Автор: Адамова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сатагайская СОШ имени Е.А.Шишигина"
Населённый пункт: с.Сатагай Амгинский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Самостоятельная работа как способ формирования учебно-познавательной компетенции
Раздел: среднее образование
Самостоятельная
работа
как
способ
формирования
учебно-
познавательной компетенции
Внедрение новых стандартов образования требует реализации новых
образовательных
форм
обучения
и
контроля.
Всероссийская
проверочная
работа по русскому языку введена с 2015 года. Начиная с четвертого класса
обучающиеся выполняют этот вид работы. Для качественного выполнения ВПР
не отведены определенные часы для подготовки. Многие обучающиеся и их
родители обеспокоены результатами этой работы, так как обучающиеся должны
получать оценки за знание предмета. Для достижения желаемого результата
эффективными
являются
индивидуальные
занятия,
консультации
и
самостоятельная работа обучающихся.
В
настоящее
время
происходит
переориентация
оценки
результата
образования
с
понятий
«подготовленность»,
«образованность»
на
понятия
«компетенция», «компетентность» обучающихся. Общеобразовательная школа
должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а
также
опыт
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности
обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
Самостоятельная работа по русскому языку является способом формирования
учебно-познавательной
компетенции
обучающихся,
это
вид
учебной
деятельности,
в
ходе
которой
обучающиеся
самостоятельно,
а
при
необходимости,
при
частичном
руководстве
или
консультации
учителя
выполняют
различного
рода
задания,
прилагая
необходимые
для
этого
умственные
усилия
и
проявляя
навыки
самоконтроля,
самоанализа
и
самокоррекции. В процессе проведения самостоятельной работы достигается не
только приобретение знаний, умений и навыков по определённому предмету, но
и знаний и умений организации целеполагания, планирования работы, анализа,
рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Следует помнить,
что:
1.Самостоятельная
работа
должна
носить целенаправленный
характер.
Для
этого необходимо четко обозначить цель работы. Если обучающийся понимает,
что и для чего он делает, это гарантирует ему в дальнейшем определённый
успех в скорейшем достижении цели.
2.Самостоятельная
работа
должна
быть
действительно самостоятельной
и
деятельной. Она должна быть посильной и доступной в содержательном плане.
3.Для
самостоятельной
работы
нужно
предлагать творческие
задания,
выполнение которых не допускает применения кальки. Самостоятельная работа
–
это
задача,
на
которую
нет
готового
ответа
в
учебнике,
и
она
требует
инициативы,
смекалки
обучающегося
и
развития
его
познавательных
способностей.
Решение проблемы самостоятельной работы направлено на создание условий
для
максимального
раскрытия
индивидуальных
особенностей
и
развития
умственных
способностей
учащихся,
и
неразрывно
связано
с
реализацией
личностно-ориентированной модели обучения. Развитие самостоятельности и
творческой активности обучающихся и воспитание навыков самообучения -
один из аспектов самообразования. Самостоятельная работа тесно связана с
инициативностью,
активностью,
настойчивостью,
самоконтролем,
уверенностью в себе.
Важной составной частью самостоятельной работы является познавательная
самостоятельность,
иначе
говоря,
способность
вести
целенаправленную
познавательно-поисковую
деятельность
своими
силами.
В
процессе
самостоятельной работы активизируются внимание, память и мышление. С
одной стороны, самостоятельная работа - особая форма учебной деятельности,
с другой, - целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная
самим
субъектом
в
совокупности
выполняемых
действий.
Без
интереса
к
предмету получения дополнительных знаний, помимо обязательных, развития и
совершенствования личности не происходит.
Самостоятельная работа способствует:
- формированию познавательной активности и самостоятельности;
- развитию различных видов познавательной деятельности (активной
сознательной и подсознательной);
- углублению, расширению, закреплению учебного материала.
Именно поэтому она становится одним из главных факторов формирования
учебно-познавательной
компетенции
обучающихся.
Самостоятельная
работа
проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся:
творче ской
инициативы,
с амо стоятельно сти,
о т в е т с т в е н н о с т и ,
организованности;
-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
совершенствованию и самоорганизации;
Формы контроля самостоятельной работы:
1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
2.
Организация
самопроверки,
взаимопроверки
выполненного
задания
в
группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы.
Последняя форма контроля самая важная. Ей нужно отвести по возможности
больше времени.
Изучение опыта передовых учителей показывает, что одним из главных
признаков, отличающих уровень их мастерства, является умение использовать в
работе
разнообразные,
дополняющие
друг
друга
самостоятельные
работы,
которые
учитывают
учебные
возможности
школьников.
Творческие
самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной работы
школьников.
Эта
деятельность
позволяет
обучающимся
получать
принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного
поиска знаний. Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные
указания
к
их
проведению.
Однако
любая
работа
должна
начинаться
с
осознания обучающимися цели и способа действий. От этого во многом зависит
эффективность работы.
В
письменных
работах
многих
старшеклассников
можно
обнаружить
орфографические пробелы. К сожалению, их количество с каждым годом не
становится меньше. Единственное, на что может надеяться ученик, у которого
отсутствуют базовые знания, - это самостоятельная работа под руководством
учителя, то есть отработка проблемных орфографических тем и выполнение
упражнений с обязательной проверкой и разбором ошибок. Для того, чтобы
хорошо подготовиться к ВПР или ГИА по русскому языку, надо провести
комплексное
повторение
тем,
в
том
числе
орфографических.
Например,
в
рабочих
программах
по
русскому
языку
на
изучение
темы
«Чередование
гласных в корне» дается менее двух часов. Несомненно, эта одна из основных
орфограмм русского языка.
Для
формирования
орфографической
зоркости
у
обучающихся
разработали
сборник
заданий
для
самостоятельной
работы
в
5-8
классах.
Сборник состоит из разделов: «Чередование гласных в корне», «Правописание
слов с суффиксами на с и з», «Правописание частицы не с частями речи» и
состоит из заданий: тесты, тексты разных стилей, упражнения, творческие
задания. Тексты познавательные, охватывающие разные сферы жизни. Задания
позволяют
оценить
уровень
подготовки
обучающихся,
у р о в е н ь
сформированности
универсальных
учебных
действий(УУД)
и
овладения
межпредметными понятиями. Некоторые ответы и комментарии печатаются в
конце сборника. В распечатанном виде сборник представляет собой маленькую
книжечку.
Материалы
сборника
используются
как
часть
домашней
работы,
зачетных заданий, а также на уроке при изучении определенных тем.
В первом задании ВПР по русскому языку в 5-7 классах дается текст с
заданием:
«Перепишите
текст1,
раскрывая
скобки,
вставляя,
где
это
необходимо,
пропущенные
буквы
и
знаки
препинания».
Задание
проверяет
сформированность всех трех компетенций и оценивается по трем критериям:
соблюдение
орфографических
норм,
соблюдение
пунктуационных
норм
и
правильность
списывания
текста.
Самостоятельная
подготовка
по
сборнику
заданий
дала
положительные
результаты
при
выполнении
Всероссийских
проверочных работ. Навыки выполнения самостоятельной работы развивают
такие качества, как терпение, сосредоточенность, аккуратность, также умение
работать со словарями, с пособиями, справочниками. Эти умения будут нужны
обучающимся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Использованная литература:
1. Маевская О.С. Чередующиеся гласные в корне. // Русский язык. -Метод.
газета для учителей-словесников. 2011.№8
2.Ушакова О.Д. Диктанты по чередованию гласных в корне слова.5 класс. – С-
П.: Литера, 2018.
3.Юмина
Е.В.
Комплексное
повторение
орфографии.
Материалы
для
самостоятельной
работы.
//
Русский
язык.
-
Метод.
газета
для
учителей-
словесников. 2011. №10