Напоминание

"Использование приемов формирующего оценивания"


Автор: Багина Ирина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование приемов формирующего оценивания"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс по теме «Использование приемов формирующего оценивания»

Цель: дать представление о приемах формирующего оценивания. Повышение

Задачи

- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса

между собой;

- познакомить с приемами формирующего оценивания;

- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности

Ожидаемые результаты:

учителя познакомятся с системой формирующего оценивания и методами использования

каждого вида оценивания на разных типах уроков;

участники мастер-класса смогут активно внедрять продемонстрированные приемы в свою

практическую деятельность.

Методы и приемы: групповые формы работ, исследовательская беседа.

Оборудование: корзина с яблоками, презентация, раздаточный материал.

Оборудование: карточки –задания для работы в группе, стикеры, листы самооценки, сигнальные

карточки, презентация.

Ожидаемый

результат: учителя

познакомятся

с

видами

формирующего(критериального)

оценивания, их характеристиками и методами использования каждого вида оценивания на разных

этапах урока.

- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги. Приятно вас видеть в этой аудитории, и

надеюсь, что сегодня у нас с вами интересный и полезный разговор.

- Внимание на экран. ВИДЕОФРАГМЕНТ Ералаш «Школа мечты»

- Почему сюжет так назван?

- О чем мечтает ученик?

- Почему учителям он выставил двойки?

- Как вы думаете, всегда ли ваши учащиеся довольны отметками, которые вы им выставляете?

-

Попробуйте

определить

тему

мастер

класса?

(Использование

приемов

формирующего

оценивания)

-

Возьмите

опросники

самодиагностики.

Поставьте

соответствующие

значки

на

начало

занятия.

Опросник самодиагностики

Начало

Конец

Что такое формирующее оценивание?

Что такое критериальное оценивание?

Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?

Приемы формирующего оценивания.

«+» - знаю, понимаю «?» - знаю, но сомневаюсь «-» - не знаю

ТЕОРИЯ

Согласно ФГОС, оценивать достижения должны уметь и сами обучающиеся. В связи с этим,

процесс оценивания должен быть критериальным и формирующим.

— Что такое критериальное оценивание? (оценка по критериям)

- У вас на столах лежат карандаши и листы а5. Многие из нас мечтают о загородном, сельском

доме. Нарисуйте такой дом. Оцените себя по пятибальной системе. Поменяйтесь рисунками и оцените

работу соседа.

- Все довольны отметками?

- А теперь предлагаю вам оценить рисунок соседа по обозначенным критериям.

Фундамент-1 б. Ступени-1б. Перила-1б. Дверь-1б. Окно-1б.Окно на чердаке-1б. Труба на крыше-1

б. Трава возле дома-1б. Использование не менее 3 цветов-1б. Наличие забора-1б.

Оценивание – 0-4 б.- «2» 5-6 б.- «3» 7-8 б.- «4» 9-10 б.- «5»

-

Какие

виды

оценивания

были

применены?

(самооценка,

взаимооценка

и

критериальное

оценивание)

- Насколько отличались оценки и почему? (потому что не известны критерии)

- Какую оценку было легче поставить и почему? (оценку по критериям, потому что они четкие)

- Какой из оценок вы остались довольны и почему? (первой, потому что она выше)

- Почему получились разные отметки? (неизвестны критерии)

В такой же ситуации непонимания очень часто находятся и дети. Критерии известны только

учителю, и ученик часто находится в недоумении, за что он получил ту или иную отметку.

Вывод:

итак,

критериальное

оценивание

это

процесс,

основанный

на

сравнении

учебных

достижений учащихся с четко определенными, коллективно разработанными, заранее известными всем

участникам

процесса

критериями,

соответствующими

целям

и

содержанию

образования,

способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

- Мы разобрались, что такое критериальное оценивание. А что же такое формирующее оценивание?

В чем его суть? Давайте порассуждаем, какова цель оценивания для учителя при традиционной системе

оценивания? (зафиксировать результат в журнале)

- А для ученика? (получить хорошую отметку)

-

При

формирующем

оценивании

изменяется

его

цель:

не

просто

зафиксировать

результат

выполнения задания, а выяснить, как идет процесс обучения на начальной, промежуточной, а не только

конечной стадии. А если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации

внести необходимые корректировки. В связи с этим можно утверждать, что критериальное оценивание-

часть формирующего оценивания.

Формирующее оценивание-это оценивание для обучения. Его задача - улучшить качество учения, а

не обеспечить основание для выставления отметок.

Суть формирующего оценивания можно представить высказыванием на слайде (Если представить

учеников в образе растений, то внешнее ( суммирующее) оценивание растений есть процесс простого

измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, на сами по

себе

они

не

влияют

на

рост

растений.

Внутреннее

(формирующее)

оценивание,

наоборот,

сродни

подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост) Фишман Ирина

Самуиловна, Голуб Галина Борисовна.

Суммирующее

оценивание

-

это

просто

их

измерение.

Может

быть

интересно

сравнить

и

проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

ФО эквивалент уходу и поливу, что непосредственно влияет на их рост.

Используя время активно и максимально эффективно, прочитайте текст, который приводится ниже,

и поработайте с представленными идеями.

Самостоятельная работа в группах. Каждая группа работает со своим текстом, отмечая

ответы на задание.

Текст для 1-ой группы:

Формативное

(формирующее)

оценивание –

это

целенаправленный

непрерывный

процесс

наблюдения

за

учением

ученика.

Формативное

оценивание

является

«неформальным»

(чаще

всего

безотметочным)

оцениванием.

Оно

основывается

на

оценивании

в

соответствии

с

критериями

и

предполагает

обратную

связь

«если

результаты

оценки

используются

в

целях

улучшения

процесса

обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)».

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в

процессе

обучения.

Корректировка

деятельности

предполагает

постановку

задач

учителем

или

совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное

оценивание

дает

возможность

учителю

отслеживать

процесс

продвижения

учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а

ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Отметьте в тексте:

1.

Цель применения.

2.

На что направлено.

3.

Как организуется.

4.

Какой период длится.

5.

Кто проводит.

Текст для 2-ой группы:

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности

знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному

периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов

проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе,

проекта,

устной

презентации

и

т.п.).

Отметки,

выставленные

за

проверочные

работы,

являются

основой для определения итоговой оценки.

Цель

суммативного

оценивания –

констатирование

уровня

усвоенности

знаний

и

сформированности

умений

и

компетентностей

у

учащихся

к

определенному

периоду

времени

и

определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

Отметьте в тексте:

1.

Цель применения.

2.

На что направлено.

3.

Как организуется.

4.

Какой период длится.

5.

Кто проводит.

- А теперь, по итогам работы с текстом, вы должны заполнить матрицу запоминания.

Матрица запоминания

ФО

СО

Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе

обучения.

+

Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и

сформированности умений и компетентностей у учащихся.

+

Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при завершении

изучения темы, раздела.

+

Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных сильных и слабых

сторон учеников.

+

Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.

+

Оценивание проводят все участники образовательного процесса в классе

+

Оценивает учитель.

+

Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными нормами

+

- А теперь проверим по готовому эталону.

- Заполните опросника самодиагностики по итогу нашего занятия.

- Поднимите руки, у кого изменились результаты.

- Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания.

Мой опыт совсем не велик, но я постоянно занимаюсь самообразованием.

Надеюсь, что приемы

формирующего оценивания, представленные на мастер-классе, окажутся вам полезными.

- В заключении занятия предлагаю вам познакомится с еще одним приемом формирующего оценивания

«Две звезды и желание». Найдите 2 положительных момента в мастер-классе и подарите 1 звезду коллеге,

который, на ваш взгляд, заслужил ее за работу на занятии. 2 звезду подарите себе и объясните, за что именно. И

выскажите пожелание всем или кому-нибудь отдельно.

Спасибо за работу.

Матрица запоминания

Формирующее

оценивание

Суммативное

оценивание

Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся

в процессе обучения.

+

Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и

сформированности умений и компетентностей у учащихся.

+

Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при

завершении изучения темы, раздела.

+

Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных

сильных и слабых сторон учеников.

+

Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.

+

Оценивание проводят все участники образовательного процесса в

классе

+

Оценивает учитель.

+

Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными

нормами

+

Матрица запоминания

Формирующее

оценивание

Суммативное

оценивание

Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся

в процессе обучения.

+

Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и

сформированности умений и компетентностей у учащихся.

+

Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при

завершении изучения темы, раздела.

+

Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных

сильных и слабых сторон учеников.

+

Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.

+

Оценивание проводят все участники образовательного процесса в

классе

+

Оценивает учитель.

+

Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными

нормами

+

Матрица запоминания

Формирующее

оценивание

Суммативное

оценивание

Цель применения - корректировка деятельности учителя и учащихся

в процессе обучения.

+

Проводится с целью констатирования уровня усвоенности знаний и

сформированности умений и компетентностей у учащихся.

+

Направлено на определение уровня ЗУН и компетентностей при

завершении изучения темы, раздела.

+

Направлено на улучшение процесса обучения с учетом выявленных

сильных и слабых сторон учеников.

+

Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь.

+

Оценивание проводят все участники образовательного процесса в

классе

+

Оценивает учитель.

+

Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными

нормами

+

Опросник самодиагностики

Начало занятия

Конец занятия

Что такое формирующее оценивание?

Что такое критериальное оценивание?

Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?

Приемы формирующего оценивания.

«+» - знаю, понимаю

«?» - знаю, но сомневаюсь

«-» - не знаю

Опросник самодиагностики

Начало занятия

Конец занятия

Что такое формирующее оценивание?

Что такое критериальное оценивание?

Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?

Приемы формирующего оценивания.

«+» - знаю, понимаю

«?» - знаю, но сомневаюсь

«-» - не знаю

Опросник самодиагностики

Начало занятия

Конец занятия

Что такое формирующее оценивание?

Что такое критериальное оценивание?

Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?

Приемы формирующего оценивания.

«+» - знаю, понимаю

«?» - знаю, но сомневаюсь

«-» - не знаю

Опросник самодиагностики

Начало занятия

Конец занятия

Что такое формирующее оценивание?

Что такое критериальное оценивание?

Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?

Приемы формирующего оценивания.

«+» - знаю, понимаю

«?» - знаю, но сомневаюсь

«-» - не знаю

Опросник самодиагностики

Начало занятия

Конец занятия

Что такое формирующее оценивание?

Что такое критериальное оценивание?

Чем отличается формирующее от суммативного оценивания?

Приемы формирующего оценивания.

«+» - знаю, понимаю

«?» - знаю, но сомневаюсь

«-» - не знаю



В раздел образования