Автор: Напалкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Анадыря"
Населённый пункт: Анадырь, Чукотский АО
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Я и моё Отечество"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
(протокол №1 от 29.08.2018 г)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ
«СОШ № 1 г. Анадыря»
____________О.А.Британова
№ 193-о от «25» мая 2018 г
внеурочной деятельности
«Я и моё Отечество»
для обучающихся 6.1 – 6.8 класса
Направление: гражданско-патриотическое
Количество часов: 30
Программу разработала Напалкова Т.А.,
учитель истории и обществознания
Анадырь 2018
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии:
_ с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2001
года № 03-255 «О введении ФГОС ООО»;
с
основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении
изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
РФ от 17.12.2010 №1897»;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»»;
с Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578 «О внесении
изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ
от 17.05.2012 №413»;
с Письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного
образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. N НТ-664/08/269;
с Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических
рекомендаций»;
с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1
города Анадыря»;
с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и
программ внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря», утвержденного
приказом № 197-о от 25 мая 2016 года.
Гражданско-патриотическое
воспитание
–
одно
из
приоритетных
направлений
работы
современной школы. Политическая и экономическая ситуация России последних двух десятилетий
привела
к
тому,
что
молодежь
утратила
веру
в
величие
и
самодостаточность
своей
страны.
Подрастающее
поколение
сменило
ценностные
ориентиры.
Во
многом
утрачено
чувство
ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом. Стала более заметной
утрата традиционного российского патриотического сознания. Поэтому очевидна актуальность
выбора
патриотического
направления
в
воспитательной
работе
с
учащимися
среднего
звена.
Современное
общественное
развитие
Российской
Федерации
поставило
задачу
духовного
возрождения российского народа.
Важнейшей задачей школы на сегодняшний день является воспитание личности, способной
освоить важнейшую социальную роль – роль гражданина и патриота своей страны. Воспитание
гражданина – это стратегическая задача, результат решения которой отнесен в будущее.
Не
только
на
основе
возвышающихся
чувств
патриотизма
и
национальных
святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и
независимость, но и на знании истории своей страны, знании славных страниц истории русского
оружия.
История способствует
сохранению материальных и духовных ценностей общества,
развивает достоинство личности. Поэтому данная программа представляет собой интегративный
курс по истории и обществознанию, направленный на воспитание патриотизма, формирование
личности, способной ценить исторический вклад народов России в национальную и мировую
культуру.
Формирование
в
молодежи
таких
качеств,
как
гражданственность,
уважение
к
правам
и
свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов
государственной
политики
в
области
образования,
закрепленных
в
Законе
“Об
образовании”
Российской
Федерации.
Необходимо
использовать
все
возможные
средства
для
воспитания
у
учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины.
Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более
действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего
народа.
Программа «Я и моё Отечество» составлена в соответствии с Государственной программой
«Патриотическое воспитание граждан РФ».
Цель программы - формирование и развитие социально активной личности гражданина и
патриота,
обладающей
чувством
национальной
гордости,
гражданского
достоинства,
любви
к
Отечеству, своему народу, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края,
своего города.
Для достижения цели в программе поставлены следующие задачи:
- воспитание духовной, нравственной и физически здоровой личности на основе исторических
традиций России, родного края;
- знакомство с историей героизма российского народа, славными страницами истории русского
оружия;
-
формирование
уважения
к
законам,
нравственным
нормам
общества
и
необходимости
выполнения их в жизни;
- воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему
миру;
- формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его
великим свершениям и достойным страницам прошлого;
- совершенствование форм краеведческой работы с учащимися;
- продолжение работы над проектом «Лента времени».
Основные направления:
Духовно-нравственное – осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров,
социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться
ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое – осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности
с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и
исторической ответственности за происходящее в обществе;
Гражданско-патриотическое
воспитание
–
формирование
правовой
культуры
и
законопослушности,
навыков
оценки
политических
и
правовых
событий
и
процессов
обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему
народу и выполнению конституционного долга;
Социально-патриотическое – активизация духовно-нравственной и культурно-исторической
преемственности
поколений,
формирование
активной
жизненной
позиции,
проявление
чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста;
Военно-патриотическое
–
формирование
высокого
патриотического
сознания,
идей
служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских
традиций;
Героико-патриотическое – пропаганда героических профессий, знаменитых героических и
исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям
предков и их традиций;
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
историко-культурное, духовное наследие своей страны,
нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Личностные результаты:
осознание
себя
членом
общества
и
государства,
самоопределение
своей
российской
гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее
истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение
к
людям
других
национальностей,
вероисповедания,
культуры
на
основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность
к
адекватной
самооценке
с
опорой
на
знание
основных
моральных
норм,
требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную
на познание закономерностей социальной действительности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать
тексты, пересказы, ответы товарищей,
совершенствование
логичности,
доказательности
суждений,
умозаключений,
выводов,
установление причинно-следственных связей, закономерностей,
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
совершенствование в умениях анализа использования историко-литературных источников,
художественного наследия для приобретения знаний по истории;
Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли
человека в нем;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания учащегося 6 класса),
необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о
понятиях: равноправие,
закон,
права
человека,
религия,
вероисповедание,
социальная
помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство,
социальная
защита,
инвалид,
милосердие,
родословная,
здоровый
образ
жизни,
дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.Знание значения
ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и
обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы,
населяющие
Россию
(в
отдельных
примерах);
международное
сотрудничество,
общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение
основами
правовой
грамотности,
правилами
правового
и
нравственного
поведения,
знание поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых
событий в истории материальной и духовной культуры России, своего региона;
умение
пользоваться
картой
(в
определении
границ
России,
крупных
ее
городов),
рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить
примеры достопримечательностей родного края;
умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и
современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических
и культурных памятников страны;
умение работать с Лентой времени, использовать ее как источник исторической информации.
Формы организации образовательного процесса:
При
организации
занятий
внеурочной
деятельности
очень
важно
учитывать
психолого-
возрастные особенности учеников. В 6 классах целесообразно использовать такие формы, которые
развивают
воображение;
дают
возможность
проявить
творческую
активность
с
помощью
художественной,
постановочной
деятельности;
формируют
первичные
исследовательские
способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок- аукцион, урок – театр,
интервью
с
героем,
интерактивный
урок.
Вместе
с
тем
необходимо
прививать
навыки
исследовательской и проектной деятельности.
Содержание программы.
№
Темы
Содержание
Формы
организации
Виды
деятельности
1.
Раздел I.
Страницы
истории
Отечества.
Россия на Ленте времени.
Россия от Рюрика до
Ивана Грозного.
Известные реформаторы
эпохи: княгиня Ольга,
Владимир I Креститель,
Ярослав Мудрый,
Владимир Мономах,
Иван III и Иван Грозный.
Славные страницы
истории русского оружия.
Великие русские
полководцы А. Невский,
Д. Донской. Культурное
наследие Руси и России.
Федор Иоаннович и
Борис Годунов. Смутное
время в России:
династический кризис,
самозванство,
семибоярщина,
иностранная
интервенция. Борьба
первого и второго
ополчения с
иностранными
интервентами. Подвиг К.
Минина и Д. Пожарского.
Выход из кризиса:
избрание новой династии
Романовых.
XVII век: экономическое
и социальное развитие,
урок - ролевая
игра, урок-
путешествие,
урок-
викторина,
урок- аукцион,
урок-
исследование,
беседы,
подготовка и
защита
проектов.
Познавательная
Исследовательская
Проектная
бунты и восстания,
церковный раскол.
Культурное наследие
России XVII века.
2
Раздел II.
Я и моя
семья.
История семьи в истории
Родины. Родословное
древо семьи.
Родословная моей семьи.
Подготовка и
защита
проектов
Исследовательская
Проектная
3
Раздел III.
Я и мой
край.
Малая Родина – Чукотка.
Становление Анадырской
округи. Чукотка в годы
революций и
Гражданской войны.
Чукотка в 1920-1930-е
годы: развитие
экономики, культуры,
образования.
Анадырь в 1920-1930-е гг.
Работа над проектом
«Анадырь в 1920-1940-х
годах на Ленте времени».
Итоговый проект –
круглый стол по теме
«Герой моего Отечества».
урок - ролевая
игра, урок-
путешествие,
урок
-викторина,
урок- аукцион,
беседы,
подготовка и
защита
проектов.
Познавательная
Исследовательская
Проектная
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Название темы (раздела), урока
Кол-
во
часов
Дата
Раздел I. Страницы истории Отечества
14
1.
Введение. Мировая история на Ленте времени.
1
2.
Мировая история на Ленте времени.
1
3.
Россия от Рюрика до Ивана Грозного на Ленте времени.
1
4.
Россия от Рюрика до Ивана Грозного на Ленте времени.
1
5.
Россия в период правления Федора Иоанновича и Бориса
Годунова.
1
6.
Россия в период правления Федора Иоанновича и Бориса
Годунова.
1
7.
Смутное время в России.
1
8.
Смутное время в России.
1
9.
Подвиг второго ополчения. К.Минин и Д. Пожарский -
национальные герои.
1
10.
Романовы: начало династии.
1
11.
XVII век: экономика и социальные отношения.
1
12.
Бунташный век.
1
13.
Реформы Патриарха Никона. Церковный раскол.
1
14.
Культурное наследие России XVIIвека.
1
Раздел II. Я и моя семья
4
15.
«История семьи в истории Родины».
1
16.
«История семьи в истории Родины».
1
17.
Родословное древо семьи.
1
18.
«Родословная моей семьи». Защита презентаций.
1
Раздел III. Я и мой край
12
19.
Моя малая Родина - Чукотка
1
20.
Чукотка в годы революций и Гражданской войны
1
21.
Чукотка в 1920-1930-е годы
1
22.
Анадырь в 1920-1930-е годы
1
23-26
Работа над проектом «Анадырь в 1920-1940-х годах на
Ленте времени».
4
27-28
Защита проекта «Анадырь в 1920-1940-х годах на Ленте
времени».
2
29-30
Итоговое занятие. Круглый стол по теме «Герой моего
Отечества»
2
Итого: 30 часов
Список литературы для учителя:
1.
Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. М.:
Айрис – пресс, 2003.
2.
Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа,
2002.
3.
Варакина И. И., Парецкова С. В. Календарь знаменательных дат: классные часы на
патриотические темы. Волгоград, Учитель, 2007 год.
4.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 2010 год;
5.
История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс / В.В. Сухов и
др. М.: Дрофа, 2000.
6.
История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В.Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.
7.
Мифологический
словарь:
Книга
для
учащихся
/
М.Н.Ботвинник,
Б.М.Коган
и
др.
М.:
Просвещение, 1993.
8.
Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005
год;
9.
Я познаю мир: Дет.энцикл. : История / Сост. Н.В.Чуакова, А.В. Громов. М. : ТКО «АСТ»,
1995.