Напоминание

"Реформы и реформаторы"


Автор: Напалкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Анадыря"
Населённый пункт: Анадырь, Чукотский АО
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Реформы и реформаторы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

(протокол №1 от 30.08.2019 г)

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБОУ

«СОШ № 1 г. Анадыря»

____________Н.В.Серегина

внеурочной деятельности

«Реформы и реформаторы»

для обучающихся 9 класса

Направление: общеинтеллектуальное

Количество часов: 30

Программу разработала Напалкова Т.А.,

учитель истории и обществознания

Анадырь 2019

Введение

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии:

_

с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2001 года

№ 03-255 «О введении ФГОС ООО»;

с

основными

положениями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ

от 17 декабря 2010 г. N 1897;

с

Приказом

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

31.12.2015

№1577

«О

внесении

изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от

17.12.2010 №1897»;

с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении

изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010

г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования»»;

с

Приказом

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

31.12.2015

№1578

«О

внесении

изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от

17.05.2012 №413»;

с

Письмом

Министерства

образования

и

науки

РФ

и

Профсоюза

работников

народного

образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. N НТ-664/08/269;

с Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических

рекомендаций»;

с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1

города Анадыря»;

с

Положением

о рабочей программе учебных предметов, курсов,

дисциплин (модулей) и

программ внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря», утвержденного приказом

№ 45-о от 08 февраля 2018 года «О внесении изменений в Положение о рабочей программе

учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и программ внеурочной деятельности на основе

ФГОС НОО, ООО, СОО».

Программа

курса

«Реформы

и

реформаторы

России»

предназначена

для

изучения

учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 30 часов. Данный курс составлен на основе программы

Н.И. Чеботаревой и адаптирован в соответствии с программными требованиями учебного плана

школы.

Изучение

истории

развития

российской

цивилизации,

роли

в

ней

реформаторской

деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания,

сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей

принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.

Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.

Цель курса: - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это

имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего

поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной

позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые

качества личности.

Задачи курса:

1)

способствовать

развитию

гражданственности

учащихся,

приучая

их

к

диалогическому

многомерному

восприятию

общественной

деятельности,

сбалансированному

подходу

к

достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в

изучении истории;

4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания;

5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в

группе, вести дискуссию.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения программы являются:

-

развитие

любознательности

и

формирование

интереса

к

изучению

истории,

культуры;

-

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

учащихся,

дающих

возможность

выражать своё отношение к истории различными средствами;

- формирование мотивации дальнейшего изучения истории;

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к Отечеству);

- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-

концепции социальной роли; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха,

связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

- мотивация учебной

деятельности (сформированность

познавательных

мотивов;

интерес

к

новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных

мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность,

быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —

приобретению новых знаний и умений).

Метапредметными результатами являются:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя

умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад

в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение приёмов исследовательской деятельности;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора

источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации,

представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.

д.;

-

развитие

коммуникативных

умений

и

овладение

опытом

межличностной

коммуникации,

корректное

ведение

диалога

и

участие

в

дискуссии,

а

также

участие

в

работе

группы

в

соответствии с обозначенной ролью.

Воспитательные

результаты: приобретение

школьником

социальных

знаний;

получение

школьником

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества,

ценностного

отношения

к

социальной

реальности

в

целом;

получение

школьником

опыта

самостоятельного общественного действия.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса:

В результате изучения курса ученик должен:

Знать:

1) Основные исторические события, связанные с реформами в стране;

2)

Основные персоналии реформаторов России.

Уметь:

1) Систематизировать знания о реформе и реформаторах;

2) Подбирать литературу по заданной теме, пользоваться ею для выполнения творческих заданий;

3) Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

4) Самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Понимать:

1) Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию;

2) Сохранение исторической памяти.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в

обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом

возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь

отводится

внутрипредметным

связям,

нацеленным

на

просвещение

учащихся,

высказывание

личностных

оценок,

практическому

применению

полученных

знаний.

Иными

словами,

ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

анализ и сопоставление фактов;

работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

анализ документов;

оформление сообщений и рефератов.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных

умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные

предметные умения и навыки:

• определять достоверность исторических фактов;

• устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

• сравнивать

предлагаемые

исторические

события,

исторические

личности,

анализировать,

оценивать, выявляя сходства и различия;

• высказывать

суждения

об

изученном

материале,

версиях,

существующих

в

различных

источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса следующие

формы и приемы:

лекции с последующим опросом;

лекции с обсуждением документов;

беседы;

семинары;

практические работы;

«мозговой штурм»;

викторины;

проектная деятельность.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и

формирование творческих умений, таких как:

умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

умение выдвинуть гипотезу;

умение делать обобщения;

умение систематизировать материал;

умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

умение

планировать

и

анализировать

свою

деятельность

(составлять

план,

ставить

цели,

сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Чтобы

оценить

образовательную

деятельность

учащихся,

важно

не

только

уделять

внимание

развернутым

ответам,

в

которых

проявляется

готовность

связно,

образно

излагать

факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет

использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение

исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:

• соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

• называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

• сравнивать исторические события и исторических деятелей;

• излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

излагать оценки событий и личностей;

• сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории,

их оценку.

Оборудование:

комплекты

настенных

карт,

атласов

по

истории

России,

иллюстративный,

справочный

материал,

научную

и

методическую

литературу,

дидактический

и

раздаточный

материал, аудио- и видеоаппаратуру (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIXв.», «Россия в

XIXв.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия вXVIIв.», «Российская империя во второй половине XIX

в.» и др.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИИ»

Разделы

Содержание

Формы

организации

Виды

деятельности

1

Тема

1.

Российское

реформаторст

во (2 часа).

Введение. Структура курса и его

особенности. Что такое реформа?

Кого мы назовем реформатором?

Р е ф о р м а

и

р е в о л ю ц и я ,

с р а в н и т е л ь н ы й

а н а л и з .

Положительные

и

отрицательные

стороны

реформ.

Проведение

реформы

«сверху».

Роль

ре-

ф о р м а т о р о в

в

р а з в и т и и

российского государства.

Лекция

«Российское

реформаторст

во».

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения

по теме.

Подбор

материалов

2

Тема

2.

Первые

отечественны

е

реформаторы

и их преобра-

з о в а н и я (2

часа).

Первые

русские

реформаторы:

княгиня Ольга и Владимир Свя-

тославович.

Их

роль

в

развитии

русского

государства.

Админист-

ративно-финансовая

реформа

княгини Ольги. Крещение Руси -

коренное преобразование русской

истории. Ярослав Мудрый.

Практическо

е

з а н я т и е

« Ч т о

т а к о е

реформа?».

Р а б о т а

с

документами,

анализ

информации,

обсуждение

3

Тема

4.

Иван

III (1 час).

Образование

единого

Русского

г о с у д а р с т в а .

З а в е р ш е н и е

присоединения

большинства

русских

земель

к

Московскому

княжеству. Судебник 1497 года и

его

значение

для

укрепления

единого государства.

Лекция.

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения

по теме.

Подбор

материалов

4

Тема

4.

Иван

Гр о з н ы й

( 2

часа).

Причины

проведения

реформ

в

XVI

веке.

Реформаторская

дея-

тельность

Избранной

рады.

Роль

протопопа

Сильвестра,

Алексея

Адашева,

Андрея

Курбского

в

деятельности

Избранной

рады.

И в а н

Г р о з н ы й

и

е г о

преобразования.

Опричнина:

причины

ее

возникновения

и

результаты.

Лекция

«Реформы

XVI

в е к а :

Избранная

рада

и

Иван

Грозный»

Семинар

«Иван

Грозный:

ч е л о в е к

и

правитель».

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения

по теме.

Подбор

материалов

5

Тема 5. Петр I

Причины

проведения

реформ

в

Практическо

Р а б о т а

с

(2 часа).

начале XVIII

в.

Цели

реформа-

торской

деятельности

Петра I.

Какой

хотел

видеть

с т р а н у

великий

реформатор.

Методы

достижения цели. Петр I: человек

и

п р а в ит е л ь .

И т о г и

реформаторской

деятельности

Петра I.

е

з а н я т и е

«

П е

т

р I:

тиран или...».

документами,

анализ

информации,

обсуждение

6

Т е м а

6 .

Екатерина II

и

Александр

I. (2 часа).

«Просвещенный

абсолютизм»

Екатерины

Великой.

Уложенная

комиссия,

реформы

органов

власти

и

управления.

«Дней

Алекс андровых

п р е к р а с н о е

начало…»:

реформы

первого

д е с я т и л е т и я

п р а в л е н и я .

Негласный комитет.

Практическо

е занятие

Р а б о т а

с

документами,

анализ

информации,

обсуждение

7

Т е м а

7 .

Реформы

Государственн

ого

устройства.

М.М.

Сперанский.

(1 час).

Личность

М.М.

Сперанского.

П р о е к т

г о с у д а р с т в е н н ы х

преобразований. Государственный

совет. Судьба проекта.

Семинарское

занятие.

Р а б о т а

с

информацией

,

историческим

и

источниками

Т е м а

8 .

Реформаторы

Николаевског

о

царствования

:

П . Д .

Киселев,

Е.Ф.

Канкрин.

(1

час).

Приход к власти Николая I. Цели и

направления внутренней политики

Николая

I.

Усиление

реакции.

Ук р е п л е н и е

с а м о д е р ж а в и я .

Личности

П.Д.

Киселева

и

Е.Ф.

Канкрина. Суть их реформ.

Семинарское

занятие.

Р а б о т а

с

информацией

,

историческим

и

источниками

Т е м а

9 .

Александр II:

великие

реформы

( 2

час).

Личность Александра II. Причины

проведения

реформ

во

второй

половине XIX в. Цели и методы

проведения

ре форм

вт о р о й

половины XIX

в.

Особенности

п о д г о т о в к и

и

п р о в е д е н и я

крестьянской

реформы.

Значение

реформ Александра II.

Практическо

е

з а н я т и е

«Великие

реформы».

Р а б о т а

с

документами,

анализ

информации,

обсуждение

Т е м а

1 0 .

«Диктатура

сердца»

М.Т.

Лорис-

Меликова.

(1

час).

Личность

М.Т.

Лорис-Меликова.

Борьба

власти

с

политической

а к т и в н о с т ь ю

о б щ е с т в а :

реорганизация

репре ссивных

органов, преследования, попытки

с о т р у д н и ч е с т в а

с

общественностью

(«бархатная

диктатура»).

«Конституция»

М.Т.

Лори с -Ме ли кова .

Уб и й с т в о

Л

ЕКЦИЯ

.

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения

по теме.

Подбор

Александра II.

материалов

Т е м а

1 1 .

Реформаторск

ая

деятельность

Н.Ч.

Бунге

и

И.А.

Вышеградско

го. (1 час).

Личность

Н.Ч.

Бунге

и

И.А.

В ы ш е г р а д с к о г о

и

и х

реформаторская деятельность.

Семинарское

занятие.

Р а б о т а

с

информацией

,

историческим

и

источниками

Тема 12. С.Ю.

Витте:

ч е л о в е к

и

политик.

( 1

час).

Личность. Проект реформ.

Лекция «С.Ю.

Витте:

ч е л о в е к

и

политик».

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения

по теме.

Подбор

материалов

Т е м а

1 3 .

Последний

реформатор

Российской

и м п е р и и . (2

час).

«П.

А.

Столыпин

-

последний

реформатор Российской империи».

Личность

П.

А.

Столыпина

-

последнего

реформатора

Россий-

ской империи. Деятельность П. А.

Столыпина.

Аграрная

реформа:

содержание

и

осуществление.

И т о г и

р е ф о р м а т о р с к о й

деятельности П. А. Столыпина.

Лекция.

Семинарское

занятие.

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения

по теме.

Подбор

материалов

Т е м а

1 4 .

Исторические

портреты

П.Н.

Милюкова

и

А.И.

Гучкова.

(1 час).

Личности П.Н. Милюкова и А.И.

Гучкова.

Роль

П.Н.

Милюкова

и

А.И.

Гучкова

в

формировании

либера ль ны х

п о л и т и ч е с к и х

партий.

Семинарское

занятие.

Р а б о т а

с

информацией

,

историческим

и

источниками

Тема 15. Воин,

полководец,

патриот – Г.К.

Ж у к о в .

( 1

час).

Великий

полководец

Великой

Отечественной войны Г.К.Жуков.

Практическо

е занятие.

Р а б о т а

с

документами,

анализ

информации,

обсуждение

Т е м а

1 6 .

Первый

секретарь ЦК

КПСС – Н.С.

Х р у щ е в .

( 1

час).

Лидер

СССР

в

1953

середине

1 9 6 0 - х г . г .

Н . С . Х р у щ ё в .

Реабилитация

жертв

Сталинских

репрессий.

Развитие

науки

и

образования,

научно-техническая

революция

в

СССР.

Духовная

ж и з н ь .

В н е ш н я я

п о л и т и к а .

М и р н о е

с о с у щ е с т в о в а н и е

г о с у д а р с т в

с

р а з л и ч н ы м

общественным

строем

(успехи

и

Лекция.

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения

по теме.

Подбор

материалов

противоречия).

Т е м а

1 7 .

Исторический

портрет

А.Н.

Косыгина.

Предтечи

перестройки:

Ю.В.

Андропов, его

реформы.

(1

час).

Личность А.Н. Косыгина, проект

его

экономиче ских

р е ф о рм .

Личность

Ю.В.

Андропова,

его

реформы.

Семинарское

занятие.

Р а б о т а

с

информацией

,

историческим

и

источниками

Тема 18. М.С.

Го р б ач е в

и

Б.Н.

Ельцин:

у с п е х и

и

неудачи

р е ф о р м .

( 1

час).

Л и ч н о с т ь

М . С .

Го р б а ч е в а .

Перестройка основ экономической

и

политической

жизни

в

стране.

Личность Б.Н. Ельцина. Успехи и

неудачи реформ.

Лекция.

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения по

теме. Подбор

материалов

Т е м а

1 9 .

Современные

российские

реформаторы.

(2 часа).

Л и ч н о с т и

с о в р е м е н н ы х

р е ф о рм ато р о в .

П р о в е д е н и е

реформ в стране. Судьба реформ и

реформаторов в России.

Л е к ц и я

и

семинарское

занятие.

Восприятие и

анализ

информации,

сообщаемой

учителем.

Составление

плана

сообщения по

теме. Подбор

материалов

Итоговое

з а н я т и е

( 3

часа).

Защита

проектов

п о

т е м е :

«История в лицах». Реформаторы

и реформы»

Защита

проектов

Защита

проектов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИИ»

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Формы кон-

троля

Лек-

ции

Прак-

тика

Се-

минары

1

2

3

4

5

6

7

1 – 2

Введение. Российское

реформаторство.

2

2

Тест

3 – 4

Первые отечественные

реформаторы и их

преобразования.

2

2

Письменная

работа

5

Иван III.

1

1

Тест

6 – 7

Иван Грозный.

2

1

1

Участие в

семинаре

8 – 9

Петр I.

2

2

Письменная

работа

10 - 11

Екатерина II и

Александр I.

2

2

Семинарское

занятие

12

Реформы

Государственного

устройства. М.М.

Сперанский.

1

1

Эссе

13

Реформаторы

Николаевского

царствования: П.Д.

Киселев, Е.Ф. Канкрин.

1

1

Участие в

семинаре.

14 - 15

Александр II: великие

реформы

2

1

1

Письменная

работа

16

«Диктатура сердца» М.Т.

Лорис-Меликова.

1

1

Эссе

17

Реформаторская

деятельность Н.Ч.Бунге и

И.А. Вышеградского.

1

1

Участие в

семинарском

занятии

18

С.Ю.Витте: человек и

политик.

1

1

Тест

19 - 20

Последний реформатор

Российской империи:

П.А.Столыпин

2

1

1

Участие в

семинарском

занятии

21

Исторические портреты

П.Н.Милюкова и

А.И.Гучкова.

1

1

Участие в

семинарском

занятии

22

Воин, полководец,

патриот – Г.К.Жуков.

1

1

Эссе

23

Первый секретарь ЦК

КПСС – Н.С.Хрущев.

1

1

Тест

24

Исторический портрет

А.Н.Косыгина. Предтече

перестройки:

Ю.В.Андропов, его

реформы.

1

1

Участие в

семинарском

занятии

25

М.С.Горбачев и

Б.Н.Ельцин: успехи и

неудачи реформ.

1

1

Работа с

документами.

26 - 27

Современные российские

реформаторы.

2

1

1

Участие в

семинарском

занятии

28 - 30

Итоговое занятие. Защита

проектов по теме:

«История в лицах».

«Реформаторы и

реформы»

3

3

Защита проектов

Итого

30

13

7

10

Литература:

1. Аверх А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 2005.

2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

3. Журнал «Преподавание истории в школе». - № 1-12; 2005 - 2013.

4. А.Захарова Л. Г. Александр II // Вопросы истории. - 2002. -№ 6-7.

5.

История. Тренировочные

задания

повышенной

сложности

для

подготовки

к

единому

государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н.

И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.

6.

История. Учебно-тренировочные

материалы

для

подготовки

к

единому

государственному

экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.

7. Князьков С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. -М, 1991.

8. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.

9. Литвак Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива.

- М., 1999.

10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. -Воронеж:

Информатор, 2003.

11. Павленко Н. И. Петр Великий. - М., 1990.

12.Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 2006.

13.

Школьная энциклопедия

«Руссика».

История

России. XVIII-XIX

вв.

-

М.:

Олма-Пресс

Образование, 2003.

14. Чеботарева Н.И. История России на рубеже XIX – XX веков. Элективные курсы. – Волгоград,

2007. – 104 с.



В раздел образования