Автор: Багина Ирина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование приемов формирующего оценивания"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс по теме «Использование приемов формирующего оценивания»
Цель: дать представление о приемах формирующего оценивания. Повышение
Задачи
- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса
между собой;
- познакомить с приемами формирующего оценивания;
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
Ожидаемые результаты:
учителя познакомятся с системой формирующего оценивания и методами использования
каждого вида оценивания на разных типах уроков;
участники мастер-класса смогут активно внедрять продемонстрированные приемы в свою
практическую деятельность.
Методы и приемы: групповые формы работ, исследовательская беседа.
Оборудование: корзина с яблоками, презентация, раздаточный материал.
Оборудование: карточки –задания для работы в группе, стикеры, листы самооценки, сигнальные
карточки, презентация.
Ожидаемый
результат: учителя
познакомятся
с
видами
формирующего(критериального)
оценивания, их характеристиками и методами использования каждого вида оценивания на разных
этапах урока.
- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги. Приятно вас видеть в этой аудитории, и
надеюсь, что сегодня у нас с вами интересный и полезный разговор.
- Внимание на экран. ВИДЕОФРАГМЕНТ Ералаш «Школа мечты»
- Почему сюжет так назван?
- О чем мечтает ученик?
- Почему учителям он выставил двойки?
- Как вы думаете, всегда ли ваши учащиеся довольны отметками, которые вы им выставляете?
-
Попробуйте
определить
тему
мастер
класса?
(Использование
приемов
формирующего
оценивания)
-
Возьмите
опросники
самодиагностики.
Поставьте
соответствующие
значки
на
начало
занятия.
Опросник самодиагностики
Начало
Конец
Что такое формирующее оценивание?
Что такое критериальное оценивание?
Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?
Приемы формирующего оценивания.
«+» - знаю, понимаю «?» - знаю, но сомневаюсь «-» - не знаю
ТЕОРИЯ
Согласно ФГОС, оценивать достижения должны уметь и сами обучающиеся. В связи с этим,
процесс оценивания должен быть критериальным и формирующим.
— Что такое критериальное оценивание? (оценка по критериям)
- У вас на столах лежат карандаши и листы а5. Многие из нас мечтают о загородном, сельском
доме. Нарисуйте такой дом. Оцените себя по пятибальной системе. Поменяйтесь рисунками и оцените
работу соседа.
- Все довольны отметками?
- А теперь предлагаю вам оценить рисунок соседа по обозначенным критериям.
Фундамент-1 б. Ступени-1б. Перила-1б. Дверь-1б. Окно-1б.Окно на чердаке-1б. Труба на крыше-1
б. Трава возле дома-1б. Использование не менее 3 цветов-1б. Наличие забора-1б.
Оценивание – 0-4 б.- «2» 5-6 б.- «3» 7-8 б.- «4» 9-10 б.- «5»
-
Какие
виды
оценивания
были
применены?
(самооценка,
взаимооценка
и
критериальное
оценивание)
- Насколько отличались оценки и почему? (потому что не известны критерии)
- Какую оценку было легче поставить и почему? (оценку по критериям, потому что они четкие)
- Какой из оценок вы остались довольны и почему? (первой, потому что она выше)
- Почему получились разные отметки? (неизвестны критерии)
В такой же ситуации непонимания очень часто находятся и дети. Критерии известны только
учителю, и ученик часто находится в недоумении, за что он получил ту или иную отметку.
Вывод:
итак,
критериальное
оценивание
–
это
процесс,
основанный
на
сравнении
учебных
достижений учащихся с четко определенными, коллективно разработанными, заранее известными всем
участникам
процесса
критериями,
соответствующими
целям
и
содержанию
образования,
способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
- Мы разобрались, что такое критериальное оценивание. А что же такое формирующее оценивание?
В чем его суть? Давайте порассуждаем, какова цель оценивания для учителя при традиционной системе
оценивания? (зафиксировать результат в журнале)
- А для ученика? (получить хорошую отметку)
-
При
формирующем
оценивании
изменяется
его
цель:
не
просто
зафиксировать
результат
выполнения задания, а выяснить, как идет процесс обучения на начальной, промежуточной, а не только
конечной стадии. А если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации
внести необходимые корректировки. В связи с этим можно утверждать, что критериальное оценивание-
часть формирующего оценивания.
Формирующее оценивание-это оценивание для обучения. Его задача - улучшить качество учения, а
не обеспечить основание для выставления отметок.
Суть формирующего оценивания можно представить высказыванием на слайде (Если представить
учеников в образе растений, то внешнее ( суммирующее) оценивание растений есть процесс простого
измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, на сами по
себе
они
не
влияют
на
рост
растений.
Внутреннее
(формирующее)
оценивание,
наоборот,
сродни
подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост) Фишман Ирина
Самуиловна, Голуб Галина Борисовна.
Суммирующее
оценивание
-
это
просто
их
измерение.
Может
быть
интересно
сравнить
и
проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
ФО эквивалент уходу и поливу, что непосредственно влияет на их рост.
Используя время активно и максимально эффективно, прочитайте текст, который приводится ниже,
и поработайте с представленными идеями.
Самостоятельная работа в группах. Каждая группа работает со своим текстом, отмечая
ответы на задание.
Текст для 1-ой группы:
Формативное
(формирующее)
оценивание –
это
целенаправленный
непрерывный
процесс
наблюдения
за
учением
ученика.
Формативное
оценивание
является
«неформальным»
(чаще
всего
безотметочным)
оцениванием.
Оно
основывается
на
оценивании
в
соответствии
с
критериями
и
предполагает
обратную
связь
«если
результаты
оценки
используются
в
целях
улучшения
процесса
обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)».
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в
процессе
обучения.
Корректировка
деятельности
предполагает
постановку
задач
учителем
или
совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Формативное
оценивание
дает
возможность
учителю
отслеживать
процесс
продвижения
учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а
ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Отметьте в тексте:
1.
Цель применения.
2.
На что направлено.
3.
Как организуется.
4.
Какой период длится.
5.
Кто проводит.
Текст для 2-ой группы:
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности
знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному
периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов
проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе,
проекта,
устной
презентации
и
т.п.).
Отметки,
выставленные
за
проверочные
работы,
являются
основой для определения итоговой оценки.
Цель
суммативного
оценивания –
констатирование
уровня
усвоенности
знаний
и
сформированности
умений
и
компетентностей
у
учащихся
к
определенному
периоду
времени
и
определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.
Отметьте в тексте:
1.
Цель применения.
2.
На что направлено.
3.
Как организуется.
4.
Какой период длится.
5.
Кто проводит.
- А теперь, по итогам работы с текстом, вы должны заполнить матрицу запоминания.
Матрица запоминания
ФО
СО
Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе
обучения.
+
Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и
сформированности умений и компетентностей у учащихся.
+
Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при завершении
изучения темы, раздела.
+
Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных сильных и слабых
сторон учеников.
+
Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.
+
Оценивание проводят все участники образовательного процесса в классе
+
Оценивает учитель.
+
Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными нормами
+
- А теперь проверим по готовому эталону.
- Заполните опросника самодиагностики по итогу нашего занятия.
- Поднимите руки, у кого изменились результаты.
- Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания.
Мой опыт совсем не велик, но я постоянно занимаюсь самообразованием.
Надеюсь, что приемы
формирующего оценивания, представленные на мастер-классе, окажутся вам полезными.
- В заключении занятия предлагаю вам познакомится с еще одним приемом формирующего оценивания
«Две звезды и желание». Найдите 2 положительных момента в мастер-классе и подарите 1 звезду коллеге,
который, на ваш взгляд, заслужил ее за работу на занятии. 2 звезду подарите себе и объясните, за что именно. И
выскажите пожелание всем или кому-нибудь отдельно.
Спасибо за работу.
Матрица запоминания
Формирующее
оценивание
Суммативное
оценивание
Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся
в процессе обучения.
+
Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и
сформированности умений и компетентностей у учащихся.
+
Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при
завершении изучения темы, раздела.
+
Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных
сильных и слабых сторон учеников.
+
Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.
+
Оценивание проводят все участники образовательного процесса в
классе
+
Оценивает учитель.
+
Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными
нормами
+
Матрица запоминания
Формирующее
оценивание
Суммативное
оценивание
Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся
в процессе обучения.
+
Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и
сформированности умений и компетентностей у учащихся.
+
Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при
завершении изучения темы, раздела.
+
Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных
сильных и слабых сторон учеников.
+
Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.
+
Оценивание проводят все участники образовательного процесса в
классе
+
Оценивает учитель.
+
Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными
нормами
+
Матрица запоминания
Формирующее
оценивание
Суммативное
оценивание
Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся
в процессе обучения.
+
Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и
сформированности умений и компетентностей у учащихся.
+
Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при
завершении изучения темы, раздела.
+
Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных
сильных и слабых сторон учеников.
+
Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.
+
Оценивание проводят все участники образовательного процесса в
классе
+
Оценивает учитель.
+
Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными
нормами
+
Опросник самодиагностики
Начало занятия
Конец занятия
Что такое формирующее оценивание?
Что такое критериальное оценивание?
Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?
Приемы формирующего оценивания.
«+» - знаю, понимаю
«?» - знаю, но сомневаюсь
«-» - не знаю
Опросник самодиагностики
Начало занятия
Конец занятия
Что такое формирующее оценивание?
Что такое критериальное оценивание?
Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?
Приемы формирующего оценивания.
«+» - знаю, понимаю
«?» - знаю, но сомневаюсь
«-» - не знаю
Опросник самодиагностики
Начало занятия
Конец занятия
Что такое формирующее оценивание?
Что такое критериальное оценивание?
Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?
Приемы формирующего оценивания.
«+» - знаю, понимаю
«?» - знаю, но сомневаюсь
«-» - не знаю
Опросник самодиагностики
Начало занятия
Конец занятия
Что такое формирующее оценивание?
Что такое критериальное оценивание?
Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?
Приемы формирующего оценивания.
«+» - знаю, понимаю
«?» - знаю, но сомневаюсь
«-» - не знаю
Опросник самодиагностики
Начало занятия
Конец занятия
Что такое формирующее оценивание?
Что такое критериальное оценивание?
Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?
Приемы формирующего оценивания.
«+» - знаю, понимаю
«?» - знаю, но сомневаюсь
«-» - не знаю