раскрыть «Тайны смеющихся слов в рассказе А.Аверченко, а

говорить мы будем о России

Инструментом работы может стать схема анализа текста.

Вступительное слово учителя.

-Давно подмечен парадокс, что в кризисные тяжелые периоды жизни, когда,

казалось бы, самое время заламывать руки и посыпать голову пеплом, в

литературе начинает процветать юмористическое направление. Возможно,

именно в этом проявляется не утерянное душевное здоровье нации

Послушаем рассказ «Россия»

Обратим внимание на портретную характеристику героев.

-«Мордастый швейцар»

-«Расшитый золотом с ног до головы»

Какие приемы использует автор, создавая образы? Можно ли сказать, как он

относится к героям.

Появляется старуха, говорит: «Сподобилась видеть». Что значит это

выражение?

«Благодетель». Можно ли так назвать того, к кому обращается героиня?

Появляется легкая насмешка- ИРОНИЯ. Понаблюдаем за тем, как она

рождается.

«И толстые, и тонкие, и ощипанные, и дородные в сверкающих золотом

сюртуках с орденами и лентами» - вот еще одна характеристика героев.

Почему нет слов со значением лица? Из целого осталась только часть. Такой

прием называется МЕТОНИМИЕЙ, которая и служит для выражения иронии.

«Обвешан целой тучей орденов»- развернутая МЕТАФОРА обесценивает

награды, превращая в побрякушки.

Или еще: «Где это он так в орденах вывалялся?» Героиня смеется Зло

смеется. Легкая насмешка переходит в сарказм. Для старухи Россеюшки

орден не входит в категорию истинных ценностей.

В рассказе появляется сатира.

Чье отношение к героям показано с помощью перечисленных приемов.

Только лишь Россеюшки?

-АВТОРА. А не возникало ли у вас ощущение, что вы уже встречались с

подобными образами?

Действительно вспоминаются толстые и тонкие Гоголя, просители Некрасова,

образ России Блока. Такой прием называется РЕМИНИСЦЕНЦИЕЙ

(намеренное или невольное воспроизведение фразовой или образной

конструкции). Создается ощущение единого времени и пространства. Что

объединяет авторов?

Возможно, отношение к России. Какая же она Россия А. Аверченко.

«Худая деревенская баба в штопаных лаптях и белом платке»

«Приносит хлеб»

«Всем кланяется»

Бедная, но всех кормит. Возникает проблема истинного и ложного статуса

России среди других стран. Белый цвет платка означает причастность к богу:

белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Всем кланяется Ко все

уважительна. Может быть, в этом раскрывается национальная особенность

страны? Вековечное ожидание, робкий испуг, робкое сердце, даже зависти

нет.

Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: любит или презирает

Россию автор?

А какая Россия сейчас? О сегодняшней стране так знакомо и близко сказал

поэт Дементьев.

В эти годы тихого отчаянья

Мне на веру не осталось сил.

Я смотрю на родину печально,

Словно дождь глаза заморосил…

Нам бы уберечь от бед Россию.

И себя в беде не потерять.



В раздел образования