Напоминание

"Я и моё Отечество"


Автор: Напалкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Анадыря"
Населённый пункт: Анадырь, Чукотский АО
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Я и моё Отечество"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

(протокол №1 от 29.08.2018 г)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ

«СОШ № 1 г. Анадыря»

____________О.А.Британова

№ 193-о от «25» мая 2018 г

внеурочной деятельности

«Я и моё Отечество»

для обучающихся 6.1 – 6.8 класса

Направление: гражданско-патриотическое

Количество часов: 30

Программу разработала Напалкова Т.А.,

учитель истории и обществознания

Анадырь 2018

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии:

_ с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2001

года № 03-255 «О введении ФГОС ООО»;

с

основными

положениями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки

РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897;

с Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении

изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки

РФ от 17.12.2010 №1897»;

с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении

изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря

2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования»»;

с Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578 «О внесении

изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ

от 17.05.2012 №413»;

с Письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного

образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. N НТ-664/08/269;

с Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических

рекомендаций»;

с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1

города Анадыря»;

с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и

программ внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря», утвержденного

приказом № 197-о от 25 мая 2016 года.

Гражданско-патриотическое

воспитание

одно

из

приоритетных

направлений

работы

современной школы. Политическая и экономическая ситуация России последних двух десятилетий

привела

к

тому,

что

молодежь

утратила

веру

в

величие

и

самодостаточность

своей

страны.

Подрастающее

поколение

сменило

ценностные

ориентиры.

Во

многом

утрачено

чувство

ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом. Стала более заметной

утрата традиционного российского патриотического сознания. Поэтому очевидна актуальность

выбора

патриотического

направления

в

воспитательной

работе

с

учащимися

среднего

звена.

Современное

общественное

развитие

Российской

Федерации

поставило

задачу

духовного

возрождения российского народа.

Важнейшей задачей школы на сегодняшний день является воспитание личности, способной

освоить важнейшую социальную роль – роль гражданина и патриота своей страны. Воспитание

гражданина – это стратегическая задача, результат решения которой отнесен в будущее.

Не

только

на

основе

возвышающихся

чувств

патриотизма

и

национальных

святынь

укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и

независимость, но и на знании истории своей страны, знании славных страниц истории русского

оружия.

История способствует

сохранению материальных и духовных ценностей общества,

развивает достоинство личности. Поэтому данная программа представляет собой интегративный

курс по истории и обществознанию, направленный на воспитание патриотизма, формирование

личности, способной ценить исторический вклад народов России в национальную и мировую

культуру.

Формирование

в

молодежи

таких

качеств,

как

гражданственность,

уважение

к

правам

и

свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов

государственной

политики

в

области

образования,

закрепленных

в

Законе

“Об

образовании”

Российской

Федерации.

Необходимо

использовать

все

возможные

средства

для

воспитания

у

учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины.

Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более

действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего

народа.

Программа «Я и моё Отечество» составлена в соответствии с Государственной программой

«Патриотическое воспитание граждан РФ».

Цель программы - формирование и развитие социально активной личности гражданина и

патриота,

обладающей

чувством

национальной

гордости,

гражданского

достоинства,

любви

к

Отечеству, своему народу, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края,

своего города.

Для достижения цели в программе поставлены следующие задачи:

- воспитание духовной, нравственной и физически здоровой личности на основе исторических

традиций России, родного края;

- знакомство с историей героизма российского народа, славными страницами истории русского

оружия;

-

формирование

уважения

к

законам,

нравственным

нормам

общества

и

необходимости

выполнения их в жизни;

- воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему

миру;

- формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его

великим свершениям и достойным страницам прошлого;

- совершенствование форм краеведческой работы с учащимися;

- продолжение работы над проектом «Лента времени».

Основные направления:

Духовно-нравственное – осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров,

социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться

ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое – осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности

с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и

исторической ответственности за происходящее в обществе;

Гражданско-патриотическое

воспитание

формирование

правовой

культуры

и

законопослушности,

навыков

оценки

политических

и

правовых

событий

и

процессов

обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему

народу и выполнению конституционного долга;

Социально-патриотическое – активизация духовно-нравственной и культурно-исторической

преемственности

поколений,

формирование

активной

жизненной

позиции,

проявление

чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста;

Военно-патриотическое

формирование

высокого

патриотического

сознания,

идей

служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских

традиций;

Героико-патриотическое – пропаганда героических профессий, знаменитых героических и

исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям

предков и их традиций;

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

историко-культурное, духовное наследие своей страны,

нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,

основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.

Должны уметь:

применять полученные знания на практике;

работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

формировать собственную позицию;

вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты:

осознание

себя

членом

общества

и

государства,

самоопределение

своей

российской

гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее

истории и культуре;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного

отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение

к

людям

других

национальностей,

вероисповедания,

культуры

на

основе

понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность

к

адекватной

самооценке

с

опорой

на

знание

основных

моральных

норм,

требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за

свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную

на познание закономерностей социальной действительности;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в

сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать

тексты, пересказы, ответы товарищей,

совершенствование

логичности,

доказательности

суждений,

умозаключений,

выводов,

установление причинно-следственных связей, закономерностей,

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

совершенствование в умениях анализа использования историко-литературных источников,

художественного наследия для приобретения знаний по истории;

Предметные результаты:

усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли

человека в нем;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания учащегося 6 класса),

необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о

понятиях: равноправие,

закон,

права

человека,

религия,

вероисповедание,

социальная

помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство,

социальная

защита,

инвалид,

милосердие,

родословная,

здоровый

образ

жизни,

дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.Знание значения

ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и

обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы,

населяющие

Россию

отдельных

примерах);

международное

сотрудничество,

общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

овладение

основами

правовой

грамотности,

правилами

правового

и

нравственного

поведения,

знание поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых

событий в истории материальной и духовной культуры России, своего региона;

умение

пользоваться

картой

определении

границ

России,

крупных

ее

городов),

рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить

примеры достопримечательностей родного края;

умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и

современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических

и культурных памятников страны;

умение работать с Лентой времени, использовать ее как источник исторической информации.

Формы организации образовательного процесса:

При

организации

занятий

внеурочной

деятельности

очень

важно

учитывать

психолого-

возрастные особенности учеников. В 6 классах целесообразно использовать такие формы, которые

развивают

воображение;

дают

возможность

проявить

творческую

активность

с

помощью

художественной,

постановочной

деятельности;

формируют

первичные

исследовательские

способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок- аукцион, урок – театр,

интервью

с

героем,

интерактивный

урок.

Вместе

с

тем

необходимо

прививать

навыки

исследовательской и проектной деятельности.

Содержание программы.

Темы

Содержание

Формы

организации

Виды

деятельности

1.

Раздел I.

Страницы

истории

Отечества.

Россия на Ленте времени.

Россия от Рюрика до

Ивана Грозного.

Известные реформаторы

эпохи: княгиня Ольга,

Владимир I Креститель,

Ярослав Мудрый,

Владимир Мономах,

Иван III и Иван Грозный.

Славные страницы

истории русского оружия.

Великие русские

полководцы А. Невский,

Д. Донской. Культурное

наследие Руси и России.

Федор Иоаннович и

Борис Годунов. Смутное

время в России:

династический кризис,

самозванство,

семибоярщина,

иностранная

интервенция. Борьба

первого и второго

ополчения с

иностранными

интервентами. Подвиг К.

Минина и Д. Пожарского.

Выход из кризиса:

избрание новой династии

Романовых.

XVII век: экономическое

и социальное развитие,

урок - ролевая

игра, урок-

путешествие,

урок-

викторина,

урок- аукцион,

урок-

исследование,

беседы,

подготовка и

защита

проектов.

Познавательная

Исследовательская

Проектная

бунты и восстания,

церковный раскол.

Культурное наследие

России XVII века.

2

Раздел II.

Я и моя

семья.

История семьи в истории

Родины. Родословное

древо семьи.

Родословная моей семьи.

Подготовка и

защита

проектов

Исследовательская

Проектная

3

Раздел III.

Я и мой

край.

Малая Родина – Чукотка.

Становление Анадырской

округи. Чукотка в годы

революций и

Гражданской войны.

Чукотка в 1920-1930-е

годы: развитие

экономики, культуры,

образования.

Анадырь в 1920-1930-е гг.

Работа над проектом

«Анадырь в 1920-1940-х

годах на Ленте времени».

Итоговый проект –

круглый стол по теме

«Герой моего Отечества».

урок - ролевая

игра, урок-

путешествие,

урок

-викторина,

урок- аукцион,

беседы,

подготовка и

защита

проектов.

Познавательная

Исследовательская

Проектная

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы (раздела), урока

Кол-

во

часов

Дата

Раздел I. Страницы истории Отечества

14

1.

Введение. Мировая история на Ленте времени.

1

2.

Мировая история на Ленте времени.

1

3.

Россия от Рюрика до Ивана Грозного на Ленте времени.

1

4.

Россия от Рюрика до Ивана Грозного на Ленте времени.

1

5.

Россия в период правления Федора Иоанновича и Бориса

Годунова.

1

6.

Россия в период правления Федора Иоанновича и Бориса

Годунова.

1

7.

Смутное время в России.

1

8.

Смутное время в России.

1

9.

Подвиг второго ополчения. К.Минин и Д. Пожарский -

национальные герои.

1

10.

Романовы: начало династии.

1

11.

XVII век: экономика и социальные отношения.

1

12.

Бунташный век.

1

13.

Реформы Патриарха Никона. Церковный раскол.

1

14.

Культурное наследие России XVIIвека.

1

Раздел II. Я и моя семья

4

15.

«История семьи в истории Родины».

1

16.

«История семьи в истории Родины».

1

17.

Родословное древо семьи.

1

18.

«Родословная моей семьи». Защита презентаций.

1

Раздел III. Я и мой край

12

19.

Моя малая Родина - Чукотка

1

20.

Чукотка в годы революций и Гражданской войны

1

21.

Чукотка в 1920-1930-е годы

1

22.

Анадырь в 1920-1930-е годы

1

23-26

Работа над проектом «Анадырь в 1920-1940-х годах на

Ленте времени».

4

27-28

Защита проекта «Анадырь в 1920-1940-х годах на Ленте

времени».

2

29-30

Итоговое занятие. Круглый стол по теме «Герой моего

Отечества»

2

Итого: 30 часов

Список литературы для учителя:

1.

Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. М.:

Айрис – пресс, 2003.

2.

Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа,

2002.

3.

Варакина И. И., Парецкова С. В. Календарь знаменательных дат: классные часы на

патриотические темы. Волгоград, Учитель, 2007 год.

4.

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие

для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 2010 год;

5.

История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс / В.В. Сухов и

др. М.: Дрофа, 2000.

6.

История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В.Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.

7.

Мифологический

словарь:

Книга

для

учащихся

/

М.Н.Ботвинник,

Б.М.Коган

и

др.

М.:

Просвещение, 1993.

8.

Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005

год;

9.

Я познаю мир: Дет.энцикл. : История / Сост. Н.В.Чуакова, А.В. Громов. М. : ТКО «АСТ»,

1995.



В раздел образования