Автор: Напалкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Анадыря"
Населённый пункт: Анадырь, Чукотский АО
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Реформы и реформаторы"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
(протокол №1 от 30.08.2019 г)
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБОУ
«СОШ № 1 г. Анадыря»
____________Н.В.Серегина
внеурочной деятельности
«Реформы и реформаторы»
для обучающихся 9 класса
Направление: общеинтеллектуальное
Количество часов: 30
Программу разработала Напалкова Т.А.,
учитель истории и обществознания
Анадырь 2019
Введение
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии:
_
с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2001 года
№ 03-255 «О введении ФГОС ООО»;
с
основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 г. N 1897;
с
Приказом
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
31.12.2015
№1577
«О
внесении
изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 №1897»;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»»;
с
Приказом
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
31.12.2015
№1578
«О
внесении
изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от
17.05.2012 №413»;
с
Письмом
Министерства
образования
и
науки
РФ
и
Профсоюза
работников
народного
образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. N НТ-664/08/269;
с Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических
рекомендаций»;
с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1
города Анадыря»;
с
Положением
о рабочей программе учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) и
программ внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря», утвержденного приказом
№ 45-о от 08 февраля 2018 года «О внесении изменений в Положение о рабочей программе
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и программ внеурочной деятельности на основе
ФГОС НОО, ООО, СОО».
Программа
курса
«Реформы
и
реформаторы
России»
предназначена
для
изучения
учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 30 часов. Данный курс составлен на основе программы
Н.И. Чеботаревой и адаптирован в соответствии с программными требованиями учебного плана
школы.
Изучение
истории
развития
российской
цивилизации,
роли
в
ней
реформаторской
деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания,
сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей
принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.
Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Цель курса: - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это
имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего
поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной
позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые
качества личности.
Задачи курса:
1)
способствовать
развитию
гражданственности
учащихся,
приучая
их
к
диалогическому
многомерному
восприятию
общественной
деятельности,
сбалансированному
подходу
к
достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в
изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания;
5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в
группе, вести дискуссию.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения программы являются:
-
развитие
любознательности
и
формирование
интереса
к
изучению
истории,
культуры;
-
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся,
дающих
возможность
выражать своё отношение к истории различными средствами;
- формирование мотивации дальнейшего изучения истории;
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к Отечеству);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-
концепции социальной роли; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха,
связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной
деятельности (сформированность
познавательных
мотивов;
интерес
к
новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных
мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность,
быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —
приобретению новых знаний и умений).
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя
умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад
в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение приёмов исследовательской деятельности;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора
источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации,
представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.
д.;
-
развитие
коммуникативных
умений
и
овладение
опытом
межличностной
коммуникации,
корректное
ведение
диалога
и
участие
в
дискуссии,
а
также
участие
в
работе
группы
в
соответствии с обозначенной ролью.
Воспитательные
результаты: приобретение
школьником
социальных
знаний;
получение
школьником
опыта
переживания
и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества,
ценностного
отношения
к
социальной
реальности
в
целом;
получение
школьником
опыта
самостоятельного общественного действия.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса:
В результате изучения курса ученик должен:
Знать:
1) Основные исторические события, связанные с реформами в стране;
2)
Основные персоналии реформаторов России.
Уметь:
1) Систематизировать знания о реформе и реформаторах;
2) Подбирать литературу по заданной теме, пользоваться ею для выполнения творческих заданий;
3) Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
4) Самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Понимать:
1) Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию;
2) Сохранение исторической памяти.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в
обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом
возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь
отводится
внутрипредметным
связям,
нацеленным
на
просвещение
учащихся,
высказывание
личностных
оценок,
практическому
применению
полученных
знаний.
Иными
словами,
ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
•
анализ и сопоставление фактов;
•
работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
•
анализ документов;
•
оформление сообщений и рефератов.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных
умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные
предметные умения и навыки:
• определять достоверность исторических фактов;
• устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
• сравнивать
предлагаемые
исторические
события,
исторические
личности,
анализировать,
оценивать, выявляя сходства и различия;
• высказывать
суждения
об
изученном
материале,
версиях,
существующих
в
различных
источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса следующие
формы и приемы:
•
лекции с последующим опросом;
•
лекции с обсуждением документов;
•
беседы;
•
семинары;
•
практические работы;
•
«мозговой штурм»;
•
викторины;
•
проектная деятельность.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и
формирование творческих умений, таких как:
•
умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
•
умение выдвинуть гипотезу;
•
умение делать обобщения;
•
умение систематизировать материал;
•
умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
•
умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
•
умение
планировать
и
анализировать
свою
деятельность
(составлять
план,
ставить
цели,
сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
•
умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы
оценить
образовательную
деятельность
учащихся,
важно
не
только
уделять
внимание
развернутым
ответам,
в
которых
проявляется
готовность
связно,
образно
излагать
факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет
использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение
исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
• соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
• называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
• сравнивать исторические события и исторических деятелей;
• излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
излагать оценки событий и личностей;
• сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
•
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории,
их оценку.
Оборудование:
комплекты
настенных
карт,
атласов
по
истории
России,
иллюстративный,
справочный
материал,
научную
и
методическую
литературу,
дидактический
и
раздаточный
материал, аудио- и видеоаппаратуру (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIXв.», «Россия в
XIXв.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия вXVIIв.», «Российская империя во второй половине XIX
в.» и др.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИИ»
№
Разделы
Содержание
Формы
организации
Виды
деятельности
1
Тема
1.
Российское
реформаторст
во (2 часа).
Введение. Структура курса и его
особенности. Что такое реформа?
Кого мы назовем реформатором?
Р е ф о р м а
и
р е в о л ю ц и я ,
с р а в н и т е л ь н ы й
а н а л и з .
Положительные
и
отрицательные
стороны
реформ.
Проведение
реформы
«сверху».
Роль
ре-
ф о р м а т о р о в
в
р а з в и т и и
российского государства.
Лекция
«Российское
реформаторст
во».
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения
по теме.
Подбор
материалов
2
Тема
2.
Первые
отечественны
е
реформаторы
и их преобра-
з о в а н и я (2
часа).
Первые
русские
реформаторы:
княгиня Ольга и Владимир Свя-
тославович.
Их
роль
в
развитии
русского
государства.
Админист-
ративно-финансовая
реформа
княгини Ольги. Крещение Руси -
коренное преобразование русской
истории. Ярослав Мудрый.
Практическо
е
з а н я т и е
« Ч т о
т а к о е
реформа?».
Р а б о т а
с
документами,
анализ
информации,
обсуждение
3
Тема
4.
Иван
III (1 час).
Образование
единого
Русского
г о с у д а р с т в а .
З а в е р ш е н и е
присоединения
большинства
русских
земель
к
Московскому
княжеству. Судебник 1497 года и
его
значение
для
укрепления
единого государства.
Лекция.
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения
по теме.
Подбор
материалов
4
Тема
4.
Иван
Гр о з н ы й
( 2
часа).
Причины
проведения
реформ
в
XVI
веке.
Реформаторская
дея-
тельность
Избранной
рады.
Роль
протопопа
Сильвестра,
Алексея
Адашева,
Андрея
Курбского
в
деятельности
Избранной
рады.
И в а н
Г р о з н ы й
и
е г о
преобразования.
Опричнина:
причины
ее
возникновения
и
результаты.
Лекция
«Реформы
XVI
в е к а :
Избранная
рада
и
Иван
Грозный»
Семинар
«Иван
Грозный:
ч е л о в е к
и
правитель».
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения
по теме.
Подбор
материалов
5
Тема 5. Петр I
Причины
проведения
реформ
в
Практическо
Р а б о т а
с
(2 часа).
начале XVIII
в.
Цели
реформа-
торской
деятельности
Петра I.
Какой
хотел
видеть
с т р а н у
великий
реформатор.
Методы
достижения цели. Петр I: человек
и
п р а в ит е л ь .
И т о г и
реформаторской
деятельности
Петра I.
е
з а н я т и е
«
П е
т
р I:
тиран или...».
документами,
анализ
информации,
обсуждение
6
Т е м а
6 .
Екатерина II
и
Александр
I. (2 часа).
«Просвещенный
абсолютизм»
Екатерины
Великой.
Уложенная
комиссия,
реформы
органов
власти
и
управления.
«Дней
Алекс андровых
п р е к р а с н о е
начало…»:
реформы
первого
д е с я т и л е т и я
п р а в л е н и я .
Негласный комитет.
Практическо
е занятие
Р а б о т а
с
документами,
анализ
информации,
обсуждение
7
Т е м а
7 .
Реформы
Государственн
ого
устройства.
М.М.
Сперанский.
(1 час).
Личность
М.М.
Сперанского.
П р о е к т
г о с у д а р с т в е н н ы х
преобразований. Государственный
совет. Судьба проекта.
Семинарское
занятие.
Р а б о т а
с
информацией
,
историческим
и
источниками
Т е м а
8 .
Реформаторы
Николаевског
о
царствования
:
П . Д .
Киселев,
Е.Ф.
Канкрин.
(1
час).
Приход к власти Николая I. Цели и
направления внутренней политики
Николая
I.
Усиление
реакции.
Ук р е п л е н и е
с а м о д е р ж а в и я .
Личности
П.Д.
Киселева
и
Е.Ф.
Канкрина. Суть их реформ.
Семинарское
занятие.
Р а б о т а
с
информацией
,
историческим
и
источниками
Т е м а
9 .
Александр II:
великие
реформы
( 2
час).
Личность Александра II. Причины
проведения
реформ
во
второй
половине XIX в. Цели и методы
проведения
ре форм
вт о р о й
половины XIX
в.
Особенности
п о д г о т о в к и
и
п р о в е д е н и я
крестьянской
реформы.
Значение
реформ Александра II.
Практическо
е
з а н я т и е
«Великие
реформы».
Р а б о т а
с
документами,
анализ
информации,
обсуждение
Т е м а
1 0 .
«Диктатура
сердца»
М.Т.
Лорис-
Меликова.
(1
час).
Личность
М.Т.
Лорис-Меликова.
Борьба
власти
с
политической
а к т и в н о с т ь ю
о б щ е с т в а :
реорганизация
репре ссивных
органов, преследования, попытки
с о т р у д н и ч е с т в а
с
общественностью
(«бархатная
диктатура»).
«Конституция»
М.Т.
Лори с -Ме ли кова .
Уб и й с т в о
Л
ЕКЦИЯ
.
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения
по теме.
Подбор
Александра II.
материалов
Т е м а
1 1 .
Реформаторск
ая
деятельность
Н.Ч.
Бунге
и
И.А.
Вышеградско
го. (1 час).
Личность
Н.Ч.
Бунге
и
И.А.
В ы ш е г р а д с к о г о
и
и х
реформаторская деятельность.
Семинарское
занятие.
Р а б о т а
с
информацией
,
историческим
и
источниками
Тема 12. С.Ю.
Витте:
ч е л о в е к
и
политик.
( 1
час).
Личность. Проект реформ.
Лекция «С.Ю.
Витте:
ч е л о в е к
и
политик».
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения
по теме.
Подбор
материалов
Т е м а
1 3 .
Последний
реформатор
Российской
и м п е р и и . (2
час).
«П.
А.
Столыпин
-
последний
реформатор Российской империи».
Личность
П.
А.
Столыпина
-
последнего
реформатора
Россий-
ской империи. Деятельность П. А.
Столыпина.
Аграрная
реформа:
содержание
и
осуществление.
И т о г и
р е ф о р м а т о р с к о й
деятельности П. А. Столыпина.
Лекция.
Семинарское
занятие.
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения
по теме.
Подбор
материалов
Т е м а
1 4 .
Исторические
портреты
П.Н.
Милюкова
и
А.И.
Гучкова.
(1 час).
Личности П.Н. Милюкова и А.И.
Гучкова.
Роль
П.Н.
Милюкова
и
А.И.
Гучкова
в
формировании
либера ль ны х
п о л и т и ч е с к и х
партий.
Семинарское
занятие.
Р а б о т а
с
информацией
,
историческим
и
источниками
Тема 15. Воин,
полководец,
патриот – Г.К.
Ж у к о в .
( 1
час).
Великий
полководец
Великой
Отечественной войны Г.К.Жуков.
Практическо
е занятие.
Р а б о т а
с
документами,
анализ
информации,
обсуждение
Т е м а
1 6 .
Первый
секретарь ЦК
КПСС – Н.С.
Х р у щ е в .
( 1
час).
Лидер
СССР
в
1953
–
середине
1 9 6 0 - х г . г .
Н . С . Х р у щ ё в .
Реабилитация
жертв
Сталинских
репрессий.
Развитие
науки
и
образования,
научно-техническая
революция
в
СССР.
Духовная
ж и з н ь .
В н е ш н я я
п о л и т и к а .
М и р н о е
с о с у щ е с т в о в а н и е
г о с у д а р с т в
с
р а з л и ч н ы м
общественным
строем
(успехи
и
Лекция.
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения
по теме.
Подбор
материалов
противоречия).
Т е м а
1 7 .
Исторический
портрет
А.Н.
Косыгина.
Предтечи
перестройки:
Ю.В.
Андропов, его
реформы.
(1
час).
Личность А.Н. Косыгина, проект
его
экономиче ских
р е ф о рм .
Личность
Ю.В.
Андропова,
его
реформы.
Семинарское
занятие.
Р а б о т а
с
информацией
,
историческим
и
источниками
Тема 18. М.С.
Го р б ач е в
и
Б.Н.
Ельцин:
у с п е х и
и
неудачи
р е ф о р м .
( 1
час).
Л и ч н о с т ь
М . С .
Го р б а ч е в а .
Перестройка основ экономической
и
политической
жизни
в
стране.
Личность Б.Н. Ельцина. Успехи и
неудачи реформ.
Лекция.
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения по
теме. Подбор
материалов
Т е м а
1 9 .
Современные
российские
реформаторы.
(2 часа).
Л и ч н о с т и
с о в р е м е н н ы х
р е ф о рм ато р о в .
П р о в е д е н и е
реформ в стране. Судьба реформ и
реформаторов в России.
Л е к ц и я
и
семинарское
занятие.
Восприятие и
анализ
информации,
сообщаемой
учителем.
Составление
плана
сообщения по
теме. Подбор
материалов
Итоговое
з а н я т и е
( 3
часа).
Защита
проектов
п о
т е м е :
«История в лицах». Реформаторы
и реформы»
Защита
проектов
Защита
проектов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИИ»
№ п/п
Наименование тем
Всего
часов
В том числе
Формы кон-
троля
Лек-
ции
Прак-
тика
Се-
минары
1
2
3
4
5
6
7
1 – 2
Введение. Российское
реформаторство.
2
2
Тест
3 – 4
Первые отечественные
реформаторы и их
преобразования.
2
2
Письменная
работа
5
Иван III.
1
1
Тест
6 – 7
Иван Грозный.
2
1
1
Участие в
семинаре
8 – 9
Петр I.
2
2
Письменная
работа
10 - 11
Екатерина II и
Александр I.
2
2
Семинарское
занятие
12
Реформы
Государственного
устройства. М.М.
Сперанский.
1
1
Эссе
13
Реформаторы
Николаевского
царствования: П.Д.
Киселев, Е.Ф. Канкрин.
1
1
Участие в
семинаре.
14 - 15
Александр II: великие
реформы
2
1
1
Письменная
работа
16
«Диктатура сердца» М.Т.
Лорис-Меликова.
1
1
Эссе
17
Реформаторская
деятельность Н.Ч.Бунге и
И.А. Вышеградского.
1
1
Участие в
семинарском
занятии
18
С.Ю.Витте: человек и
политик.
1
1
Тест
19 - 20
Последний реформатор
Российской империи:
П.А.Столыпин
2
1
1
Участие в
семинарском
занятии
21
Исторические портреты
П.Н.Милюкова и
А.И.Гучкова.
1
1
Участие в
семинарском
занятии
22
Воин, полководец,
патриот – Г.К.Жуков.
1
1
Эссе
23
Первый секретарь ЦК
КПСС – Н.С.Хрущев.
1
1
Тест
24
Исторический портрет
А.Н.Косыгина. Предтече
перестройки:
Ю.В.Андропов, его
реформы.
1
1
Участие в
семинарском
занятии
25
М.С.Горбачев и
Б.Н.Ельцин: успехи и
неудачи реформ.
1
1
Работа с
документами.
26 - 27
Современные российские
реформаторы.
2
1
1
Участие в
семинарском
занятии
28 - 30
Итоговое занятие. Защита
проектов по теме:
«История в лицах».
«Реформаторы и
реформы»
3
3
Защита проектов
Итого
30
13
7
10
Литература:
1. Аверх А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 2005.
2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Журнал «Преподавание истории в школе». - № 1-12; 2005 - 2013.
4. А.Захарова Л. Г. Александр II // Вопросы истории. - 2002. -№ 6-7.
5.
История. Тренировочные
задания
повышенной
сложности
для
подготовки
к
единому
государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н.
И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.
6.
История. Учебно-тренировочные
материалы
для
подготовки
к
единому
государственному
экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. -М, 1991.
8. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
9. Литвак Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива.
- М., 1999.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. -Воронеж:
Информатор, 2003.
11. Павленко Н. И. Петр Великий. - М., 1990.
12.Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 2006.
13.
Школьная энциклопедия
«Руссика».
История
России. XVIII-XIX
вв.
-
М.:
Олма-Пресс
Образование, 2003.
14. Чеботарева Н.И. История России на рубеже XIX – XX веков. Элективные курсы. – Волгоград,
2007. – 104 с.