Автор: Пантия Бэла Сократовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Лицей №7
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Автор: Пантия Бэла Сократовна
учитель английского языка
МОУ Лицей №7 г. Волгограда
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы и делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть
сформированы
универсальные
учебные
действия,
обеспечивающие
способность
к
о р г а н и з а ц и и
с а м о с т о я т е л ь н о й
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Не буду описывать, что такое «Универсальные учебные действия», уверена, что все
учителя знают, что это такое. Сложнее внедрить эти знания в свой урок, для того чтобы
сделать свой урок эффективным, полезным для учащегося.
Внедрение ИТ и ИКТ в
учебный
процесс
помогает
не
только
формировать
эти
действия,
но
становится
необходимым, для того чтобы создать эффективный, интересный для ученика и учителя
урок.
Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению,
возможности
использования
достижений
новых
технологий,
свободный
доступ
к
разнообразным
информационным
ресурсам
определяют
новый
подход
к
оснащению
образовательного
процесса
средствами
обучения.
Чтобы
добиться
образовательных
результатов,
отвечающих
новым
запросам
общества,
нужны
современные
средства
обучения.
Интерактивные доски – эффективный инструмент для реализации этой задачи.
Интерактивная
доска,
как
средство
формирования
комплексной
визуально-тактильной
рабочей
среды
для
ученика,
признана
учителями
как
поистине
революционное
изобретение.
Использование
интерактивной
доски
повышает
мотивацию
учеников,
положительно
сказывается
на
развитии
внимания,
зрительной
памяти,
восприятии
и
технике чтения. Задания с использованием интерактивной доски позволяют разрядить
высокую
эмоциональную
напряженность
и
создать
благоприятный
климат
на
уроке.
Программное обеспечение, идущее в комплекте с интерактивными досками, позволяет
создавать учебные пособия на основе богатой коллекции наглядных изображений по всем
ш к о л ь н ы м
п р е д м е т а м ,
в
ч а с т н о с т и
п о
а н г л и й с к о м у
я з ы к у .
На
занятиях
в
классе
использование
многофункциональной
доски
дает
возможность
работать
совместно,
проецировать
на
большой
экран
доски
цифровую
информацию,
делать
снимки
наиболее
важного
содержания
и
записывать
ход
всего
урока,
затем
выходить в интернет и совместно совершать виртуальные экскурсии – это способствует
включению
каждого
учащегося
в
работу
над
учебным
материалом/проектом
и
дает
бесценный живой практический опыт. Что примечательно, учащиеся начинают работать
очень
творчески
с
информацией,
которая
обычно
воспринимается
как
сухая
и
ма лои н т е ре с н а я .
Ре зульт ат :
а кт и в н ы й
и
в к люч е н н ы й
в
ра боту
к л а с с
или группа (если учитель запланировал групповую работу), разные задания, а значит и
ситуация успешности на уроке для каждого ученика (в том или ином виде деятельности).
Интерактивные
формы
обучения
предполагают
наличие
современных
средств
организации
процесса,
которые
позволяют
преподавателям
сохранять
и
дорабатывать
учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Именно
поэтому
интерактивная
доска
как
средство
формирования
комплексной
визуально-
тактильной рабочей среды для ученика признана учителями как поистине революционное
изобретение.
Я работаю с интерактивной доской SMART Board уже 8 год и честно скажу, что
не представляю себе урока без доски. Во-первых, она облегчает мне работу, поскольку уже
наработаны шаблоны, готовые уроки, презентации. Во-вторых она позволяет делать уроки
насыщенными,
использовать
различные
современные
технологии,
методики
и
виды
деятельности. Урок проходит быстро, ученики не успевают устать. Но самое главное то,
что у детей всегда перед глазами визуальные опоры, доказано, что 70% учащихся –
визуалы.
Доска SMART Board имеет программное обеспечение Notebook, которое
предлагает учителю огромный выбор средств, шаблонов, оболочек для тестов и заданий.
Единственное
но
–
это
время
учителя,
для
самообразования
и
изучения
всех
возможностей этой замечательной доски. Очень полезно вступить в сообщество учителей
«Smart Technologies», в котором учителя России и зарубежья не только дают советы, как
р а б о т а т ь
с
д о с к о й ,
н о
и
о б м е н и в а ю т с я
г о т о в ы м и
у р о к а м и
и
шаблонами. Для меня это ценно, так как отпадает необходимость приобретать оболочки
Smart, я приобретаю их путем обмена, а потом использую в своей работе. Программное
обеспечение Notebook содержит галерею и большое количество инструментов по разным
предметам школьной программы. Я, естественно, использую средства для иностранного
языка: обучение написанию букв (можно сочетать со звуком, дети видят графическое
написание буквы и слышат звук, который она передает), предъявление новой лексики и
тренировка
лексики,
предъявление
грамматики
и
даже
создание
мультфильмов.
Теперь подробнее о том, как можно использовать ресурсы это замечательной
доски. Во-первых, можно использовать готовые презентации, созданные в Power Point, и
слайд лекции и работать прямо в них, при необходимости. Очень удобно, так как при
подготовке
презентации
не
всегда
можно
предугадать,
какие
вопросы
возникнут
у
учеников, особенно если речь идет о грамматике английского языка. Во-вторых, на этой
д о с ке
в с е
м ож е т
п е р е м е щ ат ь с я
( е с т ь
т а к а я
фу н к ц и я
п р и
с о з д а н и и
объектов
на
слайде).
Очень
удобно,
если
вы
ведете
уроки
в
начальной
школе,
при
объяснении правила построения английского предложения и порядке слов в предложении.
Ваши ученики сделают все, чтобы выйти к доске и поработать с ней, это очень привлекает
их.
Здорово,
что
на
доске
ничего
не
нужно
черкать,
просто
переставил
слова
в
предложении,
это
мотивирует
детей,
никто
не
любит
«красных»
исправлений
и
«перечеркиваний», хотя к доске прилагаются маркеры четырех цветов. Интересно детям
соотносить слова и картинки, работать пальчиками на доске, вставлять пропущенные
буквы, слова, вопросительные слова и т.д. Разные виды деятельности при активизации и
закреплении лексики, при помощи доски, помогают легко и хорошо запоминать слова.
Слова на доске можно не только печатать, но и прописывать, как на обычной лоске, только
с использованием различных инструментов: различные шрифты, цвета, формы, толщина
шрифта – все на выбор учащегося. При предъявлении и закреплении грамматических
явлений можно использовать те же приемы, что и при работе с лексикой. При подготовке
заданий
я
так
же
использую
функцию
«шторка»,
которая
позволяет
быстро,
при
индивидуальной или групповой работе, проверять правильность выполнения задания.
При работе с доской, я готовлю индивидуальные карты, в которых даются те же
задания, а так же задания с учетом индивидуальных особенностей детей. Доска позволяет
быстро и качественно проверить задание и при этом увидеть, как дети справляются с
заданиями, что вызывает сложности. Доска замечательно используется при формировании
всех языковых навыков и умений: чтению, письму, говорению и аудированию, просто
н у ж н о
п р а в и л ь н о
и с п о л ь з о в а т ь
е е
р е с у р с ы .
Как я использую доску? По - разному, задания должны варьироваться, чтобы
детям было интересно. При работе с текстом я не выношу текст на саму доску, это
неудобно и трудно читаемо, на доску выносятся короткие тексты или предложения и они
должны быть видны всем учащимся в аудитории, поэтому тексты даются в учебнике или в
распечатке. На доску выносятся задания к тексту. Это могут быть вопросы, вопросы с
выбором
ответа,
задания
на
соотнесение,
закончить
предложение
или
вставить
пропущенную информацию и многое другое, все зависит от того, что вы хотите получить
в итоге, что вы формируете на данном уроке. Есть оболочки, которые предполагают
самоконтроль, что тоже влияет на темп урока.
Аудирование я преподношу с использованием тематических видео фильмов, не
страшно, что это видео и другого УМК или найдено интернете, главное, что детям
интереснее воспринимать аудиотексты с визуальным рядом. А потом даю задания в форме
quiz
(квизов),
что
позволяет
что
позволяет
услышать
большее
количество
детей
и
активировать деятельность всего класса или группы.
Любое задание, текст или видеофильм, может стать выходом на устную речь и тут
можно использовать интерактивную доску. Можно создавать различные схемы-планы для
монолога с опорой, картинки – опоры, коллажи. Все зависит от воображения, ну и
желания учителя, сделать задание креативным, и поверьте мне, ваши дети будут активно
работать на уроке.
Использование
доски
замечательно
с
точки
зрения
здоровьесберегающих
технологий, дети часто подходят к доске, выполняют действия с доской, перемещаются по
аудитории – происходит смена деятельности.
Выход
в
интернет,
выполнение
тестов
он-лайн,
виртуальные
путешествия,
использование различных готовых программ – тоже одно из преимуществ доски SMART
Board. Я часто использую выход в интернет как бонус за хорошую работу на уроке,
различные
языковые
сайты
предлагают
игры,
анимированные
сказки,
конкурсы
–
замечательный способ мотивировать детей и развивать их.
Мне кажется, что подготовка уроков при помощи Notebook даже легче чем создание
презентации в Power Point, программа дает гораздо больше возможностей и не надо
тратить много времени над созданием анимированных объектов. Единственный минус
разработок
уроков
в
Notebook
–
они
могут
демонстрироватьтся
только
на
ПК
с
установленным программным обеспечением. Я уже замечала, что не представляю себе
уроков, без этой доски, она позволяет мне постоянно развиваться, так как появляются
новые оболочки, учусь создавать новые уроки и дети этого ждут. Вот и мотивация прийти
на урок и с удовольствием учиться новому. Наши дети – это поколение желающие
работать с гаджетами и технологиями и мы должны развиваться вместе с ними.